Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/166/image/article-2c1c3f582c4dc6fa01c56ef25de51ca8.jpgГеоргий Кожевников2020-03-12T20:40Британские независимые лейблы попытались понять Россию
Британские независимые лейблы попытались понять Россию
Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

Британские независимые лейблы попытались понять Россию

Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

В конце февраля представители ведущих независимых лейблов Англии собрались в московской гостинице Garden Ring на конференции британской Ассоциации независимой музыки (AIM). Участники встречи разбирались в том, как работает отечественный музыкальный рынок. Корреспондент «ИМИ.Журнала» посетил событие, записал фрагменты наиболее ярких выступлений, а также обсудил с британцами будущее российской независимой сцены.

Автор: Георгий Кожевников

Денис Бояринов (Colta.ru) — о состоянии отечественного музыкального бизнеса

Заработки российских музыкантов в нулевых и сегодня

«Я бы хотел начать со слов Нойза MC, который говорил, что в начале 2000-х наш рынок был крайне коррумпирован. Из продвижения существовало только телевидение и радио, которые часто включали треки в ротацию за деньги. В то же время артистам, которые не попадали под формат, было трудно заявить о себе. Все происходило на фоне падения продаж музыки из-за пиратства. В общем, ситуация плачевная. Чуть ли не единственным средством заработка для музыкантов были корпоративы.

Ситуация начала меняться буквально 10 лет назад, и Нойз MC был в центре трансформации. Можно заподозрить меня в том, что я не обо всем осведомлен, но для меня в тот момент началась настоящая революция. Для сравнения: давайте посмотрим, как в 2010 году чувствовал себя Григорий Лепс и как в 2020 году чувствует себя Тима Белорусских. Это два артиста с сопоставимым уровнем популярности. То есть можно говорить о том, что российская сцена сильно помолодела.

И если Лепс пробивался на вершину почти десятилетие, то Белорусских взлетел наверх за рекордно короткие сроки. То же самое произошло и с людьми, работающими в индустрии: все помолодели. И все это, безусловно, связано с развитием социальных сетей. В частности, с „ВКонтакте“. Еще в России очень эффективно работает Instagram, некоторые крупные блогеры даже начинают свою музыкальную карьеру и становятся заметными игроками индустрии.

На снимке: Денис Бояринов / Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

Также развитию рынка способствовали краудфандинговые платформы, позволившие артистам собирать деньги на запись альбома и поездки в туры. И, конечно, бум стриминга, начавшийся в 2016 году с легализации „ВКонтакте“. По оценкам агентства J’son & Partners Consulting, сейчас объем рынка российского стриминга составляет $72 млн. К 2021 году эксперты предсказывают его рост на 300–400%. По оценкам агентства Intermedia, доходы от физических продаж музыки в России за 2018 год принесли издателям $5,8 млн. Ну а мировой объем рынка продаж музыки в 2018 году составил $19,1 млрд, это данные IFPI. Десять главных музыкальных рынков музыки сейчас — США, Япония, Англия, Германия, Франция, Корея, Китай, Австралия, Канада, Бразилия».

Основные источники дохода российских артистов прямо сейчас

«Главным источником денег для наших музыкантов остаются концерты. Больше всего за одно выступление в России в 2019 году заработали: Rammstein ($6,6 млн), Metallica ($6 млн), „Ленинград“ ($3,7 млн), Эд Ширан ($3,6 млн), Алла Пугачева ($1,5–2 млн) и Билли Айлиш ($1,1 млн).  Для сравнения: Eagles в Америке зарабатывают за концерт $3,3 млн. В целом российская концертная индустрия растет и возвращается к докризисному уровню.

Кто занимается дистрибуцией в России? Компании Sony, Warner, Soyuz, Zhara, Gazgolder, Black Star, Orchard, Believe, ONErpm. И надо отметить, что у наших локальных дистрибьюторов показатели иногда лучше, чем у западных мейджоров. Если раньше лейблы неохотно интересовались новыми артистами, то сейчас к ним есть невероятный интерес, все хотят отхватить ноунейма, на котором можно заработать. В итоге молодые артисты получают бюджеты на издание альбомов. Средний аванс сейчас — это 1 млн рублей. Пять лет назад такое было сложно представить».

На снимке: гости конференции / Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

Российские артисты за границей

«Известны ли какие-то российские артисты за рубежом? Да, группа Pussy Riot, которая стала популярной благодаря скандалу. Их поддерживали большие западные музыканты и представители шоу-бизнеса. В итоге у Pussy Riot сейчас самый большой тур по США за всю историю группы. Другая личность — это Нина Кравиц. Беспрецедентный случай, когда один человек прорвался на международный рынок и находится в десятке топовых электронных артистов мира. Ну и группа Little Big. Они знамениты своим вирусным видеоконтентом. Последний пример международной популярности русскоязычного артиста — это рэпер Скриптонит. Его последний альбом вышел эксклюзивно на Apple Music, пластинка появилась в топовых международных плейлистах и получила беспрецедентную рекламную кампанию. Со времен группы „Тату“ такого не было.

Что же с независимыми артистами? Их охваты несопоставимы с большими именами, но у них есть шанс раскрутиться и даже существовать за рубежом. Условно их можно объединить под названием New Russian Wave. Это Кирилл Рихтер, Kate NV, Glintshake, Motorama, On-The-Go, Lucidvox, SADO OPERA, Chkbns, Fogh Depot, Shortparis».

На снимке: Дидье Госсет / Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

Представитель Европейской ассоциации независимых музыкальных компаний (IMPALA) Дидье Госсет рассказал «ИМИ.Журналу» о планах по созданию российского объединения независимых лейблов.

Когда в России появится профсоюз независимых правообладателей

«Россия — это страна с большим рынком, но достаточного количества независимых лейблов, которые хотели бы стать основой профсоюза, тут пока нет. Никто нам пока четко не сказал: „Мы, представители такого-то лейбла, заинтересованы в создании ассоциации“. Нужно, чтобы набралось 5–6 желающих. Как показывает практика, все остальные быстро присоединятся. Думаю, что в России это может произойти через 2–3 года. Представители российского музыкального рынка хотят быть ближе к европейскому. А европейские лейблы заинтересованы в молодых российских артистах. Мы здесь для того, чтобы всем стало проще работать друг с другом».

Как IMPALA помогает независимым лейблам

«Мы помогаем независимым компаниям добиваться более выгодных условий сотрудничества с IT-корпорациями, эффективно выстраивать PR-стратегии и налаживать обмен информацией внутри инди-сообщества. Финансирование нашей ассоциации происходит благодаря взносам ее участников. При этом сумма взносов рассчитывается исходя из финансовых показателей каждой конкретной компании. То есть более крупные союзы и лейблы платят больше.

Вообще, независимый лейбл, согласно нашему уставу, — это компания, участие в капитале которой не принимает мейджор-лейбл. Потому что все чаще и чаще доли независимых лейблов скупают крупные игроки. Второе условие — у лейбла не должно быть больше 5% от местного рынка.

Сейчас есть планы создать аналогичные ассоциации в Болгарии, Турции и Армении. Раньше у нас были члены из России. Например, компания „Союз“. Они ушли после кризиса 2008 года и не вернулись. Кстати, какое-то время нашим членом был и украинский лейбл „Одиссей“. Тоже вышли потом. Вообще, мы готовы принять в свои ряды любого независимого правообладателя и помогать ему более эффективно выстраивать работу».

На снимке: гости конференции / Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

О важных проектах IMPALA

«В 2008 году мы помогли запустить Merlin Network — компанию, которая защищает интересы независимых лейблов в секторе диджитал-дистрибуции. Она добивается того, чтобы стриминги платили инди-артистам столько же, сколько платят подписантам мейджор-лейблов. То есть Merlin от лица независимых лейблов следит за выплатами от Spotify, Apple Music и Deezer. Недавно взялись и за TikTok».

Светлана Галченко (Believe Music) — о том, в каких случаях артистам стоит работать с дистрибьюторами без посредников 

«У российских музыкантов иногда возникает желание пойти напрямую к дистрибьюторам. Но в этом случае артист должен четко осознавать, что они не берут на себя столько же ответственности, сколько лейблы. У лейблов обычно есть свои ресурсы, чтобы отслеживать все виды выплат, заниматься продвижением и менеджментом, в то время как дистрибьютор будет следить только за цифровыми площадками. Поэтому, если музыкант непременно хочет идти напрямую к дистрибьютору, у него должна быть команда, чтобы заниматься всеми другими вопросами».

О преимуществах Believe

«Техническая база у крупных дистрибьюторов, скажем прямо, хорошо налажена и примерно одинаковая. Но важно понимать, что, помимо этого, есть еще и личное общение. Допустим, через дистрибьютора TuneCore бывает довольно сложно что-то скорректировать. У нас есть личная поддержка. Коммуникация с интернет-магазинами через Believe происходит быстрее, мы предоставляем лейбл-менеджера, который служит посредником между артистом и платформой».

На снимке: гости конференции / Фото предоставлено британской Ассоциацией независимой музыки (AIM)

Помимо российского музыкального рынка, участники конференции успели обсудить британский

Пол Пасифико (Ассоциация независимой музыки (AIM) — о состоянии музыкальной индустрии в Англии
 

Чем занимается AIM

«Мы концентрируемся на работе с независимыми английскими правообладателями: помогаем им вводить в бизнес инновационные решения, искать финансирование, совершенствовать маркетинг, — и для этого периодически организовываем такие лекции и мероприятия, как, например, сегодняшнее. Мы — часть организации IMPALA, которая объединяет все европейские ассоциации независимой музыки».

Основные показатели британского музыкального рынка

«В 2018 году британский музыкальный рынок по объему занял третье место в мире. При этом 25% суммарного дохода индустрии пришлось на независимый сектор, в мировом рейтинге у него второй показатель по выручке. Музыкальный бизнес Великобритании принес экономике страны $5,2 млрд в 2018 году. Из этого объема $2,7 млрд составили деньги от экспорта музыки (стриминг и продажи физических носителей). По этому показателю Англию опережают только Соединенные Штаты, а на третьем месте идет Швеция. Всего в 2018 году британская музыкальная индустрия создала 190 935 рабочих мест. При этом страну посетили 11,2 млн музыкальных туристов. Они потратили в стране $4,5 млрд на разные нужды, от размещения до билетов и еды. Их присутствие в стране создало 40 540 рабочих мест».

«Суммарные диджитал-продажи музыки в Англии в 2018 году составили 76,1% (951 млн фунтов). Если в 2012 году количество стримов приносило сервисам 3,7 млрд фунтов, то в 2018 году — до 90 млрд. При этом физические носители остаются крайне значимыми в общей структуре рынка, их доля по итогам 2018 года составила 23,9% (383,2 млн фунтов) и постепенно снижается. Впрочем, стоимость музыки на пластинках и CD растет: если в 2012 году средняя цена винила была 17,6 фунта, то в 2018 году она выросла до 20,8 фунта».

«Любопытный момент — доходы от продаж альбомов (цифровых и физических) английских музыкантов в 2018 году составили 41% от местного рынка, а альбомы американцев — 44,7%. На третьем месте оказался контент из Канады — альбомы музыкантов из этой страны заняли 3,9% британского рынка. То есть разрыв между вторым и третьим местами крайне большой. Российского контента пока нет даже в британском топ-20».