Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/207/image/main-e7f7757d35e22fb92f7ae1d16d3a81d4.jpg2020-05-30T15:35Рассказывают музыканты «Пасош», Alai Oli, Дима Мидборн и другиеКак заработать с помощью Patreon

В связи с массовой отменой концертов многие музыканты лишились основного источника дохода — гонораров за выступления. В пандемию, помимо онлайн-концертов, одним из альтернативных способов заработка для артистов стал Patreon — сервис для поддержки авторов, где пользователи (патроны) платят фиксированную сумму за доступ к эксклюзивному контенту от любимых артистов. Для многих из них заработок с Patreon стал важным подспорьем в бюджете, а для некоторых — едва ли не основным средством к существованию. «ИМИ.Журнал» поговорил с музыкантами, диджеем и основателем лейбла об их опыте работы с платформой.

Как устроена платформа? 

На Patreon существует несколько уровней финансовой поддержки, или тиров (от английского слова tier — «уровень, ярус»). Базовый уровень подписки — ежемесячные пожертвования в размере от $1 до $3, — как правило включает в себя доступ к авторскому блогу или «спасибо» от автора. Существуют и более продвинутые тиры, которые дают пользователю доступ к эксклюзивному контенту: авторские миксы, EP, инсайды, обучающие видео или персональные уроки, приоритетный доступ к новым произведениям, постоянные скидки на продукцию или подарки в виде мерча, книг, виниловых пластинок и не только. Стоят такие лоты, конечно, дороже: их цена варьируется от 5 до нескольких сотен долларов. 

Стандартный тариф Patreon (транзакция на сумму более $3) включает комиссию в размере 2.9% + $0.30. Тариф микроплатежей ($3 и меньше) — 5% + $0.10. Пользователи, проживающие не в США, получают выплаты в долларах через платежную систему Payoneer (при этом, чтобы вывести деньги, необходимо иметь минимум $25 на счете). Patreon обрабатывает платежи 1-го числа каждого месяца. После поступления донатов выводить деньги со своего аккаунта пользователь может только один раз в сутки.


Кто из российских музыкантов зарабатывает на Patreon
 

Илья Флюгельтауб

музыкант и концертный директор группы Alai Oli

Мы завели  аккаунт на Patreon в сентябре 2019 года. Эта идея принадлежала нашей Оле (Ольга Маркес, одна из основателей и вокалистка группы. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Ее мучил тот факт, что музыканты Alai Oli недостаточно зарабатывают, потому что на большое количество концертов времени не хватает. А так как группа состоит из профессиональных музыкантов, которые живут только за счет музыки, недостаток выступлений сказывается ощутимо.

Сейчас на наш профиль подписаны около 800 патронов, а месячный заработок составляет порядка $2800 (без вычета процентов и налогов). В основном эти деньги тратятся на творчество, развитие, покупку оборудования. У меня, например, эти деньги уходят в том числе на перелеты, связанные с группой, так как я живу в другой стране.

Лоты придумывались спонтанно, каждый предлагал что-то свое. Мы исходили из возможностей порадовать наших патронов чем-то реально интересным и нестандартным и постарались сделать достаточно обширный разброс как по стоимости тиров, так и по их содержанию. Мы ничего не продаем, вот совсем. Лоты — это просто варианты подписки; мы делимся тем, что у нас есть, с нашими патронами. Для нас нет разницы между подписчиками за $1 или за $50. Более того, мы часто делаем так, что патроны с подпиской за $1 получают доступ к публикациям и возможностям более дорогих лотов.

Alai Oli

На данный момент мы занимаем 50-ю строчку в музыкальном рейтинге Patreon. А я даже и не знал, что есть какая-то статистика, и никогда не задумывался об этом. Patreon создан нами не для успеха, поэтому мы не гонимся за цифрами. Мне кажется, когда ты делаешь что-то не для статистики, а потому что хочется, это всегда работает лучше. Ты не отвлекаешься на показатели, не задумываешься о том, на что это повлияет, а просто топишь за идею и делаешь что любишь. Отсюда результат: люди чувствуют это и видят, что подвохов нет.

Оля Маркес из Alai Oli — о своем бизнесе, не связанным с музыкой

Мы не продвигаем наш аккаунт и никого специально туда не подписываем: у нас нет задачи «развить и продать» (как происходит на краудфандинговых платформах, где нужно набрать определенную сумму и достигнуть определенной цели — отсюда обязательное продвижение и подписка, работа на широкую аудиторию).

Думаю, если музыканту нужно постоянство и ему есть чем поделиться с узкой аудиторией, то Patreon — самая правильная и эффективная площадка. Лично я люблю стабильность: меня мотивирует, что есть круг людей, готовый оказывать мне постоянную финансовую поддержку. Более того, дополнительный ежемесячный доход сильно выручает. Мы очень благодарны Оле за эту идею и ценим каждого, кто нас там поддерживает.


Петар Мартич

участник группы «Пасош»

Нашему аккаунту на Patreon три месяца: за первый мы заработали около $200, во втором — почти $300, за май мы получили $410. Мне кажется, чем больше ты постишь, тем больше получаешь интереса со стороны людей. Те, кто подписывался на наш аккаунт в самом начале, в общем-то, покупали кота в мешке, тем более что материала было не так много. Теперь же патроны, которые захотят нас поддержать, получат доступ не только к будущим, но и архивным постам.

В данный момент все донаты идут на поддержание работы нашего лейбла «Домашняя работа», который мы сами же и финансируем. Мы придумываем лоты исходя из того, что интересно нам и подписчикам: какое-то эксклюзивное предложение, которое не закончится завтра. В нашем профиле преобладают вещи, связанные с историей «Пасош», но есть и личные посты (фотографии, тексты и размышления, не касающиеся группы). Мы привлекаем патронов через соцсети группы и личные аккаунты. Для каких-то вещей делаем специальные проморолики для Instagram, например, когда публикуем демки или альтернативные версии песен на Patreon.

Пасош

Наибольшей популярностью среди тиров пользуется лот за $18 — за эту сумму подписчик получает не только доступ к блогу и демозаписям, но и рандомный предмет мерча каждый месяц. По сути, цена этого лота примерно равна цене этого мерча, но патрону становятся доступны и все ништяки с Patreon. Также у нас есть тир за $30 (сейчас на него подписаны три человека) — выбирая его, патрон может попросить кого-нибудь из нас сделать нечто эксклюзивное лично для него. Например, написать рецензию на любой альбом, поделиться рецептом, нарисовать портрет, позвонить и рассказать анекдот. 

Как работает лейбл «Домашняя работа»

Помимо того что Patreon является дополнительным источником дохода, это и платформа, куда мы можем выложить кучу интересных, местами довольно задротских штучек, которым не нашли другого применения. Этот сервис нравится нам больше, чем формат донатов: здесь ты не просто просишь денег, а предлагаешь купить какой-то эксклюзивный материал, хоть порой и символический. Думаю, мы будем вести аккаунт на Patreon и после карантина. 


Артем Макарский

диджей, соведущий подкаста Beats and Chords 


Чуть больше двух лет назад друзья предложили мне завести Patreon. Тогда у меня были проблемы с деньгами, журналистская работа особо не шла — и они предположили, что я могу давать свое экспертное мнение за какую-то мелкую сумму. Я тогда скорее посмеялся: что я мог предложить подписчикам?

Уже осенью 2018 мне в голову пришла мысль — записывать миксы по подписке. Я как раз устроился работать продавцом в магазин пластинок Vinylbox, вокруг меня была куча не самой известной музыки, и я решил, что это можно использовать, прося деньги за микс. Мой друг в шутку предложил брать вдвое больше за треклист микса — я подумал, что в этой шутке есть доля правды, и действительно начал так делать (больше всего людей подписано именно на этот лот). За $5 я стараюсь рассказывать о десяти интересных альбомах в месяц (получается не всегда, поэтому чаще всего от меня отписываются именно патроны на пять долларов, я их понимаю). За $20 я могу делать именные плейлисты, но пока за это никто не платил.

В первый месяц на Patreon я получил $50 долларов, максимум у меня был в январе этого года, $108, за апрель я получил $85. Когда я жил в Петербурге, я тратил деньги с Patreon на арендную плату. Сейчас я временно нахожусь в родном Калининграде — донаты уходят на оплату стримингов, продукты и прочие штуки. Недавно я так много потратил на Bandcamp, что практически все деньги мне в итоге «вернулись» через Patreon.

Artem Makarskiy

Надо сказать, Patreon занимает не очень много сил: по работе я все равно слушаю много музыки, иногда я сразу понимаю, что ее было бы неплохо поставить в микс.

Проект c участием Макарского Beats and Chords и другие подкасты о музыке  

Временами от меня отписываются, но делают это не очень часто, прибывают и новые подписчики. Иногда я пишу посты про новые миксы или напоминаю, что у меня есть Patreon в моих соцсетях, но делаю это не очень часто.

В период карантина и подъема курса доллара я, конечно, боялся спада подписчиков. Но от меня отписались всего пара человек. За последние несколько месяцев я и сам подписался на тех, кто мне близок: я поддерживаю диджея Кирилла Мажая, лейбл «ГОСТ Звук» и мою подругу, художницу Машу Богатову. Я рекомендую поддерживать тех, кого вы и так читаете, слушаете, за кем следите. Просто проверьте — возможно, у этих людей есть Patreon, а вы и не знали!


Ильдар Зайнетдинов 

основатель и идеолог лейбла «ГОСТ Звук»

Мы давно думали о том, чтобы завести свой Patreon. Мне кажется, это очень правильная модель, которая позволяет долгосрочно и устойчиво развиваться креативным единицам. К тому же здесь у тебя есть определенная аудитория, для которой ты работаешь и которую можешь расширять.

На Patreon лейбл зарабатывает порядка $274 в месяц, у нас около 40 патронов. Сейчас мы эти деньги не тратим: решили накапливать пожертвования в течение года, а затем делить их между участниками. Часть средств будет забирать «ГОСТ Звук» — за операционные и временные расходы, связанные с ведением Patreon. Остальное — распределяться между музыкантами согласно их вкладу.

В создании лотов много экспериментов, поэтому пока мы придумали два тарифа — за $5 и $10. Нам показалось, что это объективно нормальные позиции. Отписываются от нас мало: грубо говоря, 40 патронов прибавилось, около 5 ушло.

ГОСТ ЗВУК

Мы продвигаем аккаунт на Patreon, анонсируя в соцсетях лейбла определенные обновления, которые у нас происходят. Например, ежемесячный выпуск компиляций, которые эксклюзивно распространяются только для слушателей Patreon, — после таких анонсов у нас каждый раз есть приток новых патронов.

Вебинар Ильдара Зайнетдинова о работе независимого лейбла 

Когда закончится пандемия, мы будем продолжать работать с Patreon. Для нас это не просто действия, предпринятые во время режима самоизоляции, — пандемия лишь стала неким толчком, чтобы мы поскорее занялись своим аккаунтом. 

Я думаю, что Patreon эффективнее сбора донатов, так как здесь у автора есть долгосрочный план: ты понимаешь, что раз в месяц столько-то денег будет приходить на твой счет. И это то, к чему нужно стремиться, чтобы обрести спокойствие и заниматься исключительно творчеством. Потому что ты точно понимаешь: что бы ты ни делал, ежемесячно тебе будут начисляться пожертвования — чтобы получить их, нужно отгрузить такие-то креативные продукты. Все предсказуемо и понятно. 


Илья Мазо

лидер проекта «ИЛЬЯМАЗО»

Я создал аккаунт на Patreon еще в 2018 году, чтобы у пользователей была возможность поддержать меня как автора. Тогда я просто сделал несколько тиров без каких-либо эксклюзивных материалов: пожертвования не превышали $10, и я просто не мог позволить себе делать что-то уникальное для этой площадки.

Сейчас, после серии онлайн-выступлений, количество патронов выросло, и месячная прибыль с Patreon составляет около $50. Может казаться, что сумма небольшая, но для меня это реальное подтверждение того, что моя музыка нужна. Как по мне, пожертвование денег — это реальная поддержка, а не разговоры о том, что «красиво», это люди говорят: «Илья, твоя война не пустая». 

Песня проекта «ИЛЬЯМАЗО» на сборнике ИМИ «Не выходя из дома» 

Честно говоря, я абсолютный патреонный нуб, поэтому для своего профиля придумал лоты с ласкательными русскими словами, а награды для всех сделал одинаковые, с уникальным доступом к моим стихам, видео с секретных концертов и песням других авторов в моем исполнении. Пока что я выкладывал цыганский романс «Распошел» и «Вокруг да около» — песню группы «Обход», которую я перепевал с Варей Краминовой (но ее я уже удалил: она слишком хороша). Вообще, будет разное, после окончания изоляции, может быть, даже поснимаю свой академический репертуар — романсы, арии.

ИЛЬЯМАЗО

На деньги с Patreon и другие пожертвования я впервые лет за 10, наверное, починил гитару — она строит теперь. Ее мы как раз записали в песне «Кто найдет, тот и выиграл» для сборника ИМИ «Не выходя из дома».

Конечно, Patreon отнимает время. Но честно говоря, пока там есть люди, я лучше буду вести его, чем делать что-либо еще, потому что для меня эти сраные 100 рублей важнее всего остального.

Я не знаю, эффективнее ли Patreon сбора донатов. Как-то раз я сделал краудфандинг, мне нужно было 500 000 рублей. Собралось 15 000, я потратил их на сайт, где бесплатно выложены мои работы, и другие технические нужды. Patreon пока принес примерно столько же, но сама система кажется мне более уместной. Разовые донаты — это приятный бонус, а постоянная поддержка — это возможность уходить в долгосрочные проекты с соответствующим уровнем проработки и проч. У меня $50 в месяц, так что я больше фантазирую.


Дима Мидборн

музыкант и продюсер

Я решил завести Patreon по нескольким причинам. Во-первых, здесь связь артиста с аудиторией теснее. Гораздо легче писать какие-то штуки о себе, зная, что этот пост увидят, и не надеяться на алгоритм, который непонятно как тебя показывает в соцсетях. Во-вторых, я уверен, что Patreon при хорошем раскладе может помочь мне стать чуть более независимым от концертов, лейблов и работы вне своего проекта. 

Придумывая лоты, я, конечно, смотрю на опыт коллег, но ориентируюсь на свою интуицию: все-таки публика у всех разная, поэтому и подход отличается. Но я стараюсь делать то, что мне было бы интересно самому. 

Мой аккаунт состоит из постов о том, что меня вдохновляет на работу над материалом, видео, каких-то обзоров, полных версий видосов, которых нигде больше нет. Плюс там часто контент появляется раньше, чем на других платформах. С ростом подписчиков я планирую увеличивать его количество. 

Дима Мидборн

Деньги, заработанные на Patreon, я трачу на оборудование и жизнь. Пока получается мало, но число подписчиков растет. В прошлом месяце патроны очень помогли мне с покупкой микрофона, стойки и поп-фильтра для домашней записи.

Вебинар Димы Мидборна о тайм-менеджменте музыканта

Для меня смысл Patreon в том, чтобы наладить бесперебойную коммуникацию с людьми, которым интересны твоя музыка и персона. Мне кажется, для новых и независимых музыкантов это еще один инструмент заработка — круто, когда этих инструментов целый набор. Так у артиста появляется возможность зарабатывать на продаже мерча, стриминге, РАО, синхронизации, на Patreon и т. д. Поэтому я однозначно продолжу развивать свой аккаунт и после пандемии.