Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/571/image/article-1f8e85ae90b88fc84a5229a13cf350fc.jpgИван Рябов2022-06-16T18:15Как использовать сервис для промо своей музыкиSoundCloud для российских музыкантов
SoundCloud для российских музыкантов
Как использовать сервис для промо своей музыки
Источник: Eugene Golovesov

SoundCloud для российских музыкантов

Как использовать сервис для промо своей музыки
Источник: Eugene Golovesov

После ухода из России ведущих западных стриминг-сервисов, российские артисты стали рассматривать альтернативные площадки для распространения своей музыки — в том числе, платформу SoundCloud. «ИМИ.Журнал» разобрал особенности сервиса и выяснил, чем он может быть полезен для российских музыкантов в 2022 году.


Запущенный в 2008 году SoundCloud стал одной из самых популярных онлайн-платформ для распространения музыки. Вместе с социальной сетью MySpace он оказал огромное влияние на развитие в первую очередь независимой музыки на рубеже десятилетий, и, несмотря на цифровую революцию и появление популярных стримингов, не исчез, до сих пор являясь актуальным инструментом для музыкантов со всего мира. Вместе с тем, важно учитывать одну деталь — далеко не все функции платформы в данный момент доступны именно российским музыкантам. 

В частности, артистам из России недоступна активация платных версий приложения. Сейчас российские музыканты могут воспользоваться лишь бесплатным тарифным планом SoundCloud, позволяющим загружать 180 минут музыки в месяц. Для зарубежных артистов доступны и другие варианты подписки: Pro и Pro Unlimited. Pro позволяет загружать до 6 часов музыки в месяц и дает доступ к расширенной статистике, а с Pro Unlimited загрузка музыки становится и вовсе безлимитной, а статистика прослушиваний — еще подробнее. Также с помощью Pro и Pro Unlimited музыканты могут загружать музыку на площадки Spotify, Apple Music, YouTube Music, Amazon Music, Instagram и Tencent, получая при этом 100% отчислений с этих платформ. Но отсутствие в России представительства сервиса, равно как и уход из страны платежных сервисов, делает эти функции для российских пользователей бесполезными. Соответственно, также российские музыканты не могут претендовать на деньги от платных подписчиков (кстати, SoundCloud стал первым музыкальным сервисом в мире, который стал выплачивать авторам роялти в зависимости от числа подписчиков и времени прослушивания контента). 

Если для западных музыкантов благодаря этим функциям SoundCloud является действенным способом продвижения и распространения своей музыки, то для российских артистов это сегодня не актуально. Впрочем, кроме инструментов продвижения, платных функций и справедливого распределения доходов у SoundCloud есть и другие преимущества. Главная из них — мультиплатформенность. Сервис позволяет с помощью уникального URL встраивать каждый опубликованный на площадке трек в любую из социальных сетей, а также на сайтах и в блогах пользователей, что  выгодно отличает SoundCloud от любого другого стриминга. Эта функция особенно полезна для начинающих музыкантов, которые хотят максимально распространить свое творчество, делиться им на смежных платформах и искать издателя для своего творчества. 

В России музыканты, выпускающие свою музыку на стримингах через официальных дистрибьюторов, зачастую используют страницу на SoundCloud для публикации неизданных ранее композиций, демо, ремиксов и сниппетов. В топах SoundCloud можно найти и самых популярных российских артистов — в том числе Дору, OG Buda и других (как и западных музыкантов  — от Адель до Канье Уэста): лейблы, на которых подписаны эти артисты (например, Universal Music или Warner) заключают с SoundCloud контракты.  В комментарии для «ИМИ.Журнала» экс-директор по маркетингу ONErpm Глеб Лисичкин отметил, что российским музыкантам, «в целом не стоит выкладывать музыку на SoundCloud через дистрибьюторы, однако стоит завести там страницу самому»:

«Страницу на SoundCloud стоит вести равно как вести свою дискографию на Discogs, страницу на „Википедии” и так далее. Это все инструменты продвижения. SoundCloud — это некий „склад” музыки, который доступен любому слушателю, вне зависимости, как стриминг-сервисом он пользуется», — отметил Лисичкин.

Как «склад» музыки (или своеобразный «бэкап») SoundCloud также может быть полезен в период, когда Россию покидают стриминги и множатся слухи об уходе дистрибьюторов. Кроме того, не стоит забывать и нововведениях в российское законодательство, после которых площадки могут отказаться от выпуска того или иного трека («ИМИ.Журнал» писал об этом подробнее тут).

Несмотря на большую схожесть с классическими стримингами, SoundCloud имеет много общего и социальными сетями. Так, музыканты могут получить обратную связь от слушателей, размещать свои треки в тематических группах (или создавать подобные группы самому), искать музыкантов для сотрудничества — например, битмейкеров и авторов ремиксов. Стоит помнить и том, что на SoundCloud  нет жесткой модерации по авторским правам, поэтому музыканты могут выкладывая каверы и ремиксы «раскручивать» именно свое имя, а не конкретные треки. Эти функции в первую очередь полезны хип-хоп артистам и музыкантам, занимающимися электронной музыкой. 

В целом, возможности сервиса в 2022 году в России достаточно ограничены, однако страница на SoundCloud, особенно для начинающего музыканта, является важным способом поделиться собственной музыкой с аудиторией.

Как оформить страницу артиста на SoundCloud

Как и на любой другой платформе, в первую очередь стоит уделить внимание оформлению страницы, как визуальному (баннер, аватар, цветовые решения), так и фактологическому (информация об исполнителе, ссылки на другие ресурсы). Обратите внимание, что настраивать внешний вид страницы следует у каждого релиза, в противном случае, SoundCloud будет по умолчанию использовать фотографию профиля без художественного оформления — это может помешать слушателю распознать трек. Платформа рекомендует использовать изображения в формате JPEG или PNG размером не менее 800 x 800 пикселей и не более 2 МБ.

При загрузке трека в SoundCloud следует как можно подробнее заполнить информацию с именем исполнителя, авторством текстов, данными о композиторах и лейбле. Это можно сделать, перейдя во вкладку «Метаданные» на странице загрузки или редактирования композиции. Также у загружаемого трека необходимо правильно проставить нужные жанровые теги — это повысит шансы вашего релиза на попадание в поисковую выдачу пользователей. 

О чем важно помнить при наполнении страницы

Площадка идеально подходит не только для публикации готовых треков, но для демо, незаконченных работ, сниппетов, каверов, ремиксов и прочего контента такого рода. Подобный релиз может быть отличным «подарком» для аудитории, а для более плотного взаимодействия с публикой можно выкладывать наметки будущих треков и спрашивать мнение и советы о них у слушателей. Не надо забывать и собственных комментариях к своим песням, в том числе об истории их создания.

Какими инструментами может пользоваться музыкант

Функция Spotlight SoundCloud позволяет закреплять до пяти композиций или плейлистов в верхней части страницы профиля — это поможет познакомить потенциальных фолловеров и поклонников с некоторыми из ваших лучших работ.

Монетизация музыки для российских пользователей в SoundCloud пока что практически недоступна, но в оформлении профиля артист может указать ссылки на краудфандинговые платформы (после ухода Patreon, это может быть, например, Boosty) и на площадки, где продается его музыка: Apple Music, Bandcamp, «Яндекс Музыка» и другие стриминги.

Кроме того, на SoundCloud есть возможность создать эксклюзивный клуб слушателей для своих поклонников, используя частные ссылки — с помощью них можно поделиться любыми незаконченными песнями с ограниченным количеством слушателей, а также отправить предложения лейблам, блогам или издательствам. Установить причастность трека — в разделе «Основная информация» на странице загрузки.

Последняя, но не менее важная и уникальная функция SoundCloud, доступная музыкантам — движок eMastered, с помощью которого возможно бесплатно отмастерить трек перед его публикацией. Отметим, что функция максимальна полезна именно для начинающих музыкантов. 

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии