Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/215/image/article-4fe66b0af0ce4d9e4e4518c959510793.jpgИлья Канухин2020-06-02T19:00«Не замена концертам, а другой полноправный формат»Большие онлайн-шоу: механика, расходы и окупаемость
Большие онлайн-шоу: механика, расходы и окупаемость
«Не замена концертам, а другой полноправный формат»
Фото: Natalie Parham

Большие онлайн-шоу: механика, расходы и окупаемость

«Не замена концертам, а другой полноправный формат»
Фото: Natalie Parham

«ИМИ.Журнал» продолжает изучать влияние пандемии коронавируса на музыкальную индустрию. Мы попросили организаторов весенних онлайн-концертов рассказать о рынке музыкальных трансляций — выгодно ли делать концерты по билетам, отбивают ли донаты затраты на продакшен и сколько получают артисты за выступление перед пустым залом. 


Онлайн-платформа Lookport 


Кто делает: команда одноименного московского проекта, который занимается VR-трансляциями. Масштабные концерты Lookport готовит технический продакшен из 45 человек

Откуда стримили: студии звукозаписи, съемочные павильоны, клубы, концертные площадки Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга

Кто выступал: Максим Свобода, «Обе две», «Сансара», «Морэ & Рэльсы» и другие

Сколько стоил доступ: подписка — 600 рублей в месяц, билеты — от 200 рублей, у зрителей также была возможность донатить. В случае рекламной интеграции концерт можно посмотреть бесплатно

Сколько просмотров: трансляцию с рекламной интеграцией могут посмотреть до 7 миллионов человек. О том, как наличие спонсоров влияет на просмотры, рассказываем ниже

Артисты заработали: команда Lookport не раскрыла гонорары выступающих артистов

Сколько тратят на продакшен: 400–500 тысяч рублей на один концерт (без учета гонораров артистов)
 


Алексей Волк

CEO и основатель Lookport

Татьяна Журавская

продюсер музыкального контента, менеджер по работе с партнерами

«Мы снимаем VR-концерты с панорамой в 360 градусов, площадку делаем круглой и ставим камеру в центре. Артист взаимодействует со зрителем, как будто все шоу выстроено для него одного. В начале марта мы начали активно прорабатывать тему с трансляциями. Это встретило большую поддержку со стороны спонсоров, один из наших партнеров — МТС. 

Когда у нас есть артист „А-листа“, хорошая промокампания со спонсорским бюджетом и охватом хотя бы 2 миллиона человек, рассылка и, самое главное, когда это бесплатно для зрителя и дублируется в соцсети, минимальный охват — 2,5 миллиона просмотров на одной трансляции, максимальный — почти 7 миллионов. В случаях, когда трансляции идут без спонсорских интеграций, мы работаем с аудиторией артиста и с нашими пользователями, которых уже почти 150 000 человек. 

Мы комбинируем три способа платы за трансляции: донаты, билеты и подписка — 600 рублей в месяц. Формат донатов хорошо подходит для благотворительных проектов. При билетном формате стараемся делать так, чтобы пользователь мог потом отправить и пожертвования. Часто оказывается, что на концерте с донатной системой взрослые зрители готовы отправлять по 2000–3000 рублей вместо 200 или 300 за один билет. Общий объем сборов по донатам иногда оказывается даже больше, чем по билетам.

Производство онлайн-концерта — не организация события, а производство контента. Это очень близко к созданию телевизионных и интернет-шоу. Продакшен полностью наш: и оборудование, и сотрудники. Чтобы без потерь по качеству картинки и звука доставить контент миллионам пользователей, его надо прогнать через много серверов, которые перекодируют его в большое количество разных разрешений. Сейчас у нас около 45 человек, обеспечивающих работу технической части. Выбор площадки для съемки зависит от того, какое конкретно шоу у артиста. В целом можно проводить трансляции практически из любого места. Мы снимаем в студиях звукозаписи и павильонах, сотрудничаем со студией телеканала О2 и клубами 1930 Moscow (Москва), „Цоколь“ (Санкт-Петербург). 

По части расчета с артистами. Что касается онлайн-концертов — мы разделяем прибыль в процентном соотношении. Мы со своей стороны покрываем продакшен, организовываем съемку, артист со своей стороны исполняет песни, передает права на их воспроизведение. Площадку представляем либо мы, либо сам артист. От этого и зависит процент, который каждый из нас получает. Минимальный процент в нашу сторону 20% на 80% в сторону артиста, максимальный — 70 на 30. Чаще всего мы работаем в формате 50 на 50.

Себестоимость съемки и вещания, зависит, конечно, и от конфигурации: сколько камер, какая коммутация и так далее. В среднем затраты на VR-концерт артиста „Б-листа“ с 360-градусным обзором, который мы продаем по билетам, составляют порядка 120–150 тысяч рублей. Если мы добавляем к этому 2D-формат, себестоимость становится около 250–300 тысяч. Аренда площадки обычно стоит до 50 тысяч рублей. Исполнение райдера артиста — до 30 тысяч. Это мы говорим о хорошем продакшене. Продажи билетов позволяют покрыть эти затраты. На промо тратим от 15 до 50 тысяч рублей.

К вопросу безопасности съемок для здоровья мы относимся достаточно серьезно. Большая часть команды регулярно сдает тесты на коронавирус. На площадке все работают в масках, перчатках. За весь период пандемии в нашей команде не было ни одного случая заболевания, никакого ущерба здоровью никто не получил, а концертов мы сделали около 30.

Сейчас зрители стали больше готовы к онлайн-контенту. Это не замена офлайновым концертам, а другой полноправный формат. Да, сейчас у людей больше времени на онлайн, и мы готовы к небольшому спаду после снятия карантинных мер, но на качественный контент время у зрителей все равно останется».


Концерт MTC Live Youth


Кто делал: компания МТС

Откуда стримили: «16 тонн»

Выступили: «Тима ищет свет», «Увула», Zoloto, «Пасош», Антоха МС, «Кис-кис» и «Нервы»

Сколько стоил доступ: бесплатно

Сколько просмотров: суммарно более 16 миллионов на одной трансляции на сайте МТС, МТС-ТВ и в соцсетях («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook)

Артисты заработали: организаторы фестиваля отказались отвечать «ИМИ.Журналу» на этот вопрос. Анонимный источник рассказал нам, что гонорары за выступления на MTC Live Youth были в среднем 150–300 тысяч рублей на группу

Сколько потратили на продакшен: неизвестно
 


Алексей Меркулов 

пресс-секретарь группы МТС

«Наши концерты можно смотреть в VR-очках и в стандартных плеерах — на нашем сайте и в соцсетях. Проходят они из разных мест: студий, небольших концертных площадок. Последний проводился в клубе „16 тонн“. Зрители подключались не только из России — Казахстана, Беларуси, Украины, Германии, США, Нидерландов, Израиля, Эстонии, Латвии и Великобритании. 

Мы планируем продолжать делать концерты. Меры предосторожности при съемках — исключительные. Все присутствующие соблюдают социальную дистанцию, носят средства индивидуальной защиты. Проводится регулярная дезинфекция».

 


Фестиваль March in March!


Кто делал: московский инди-лейбл Castlelock

Откуда стримили: Москва, лофт «Братцево»

Выступили: The Retuses, Miréle, «Интурист», Дима Мидборн, «Андреграунд», Женя Мильковский (группа «Нервы»), «Нотэберд», Semenyak

Сколько стоил доступ: бесплатно, зрители могли донатить

Сколько просмотров: 35 000 за два дня (YouTube) 

Собрали пожертвований: 53 000 рублей, этой суммой покрыли часть расходов трансляции

Сколько потратили на продакшен: 140 000 рублей

Артисты заработали: нисколько, все играли бесплатно 
 


Михаил Родионов 

организатор фестиваля, автор проекта The Retuses, глава лейбла Castlelock

«Это был первый опыт проведения трансляции именно фестивального масштаба. До этого мы дважды делали сольные онлайн-концерты The Retuses. Удивительно, что нам удалось все организовать всего за десять дней. Последние три дня приходилось ночевать на площадке — в лофте „Братцево“, где нас приютили наши друзья. Часть аппаратуры собирали по друзьям, часть арендовали. Больше половины техники для видео — плата видеозахвата, видеомикшер и прочее — брали в аренду. Ребята приносили свои камеры. Все делалось по DIY-принципам: за камерами, например, были не профессиональные операторы, а ребята, которые обычно работают актерами, режиссерами. Все друг друга постоянно сменяли.

Трансляцию сделали бесплатной, но зрители могли отправить нам донаты по желанию. Изначально не было вообще никакой финансовой модели про окупаемость. Артисты участвовали на голом энтузиазме. Ни отбиться, ни заработать, конечно, не получилось. Мы собрали около 53 000 рублей. Это не окупило и половины затрат. Я потратил где-то 140 000 рублей: логистика, аренда, еда, заплатил некоторым ребятам, которые помогали это все делать. В рекламу не вкладывались. 

Мне пришлось практически полностью перевезти на площадку свою домашнюю студию. Изначально не хотелось, чтобы это звучало как инстаграмный концерт в один микрофон, поэтому, учитывая наш опыт проведения подобных трансляций, мы использовали внешние аналоговые устройства обработки звука. Сигнал суммировался в аналоге и потом оцифровывался. В принципе, можно было сделать немного проще, но тогда это вышло бы уже не так интересно по звуку.

Изначально я был лично знаком примерно с половиной артистов из нашего лайнапа. В процессе они начали советовать, кого можно пригласить еще. Дима Мидборн, например, привлек Женю Горбунова с проектом „Интурист“. С Евой Mirele мы познакомились на концерте The Retuses, который успели отыграть за несколько дней до отмены всех массовых мероприятий. Еще много кого звал, но не у всех получилось принять участие. Кто-то вернулся из Европы и был на карантине, у кого-то что-то еще. С группой „Пасош“, например, не получилось как раз из-за карантина. С Pompeya — из за занятости ребят записью нового альбома.

Насчет того, что мы собрали всех вместе и могли рисковать здоровьем, я переживаю до сих пор. Все на площадке были немного насторожены, старались не жать друг другу руки. Мы понимали, что в какой-то степени это риск, но когда мы с ребятами все обсуждали, пришли к тому, что у нас два варианта: играть либо так, либо не играть вообще. Плюс очень хотелось отвлечь аудиторию от панических настроений и заставить хотя бы эти пять часов посидеть дома и послушать абсолютно разную музыку. 

Сейчас время, когда массовая аудитория может изменить свой взгляд на онлайн-выступления. Геймеры уже давно зашли на этот рынок, а музыканты (видимо, в силу технических сложностей) заходят только сейчас. Я думаю, что будущее у этого есть, но сам до сих пор не могу понять, насколько онлайн-концерт является заменой настоящего живого выступления».

 


Вечеринка «µзоляция» 


Кто делал: команда клуба Mutabor и московская инициатива по поддержке электронных музыкантов Support Your Local Talents 

Откуда стримили: Москва, клуб Mutabor

Выступили: Филипп Горбачев, Нина Кравиц, Илья Симонов, Dois Peixes, Zots, Sofia Rodina, Abelle, Speedball Trio и другие артисты

Сколько стоил доступ: бесплатно

Сколько просмотров: 14 500 (YouTube)

Собрали пожертвований: более 100 000 рублей, прибыль разделили поровну между всеми участниками 

Сколько потратили на продакшен: все участники трансляции работали бесплатно
 


Евгений Машков 

инициатива Support Your Local Talents, лейбл и промогруппа System108

«Над трансляцией работало столько же людей, сколько обычно работает над подготовкой и проведением вечеринки, поэтому отличий в процессе подготовки никаких не было. Разве что добавились камеры. Вокруг нашего музыкального и художественного комьюнити есть классные люди, и нашу идею подхватил видеопродакшен OGON.ME. Они организовали весь процесс. Все делалось на энтузиазме — ради арта, ради идеи.

Мы пока не думали ни о какой монетизации. Собрали донаты — раздали артистам, они принимали участие без каких-либо обещанных гонораров».

 


Фестиваль «Карантин — это Боль»


Кто делал: представители фестиваля «Боль» и концертного агентства Pop Farm

Откуда стримили: Москва, клуб «16 тонн» 

Выступили: «Деревянные киты», «Хадн дадн», «Спасибо», Дима Мидборн, «Казускома», «Интурист» и другие

Сколько стоил доступ: бесплатно

Сколько просмотров: более 400 000 (YouTube, «ВКонтакте», Twitch, Facebook) в день стрима

Собрали пожертвований: 354 000 рублей 

Сколько потратили на продакшен:  неизвестно

Артисты заработали: собранные средства были поровну распределены между 13 коллективами, выступившими на концерте, а также среди друзей «Боли», чьи концерты концерты отменились из-за пандемии

Представители фестиваля не ответили на запрос «ИМИ.Журнала».


Онлайн-платформа STAY


Кто делает: петербургское промоагентство Doing Great Agency 

Откуда стримили: Москва, студия телеканала О2 

Сколько стоил доступ: билеты стоят от 200 рублей, есть бесплатные трансляции и функция донатов у любого стрима

Сколько просмотров: в целом — 500 000 просмотров (с учетом бесплатных трансляций)

Артисты заработали: прибыль разделяется между площадкой и артистом. Самый большой гонорар составил 200 000 рублей (имя артиста STAY не раскрыли). «ИМИ.Журналу» известно, что группа «Хадн дадн» заработала 50 000 рублей. 

Сколько тратят на продакшен:  от 10 000 до 100 000 рублей (зависит от формата концерта)
 


Катя Штарева 

Doing Great Agency, онлайн-платформа STAY

«Трансляции STAY мы делаем откуда угодно: это может быть и студия телеканала, и диван дома у артиста, и (надеемся, когда-то в будущем) леса и поля. Главное — хороший интернет. 

О том, как сделать онлайн-концерт дома, мы рассказывали ранее.

В целом подготовки онлайн- и офлайн-концерта схожи: мы выбираем локацию, согласовываем техрайдер, ставим свет и звуковое оборудование, проводим саундчеки, занимаемся промо. Большая часть команды координирует все процессы из дома, и у нас довольно серьезный видеопродакшен — это об основных отличиях от обычного концерта. В общем, если умеешь готовить офлайн-концерты, то и с трансляцией концерта можно легко справиться. И наоборот. 

Наши партнеры — продакшен „Хорошие ребята“, они отвечают, во-первых, за всю техническую часть платформы: плеер, сигналы, потоки, вот это все. На самих концертах — опционально: иногда мы пользуемся „домашним“ продакшеном локации, как это было в случае с О2ТВ и концертом-открытием „Хадн дадн“.  Сейчас технических деталей становится меньше, а креатива и перепридумывания форматов — больше: мы сделали духи с запахом концертов совместно с Demeter, караоке-концерт, drive-in концерт, в партнерстве с Lookport переводим часть мероприятий в формат 360 и так далее.

С продакшеном и площадками мы, так же как и с артистами, работаем на процентной основе, плюс оплачиваем довоз бэклайна и дополнительный персонал на площадке. Продакшен концерта Томаса Мраза суммарно обошелся в сумму около 100 000 рублей, мы снимали концерт в студии телеканала О2 в Москве и транслировали на экран „Кинопаркинга“ в Петербурге. А концерт Димы Мидборна, по которому мы работали с клубом Powerhouse Moscow (также по процентному договору), стоил не более 10 000 рублей. Тут, конечно, стоит учитывать дружеские отношения артиста и площадки.

Гонорар от выступления на STAY немного меньше, чем за рядовой концерт, за счет низкой стоимости билета, но мы видим уже несколько точек роста, которые помогут в будущем увеличить эти цифры. Мы опробовали систему донатов на концерте Маши Химы — аудитория потихоньку начинает привыкать, хотя донатные сборы пока что совсем небольшие. Мы — в рамках общих договоренностей с артистом — берем 20% от суммы общего концертного вала, куда входят и билеты, и донаты. Фиксированные гонорары, без привлечения спонсорских активов, пока что позволить себе не можем. Самый крупный гонорар составил чуть больше 200 000 рублей, имя музыканта раскрывать не можем.

STAY

Донаты — это дополнительная и добровольная функция, кнопки стоят под каждым концертом, и зрители могут сделать пожертвование в любой момент, начиная со старта промокампании.  Донаты лучше работают на концертах артистов, чья аудитория более взрослая и платежеспособная. Сумма донатов на караоке-концерте Татьяны Булановой была почти равна билетному валу, а самый крупный донат составил 20 000 рублей. 

Мы делали несколько бесплатных мероприятий — для фонда „Антон тут рядом“, для бренда косметики NYX, для Stay Jazzy Day, посвященного Дню города Санкт-Петербурга. Там нет дополнительной регистрации, а количество просмотров щедро увеличивается алгоритмами „ВКонтакте“, поэтому реальную картину по просмотрам осознать довольно трудно. 

В целом, с учетом бесплатных событий, мы недавно насчитали более 500 000 просмотров. Один концерт смотрит от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, на самое посещаемое мероприятие было продано более 2500 билетов.

Думаю, после пандемии формат немного изменится и артисты будут чаще делать трансляции своих офлайн-концертов. Мы заметили, что у нас очень широкая география просмотров. Условно, человек с Сахалина вряд ли поедет на сольник любимого артиста в Москву или Петербург. А так у него есть полноценная возможность увидеть прямо из дома и шоу, и гостей на фитах. 

На съемках все, безусловно, безопасно: закупаем антисептики, маски, перчатки и все, что необходимо! Для домашних трансляций планируем отправлять оборудование артистам с курьерами».

Подробнее об онлайн-выступлении «Хадн дадн» читайте в нашем интервью с вокалисткой группы Варварой Краминовой.