Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 3 минуты

Чем занимаются лейблы

В первую очередь, лейблы выполняют издательские функции — именно они передают музыку дистрибьюторам. Есть некоторые исключения — например, три мировых мейджора Universal, Sony, Warner, или российский Zion Music, которые доставляют контент напрямую на цифровые площадки. Важно помнить, что все зарубежные мейджоры приостановили работу в России в начале марта 2022-го, а в августе Sony Music объявила, что окончательно покидает российский рынок.

С точки зрения взаимоотношений с артистом лейблы не только занимаются монетизацией его творчества через цифровую дистрибуцию, но и строят стратегию его развития и являются важнейшим элементом коммуникации: по-настоящему профессиональные компании отличаются жанровой экспертизой, занимаются продюсированием артистов, финансируют запись, придумывают маркетинг-план, производят мерч и так далее. 

Лейблы как и раньше выполняют прежде всего функцию фильтра — из огромного количества артистов рекорд-компании отбирают либо тех, в чей успех верят, либо тех, кто подходит им имиджево. В случае с нишевыми и субкультурными артистами попадание в бэк-каталог даже крохотного независимого лейбла автоматически дает музыкантам внимание аудитории, следящей за выходящими на нем релизами. 

Если говорить о крупном лейбле, то он, как правило, берет на себя обязательства по продвижению артиста. Кроме того, сегодня большие компании могут авансировать музыкантов и финансово участвовать в записи, сведении, покупке битов, разработке макетов обложек и не только. Лейбл может вложиться в промо и маркетинг релизов, для этого у крупных компаний есть собственные SMM- и PR-отделы. Они могут сделать посевы во «ВКонтакте», таргетинг, печатную рекламу, организовать интервью, обеспечить эфиры и ротации на радиостанциях и телеканалах, а также посодействовать с выходом публикаций о релизе в СМИ.

Помимо этого, как было сказано выше, лейбл может организовать промо на цифровых витринах, обеспечив попадание в раздел новинок и плейлисты — у крупных рекорд-компаний налажены прямые связи с редакторами площадок. Также лейбл обеспечивает монетизацию контента на всех цифровых платформах и собирает авторские отчисления из всех источников.

Еще лейбл может взять на себя юридическое сопровождение дел артиста — не только подготовку документов, консультирование и защиту его прав, но и регистрацию прав музыканта в РАО, ВОИС и РСП (некоторые лейблы — например, «Первое музыкальное» выполняют функцию паблишеров, управляя правами артистов и собирая вознаграждения). И наконец, многие лейблы до сих пор производят компакт-диски, кассеты и винил с записями своих артистов: несмотря на то, что физические носители сегодня можно рассматривать скорее как разновидность мерча.