Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/111/image/article-738c67e7ef2fb5af64fe8a83cfd3f5cb.jpgАндрей Меметов2019-10-05T13:00Приемы и техники: стена звука в тяжелой музыке
Приемы и техники: стена звука в тяжелой музыке

Приемы и техники: стена звука в тяжелой музыке

Звукорежиссер и продюсер московской гитарной студии DTH Андрей Меметов рассказал о том, как группы, играющие тяжелую музыку, используют прием «стена звука» для создания насыщенного и плотного саунда. 

Текст: Андрей Меметов

Что такое стена звука

Стена звука — специфическая техника записи и аранжировки музыки, созданная американским звукоинженером Филом Спектором в 1960-х годах. Суть стены звука заключалась в многократном дублировании партий музыкальных инструментов, которые затем накладывались друг на друга во время записи. Полученный результат давал плотный и насыщенный звук. 

Кадры из документального фильма «Да Ду Рон Рон: История Фила Спектора»

После Спектора стена звука неоднократно переосмысливалась продюсерами и звукоинженерами. В частности, Оусли Стэнли при построении звучания концертного перформанса Grateful Dead в 1974 году по сути предвосхитил создание линейного массива.

В наши дни под стеной звука, как правило, подразумевается монолитное, внушительное и плотное звучание. Нагляднее всего использование этого приема можно показать на примере тяжелой музыки.

ISIS —  «Grinning Mouths»

Первая песня ISIS  «Grinning Mouths» с альбома «Panopticon» олицетворяет расцвет жанра постметал. Мне очень нравится сочетание чистой и перегруженной гитары в начале песни: гитара с эффектом создает текстуру на поверхности чистой гитары.

Другая характерная особенность этой записи — звучание барабанной установки, тела звука, а также глубины, артикуляции и пространства вокруг нее. На мой взгляд, гитары и барабаны в  «Grinning Mouths» находятся в идеальном балансе по сравнению с другими альбомами ISIS.

ISIS —  «Weight»

Трек «Weight» иллюстрирует интересный прием перехода от дальнего к ближнему плану при сведении. Это слышно во вступительной части композиции.

Neurosis — « The Doorway»

Песня Neurosis « The Doorway» записана легендарным Стивом Альбини, который работал с Nirvana, Pixies, Пи Джей Харви, Helmet и многими другими. Характерная черта записей Neurosis — гитарный рев, архетипичная мощь бессознательного, достигнутая с помощью гитар и усилителей, смешанных с гулкими племенными барабанами. 

Альбини добивается такого звучания без злоупотребления компрессией и лишней обработки. Звукорежиссер подчеркивает, что тщательно выбирает преампы, микрофоны и кропотливо работает над их правильной расстановкой во время записи.

Mono  — « Requiem for Hell»

Композиция Mono  « Requiem for Hell», над которой также трудился Стив, иллюстрирует не только стену звука, но и симфонизм. Это пронзительный атмосферный трек; текстура барабанных тарелок тут буквально парит, это настоящая мистерия и волшебство детализации. 

Перед кульминацией первой части трека струнная секция великолепно вплетается в близкое по тембру и фактуре гитарное звучание, мягкое и глубокое. Во время прослушивания второго, более тревожного фрагмента не покидает ощущение, что звучит запись симфонического оркестра, Шостаковича или Шенберга.

Converge — « You Fail Me»

Converge « You Fail Me» — классика нойз-хардкора. Такого звучания баса можно достигнуть, послав сигнал бас-гитары и в чистый, и в перегруженный канал. Музыкант группы Курт Баллу использует для этого два разных басовых стека.

Unsane  — « Factory»

Песня Unsane  « Factory» с альбома «Sterilize» была записана Эндрю Шнайдером (работал с Cave In, Rosetta, Zozobra, Keelhaul, KEN mode). Он, как и Альбини, отточил навык быстрой записи с минимальным вмешательством, без чрезмерного продюсирования.

Для большего контроля на этапе сведения Эндрю часто оставляет себе выбор между микрофонами дарк/брайт для перегруженной гитары или баса, а также уделяет внимание акустике помещения.

Jars  — «Котобус»

Jars  — «Котобус». Чтобы получить из комнаты площадью 50 квадратных метров максимум реверберации, одну пару микрофонов я расположил в нескольких метрах от бочки на полу, а другую поставил на максимальном удалении по углам комнаты. 

Кроме того, одной из фишек этой записи стал алюминиевый гриф на «Стратокастере» лидера Jars Антона Образины. И без того резонирующий, ревущий звук его инструмента мы записали с использованием одновременно трех усилителей и цепочек перегруза, по-разному скомбинированных на альбоме. Также весьма полезной оказалась техника совмещения чистого/грязного канала на усилителе Ampeg V4.

Swans — «The Sound»

Swans — «The Sound» —  еще один пример концентрированной насыщенной стены звука в песне, записанной живьем. Накатывающая психоделическая стихия, которая начинается с неповторимого звучания вибрафона. Однажды после сессии записи мы слушали эту песню на студийных мониторах. Обилие наслоений нас заворожило: в обычных наушниках мы не могли их расслышать. 

Botch —  «Man the Ramparts»

В середине трека Botch  «Man the Ramparts» очень красиво и монолитно звучит акапельное пение. А в конце песни есть забавный момент, когда продюсер Мэтт Бейлз пропускает весь микс через пару микрофонных предусилителей Neve на линейном входе. 

Melvins — «Roman Bird Dog»

Несомненно, «Roman Bird Dog» Melvins отлично иллюстрирует понимание того, какой должна быть настоящая стена звука. Группа внесла немалый вклад в дум-/дроун-музыку, а также оказала влияние на лордов гитарной бездны Sunn O))), назвавшихся в честь производителя магических усилителей Sunn.

Jesu — «Friends are Evil»

Говоря о стене звука, нельзя не упомянуть эксперименты Джастина Бродрика, создателя Godflesh. Его идеи позаимствовали многие представители ню-метала 1990-х и нулевых.

Sila Slona — «Путь самурая»

При создании психоделической атмосферы в песне Sila Slona  «Путь самурая» мы испробовали несколько приемов наложения инструментальных партий друг на друга. В этом массиве можно расслышать диджериду (один из древнейших духовых инструментов планеты), конги, тамбурин, а также рейнстик. Чтобы при сведении смягчить басовый перегруз, мы использовали микрофоны чистого и перегруженного каналов на одном стеке.