Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/169/image/article-0e8ffdc311059b08d14e86cab4face93.jpgГеоргий Кожевников2020-03-19T17:30Как поддержать музыкантов во время пандемии
Как поддержать музыкантов во время пандемии

Как поддержать музыкантов во время пандемии

Концертная индустрия России оказалась в глубочайшем кризисе. Запрет массовых мероприятий из-за коронавируса в сочетании с резкой девальвацией рубля поставил в уязвимое положение тысячи музыкантов и промоутеров. При самых благоприятных обстоятельствах артисты получат возможность выйти на сцену только в середине апреля. «ИМИ.Журнал» собрал наиболее эффективные способы поддержать независимых артистов в кризисный период. 

Текст: Георгий Кожевников

По возможности не сдавайте билеты на отмененные концерты

Одна из самых эффективных мер поддержки артистов, промоутеров и площадок в ситуации пандемии — отказаться от возврата денег за билеты. Вне зависимости от того, с каким билетным оператором сотрудничает промоутер концерта, оставшиеся средства рано или поздно будут переведены ему на счет.

«Какая часть денег от невозвращенных билетов вернется к артистам, зависит от договоренностей, которые они заключали с организаторами. Сейчас страдает вся индустрия, и в каких-то случаях оставшиеся средства могут пойти на покрытие безвозвратных расходов самого промоутера», — рассказал «ИМИ.Журналу» глава фирмы Harvestxpro Даниель Харвест. «Но если билеты будут сдавать, то и артист, и промоутер точно будут терпеть убытки», — пояснил музыкальный менеджер.

При этом переносы концертов на осенний период вряд ли смогут полностью компенсировать организаторам финансовые потери, поскольку конкуренция за свободные площадки в этот сезон вырастет, а желание людей тратить деньги на развлечения может снизиться из-за резкой девальвации курса рубля.

Слушайте музыку в платных стримингах

Помочь музыкантам (не только во время пандемии) можно, подписавшись на платные стриминговые площадки. Россиянам доступны несколько достойных вариантов: «Яндекс.Плюс», Apple Music, BOOM («ВКонтакте»), YouTube Music, Zvooq и Deezer Premium. Однако деньги за стримы песен приходят артистам не сразу. Насколько быстро это произойдет, зависит от дистрибьюторов, через которых музыканты работают со стримингами. Какие-то из них выплачивают деньги на ежемесячной основе, а какие-то— раз в квартал. Так или иначе, выплаты не будут моментальными. 

Помните, что стриминги, работающие по бесплатной модели, платят музыкантам куда меньше, чем сервисы, работающие по подписке. Так, по данным авторитетного блога The Trichordist, в 2019 году бесплатный видеохостинг YouTube выплачивал музыкантам за один стрим по $0,00022, в то время как средняя ставка Apple Music за стрим составляла $0,00675. Так что поддержка музыкантов при использовании бесплатных сервисов «Яндекс.Музыки» и «ВК» будет минимальной.

Кстати, 19 марта представители Mail.ru приняли решение снизить до одного рубля стоимость трехмесячной подписки на свои стриминг-сервисы: «ВКонтакте», BOOM и «Одноклассники».

Фото: Brandon Hoogenboom / Unsplash

Покупайте мерч и музыку

Самый быстрый и эффективный вариант. Однако универсальной российской площадки для торговли мерчем нет, и все продают его по-разному: в социальных сетях или через собственные сайты. 

Некоторые артисты используют для этих целей международную площадку Bandcamp. Сервис традиционно отдает артистам 80–85% средств от продажи цифровых и физических альбомов. Но в ближайшую пятницу, 20 марта, платформа будет перечислять все вырученные деньги музыкантам без удержания комиссии. 

«Обычно продажи через Bandcamp составляют 15% от суммарных доходов с дистрибуции. При этом деньги от площадки приходят моментально, причем как в случае покупки физических носителей, так и мерча, — но выплаты от стримингов можно ждать месяцами, а в случае, если перед дистрибьютором, который занимается продажей ваших физических и цифровых альбомов, есть долги, денег можно вообще не увидеть», — пояснил «ИМИ.Журналу» глава лейбла «ГОСТ Звук» Ильдар Зайнетдинов.

По словам Зайнетдинова, купить альбом артиста в Bandcamp — наиболее оперативная форма поддержки. Средства зачисляются на внутренний аккаунт лейбла или музыканта, откуда их можно вывести в любой момент.

Полный список российских артистов, чье творчество размещено на Bandcamp, можно найти в соответствующем разделе сервиса. Ранее перечень независимых музыкантов, выступления которых отменились из-за вспышки COVID-19, составил музыкант и преподаватель ВШЭ Станислав Шарифуллин. Также в его список вошли российские музыкальные инициативы, напрямую пострадавшие от эпидемии.

Смотрите трансляции выступлений

После резкой отмены концертов и туров многие артисты начали выступать в онлайне. При этом большинство артистов планируют собирать во время трансляции донаты. Так что следите за анонсами выступлений любимых музыкантов в их социальных сетях, чтобы ничего не пропустить. 

Многие группы, впрочем, будут выступать онлайн бесплатно. К примеру, 20 марта состоятся трансляции концертов «Би-2» и Леонида Федорова.

За графиком наиболее любопытных музыкальных трансляций можно следить в «ИМИ.Журнале».

Фото: Norbert Buduczki / Unsplash

Подписывайтесь на артистов в социальных сетях

Наиболее доступный способ поддержки — подписаться на музыкантов в соцсетях и поддерживать посты, которые они будут выкладывать во время карантина. Наблюдая за тем, как растет их аудитория, артисты получат дополнительный стимул записывать новый материал. Кроме того, у музыкантов будет расти уверенность в том, что после окончания пандемии на их концерты придет больше людей. 

Поддерживайте артиста через краудфандинговые платформы

На краудфандинговых площадках российские музыканты размещаются редко, но вы можете посоветовать артисту начать пользоваться одним из таких сервисов. Самые распространенные среди них — Planeta.ru и Boomstarter. 

В то же время большой популярностью среди российских создателей подкастов пользуется западный Patreon. Главная особенность сервиса в том, что он позволяет оказывать поддержку любимым авторам на регулярной основе. Таким образом, артист получает партнеров (патронов), настроенных работать с ним в долгосрочной перспективе.

Объем ежемесячных отчислений устанавливается авторами контента. Как правило, артисты создают пожертвования нескольких уровней, например на $5, $10 или $15 в месяц. В России сервис чаще всего используют создатели подкастов, в то время как на Западе он также популярен среди художников и музыкантов. В 2019 году зарегистрированные в Patreon авторы получили через сервис более $500 млн.