Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/227/image/main-9991003f544c0c36fa22c9ae31d96010.jpg2021-12-10T15:007 советов от дуэта Yung AcidПродакшен электронной музыки

Дуэт Yung Acid исполняет музыку в жанрах от техно до грайма, а также руководит собственным лейблом Get Busy!, выпускающим релизы артистов из России и ближнего зарубежья. Во время вебинара на YouTube-канале ИМИ Ильсур Касичка и Марк Грибоедов раскрыли секреты своего продакшена, поделились любимыми плагинами и инструментами для написания музыки, а также рассказали начинающим музыкантам, как выпустить релиз самостоятельно, начать сотрудничать с иностранным лейблом и где черпать вдохновение, когда нет идей. «ИМИ.Журнал» выписал главные советы музыкантов начинающим артистам. Посмотреть вебинар целиком можно на нашем канале


Не стесняйтесь учиться по видеокурсам в YouTube

Когда мы начали диджеить, нам было этого мало и захотелось чего-то большего. Мы начали изучать Ableton, преимущественно через YouTube-туториалы. Не стесняйтесь использовать этот инструмент: ищите видеоуроки и выполняйте задания. Сегодня вам не обязательно платить огромные деньги за обучение в школе: мы не потратили на свое образование ничего и пользуемся YouTube-уроками до сих пор. Например, в какой-то момент мы понимаем, что нужно узнать, как делается параллельная компрессия. Находим урок, смотрим его, выполняем задания.

Главное — не воспринимать какую-то одну точку зрения как единственно верную. Тестируйте удобные для себя варианты работы с треками и выбирайте то, что близко вам. 

Не бойтесь выпускать музыку самостоятельно

Начинающий музыкант рано или поздно сталкивается с необходимостью выпустить альбом. Перед ним стоит выбор: сделать это самостоятельно или искать лейбл для сотрудничества. Само собой, лейбл — это круто, но иногда процесс выпуска с ним сильно затягивается: артистам приходится вставать в очередь, за это время их музыка теряет актуальность. В этом плане селф-релизы куда удобнее.

Вы можете выложить трек на Bandcamp или любую другую платформу, где пользователи его послушают, скачают или купят, или же выпустить его на физических носителях — кассетах, дисках, виниле. Большой плюс селф-релизов — это независимость. Вы сами выбираете дату релиза и его формат, сами занимаетесь его продвижением и оформлением. Селф-релиз мотивирует вас развивать свои соцсети — это тоже важно. Например, мы постоянно работаем над увеличением аудитории в Bandcamp: рассказываем в рассылках о грядущих релизах, оповещаем поклонников о новостях. 

Еще один плюс самостоятельного выпуска музыки — это скорость. Вы можете выпускать треки хоть каждый день, привлекая к себе внимание и увеличивая аудиторию, можете экспериментировать со стилями и никак не ограничивать себя в творчестве. 

Конечно же, приятно получать прибыль напрямую — это еще одно преимущество. Каждый, кто хоть раз выпускал трек или альбом самостоятельно, знает это чувство радости от уведомления о зачислении средств. Зарабатывая на своей музыке, артисты могут, например, накопить за полгода на хороший синтезатор или вообще отказаться от постоянной работы и жить на доходы от творчества. 

Наконец, работая над релизом в одиночку, вам не нужно придерживаться строгих правил лейбла. Нередко артисты сталкиваются с правками: их музыку постоянно корректируют, предлагают свои варианты обложки, меняют мастеринг и всячески пытаются влиять на творческий процесс. Такие ситуации часто приводят к конфликтам между музыкантом и лейблом.

Убедитесь, что у вас есть все необходимое для релиза

Первое, что необходимо артисту, — это страница на SoundCloud или в Bandcamp. В этих сервисах вы можете находить не только новую аудиторию, но и вдохновение в творчестве других артистов. Кроме того, Bandcamp позволяет привлечь слушателей, не пользующихся основными стримингами. 

Также артисту нужно выбрать подходящего дистрибьютора. Мы, например, пользуемся ONErpm, его инструменты подходят начинающим музыкантам, чтобы самостоятельно доставить свой релиз на нужные платформы — в iTunes, Spotify и прочие стриминги. Естественно, треки сначала проходят модерацию — на этом этапе могут возникнуть трудности: качество записи или художественное оформление релиза могут не соответствовать стандартам платформ. В этой ситуации музыканту важно выстроить диалог, объяснить площадкам, что это его стиль и выбор в пользу определенного звучания или арта сделан осознанно.

Сравнительная таблица дистрибьюторов

Для выпуска релиза нужно заранее подготовить обложку. Сейчас каждый может сделать свой артворк: можно просто взять бумагу, нарисовать все, что нужно, сфотографировать рисунок в формате 3000 х 3000 пикселей — и все, ваша обложка готова.  

Артисту, выпускающему музыку самостоятельно, важно научиться делать мастеринг треков. Некоторые платформы, например SoundCloud, предлагают пользователю платную опцию мастеринга, но надо сказать, что инструмент работает не очень хорошо: сильно ужимает треки и снижает громкость. Лучше сделать это самому. 

Не стоит лениться и при продвижении своего релиза. Даже если вы просто попросите своих близких друзей поставить лайк или нажать кнопку Play, алгоритмы стримингов зачтут это действие и будут подмешивать ваш трек новой аудитории. Чем больше лайков получит ваш релиз за первый час, тем большему числу людей его предложит алгоритм стриминга. Это банальный совет, но он работает.

Помните: чем больше времени, сил и работы вложено в релиз, тем дольше и лучше он проживет.

Не стесняйтесь отправлять свои треки иностранным лейблам

Сегодня музыкальный рынок переполнен и лейблы сталкиваются с необходимостью поиска нового звука и артистов. Иностранным лейблам выгодно подписывать начинающих музыкантов: зачастую новички соглашаются на любые условия, лишь бы их релиз вышел. С одной стороны, это немного обидно, с другой — надежно: артист в любом случае получит релиз за рубежом. 

Большой плюс в работе с европейскими лейблами заключается в том, что все игроки местной индустрии знают друг друга и запускают таким образом механизм сарафанного радио. Например, после того как у нас вышел релиз на французском лейбле, нам предложило сотрудничество другое местное издательство. В итоге это сотрудничество переросло в гастроли по Франции. 

Важно понимать, что мы, так же как и многие, рассылаем огромное количество демок и получаем ответ от одного лейбла из ста, но иногда это сотрудничество приводит к полноценным зарубежным турам. Не стесняйтесь отправлять свои запросы иностранным лейблам: рано или поздно найдется именно тот, который поможет вам переступить черту и выйти на зарубежный рынок.

Развивайте свое творческое мышление всеми доступными методами

Вы могли заметить, что многие артисты, найдя свой звук, очень плотно на него подсаживаются и в результате все их новые релизы становятся похожими на предыдущие. Это одновременно минус и плюс: с одной стороны, таким образом вы можете создавать свою отдельную вселенную, с другой — вы рискуете зациклиться. Разнообразить свое творчество помогает мультижанровость: сегодня отдельные стили уже не имеют значения, все смешивается между собой, и образуется так называемая «мутантная» музыка. 

Чтобы поймать вдохновение и развивать свое творческое мышление, музыканту нужно использовать как можно больше разнообразных новых методов. Например, можно идти от одного основного лупа: соединив несколько дорожек и нащупав момент, который качает, его можно развивать на протяжении всего трека. 

Когда вы нашли свой звук, создали трек, но поняли, что одной композиции недостаточно, вы можете сохранить все настройки и просто чередовать свои семплы, добавляя новые и убирая ненужные. Таким образом вы сделаете много треков из одного проекта. Такой подход полезно использовать, чтобы научиться мыслить альбомами, а не единичными треками. 

Техника семплирования — наша любимая. Скачивание новых библиотек всегда вдохновляет. Когда скачиваешь новые библиотеки, голова начинает взрываться от идей. 

Интуитивное создание музыки и джемы — тоже очень хорошие методы развития творческого мышления. Если вас двое или трое в группе, вы можете джемить друг с другом: просто подберите резонирующие между собой инструменты и начните наигрывать. Важно записать полученный результат, чтобы из этого материала можно было нарезать отдельные удачные моменты, соединить их между собой, наложить эффект и получить готовую композицию. У нас был такой опыт, и получившаяся музыка действительно выпускалась на лейблах, выходила на физических носителях.

Если же вы самостоятельный артист и хотите поджемить в одиночку, вы всегда можете включить один инструмент, наиграть любую мелодию, записать ее в линию, затем открыть новую дорожку, найти второй инструмент и аккомпанировать самому себе, включив первую дорожку. Таким образом вы запишете дорожку, которая не будет привязана к сетке по bpm, она будет совершенно другой и оживит вашу композицию. 

Если у вас есть хороший рекордер или хотя бы диктофон на телефоне, при помощи метода полевой записи вы можете фиксировать любые индустриальные или бытовые звуки, звуки природы, ветра и чего угодно еще. Полученный семпл может лечь в основу вашего трека, поверх которой вы уже будете накладывать дополнительные инструменты. 

Пожалуй, самый главный для нас творческий метод — это оммажи, бутлеги и копирование, когда мы заимствуем чужую музыку. Классно, когда вы слышите что-то, что вам понравилось, но понимаете, что вам есть что добавить к этому семплу.  Выбираете заинтересовавшую вас часть трека и пытаетесь с ней работать. Если на выходе получится новая композиция — круто, если не получится — ничего страшного, всегда можно работать над треком дальше. 

И, конечно, развивать творческое мышление помогает литература. Например, «Разговоры с Кейджем» Ричарда Костелянца: Джон Кейдж — разносторонний музыкант, по-своему экспериментировавший с инструментами. Он мог взять пианино и привязать к его струнам молоток или что-то еще, чтобы изменить звук. Вообще, интересно знакомиться со способами написания музыки разных композиторов, например очень помогает «Краткая история новой музыки». В книге собраны небольшие истории музыкантов, в которых они рассказывают о своем вдохновении. 

Используйте эффективные творческие приемы при создании музыки

Важно сохранять индивидуальный подход. Не стесняйтесь писать музыку по-своему: даже если в треке что-то сделано немного неправильно, но это хорошо звучит, оставьте все как есть. Этот звук может зацепить слушателя, стать вашей фишкой. 

Нужно уметь себя ограничивать. При работе над треками у вас под рукой может быть множество инструментов, готовые библиотеки и VST — от всего этого начинают разбегаться глаза. Постоянно «улучшая» трек и добавляя новые элементы, вы не только затягиваете работу над композицией, но и теряете чувство вкуса. Самоограничение в таких ситуациях очень помогает. 

Чередуя проекты в процессе работы, вы избежите ситуации, когда у вас замыливается слух. Посидите полчаса над одним треком, затем включите другой, потом третий, четвертый и так далее. 

Важно своевременно отдыхать от звука. Постоянно записывая музыку и выступая с ней, в свободное время дайте себе отдохнуть, послушайте тишину. Это помогает хорошо разгрузить голову. Можно дополнить эту практику небольшой медитацией, чтобы расслабиться.

Не бойтесь смешивать жанры, работая с семплами. Например, вы можете взять партию баса из джанглового трека, добавить ударные, хип-хоповые тарелки, техно. Экспериментируя таким образом, можно найти что-то новое и создать «мутантную» (мультижанровую) музыку. 

Полезно периодически переключаться на другие виды искусства. Прервитесь на несколько часов, посмотрите хороший фильм, почитайте книгу, сходите на выставку визуального искусства.

Если вы пережили стрессовую ситуацию или, наоборот, испытали огромную радость, попробуйте выплеснуть свои эмоции в проект. Такие эксперименты помогают разнообразить звук и разгрузить голову. 

Слушайте других артистов

Слушая треки других артистов, вы наполняетесь их энергией и заряжаетесь вдохновением. Музыкантам обязательно нужно слушать треки соседей по жанру, подмечать интересные фишки как в нишевых направлениях, так и в работах популярных артистов. Полезно изучать творчество новых музыкантов, еще не привязанных к каким-то стилям и рамкам, слушать работы именитых продюсеров, читать их биографии, находить для себя что-то смежное и внедрять в свой продакшен. 

Попробуйте проследить за историей появления того же рэпа, техно или любого интересного вам жанра: вы поймете, как изменяется культура, к чему она приходит. Определяя для себя тренды и тенденции в жизни жанров, вы сможете предугадывать их развитие, раньше других почувствовать изменения и увидите, как ваш прогноз начнет сбываться.