Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/230/image/article-61cb80cfc24fa66af99787c5d1ac7648.jpgВладимир Завьялов2020-06-26T16:10«Вписка», EarzOnFire, Killer King Records и другиеКак живут и зарабатывают YouTube-каналы о музыке
Как живут и зарабатывают YouTube-каналы о музыке
«Вписка», EarzOnFire, Killer King Records и другие

Как живут и зарабатывают YouTube-каналы о музыке

«Вписка», EarzOnFire, Killer King Records и другие

С чего начинали каналы авторы музыкальных YouTube-каналов? Каков был их стартовый бюджет? Как быстро они начали зарабатывать? На эти и другие вопросы «ИМИ.Журналу» ответили ведущие и руководители каналов «ТЫСЛЫШАЛ», EarzOnFire, Killer King Records, «Вписка», «ПУШ», Jane Kravitz и Hellscream Academy.  


Сколько стоит запустить канал?


Не все YouTube-проекты начинают со стартовым капиталом. Например, канал «ТЫСЛЫШАЛ», основной контент которого — интервью с российскими инди-музыкантами, стартовал буквально с нуля. 

«Использовали то, что было на руках, камеру, концертные микрофоны, нам помогали друзья-операторы, — говорят Саша и Дима, авторы канала. — В течение первого сезона Дима заказал радиодетали и спаял две петлички бюджетом в 1000 рублей, а звук оказался на удивление хорошим». 

Сейчас на канал подписано чуть больше 10 тысяч человек. В среднем видео «ТЫСЛЫШАЛ» набирает около 10 тысяч просмотров. Бывают и отдельные удачи — например, интервью с музыкантом Внемой посмотрело более 100 тысяч человек. 

Нулевой стартовый бюджет был и у канала EarzOnFire. Автор канала Андрей Филиппов делает обзоры свежих альбомов и тематические подборки новых релизов, рассказывает о музыкальных жанрах и предлагает подписчикам интерактивные форматы — например, музыкальную версию интеллектуального шоу «Своя игра». У канала чуть больше 25 тысяч подписчиков и два с небольшим миллиона просмотров всех видео. 

На канале Killer King Records рассказывают обо всем подряд — о российских группах, «за которые не стыдно» (так называется самая популярная рубрика канала), об историях жанров и старых песнях-мемах. Канал небольшой: он появился шесть лет назад и собрал суммарно около двух миллионов просмотров всех видео (подписчиков канала — чуть более 32 тысяч). Первый бюджет канала — сто рублей, которые, по словам создателя, были потрачены на самый дешевый микрофон-петличку. 


Что происходит у крупных игроков?


По словам соавтора блога «Вписка» журналиста Николая Редькина, стартовый бюджет канала — 200–300 тысяч рублей.

«Вписка» стартовала в 2017 году: ведущие канала Николай Редькин и Василий Трунов приходили домой к рэп-звездам, брали у них интервью и снимали на камеру место, в котором герои выпуска родились и выросли либо живут сейчас.     

«Частично были наши накопления, частично помог Дима Балакирев из Челябинска, блогер и бизнесмен», — вспоминает Редькин. По словам ведущего, в первое время очень много денег уходило на перелеты, так как два участника команды блога проживали в Челябинске. Первое время «Вписка» экономила на всем — на жилье и авиабилетах.

Первый выпуск «Вписки» — это визит ведущих домой к участникам популярной белорусской группы «ЛСП» — Олегу Савченко и Роме «Англичанину» Сащеко. Редькин признался, что снять первый выпуск с «ЛСП» помогло давнее знакомство с участниками группы. То же и с другими героями первых выпусков: Николай и Василий либо знали этих героев лично, либо находили их через общих знакомых.  

Канал «ПУШ», где поп-звезды смотрят каверы на свои песни, — проект не энтузиастов с «вебкой» и петличкой, а опытных телевизионщиков с телеканала «360». Светлана Погодина, руководитель спецпроектов «360» и соавтор «ПУШа», рассказала о том, что первые вложения канала — 90 тысяч рублей, которые ушли на блогерские интеграции, а с успешным стартом канала помог Noize MC, который согласился принять участие в дебютном выпуске шоу. В феврале блогу исполнилось два года. На данный момент аудитория канала насчитывает более 450 тысяч подписчиков, а суммарно ролики канала посмотрели более 50 миллионов раз. 

Блогер Джейн Кравитц запустила одноименный канал около десяти лет назад. Сначала девушка исполняла каверы на группу Tracktor Bowling, Пинк и Леди Гагу и выкладывала записи в YouTube. Позже автор канала начала снимать разговорные видео: сначала буквально про все подряд («Типы парней», «Свидание», «Фразы девушек» — так назывались ранние ролики Джейн), а затем — с акцентом на музыку. Сейчас Джейн в роликах учит подписчиков петь в манере известных исполнителей, рассказывает о вокальных манерах, гастрольных райдерах и других приметах популярных артистов. В настоящий момент на канал Джейн подписаны почти миллион человек, а видео девушки набрали в общей сумме 155 миллионов просмотров. 

По словам Джейн, на старте канала она не могла себе позволить «практически ничего»: из техники у девушки была настольная лампа (куда Джейн сама прицепила фольгу и салфетки для эффекта рассеянного света) и камера GoPro. Чуть позже у Джейн появился MacBook Pro, который ей подарила мама. 

До появления канала Hellscream Academy уже существовала одноименная онлайн-школа. Однажды к руководителю школы Leos Hellstream пришел ученик и попросил педагога снять на камеру свой кавер на песню группы Oceans Ate Alaska и выложить его на YouTube. Так началась история блога, который ведет сам Leos Hellscream — автор канала рассказывает о вокальных приемах известных солистов, комментирует и анализирует музыкальные тренды, а также смотрит музыкальные шоу.

На первых порах ролики канала, по словам Leos, снимались сначала на телефон того самого студента, затем — на простой смартфон Samsung и iPad. «Я помню, как мы делали световые эффекты с помощью фонариков на телефоне», — вспоминает ведущий канала. Чуть позже у Leos появилась профессиональная камера. 

«Бюджет? Его и не было, — признается Leos. — Полный ноль. Абсолютное ничего». Hellscream Academy за шесть лет набрал более 400 тысяч подписчиков и 50 миллионов просмотров всех видео на канале. 


Сколько зарабатывают авторы каналов о музыке?


Общая тенденция — доход от рекламных интеграций у блогеров заметно выше, чем от YouTube. 

По словам создателей «ТЫСЛЫШАЛ», YouTube в России платит авторам «копейки». Представители блога признаются: монетизировать свой труд у них получается, но доход от канала маленький — случаются даже месяцы, когда денег нет совсем, — но каналу помогают пожертвованиями зрители. 

«Рекламодатели приходят, но не так часто, как хотелось бы, — говорят авторы канала. — У нас есть несколько постоянных рекламодателей (среди них — Fiction, ННХ, Skate Bag, Струнки.ру и Pedalzoo), но в большинстве случаев это бартер».

Канал EarzOnFire приносит автору Андрею Филиппову около 20–30 тысяч рублей в месяц. Это выплаты от YouTube, доходы от рекламных интеграций, выручка от фирменных футболок канала, пожертвования зрителей на Patreon. По словам Андрея, если к вопросу монетизации блога подходить адекватно и с уважением к зрителям, то можно вполне себе получать деньги, достаточные для развития канала. 

Поддержку на Patreon от зрителей канала получает и Killer King Records. Его автор признался, что канал никогда не был  для него основным источником дохода и рекламных интеграций он сейчас не делает.

Николай Редькин рассказал, что «Вписке» удалось выйти в ноль весной 2018 года — меньше чем за год после запуска, — но отметил, что блогу пришлось на первых порах браться за «сомнительную» рекламу вроде казино и букмекеров. 

Отвечая на вопрос о доходах «Вписки», Редькин говорит, что все зависит от конкретного месяца (в декабре реклама стоит дороже), количества выпусков, их специфики и просмотров. Максимальный доход «Вписки» от одной рекламной интеграции — 400 тысяч рублей. Пиковая сумма дохода от YouTube — 200 тысяч рублей. 

Николай добавил, что с первой рекламой «Вписке» помог Юрий Дудь. «Нам нужно было лететь в Европу на съемки Димы Бамберга (экс-Schokk) и Кизару, — вспоминает Редькин. — Денег не было. Юра помог договориться с Aviasales, чтобы они бартером дали нам билетов на 100 тысяч рублей. За эти деньги мы интегрировали эти билеты сразу в два выпуска-миллионника. Сейчас это кажется каким-то диким демпингом по отношению к рынку, но тогда мы еще ничего не понимали в цифрах. Первая реклама за деньги появилась у нас к пятому выпуску, это был бренд ZTE».

Каналу «ПУШ» первые деньги с YouTube (60 долларов) принес выпуск с дуэтом Rauf & Faik, который вышел через два месяца после старта проекта (по прежнему самое популярное видео канала — 4,7 миллиона просмотров), — после этого ролика пришли первые рекламодатели. Цифры заработка представители канала не называют.

Джейн Кравитц в течение полутора лет зарабатывала от пятисот до двух тысяч рублей в месяц на монетизации блога. Сейчас, по словам девушки, месячный доход канала составляет около 1500–3000 долларов в месяц без учета рекламных интеграций. Джейн отметила, что сумма дохода зависит от сезона, тематики видео и стоимости рекламы на тысячу просмотров.

Автор Hellstream Academy затруднился вспомнить, когда канал начал монетизироваться. «2013–2016 годы, где-то этот промежуток», — сказал блогер, добавив, что канал приносил «какие-то копейки», которые ему давало участие в партнерской программе. Это партнерство автор канала не называет выгодным: программа, по его словам, съедала много денег, поэтому пришлось расторгнуть с ней  договор. 

Leos Hellstream отказался называть цифру месячного дохода, но отметил, что в его случае YouTube приносит больше денег, чем рекламодатели. «Когда на моем канале было сорок тысяч подписчиков, мне предлагали рекламу на одном американском канале, — вспомнил Leos. — Эта реклама стоила тысячу долларов. В тот момент реклама на моем канале стоила тысячу рублей. Два канала: на обоих — по сорок тысяч подписчиков. В одном реклама стоит в 60–70 раз больше, чем в другом».

По словам Leos, музыкантам и небольшим блогерам заказывать рекламу на Западе невыгодно: реклама в каналах-миллионниках стоит очень дорого. Но автор Hellstream Academy подчеркивает, что при этом реклама в российском сегменте YouTube стоит значительно дешевле, поэтому выходит так, что сам YouTube приносит больше денег, чем рекламодатели. 

Первые рекламодатели пришли к Leos в тот момент, когда на блог было подписано около трех тысяч человек. «Это были смешные деньги: сто, двести рублей за рекламу», — сказал блогер. 


Как на блогерах отразилась пандемия?


Гипотеза «Больше сидят дома — значит, больше смотрят YouTube, соответственно, больше получают» в случае с YouTube-блогами не работает: просмотры не падают, но уходят рекламодатели. 

«Карантин — отстой, сложно работать, когда нельзя выходить из дома, — рассказывают авторы «ТЫСЛЫШАЛ». — Но в этом есть и положительная сторона: мы открыли для себя онлайн-формат и удаленно снимаем подкасты с гостями из других городов и теперь даже стран. Это всегда было на поверхности, но почему-то только сейчас стали делать». 

Авторы канала добавили, что просмотры канала при этом выросли.

Андрей Филиппов из EarzOnFire отметил, что пандемия положительным образом отразилась на канале. «Просмотры прирастают, заинтересованность людей выше, как и активность. Новые форматы заходят на ура», — сказал блогер.

Каналу «Вписка» повезло меньше: из-за «выездного» формата блога съемки новых серий в условиях пандемии пришлось свернуть. Поэтому «Вписке» пришлось завести отдельный канал «Вписка Live» для удаленных видеоинтервью. Цифры нового канала скромнее, чем у основного: 120 тысяч просмотров первого выпуска с Димой Бамбергом так и остались рекордными — в среднем ролик «Вписки Live» набирает 30–50 тысяч просмотров. 

Правда, у основной «Вписки» к началу карантина уже имелся запас отснятого материала. Кроме того, Трунов и Редькин рискнули отправиться во время карантина в Ленинградскую область, чтобы снять выпуск с уже бывшим ведущим Versus Александром «Ресторатором» Тимарцевым. Риск оправдался: за неделю с небольшим ролик посмотрели 1,7 миллиона человек. 

У канала «ПУШ» упали просмотры последних роликов, но авторы шоу не унывают. «Просмотры упали, но ничего: уже бывали такие ямы, и мы из них успешно выбирались», — сказала соавтор канала Светлана Погодина.

Доходы Джейн Кравитц во время пандемии снизились в 2–2,5 раза, притом что просмотры остались при прежних показателях. 

«Сначала я не могла понять, в чем дело, за ответами пошла на интернациональный форум YouTube, где узнала, что у большинства авторов по всему миру сейчас та же самая проблема, доход уменьшился в несколько раз — при прежних, а в некоторых случаях больших просмотрах», — сообщила Джейн. 

Leos Hellscream признался, что рекламодатели все так же приходят на его канал, но просмотры и доход от YouTube упал — «как и у всех ютуберов». 

«Во время режима самоизоляции люди не ходили в магазины, соответственно, ничего не покупали, экономили деньги — компаниям не было смысла рекламировать свой продукт на YouTube. Соответственно, и доход от промо на YouTube стал меньше» — так ситуацию с доходами от своего блога прокомментировал Leos.