Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Где музыканту найти менеджера и как работать вместе

Основные задачи и условия, советы опытных специалистов
Источник: Charles Deluvio
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/549/image/article-1ffb84f659dae2700729cbda7be6aea8.jpgКарина Бычкова2022-04-21T17:20Основные задачи и условия, советы опытных специалистов

Рост аудитории и развитие карьеры артиста подразумевают увеличение количества дел, закрывать которые лучше при помощи команды. В этой инструкции мы разбираем, где музыканту искать себе менеджера, какие задачи он может на себя взять и как оформить с ним договор.


Зачем артисту нужен менеджер

Менеджер — человек, который помогает музыканту вести дела, монетизировать творчество и развивать карьеру. 

Как правило, точный список своих обязанностей менеджер обговаривает с артистом индивидуально: число задач во многом зависит от масштаба деятельности музыканта и его целей. Если у артиста небольшая аудитория, то все задачи может закрывать его личный менеджер. По мере развития карьеры музыканта личный менеджер может не справляться со всеми перечисленными ниже делами самостоятельно — в этом случае менеджмент артиста разрастается до команды.

Татьяна Журавская, работавшая в качестве менеджера с OQJAV и Еленой Темниковой, советует нанимать людей в команду по необходимости — исходя из незакрытых задач, а не из незанятых ролей. К примеру, артист, который хочет писать тексты для соцсетей и отвечать на сообщения в директе самостоятельно, может обойтись без постоянного SMM-менеджера. Некоторые специалисты требуются разово, и их присутствие в команде необязательно — например, фотографы или дизайнеры.

Среди наиболее распространенных функций менеджмента можно назвать:

  • Ведение дел музыканта, связанных с лицензированием музыки: заключение договоров с площадками и дистрибьюторами, отгрузка релизов, получение отчетов от стримингов, оформление и проверка любых документов
  • Контроль всех процессов, связанных с ежедневной работой артиста: от аренды студии до сопровождения на интервью
  • Участие в организации концертов: букинг (как правило, когда концерты становятся регулярными, эти задачи переходят к букинг-агенту), составление графиков выступлений, работа с артистом на площадке, контроль за соблюдением райдеров и получением гонорара
  • Коммуникация с внешним миром: формирование стратегии продвижения релизов, работа с таргетологом, ведение соцсетей, обработка входящих запросов, в том числе от медиа и брендов
  • Общее взаимодействие с музыкантом: забота о комфорте артиста, помощь и поддержка

Кто может быть менеджером

В начале карьеры артист чаще всего сам занимается своим менеджментом. Если речь идет о группе, то на первых порах менеджером может стать ее самый ответственный и организованный участник. По мере развития коллектива и приобретения популярности эта стратегия скорее всего перестанет работать: как правило, масштабируемый успех плохо соотносится с сохранением прежних ролей внутри команды, и артисту вскоре станет не до организационных обязанностей.

Иногда менеджером музыканта становится кто-то из родственников — например, один из менеджеров Монеточки — ее мама, а менеджментом Димы Бамберга занимается его жена. Как и в любой работе с близкими людьми у этого подхода есть свои плюсы и минусы: главное — помнить, что взаимодействие артиста и менеджера носит прежде всего деловой характер, и по возможности не допускать его влияния на личные взаимоотношения, и наоборот.

Лейбл или выпускающая компания также могут назначить артисту менеджера. В этом случае менеджер может быть лишь связующим звеном между музыкантом и внешним миром, а может закрывать широкий спектр задач и управлять всеми процессами в команде.

Иногда артист подписывает с лейблом контракты по модели «360». Зачастую менеджмент, который работает с артистом по модели «360 градусов», ведет всю карьеру музыкантов, начиная от позиционирования на рынке и построения личного бренда и заканчивая организацией международных туров. 

Вот, что рассказывает о менеджменте «360 градусов» сооснователь лейбла Zion Дионисий Саттаров: «Когда у тебя артисты не пишущие, то тебе для них нужно еще и искать песни. А когда артист вполне себе самобытный, то тут скорее идет речь не о продюсерском, а о менеджерском контракте: зачем лезть в музыку и пытаться сделать из человека кого-то, кем он не является? Пусть артист все делает сам так, как он видит, а с нами он всегда может советоваться. Артистам с такими контрактами мы уделяем больше внимания, оказываем им и финансовую, и ресурсную поддержку. Когда мы работаем с артистом по контракту “360”, как с Ваней Дмитриенко, у нас есть возможность встраивать в здание его карьеры каждый кирпичик. Происходит успешное накопление имиджевого и музыкального капитала, все это в итоге дает много отдачи».

Где музыканту найти себе менеджера 

Как мы уже отмечали выше, на первых порах менеджером может стать один из участников музыкального коллектива.

Если начинающий артист работает сольно или в группе нет подходящих на роль менеджера людей, можно выбрать в качестве менеджера человека из близкого круга общения, который обладает хорошими организаторскими и коммуникативными навыками, а также верит в вас и вашу музыку.

Также музыкант может начать сотрудничество с профессиональным менеджером, у которого уже есть опыт работы с артистами. Искать его лучше всего через знакомых музыкантов или других представителей индустрии, чьей экспертизе вы доверяете. Если у вас нет таких связей, начните с объявления о поиске менеджера в своих соцсетях и попросите аудиторию о репосте.

Еще один вариант — написать заинтересовавшим вас профессионалам напрямую. В частности, на сайте ИМИ есть раздел «Специалисты», в котором представлены в том числе анкеты музыкальных менеджеров.

Старайтесь посещать как можно больше индустриальных встреч, конференций и шоукейсов — такие мероприятия всегда посещают музыкальные менеджеры, с которыми можно познакомиться и обсудить условия сотрудничества.

Присмотритесь к факультетам музыкального менеджмента в RMA, Moscow Music School и Skillbox — их выпускники часто ищут себе артистов на ведение, не стесняйтесь обращаться с запросами на менеджмент в сами школы.

Какими качествами должен обладать менеджер

«Менеджер артиста — многостаночник, он должен уметь все по чуть-чуть: и проверить договор, и дать обратную связь по звуку, и общаться как с брендами, так и с фанатами. Понятно, что вы — не профессиональный юрист не сможете написать договор сами, но проконтролировать юриста очень важно. Менеджеру нужно быть самостоятельным. Чаще всего, музыкант не знает, чем должен заниматься его менеджер, поэтому безынициативность и нежелание вникать в суть проблем со стороны менеджера недопустимы. Менеджеру важно хорошо ориентироваться в музыкальной индустрии и разбираться в вопросах, связанных со стримингами, авторским правом, промо и прочими аспектами работы: если менеджер делегирует задачу в этих сферах другому специалисту, он должен понимать ее до мельчайших деталей», — рассуждает менеджер Тони Раута и Марьяны Ро Екатерина Полищук

Директор FEDUK Дарья Евсеева называет среди основных качеств менеджера «коммуникабельность, память и собранность», а директор группы Lumen Вадим Базеев говорит про идеального менеджера так: «Музыкального менеджера в общем понимании можно сравнить с режиссером, который реализует определенный сценарий. Менеджер должен быть авторитетом для музыканта, он должен иметь опыт, знать историю индустрии, разбираться в основных этапах пути артиста. Если говорить о психологических особенностях [этой профессии], хладнокровность и настойчивость — качества хорошего музыкального менеджера, продюсера или директора. Лучшая форма работы, сотрудничества — это когда вы становитесь не только партнерами, но и друзьями».

Вместе с тем Дарья Евсеева отмечает: «Нельзя путать личное с рабочим. Также артисту и менеджеру категорически нельзя манипулировать друг другом». 

Как оформить договор с менеджером и договориться об условиях работы

«Проговорить четкие финансовые и другие существенные условия совместной работы и прописать их в договоре — отправная точка сотрудничества, это краеугольный камень любого профессионального менеджмента, особенно в индустрии, где продуктом является такое нематериальное и субъективное явление, как музыка. Должно быть обговорено все: передача лицензий, запись расходов, расчет вознаграждения, причем так, чтобы всем было все кристально ясно. Если это не было сделано в самом начале работы, значит, надо обговорить это в момент роста артиста. Если у группы есть не учтенные официально расходы, надо обсудить начало их учета. Когда все разругаются, будет слишком поздно», — отмечает музыкальный менеджер Екатерина Полищук.

Музыкантам важно внимательно изучить договор с менеджером и при помощи юриста разобраться во всех непонятных или неоднозначных положениях этого контракта. Договор с менеджером — один из самых сложных в музыкальной индустрии, такие сделки сугубо индивидуальны и не подразумевают использование шаблонного соглашения. 

Некоторые нюансы по заключению договора между менеджером и артистом мы описали при помощи юриста тут.

Музыканту и менеджеру принципиально важно договориться и о справедливых условиях работы. К примеру, доход директора Pharaoh Евгении Силантьевой от работы с артистом складывается из фиксированный зарплаты и процента от каждого концерта.

«Классический международный стандарт сотрудничества менеджера с артистом — от 10 до 20%. У суперзвезд, как правило, это 10%, у начинающих артистов — 20%. При этом важно понимать, от чего считается этот процент: либо от всех доходов артиста, так называемой валовой выручки, либо от чистой прибыли. Если менеджер считает свой процент от всех поступающих денег, он должен проверить, сколько артист при этом тратит из своего кармана. В каких-то случаях он может зарабатывать очень мало, а тратить очень много, и тогда нужно договориться на более комфортные для всех условия. Например, менеджер получает 15% от всех поступлений артиста, но при этом не более 50% от чистой прибыли: то есть не больше, чем сам артист», — рассказывает Екатерина Полищук.

Работа артиста и менеджера — это прежде всего взаимодействие двух людей, между которыми должны быть установлены уважительные деловые отношения, и вкладываться в них следует обеим сторонам.

Сооснователи агентства Music Development Russia Евгений Меркушев и Екатерина Бажанова отмечают: «Любой музыкальный проект — это маленький бизнес, который хочет стать большим. Поэтому базово нужно знать, кто такой менеджер, чем работа менеджера отличается от работы лейбла и чем лейбл отличается от издателя. Музыканты вступают с нами в рабочие отношения, а значит, большую часть вопросов мы готовы решать в двустороннем порядке. И если кому-то из музыкантов начинает казаться, что можно просто стучать ногой в пол, — это путь к завершению наших отношений. Важно, чтобы артист, который к нам приходит, понимал, что мы начинаем работать сообща и магия просто так не случится. Мы не можем все сделать без участия музыканта. Так бывает, только если артисту предлагают жесткий продюсерский договор, в рамках которого ему будут говорить, как открывать рот, что надевать и о чем петь».

Юрист Елена Гладкова дает следующие советы артистам и менеджерам:

  • Самое базовое правило: выбирайте надежных партнеров. Менеджерам стоит внимательно подбирать артистов, а артистам — менеджеров.
  • С любым, даже проверенным, партнером нужно заключать договор, полноценно регулирующий как минимум следующие аспекты: вознаграждение и другие финансовые условия сотрудничества, перечень объектов интеллектуальной собственности артиста, права и обязанности сторон, бухгалтерская отчетность и проведение сверок, порядок выплаты вознаграждений и удержаний из него, порядок коммуникации с подрядчиками и порядок принятия решений по вопросам продвижения музыканта, полномочия по распоряжению правами на интеллектуальную собственность, вопросы представительства интересов артиста, ответственность за нарушение договоренностей, порядок расторжения договора, штрафы и компенсации.
  • Если нужно, своевременно меняйте условия совместной работы или применяйте санкции к партнеру при нарушении договоренностей.
  • Попробуйте урегулировать возникший конфликт в досудебном порядке или найдите компромисс.
  • Если спор дошел до судебного разбирательства, обратитесь за защитой и используйте все имеющиеся доказательства и аргументацию, подтверждающие вашу позицию.
  • Если исполнить решение суда невозможно, вернитесь к поиску компромиссного решения с вашим партнером.

Что еще посмотреть и почитать про работу артиста и менеджера

  • Вебинар музыкального менеджера Татьяны Журавской, которая работала с «Обе Две», OQJAV, «Курарой», Еленой Темниковой.
  • Вебинар менеджера Марьяны Ро и Тони Раута Екатерины Полищук: в нем подробно рассказывается о роли менеджера в карьере артиста.
  • Вебинар Екатерины Штаревой из агентства Doing Great, посвященный менеджменту концептуальных артистов. В этом видео Екатерина рассказывает о своем видении музыкального менеджмента и делится опытом работы с «АИГЕЛ» и Директором Всего.
  • Подробную инструкцию по работе с менеджерским договором от юриста Вадима Хохлова.
  • Серию больших интервью с музыкальными менеджерами White Punk, Lizer, Паши Техника и других артистов, опубликованную в телеграм-канале «мама, я артист менеджер».
Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии