Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/281/image/article-318e95c7f9dd7f6399e980c7ce2480b0.jpgКристина Сарханянц2020-09-18T14:00История регги, Spotify против Apple, путь хип-хопа и не только10 новых книг о музыке
10 новых книг о музыке
История регги, Spotify против Apple, путь хип-хопа и не только

10 новых книг о музыке

История регги, Spotify против Apple, путь хип-хопа и не только

«ИМИ.Журнал» продолжает рассказывать о главных новинках музыкальной литературы на русском. В очередной подборке — устная история одного из влиятельнейших направлений современной музыки, метамодернистский манифест молодого российского композитора, биографии рок- и панк-идолов отечественного подполья, а также история успеха крупнейшего музыкального стриминга на планете. 

Больше книг о музыке и индустрии — в наших «Источниках»

Дэвид Кац. «Начало начал. Внятная история регги» («Рипол-классик», 2020) 

Купить книгу

«„Прошу, убей меня!“, но о регги» — да, такое описание звучит как избитая формулировка, штамп, но Дэвид Кац и правда написал фундаментальную, почти 500-страничную устную историю одного из самых влиятельных — как писал в «Музпросвете» Андрей Горохов — музыкальных стилей на планете. Истоки ска, рок-стеди, даба, дэнсхолла, рагги и других жанров и поджанров, а также диджеинга, культа саундсистем, семплирования и многих аспектов современного продюсирования следует искать именно на Ямайке. 

За более чем пятнадцать лет (на английском книга вышла еще в 2003 году) музыкальный журналист, диск-жокей и знаток регги Дэвид Кац проинтервьюировал участников Toots and The Maytals, The Melodians, The Skatalites, The Wailers Band, Culture, Огастеса Пабло, Линкольна «Sugar» Минотта, Фрэнки Пола и многих других — всего примерно 300 персонажей, которые были и остаются движущей силой ямайской музыки. Теперь этот важнейший текст существует и на русском. Книга появится в книжных магазинах в конце августа. 

Кто и зачем делает саундсистемы в России

Дэн Чарнас. «Новые богатые. История хип-хоп-бизнеса» («Кабинетный ученый», 2020) 

Купить книгу

Стоявший у истоков хип-хоп-журналистики радиоведущий Дэн Чарнас в конце 1980-х – начале 1990-х работал скаутом на лейбле Profile Records (ныне — подразделение Sony Music Entertainment), а затем руководил рэп-направлением в American Recordings Рика Рубина (тогда подразделении Warner Bros., ныне лейбл принадлежит Universal Music Group). Автор не понаслышке знаком с механизмами трансформации маргинальной городской субкультуры в прибыльное дело, напрямую связанное с музыкальной индустрией. 

К концу 2000-х Чарнас собрал внушительный архив из более чем 300 бесед с музыкантами, представителями звукозаписывающих компаний и воротилами шоу-бизнеса. Автор также дотошно изучил находящиеся в публичном доступе переписки героев рэп-сцены, посвященные им газетные и журнальные статьи, радио- и телематериалы, судопроизводственные акты, контракты. 

«Новые богатые» — охватывающий 40 лет истории хип-хопа рассказ о том, как музыка из Гарлема и Южного Бронкса превратилась в многомиллиардный бизнес.

Почему рэперы поют под плюс

Александр Кушнир. «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020)

Купить книгу

Обычно мы не включаем в подборки книг о музыке и индустрии биографии музыкантов, но ради последней работы музыкального журналиста Александра Кушнира о трагической судьбе Майка Науменко стоит сделать исключение. За жизнеописанием лидера ленинградской рок-группы «Зоопарк» стоит подробная хроника событий, развернувшихся вокруг фигуры Науменко, то есть связанных с Ленинградским рок-клубом, местной сценой, ее становлением и мифологизацией. 

Как и всегда у Кушнира, в основе книги — большое количество бесед с родственниками, друзьями, соратниками и даже какими-то совсем далекими от героя поверхностными знакомыми, а также множество архивных документов, фотографий и анекдотов. 

Кушнир буквально по крупицам, по слову собирает свой рассказ. Вместе с тем, несмотря на обилие источников и скрупулезность автора, благодаря его непринужденности и чувству юмора «Бегство из зоопарка» читается легко, как тот самый анекдот или байка, рассказанная на кухне под утро после очередного квартирника. 

Как проходили квартирники Майка и Цоя в 1980-е
Больше книг Александра Кушнира — в наших «Источниках»
 

Настасья Хрущева. «Метамодерн в музыке и вокруг нее» («Рипол-Классик», 2020) 

Купить книгу

Пианистка и композитор Настасья Хрущева конструирует собственную систему понятий в музыке с помощью пианиста Сильвестрова и мемов, композитора Мартынова и пабликов «ВКонтакте», русской философии и высказываний Славы КПСС. Так, конец цитирования в искусстве метамодерна, по мнению Хрущевой, «означает не конец цитирования вообще, а конец цитирования конкретных текстов, конец цитирования как события, конец интеллектуальной энигматичности, конец интеллектуальной „игры в бисер“». 

В каком-то смысле «Метамодерн в музыке и вокруг нее» можно воспринимать как манифест и отправную точку для изучения молодого академического искусства. 

Вит Молодняков. «Богемная рапсодия» («Сияние», 2020) 

Купить книгу

Казалось бы, вышедшая в декабре 2015 года в издательстве Common place «Формейшен» Феликса Сандалова наиболее подробно и исчерпывающе рассказывает об истории групп «Соломенные еноты», «Лисичкин хлеб», «Н.О.Ж.», «Банда четырех», радикальных левых активистов и художников-акционистов из московского подполья 1990-х. Но в «Богемной рапсодии» поэт Вит Молодняков предлагает свою версию того, что в то время происходило внутри и вокруг квартиры лидера «Соломенных енотов» Бориса Усова. Как пишет в предисловии к этим дневниковым записям Молоднякова еще один участник тех событий Алексей Фомин: «...он показал еще одну точку зрения на то, что описано в приснопамятной книге „Формейшен“. И это ценно». 

Лариса Зорилова. «А. Н. Скрябин. Путь к мистерии» («Академический проект», 2020) 

Купить книгу

Новая монография доктора культурологии, профессора, и. о. заведующей кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Российской академии музыки им. Гнесиных Ларисы Зориловой посвящена духовно-творческому поиску композитора и пианиста Александра Скрябина в контексте развития и становления музыкального искусства Серебряного века. 

Зорилова разбирает мистические и мифологические образы в творчестве композитора, а также описывает стилевые и гармонические особенности его произведений. Стоит иметь в виду, что книга написана в первую очередь для студентов и преподавателей музыковедческих, театроведческих, искусствоведческих и других гуманитарных специальностей, поэтому для неподготовленного читателя исследование Зориловой может показаться излишне академичным.

Свен Карлссон, Юнас Лейонхуфвуд. «Против гигантов: Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию» («Альпина нон-фикшн», 2020) 

Купить книгу

Зачем в 2010 году Стив Джобс звонил Даниэлю Эку и дышал в трубку? Почему Spotify долго не мог ворваться на американский рынок и при чем тут «русские» деньги? Как Тейлор Свифт ссорилась и мирилась с сервисом? Что такое Spotify TV и почему проект провалился? Мог ли Эк продать свой бизнес — и кому? Наконец, почему запуск стриминга в России откладывался снова и снова? Шведские ИТ-журналисты Свен Карлссон и Юнас Лейонхуфвуд отвечают на эти и многие другие вопросы о крупнейшем музыкальном стриминге на планете в увлекательном бизнес-расследовании, для которого они взяли более 70 интервью у топ-менеджеров музыкальных сервисов, глав звукозаписывающих компаний и не только. Любопытно, что на русском книга появится уже в сентябре, в то время как в США на нее пока даже не успели купить права

Глава из книги «Против гигантов...»

Артем Рондарев. «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке» («Рипол-классик», 2020) 

Купить книгу

С 2013 года журналист и культуролог Артем Рондарев читает в НИУ ВШЭ лекции о популярной музыке XX века в диапазоне от академического авангарда до джаза, рок-н-ролла, хип-хопа и электронной музыки. Теперь Рондарев собрал все материалы, связанные с этими лекциями, и выпустил своего рода «Музпросвет». Затея, в общем, удалась.

«Эпоха распада» — это без малого 700-страничный сборник этих лекций, снабженных большим количеством ссылок на социологические и культурологические труды и исследования коллег Рондарева из России, США и стран Европы.

Борис Филановский. «Шмоцарт» (Jaromír Hladík press, 2020) 

Купить книгу

«Шмоцарт» композитора Бориса Филановского вышел в петербургском издательстве Яромира Хладика в разгар карантина и добрался до многих читателей только летом. Работа Филановского — прежде всего профессиональный дневник. Тут есть описания внутренней работы и корпения над произведениями, а будничные записи о завершении того или иного музыкального эксперимента соседствуют с подробным разбором конкретного звукового процесса или размышлением об инструменте, например: «Ударные полезны, когда нужно осложнить структуру, будь то вертикаль, диагональ или вообще звучащая пауза». 

Встречаются в «Шмоцарте» и анекдотические зарисовки с намеком на пресловутый дух времени: «Вы знали, что „Полет валькирий“ длится примерно столько же, сколько нужно американской баллистической ракете, чтобы долететь до Европы (с поправкой на темп исполнения — до Восточной или Западной)? А вот Вагнер, похоже, знал». 

Элвин Лусье. «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке» (Jaromír Hladík press, 2020) 

Купить книгу

Еще одна новинка от издательства Яромира Хладика готовится к выпуску в середине сентября. «Музыка 109» представляет собой сборник эссе американского композитора, исследователя акустических феноменов и педагога Элвина Лусье, составленный на основе лекций, которые он читал в Уэслианском университете в США. В этом вузе Лусье преподавал музыкальную теорию и музыковедение почти сорок лет, с начала 1970-х. 

Теперь почувствовать себя слушателем курса знаменитого педагога может каждый: представленные в сборнике заметки Люсье об экспериментальной музыке охватывают всю послевоенную историю академического музыкального авангарда и предлагают исключительную оптику композитора в отношении важнейших фигур жанра — от Джона Кейджа и Мортона Фелдмана до Стива Райха и Терри Райли.

Предложить любимые книги о музыке для публикации в наших «Источниках»