Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/193/image/main-1b973574ebcba53f2e86c7bfdec4ba00.jpg2020-06-21T20:00Разбираемся с юристомИнструменты пропали с репетиционной базы. Что делать?
Инструкции
Читать 11 минут

Инструменты пропали с репетиционной базы. Что делать?

В июне московский музыкант Кирилл Мухин рассказал в фейсбуке о пропаже своих инструментов стоимостью не менее трех тысяч евро с репетиционной студии Zebra Audio, где в разное время записывались Oxxxymiron, «Наив», Manizha и другие. Мухин хранил инструменты на студии в течение всего карантина. Представители Zebra Audio не знают, куда делись инструменты Кирилла. Мы поговорили с участниками конфликта и спросили юриста, как музыкантам и студиям застраховаться от подобных инцидентов.


Что произошло?
 

Кирилл Мухин долгое время репетировал и хранил инструменты в студии Zebra Audio. Все делалось на доверии и дружбе, письменно факт хранения не фиксировался. Последний раз музыкант приходил в студию в ноябре 2019 года. Вскоре после этого база начала процесс переезда на новое место. 

«Мы связывались с музыкантами и предупреждали их о переезде, просили забрать инструменты, активно писали об этом в VK и в инстаграме базы», — рассказал «ИМИ.Журналу» основатель и руководитель Zebra Audio Артем Паршин.

«В ноябре к нам приходил гитарист группы Кирилла и забирал свои инструменты. Захватить оборудование Кирилла он отказался», — рассказал Паршин.

Мухин, однако, утверждает, что студия не уведомляла его о переезде. О том, что студия Zebra Audio сменила локацию, музыкант узнал только 7 июня, когда спустя почти полгода после предыдущего посещения студии пришел по старому адресу за своими инструментами. Приехав по актуальному адресу Zebra Audio, музыкант обнаружил, что его электрогитара и педалборд с винтажными педалями пропали.

В беседе с «ИМИ.Журналом» Мухин предположил, что оборудование могли забрать новые администраторы репбазы (прежним он доверял) либо музыканты других групп, у которых был доступ к общей комнате, где хранились инструменты. Либо же вещи Кирилла потерялись при переезде.  

Руководитель Zebra Audio Артем Паршин заявил нам, что ни он, ни его коллеги украсть инструменты Кирилла Мухина не могли.

«Крайне сомневаюсь, что это могли быть администраторы, у нас работают только друзья, которые и так принесли в студию много своего оборудования, которым разрешали пользоваться бесплатно», — сказал Паршин.


Кто виноват?

Отвечает юрист МКА «Арбат» Максим Федотов

В этой ситуации много переменных, от которых зависит ответ на вопрос «Кто прав?». Разберем ситуацию, где репетиционная база — это юридическое лицо, которое систематически оказывает соответствующие услуги гражданину, то есть музыканту. При этом хранение инструментов происходит на безвозмездной основе, без подписания бумаг, выдачи расписок и на неопределенный срок.


Как регулируются отношения по хранению вещей «на доверии»?

Отношения между частными лицами регулирует Гражданский кодекс Российский Федерации. Нас интересуют его общие положения и глава 47 — «Хранение».

В законе сказано, что в нашей ситуации стороны должны заключить письменный договор. Если же нет ни подписанного документа, ни расписки, но стороны фактически исполняли договор, он все равно считается заключенным. В этом случае, если одна из сторон конфликта станет отрицать сам факт заключения договора, другая сторона не сможет привлечь к спору свидетелей, которые могли бы это подтвердить. При этом все остальные средства доказывания заключения договора останутся в ее распоряжении. Это могут быть аудио- и видеозаписи, письменные доказательства и другие.

Итак, договор считается действительным. Это значит, что после получения инструмента база должна заботиться о нем не хуже, чем о своих собственных вещах. И длится это до того момента, пока музыкант не заберет свой инструмент.

Если база больше не хочет хранить инструмент, она вправе потребовать у владельца забрать вещь. Для этого представителям студии нужно сообщить музыканту разумный срок, в течение которого это можно сделать. Если за указанное время инструмент не заберут, база имеет право его продать. Перед продажей вещи студия должна предупредить об этом владельца. В законе прописаны специальные правила определения цены вещи и порядок ее продажи. Вырученная сумма должна быть передана музыканту за вычетом расходов базы на осуществление продажи инструмента.


Что делать, если базе нужно переехать, но от хранения вещей клиентов она не отказывается? 

В этом случае база должна уведомить музыканта об изменении места хранения и дождаться ответа владельца вещи. Если ответа нет, а переезжать уже пора, база должна забрать инструмент с собой на новое место. Если есть уважительная причина, почему забрать инструмент с собой никак нельзя, можно сдать его на хранение третьим лицам. Впоследствии музыкант должен будет возместить базе деньги, уплаченные за хранение. Такие правила действуют в тех случаях, когда база точно знает, кому принадлежит вещь.


Что делать с бесхозным инструментом?

Для начала представителям базы имеет смысл позвонить потенциальным собственникам и опубликовать информацию о находке на своей странице в интернете. Далее об обнаруженной вещи нужно заявить в полицию или в местную администрацию. Хранить вещь можно у себя или сдать в полицию, в администрацию либо указанному властями лицу. Если спустя полгода после заявления о находке хозяина инструмента не найдут или он не объявится сам, нашедший по закону становится новым собственником. Если музыкант объявится спустя полгода, представители базы имеют право не отдавать ему инструмент. Музыканту придется идти в суд. Суду придется устанавливать, знала ли база, кому принадлежал инструмент на момент, когда сотрудники студии понесли его в полицию. Если музыкант сможет убедить суд в том, что база знала, кому принадлежала вещь, его иск удовлетворят и право собственности вернут. Если не сможет и суд решит, что представители базы действительно никак не могли знать, кому принадлежит инструмент, музыканту откажут.


Кто виноват в пропаже инструмента?

Поскольку между сторонами был заключен договор хранения, утрата вещи считается неисполнением договора. И отвечает за это хранитель — репетиционная база, — если только ее представители не докажут, что вещь была утрачена вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Если база уведомила музыканта о необходимости забрать инструмент и установленный для этого срок прошел, то в случае утраты вещи база несет ответственность только в том случае, если оборудование было утрачено по причине умышленных действий представителей студии (продали) либо грубой неосторожности (разбили, забыли закрыть комнату хранения). Исключающие ответственность обстоятельства при этом должна доказать база.

Если музыканта предварительно не уведомили о необходимости забрать инструмент или установленный срок еще не прошел, то в случае утери вещи репетиционная база должна  будет возместить ее стоимость. Также музыкант сможет потребовать с базы возместить ему упущенную выгоду, то есть деньги, которые он мог заработать, если бы вещь не была утрачена. Впрочем, доказать право на эту часть требований, как правило, бывает сложно.


Как база должна уведомлять музыкантов

В юридических делах многое зависит от вопроса уведомления одним лицом другого. И телефонные разговоры в этом слабо помогают. Даже если мобильные операторы предоставят расшифровку соединений абонентов, это подтвердит только факт звонка с конкретных номеров, но не позволит установить стороны разговора и его содержание. Это можно будет сделать, только если разговор записывался либо его зафиксировал нотариус. Поэтому во избежание возможных рисков сообщения стоит направлять почтой.


Кто еще может помочь музыканту, чьи инструменты пропали

Полиция
В полицию есть смысл идти, если вы: 1) хотите уведомить ее о находке вещи; 2) хотите найти пропавшую вещь и (или) поймать похитителя; 3) обоснованно думаете, что база выдумала историю о пропаже, а на самом деле присвоила вашу вещь. По вашему заявлению проведут проверку, после чего в отношении подозреваемых могут возбудить уголовное дело. Полиция не занимается взысканием денег с нарушивших договор лиц, ее интересует только нарушение уголовного закона.

Роспотребнадзор
Не стоит забывать, что в нашем примере репетиционная база работает с неопределенным кругом лиц, то есть с потребителями. И на услуги этой базы, в том числе на договор хранения, распространяется законодательство о защите прав потребителей. Так что при подаче жалобы Роспотребнадзор также проведет проверку и будет представлять ваши интересы, в том числе в суде. К слову, штраф за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя составляет 50% от присужденной судом суммы (в нашем случае — стоимости инструмента).

Прокуратура
В отличие от полиции или Роспотребнадзора, прокуратура — это универсальный орган по защите прав граждан и организаций. Когда человек подаст туда заявление, прокурор его изучит и направит в специальное ведомство (в ту же полицию или Роспотребнадзор). Далее прокурор будет следить за движением дела. 

После подачи заявления в любой из указанных выше органов важно не забывать о нем, а периодически звонить властям и интересоваться состоянием вашего дела.


Как студии застраховаться от подобного инцидента

Если в роли базы вы оказываете дополнительные услуги по хранению имущества музыкантов, заведите систему учета. Каждому принятому инструменту присваивайте номер; фиксируйте его в компьютере или журнале. Выдавайте музыкантам расписки, в которых указывайте собственника инструмента, инструмент и присвоенный номер. Это будет подтверждать факт заключения договора между вами и музыкантом, а также факт принятия вещи на хранение. Когда клиентов много, а инструментов еще больше, этот документ позволит выдать вещь тому, кому она принадлежит. Факт выдачи также фиксируйте в компьютере или на бумаге. Это хоть и тормозит процесс, но снижает риск утраты или кражи. Если вы музыкант, просите у представителей студии такую расписку, даже если обычно репетиционная база их не выдает.