Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 9 минут

Подготовка промопакета

Выступления — это первые шаги в музыкальной индустрии для абсолютного большинства музыкантов. Вы можете начать давать концерты, даже не имея официальных релизов. Именно на клубных выступлениях музыканты учатся взаимодействовать между собой, понимают, как вести себя на сцене и удерживать внимание аудитории. Благодаря концертам артисты получают и первые навыки работы в музыкальной индустрии, занимаясь менеджментом, продвижением и коммуникацией с концертными отделами клубов. Именно поэтому начать нашу инструкцию мы решили с подробного гида по организации клубного концерта.

Из чего состоит промопакет

Первое, что вам потребуется для проведения любого выступления, — подготовить ряд промоматериалов, своеобразное портфолио артиста. Оно пригодится вам как на стадии переговоров с клубом, так и на всех дальнейших этапах продвижения: эти материалы будут использоваться в ваших социальных сетях и в публикациях в СМИ.

Промопакет состоит из:

  • Пресс-релиза группы
  • Ее фотографий
  • Лайв-видео
  • Демозаписей или ссылок на лучшие треки ваших официальных релизов.

Помните, что арт-директорам клубов приходит очень много писем с предложениями о концертах. Наличие у музыканта промопакета — дополнительный аргумент в пользу того, чтобы он обратил внимание на ваше письмо.

Как подготовить пресс-релиз

Пресс-релиз — текст с базовой информацией о проекте. В нем могут содержаться общие сведения, но он может быть и привязан к конкретному событию — выходу альбома, клипа или началу тура. Многие музыканты сегодня сконцентрированы на новых форматах интернет-продвижения и недооценивают важность пресс-релиза, считая подготовку текста о группе атавизмом. Но это совсем не так. Пресс-релиз понадобится для описания группы в соцсетях, материалы из него будут использоваться в анонсах концертов на сайтах клубов, а еще этот текст станет основным источником сведений о вашем проекте для журналистов.

При составлении пресс-релиза имеет смысл идти «от противного»: все время напоминать себе, чего в нем не должно быть и как он не должен выглядеть. Не стоит давать в пресс-релизе излишние подробности вашего пути. Читать длинный текст про малоизвестного артиста никто не станет.

Кроме того, доверия к тексту никогда не прибавляют штампы. Фразы вроде «Стильные гитары, харизматичный вокал и проникновенная лирика не оставят равнодушными ни единого зрителя» не сообщают о вас решительно ничего.

И наконец, не пишите тексты по принципу «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит». Пресс-релиз, несомненно, рекламный материал, он должен подсвечивать все ваши сильные стороны. Но когда в анонсе концерта команды, выступающей в клубе на 50 человек, видишь фразы «Артист, которого ждали» и «Не пропустите главное музыкальное событие этого сезона», это вызывает лишь скепсис и не работает на привлечение публики. Напротив, если у вас есть реальные достижения (участие в крупных фестивалях, отзывы музыкальных критиков, высокая посещаемость концертов, большое количество подписчиков в социальных сетях), смело включайте их в текст.

Универсального рецепта хорошего пресс-релиза не существует. Текст может быть как экспрессивным по подаче, так и сухим, в формате новости. Он может занимать два абзаца, а может — целую страницу. Самое главное —  пресс-релиз призван рассказывать именно о вашем проекте. Сторонний читатель должен хотя бы примерно понять из него, о какой музыке идет речь.

Далеко не все музыканты владеют навыками копирайтинга. В этом случае не стесняйтесь обращаться к профессионалам: наверняка в вашем окружении есть сотрудники рекламных агентств, журналисты или промоутеры, имеющие опыт написания пресс‐релизов. За несколько тысяч рублей вы получите универсальный текст, который сможете использовать как на ваших, так и на сторонних ресурсах.

Примеры:

12 Два очень плохих пресс-релиза, найденных в расписании концертов одного из московских клубов

3 — Пресс-релиз группы «Электрофорез»

Какие фото должны быть в промопакете

У начинающих музыкантов может не быть денег на профессиональную фотосессию, и в этом случае можно сделать качественные фотографии на телефон. Но если небольшой бюджет все же есть, лучше обратиться к профессиональным фотографам. Их можно найти в разделе «Специалисты» на сайте ИМИ.

Помните: вам нужна не просто одна хорошая картинка, а несколько фотографий разных форматов (вертикальные и горизонтальные, концертные и постановочные), причем в полиграфическом качестве (с разрешением не менее 300 DPI). Это важно, потому что многие клубы используют собственные шаблоны афиш, на которых меняются только дата, изображение артиста и название концерта. Фоторедактор в СМИ также может попросить у вас концертный снимок, а не студийный. Не забывайте и о том, что для обложек событий в социальных сетях вам понадобятся горизонтальные фотографии. Если выступлений у вас еще не было или вас на них никто не фотографировал, лайв-фото можно сделать во время репетиции.

Стоит иметь в виду, что качественные снимки понадобятся не только для рекламы концертов и других промокампаний. Кроме того, профессиональные фото пригодятся для оформления аккаунтов и постов в соцсетях.

Для чего нужно качественное демо

Если у вас уже есть студийные релизы и вы представлены в стримингах, этот пункт не для вас. Если же вы только-только отрепетировали концертную программу и готовы к выступлениям, вам обязательно нужно сделать демозапись. На какое-то время она станет вашей визитной карточкой.

Сегодня многие репетиционные базы предлагают услугу живой поканальной записи с последующим сведением. Это значительно дешевле полноценной студийной записи.

Если у вас нет ресурсов для полноценной студийной работы, запишите лайвом как минимум три наиболее показательных трека. Это понадобится и для переговоров с арт-директорами клубов, и, возможно, для общения с лейблами и фестивальными промоутерами.

Примеры:

  1. Петербургский проект «Цех» записывает лайв-выступления артистов российской инди-сцены с разной аудиторией — от «Деревянных китов» и Cruel Tie до Нексюши и Гречки.
  2. Демо Сергея Сироткина из начала его карьеры. Тогда он пел на английском, спустя несколько лет его русскоязычные песни «Бейся сердце, время биться» и «Выше домов» стали хитами.

Для чего нужны качественные лайв-видео

В отличие от пресс-релиза, качественных фотографий и демозаписи, для организации клубного концерта лайв-видео необходимы далеко не всегда. Тем не менее недооценивать этот пункт не стоит.

Во-первых, многие ищут новую музыку в YouTube. Во-вторых, видео можно встроить не только в анонс на сайте клуба, но и в статьи в медиа; наличие хотя бы одного качественного ролика с лайвом станет огромным плюсом для этих материалов.

В-третьих, организаторы фестивалей очень часто просят предоставить именно видео: промоутерам важно понять, как группа звучит и выглядит живьем, насколько убедительно она будет смотреться на большой сцене. Снятые на телефон ролики с перегруженным звуком для этих целей не подойдут.

Наконец, в-четвертых, видео хорошо работают в рекламе концертов в соцсетях. Ролики можно как прикреплять к постам, так и использовать в таргетированной рекламе. Помните: на начальном этапе вам важно произвести максимальный эффект, первое впечатление — самое сильное.

Как и в случае с записью демо, сделать лайв-видео с одной песней достаточно просто и недорого. Такую услугу предоставляют и репетиционные базы, и студии звукозаписи. Картинка пишется с двух камер, звук — с пульта, затем делают быстрый монтаж и сведение. Лайв-видео будет стоить от 10 тысяч рублей в зависимости от расценок конкретной репетиционной базы на съемку, запись, сведение и монтаж. 

Конечно, по качеству такие видео будут сильно недотягивать до лайва в телеэфире и до профессиональных концертных съемок. Тем не менее для начинающей группы наличие качественно снятого концертного видео — огромный плюс при диалоге с клубными и фестивальными промоутерами.

Примеры:

  1. В рамках проекта «НОЙЗ» выходят лайв-сеты российских андеграундных групп.
  2. Электронный музыкант и резидент лейбла Hyperboloid Глеб Raumskaya выпускает сборники со своими лайвами, записанными во время трансляций на YouTube.