Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/183/image/main-187bf9e0d992e6d581c6f6a2d93e7193.gif2021-09-21T19:40Разбираемся с юристомКак музыканту не стать жертвой мошенников
Инструкции
Читать 12 минут

Как музыканту не стать жертвой мошенников

Начинающие музыканты сталкиваются с большим количеством сложностей в начале карьеры, среди которых — взаимодействие с аудиторией, продвижение собственной музыки и взаимодействие внутри индустрии. На ранних этапах творчества артиста проще всего обмануть: многие мошенники пользуются неопытностью и недостатком информации у исполнителей. Редакция ИМИ поговорила с двумя певицами, которые столкнулись с мошенничеством, и попросила экспертов прокомментировать ситуацию. 


Что случилось

Альяна Быкова

певица, танцовщица 

Константин нашел мой профиль во «ВКонтакте» и предложил обсудить продвижение музыки. Я загорелась идеей, меня зацепило, что он был участником группы «Друзья» (группа, известная в 2000-х по треку «Ночью ты кричишь сильней». — Прим. «ИМИ.Журнала»). Казалось, что он давно в музыкальной индустрии, хотя о его продюсерской работе я ничего не знала. На встречу он пришел с ассистенткой, рассказывал про свою студию, на которой и предлагал перезаписать несколько треков. О деньгах вообще сначала речи не шло. Я вернулась домой и отправила ему на почту пару записей. На следующий день он их прокомментировал, сказал, что можно их поставить в ротацию на радио за 65 тысяч рублей. Для меня это была очень большая сумма на тот момент, но он сумел меня убедить: Константин заверял, что делает так не в первый раз, рассказывал конкретные истории про продвижение артистов на «Нашем радио». В итоге он предложил разделить платеж на несколько сессий. Я ходила на студию раз в две недели, приносила примерно по 10 тысяч. 

Через какое-то время мы переиздали трек и заключили договор, в котором были прописаны условия нашей совместной работы. Ближе к концу года Константин должен был общаться с радиостанциями. Спустя несколько месяцев ответа так и не было, он лишь говорил: «Радио пока молчат». Я полгода пыталась сдвинуть процесс с мертвой точки, но Кирьянов начал игнорировать сообщения. Тогда стало понятно, что меня обманули. Выяснилось, что то же самое он делал и с другими артистами, причем некоторые ему платили и по 200 тысяч. Несколько пострадавших музыкантов объединились, чтобы подать совместный иск к Кирьянову. 

Мария Мельникова

музыкант, сонграйтер, участница группы «Маша Мария»

Константин Кирьянов написал мне в Instagram, похвалил творчество и предложил услуги по продвижению. В переписке он не дал никаких подробностей и сразу предложил встретиться. Я начала проверять его профили в социальных сетях, увидела, что Кирьянов играл в группе «Друзья», работал с лейблом «Снегири» и участвовал в нескольких шоу, где рассказывал об устройстве музыкальной индустрии. Показалось, что его имя на слуху. Я периодически хожу на встречи с представителями лейблов, чтобы обсудить продвижение музыки. В тот момент я как раз искала партнера, чтобы заняться продвижением готовившегося сингла.  

На встрече Константин начал говорить о моей музыке, было видно, что он слушал и готовился. Поначалу Кирьянов говорил, что от меня никаких денег не понадобится,  и он сам займется поиском спонсоров и меценатов. Потом разговор зашел о способах продвижения и он упомянул ротации на радио, хотя я буквально накануне слушала дискуссию пяти программных директоров радиостанций, которые рассказывали, что сейчас мало кто берет совсем неизвестные песни, а сетку вещания формируют из уже известных треков. Нужно гарантировать вложения рекламодателей, никто не хочет лишний раз рисковать. Кирьянов сказал, что для успешной ротации придется заплатить, что в 2021 году кажется странным. Стало понятно, что с таким человеком вряд ли получится что-то сделать. В итоге мы договорились, что я пришлю ему демозаписи, а он придумает стратегию по продвижению. Кирьянов перестал выходить на связь и ничего мне не отвечал. Спустя несколько месяцев оказалось, что он давно предлагает свои услуги исполнителям, берет деньги и исчезает. 

Кажется, что в сознании многих людей до сих пор сохраняется образ волшебного продюсера вроде Айзеншписа, Крутого или Матвиенко, который все сделает за музыканта и возьмет на себя любые риски. Такое представление о работе музыкальной индустрии лишь вредит ее участникам, нужно создавать больше образовательных проектов и инициатив, чтобы молодые артисты знали реальное положение дел.  

Как на самом деле устроены ротации на радио

Анастасия Рогожникова

программный директор «Нашего радио»

Ротация на «Нашем радио» устроена довольно просто. Музыканты могут отправить свой материал на общерадийную или мою рабочую почту — все присланные треки прослушивают сотрудники радиостанции и дают свои комментарии. Понравившуюся музыку мы выносим на худсовет и решаем большинством голосов, что поставить в эфир. Никто не берет деньги за ротацию и не работает через посредников, потому что любая компания заинтересована в качественном контенте. Хочется, чтобы на «Нашем радио» звучали хорошие песни, которые понравятся слушателям. Бывали случаи, когда нам предлагали поставить в рекламный блок (по цене рекламы) свою песню, но мы отказывались от таких предложений.

Молодым артистам я рекомендую найти хорошего менеджера, который будет внимательно проверять потенциальных партнеров. 

Как бороться с мошенничеством в музыкальной индустрии

Андрей Рыжков

продюсер

В музыкальной индустрии мошенничество часто бывает связано с интеллектуальной собственностью: некоторые люди пытаются, например, выдать чужую музыку за свою. Также случается, что продюсеры или менеджеры составляют противозаконные по своим формулировкам контракты, по которым артисту не принадлежит практически ничего. Иногда не платят за концерты, обманом заставляют музыкантов выступать. 

Лучше всего в борьбе с мошенниками помогает просвещение: мастер-классы, лекции, курсы по праву и менеджменту. Нужно разбираться в смежном и авторском праве, ведь есть огромное количество нюансов, в которых люди ничего не понимают. Многие артисты не задумываются о последствиях, которые влечет за собой подписание договора.  

На мой взгляд, есть три больших и очень простых правила. Во-первых, всегда нужно просить совета у коллег. Если вы чего-то не знаете, задайте вопрос эксперту — самому во всем разобраться не получится. Во-вторых, любые денежные операции должны быть задокументированы: берите расписки, подписывайте договоры. Даже если вы договариваетесь о чем-то на словах, должно быть четкое понимание взаимных обязанностей и ответственности. В-третьих, если есть вопросы к людям, с которыми вы работаете, лучше подстраховаться и обратиться за рекомендацией к коллегам. Стоит сотрудничать с проверенными профессионалами или людьми, о которых точно можно узнать подробную информацию.

В нашей стране постепенно формируется специальная база данных, которая помогает участникам музыкальной индустрии выходить из тени. Это долгий и трудоемкий процесс, но, думаю, лет через десять рынок услуг окончательно сформируется. С четким документооборотом и прозрачной организацией выступлений мошенничество станет редкостью.

На сегодняшний день, если артиста обманули, порядок действий зависит от морального и физического ущерба. При серьезном ущербе, разумеется, стоит сразу обращаться в суд. Главное — не заниматься бездоказательными выпадами, иначе можно получить иск уже в свой адрес. Важно работать в таких ситуациях с медиа и общественным мнением, чтобы подорвать репутацию мошенника и лишить его возможности обманывать других артистов. 

Чек-лист начинающего музыканта

Елена Гладкова

юристка компании Nevsky IP Law, специалистка по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса

Столкнуться с мошенниками может каждый, особенно в ситуации, когда почти все взаимодействие с потенциальными партнерами, исполнителями и другими специалистами происходит в интернете. С развитием стриминговых сервисов самым эффективным инструментом увеличения фан-базы становится цифровое продвижение, в том числе онлайн-продюсирование. Но в сети гораздо сложнее убедиться в профессионализме и добросовестности человека. 

Нужно внимательно подходить к интернет-сотрудничеству, так как с развитием технологий появляется больше способов обмануть начинающего музыканта. Предлагаем использовать небольшой чек-лист, который позволит артистам обезопасить себя от интернет-мошенников:

Выбор контрагента. Стоит обращаться только к проверенным подрядчикам. Музыкальное комьюнити — одно из наиболее открытых к взаимодействию сообществ, так что проще всего выбирать экспертов, которые уже работали с вашими коллегами. Несмотря на всевозможные юридические механизмы воздействия на контрагентов, лучше изначально выбирать надежных людей: так вы существенно снизите вероятность возникновения спорных ситуаций. Изучите отзывы о подрядчике, чтобы вам не пришлось использовать описанные ниже инструменты для разрешения конфликта.

Заключение договора. Без этого пункта не может обойтись ни одна рекомендация юриста, однако не стоит из-за этого обесценивать его значимость. В договоре должны быть перечислены условия, которые вы готовы исполнить, описан процесс компенсации, которая в случае нарушений сможет перекрыть их негативные последствия, а также дана информация о подрядчике, достаточная для обращения в суд. Желательно сразу узнать паспортные данные и получить их подтверждение (скан или фото). В договоре нужно также установить четкие сроки исполнения обязательств и указать размер неустойки. 

При работе с непроверенными контрагентами не рекомендуется устанавливать агентские отношения, при которых деньги поступают сначала третьим лицам: невозможно будет отследить реальную выручку, контрагент может попросту исчезнуть. Чтобы избежать таких ситуаций, не давайте доступ к электронным кошелькам или счетам, а его вознаграждение определите в твердой сумме, не зависящей от размера выручки. 

Обращение в суд. Артисты и менеджеры часто останавливаются именно на этом этапе, так как судебный иск и дальнейшие заседания кажутся затратным решением в плане времени и денег. Однако если вы исполняли свои обязательства, уверены в собственной правоте и можете собрать необходимые доказательства вины контрагента, то опасаться серьезных материальных издержек не стоит: нарушитель возместит вам не только убытки по договору, но и расходы на судебное представительство. Именно в суде можно признать недействительными положения договора, которые противоречат закону и ставят артиста в заведомо невыгодное положение. До обращения в суд стоит проконсультироваться с юристом: от точности составленного заявления во многом зависит исход его рассмотрения. 

«ИМИ.Журнал» обратился за комментарием к Константину Кирьянову, но на момент публикации не получил ответа.