Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/186/image/main-f2b790de3b1939707d61f3bcb12175ea.jpg2020-10-30T19:05Влияние музыки на мозг и телоСпасите наши уши: как музыкантам сохранить слух

Какие проблемы со слухом испытывают музыканты и звукоинженеры? Как с ними справиться и не оглохнуть после многочисленных концертов и репетиций? И как посмотреть и почувствовать звук, даже не слыша его?

Многие современные гаджеты беспокоятся о нас: «Длительное прослушивание на максимальной громкости может привести к повреждению слуха», — появляется на экранах некоторых смартфонов, когда мы прибавляем громкость, а в беспроводные наушники введена заводская настройка блокировки уровня звука. 

Высокий звук действительно опасен для наших ушей, систематическое прослушивание громкой музыки может привести к полной или частичной потере слуха. На самом деле, причин, по которым люди теряют слух, очень много: от мутаций в ДНК до вирусов. Громкий звук — самая распространенная из них. 

Но почему гаджеты так беспокоятся о наших ушах? 

В 2015 году представители ВОЗ заявили о тревожной цифре: 1,1 миллиона человек могут потерять слух. Все из-за недопустимо высоких для нашего уха частот, которые стали нашей повседневной привычкой. Как пишут сотрудники ВОЗ, прослушивание в диапазоне 100 децибел безопасно лишь в течение 15 минут (громкость наушников 90–105 децибел сопоставима с шумом на концерте 100–120 децибел). 

Примерно 17 % жителей нашей планеты испытывают некоторые проблемы со слухом: начиная с пониженной способностью слышать звуки и голоса (что считается умеренной потерей слуха), заканчивая серьезным нарушением слуха или глухотой, при который человек вообще не способен различать звуки.

Проблемы со слухом: какие они бывают

Для музыкантов эта проблема особенно актуальна, ведь прослушивание, а также исполнение музыки — это значительная часть их работы.

Иногда музыканты могут полностью потерять слух (случается это, к счастью, крайне редко): так, чешский композитор Бедржих Сметана создавал некоторые свои произведения, будучи к тому моменту полностью глухим. Тем не менее, потеря слуха не мешает многим музыкантам «слышать» музыку благодаря внутреннему слуху — нужна лишь хорошая партитура. Изобретатель додекафонии и серийной техники, один из самых известных композиторов XX века Арнольд Шенберг, вообще не был уверен, что музыкальные произведения необходимо исполнять, ведь мы не зачитываем прозу вслух. 

Впрочем, в наше время ноты знают далеко не все, и подавляющее большинство профессионалов и слушателей все-таки полагаются на свои уши. 

Слух чаще всего теряется постепенно. В медицине выделяется четыре степени тугоухости (то есть снижения чувствительности восприятия звука): если на первой стадии человек еще может воспринимать шепот вблизи и речь на расстоянии 6–7 метров, то на четвертой он слышит речь лишь на расстоянии менее одного метра. Первая стадия лечится довольно легко, при третьей и четвертой больной может быть признан инвалидом.

Степени тугоухости Восприятие речи в метрах Восприятие шепота в метрах Порог слышимости в децибелах
Тугоухость 1 степени 6-7 1-3 25-40
Тугоухость 2 степени 4 1 41-55
Тугоухость 3 степени 1 - 56-70
Тугоухость 4 степени <1 - 71-90
Источник: travmatolog.net

Музыкантов, частично потерявших слух (из-за мощных усилителей на концертах или студийных наушников), к сожалению, предостаточно: это и Пит Таунсенд из группы The Who, и Фил Коллинз, и Оззи Осборн. 

Из российских музыкантов, теряющих слух, можно привести в пример молодого рэпера Мак Симу Мглу, который борется с глухотой не первый год, что не мешает ему выпускать талантливую музыку. 

«В моем случае средств для поддержания слуха не существует, — рассказывает Мгла, — слишком серьезная стадия. У меня проблемы со слуховым нервом, он постоянно должен быть в напряжении, для этого нужно разговаривать, слушать. Помогает слуховой аппарат, который не дает этому нерву расслабиться. Без аппарата я в последнее время только сплю. Требуется самодисциплина: делать массаж головы, стараться беречься от громких и раздражающих звуков, не курить и не пить». 

На студии Мгла предпочитает работать быстро. 

«Пришел, с первого раза записал — первые эмоции верные. Я нормально работаю в студийных наушниках, если прибавить чуток бита и голоса в микрофоне. Сейчас я не сижу со звукорежиссером на сведении, так как решил поберечь слух. Просто записываю то, что нужно, а дальше — техническая работа звукорежиссера, как передать мои ощущения в композиции. Если это свой человек, то он все сделает круто». 

Глухота накладывает определенные ограничения, но не мешает рэперу выступать

«Я переживал, что у меня нет ушного мониторинга, но когда давал первый концерт в Питере, все прошло нормально — просто попросил прибавить в мониторах на сцене бит и голос, — рассказывает Мгла. — Даже если не слышишь себя, можешь использовать интуицию: ловишь первую строчку и дальше плывешь по памяти и настроению трека. Даже если не попал — ничего страшного, думаю. Главное ведь энергия, а она на сцене просто безумная!»

Другая разновидность проблем со слухом — появление в голове дополнительных звуков, которых объективно не существует. Речь идет о тиннитусе и гиперакузии. 

Тиннитус — шум, свист и прочие посторонние звуки в ушах. Чаще всего появляется у людей, которые много времени проводят в шумных помещениях: работники метрополитена, музыканты и другие. Это довольно распространенное заболевание и среди музыкантов: от него страдает Эрик Клэптон; певица и электронщица Grimes даже отменила из-за него свой европейский тур 2012 года, а вокалист Coldplay Крис Мартин неоднократно жаловался на сокрушительные головные боли из-за этой болезни, с которой ему пришлось жить целых десять лет. 

Впрочем, иногда благодаря тиннитусу может рождаться отличная музыка: так было в случае альбома Нила Янга «Harvest Moon», звук на котором был намеренно деликатным, чтобы не травмировать слух сонграйтера.

Интересно, что посторонний шум больной слышат лишь тогда, когда оказывается в полной тишине. Возвращение к наушникам или в клуб уравновешивают внутренние и внешние звуки, и человек чувствует себя лучше. 

«Я стараюсь, чтобы дома в комнате что-то шумело — вентилятор или музыка, — рассказывает столкнувшийся с тиннитусом московский барабанщик Александр Селезнев. — Специально купил себе колонку JBL, чтобы можно было ее брать с собой в любую комнату. Это очень повысило уровень жизни. Вне дома проблема со слухом обычно не так заметна, но если попадаю в исключительно тихое помещение, стремлюсь сесть поближе к вентиляционной вытяжке». 

Еще одним заболеванием, связанным со слухом, является гиперакузия — повышение интенсивности звуков, которые в обычной жизни практически не слышны. Например, тех звуков, которые кажутся нашему уху естественными и находятся обычно в диапазоне от 20 до 40 децибвел: шум листвы, шепот или негромкий разговор людей и тому подобное. 

Гиперакузия — достаточно редкое заболевание: оно беспокоит от 2–5% взрослого населения. Однако болезнь может доставлять пациенту серьезный дискомфорт вплоть до головокружения, тошноты и нарушения координации. 

Гиперакузия и тиннитус довели до самоубийства американского гитариста-экспериментатора Джейсона ДиЭмилио, известного по проекту The Azusa Plane. Ему пришлось полностью отказаться от занятий музыкой и раздать свои инструменты — говорят, что в предсмертной записке он написал, что не может выносить даже шелеста бумаги. 

Выступление Swans в клубе Warsaw в Бруклине в 2017 году

Кроме слуха: на что еще влияет музыка

Слух далеко не единственное, что развивается во время занятий музыкой. Когда Зигмунд Ауэрбах (немецкий невролог, 1866–1923) вскрыл мозг музыканта, он обнаружил, что у покойного увеличены извилины в теменной и височной долях мозга. Отметим, что на рубеже XIX–XX веков у исследователей не было таких точных измерительных приборов и аппаратов, как сейчас, — значит, подобное изменение можно было заметить практически невооруженным глазом. 

Занятие музыкой чуть ли не единственная практика, требующая сочетания сенсорно-моторной деятельности, эмоциональной активности, памяти и постоянных повторений

Исследования показывают, что мозг музыканта, который просто слушает фортепианный концерт, все равно активирует те области мозга, которые отвечают за моторику. Физическая составляющая настолько важна, что для многих исполнителей ощущение напряжения, которое они чувствуют в области связок во время пения, важнее, чем реальное звучание собственного голоса. 

Кроме того, музыканты способны воспроизводить по памяти огромные объемы данных: многочасовые концерты, тексты сотен песен и не только. Исследователи также отмечают, что музыкант скорее запомнит и воспроизведет композицию, похожую на те, с которыми он работает по жанру. Так устроен мозг артиста: он не сохраняет в музыкальную память последовательности нот, как на бумаге, но использует накопленный опыт, который отлично подсказывает, к какому аккорду сейчас нужно потянуться.  

Знаменитая «стена звука» на выступлении The Grateful Dead на Roosevelt Stadium в Джерси-Сити в 1974 году. Фото: Richard Pechner

Как защитить свой слух

Правило первое: узнайте о возможных проблемах как можно больше. 

Уши едва ли не самый главный инструмент для музыкантов и звукоинженеров, но почему-то на соответствующих форумах и в специализированных изданиях проблеме сохранения слуха уделяется очень мало внимания. 

«Я работаю на сцене больше 10 лет, иногда слышал про то, что могу начать терять слух, но именно про тиннитус — никогда, — говорит Александр Селезнев. — Более того, никто мне не говорил, что в тот момент, когда ты заметишь, что с твоим слухом что-то не так, будет уже слишком поздно! После наступления тиннитуса я полазил в интернете и поразился. Все сообщества и каналы для барабанщиков полностью игнорируют этот вопрос, притом что, по статистике, до 50% барабанщиков испытывают этот симптом». 

«Существуют юридически оформленные предписания по защите слуха для людей, которые работают на производствах, стройках и других местах, — говорит композитор Мария Кашина, тоже испытавшая проблемы со слухом. — Забавно, что таких предписаний нет для музыкантов, чья работа напрямую зависит от их ушей». 

Второй совет не менее очевиден: избегайте громких звуков. 

Согласно информации британской благотворительной организации Action on Hearing Loss, порогом для безопасного уровня шума является значение 85 децибел — сравнить его можно с шумом блендера на кухне или улицы с сильным движением. Порог шума, при котором звук причиняет физическую боль большинству людей, — 140 децибел (хотя это значение для всех индивидуально, существуют и менее восприимчивые к громким звукам люди). 

Вот несколько значений, наглядно раскрывающих разные уровни шума:

Значение Шум
0dB Самый тихий шум, который слышит здоровое ухо человека
40dB Тихая библиотека
60dB Спокойная речь
85dB  Блендер для еды
91dB Пневматическая дрель
100dB Ночной клуб
110dB Живой концерт
130dB Самолет, который взлетает в 100 метрах от вас
Источник: actiononhearingloss.org.uk

Если речь идет о студийной работе, то не стоит «выворачивать все ручки вправо». Слушайте ваш материал на комфортном для ушей уровне звука — громкости спокойной разговорной речи. К требуемой громкости ваш трек приведет мастеринг-инженер на последнем этапе работы над песней, а во время записи и сведения из-за излишней громкости вы только потеряете тонкие нюансы звука и аранжировки в миксе. Если вы не можете контролировать уровень звука, как это случается на репетициях и концертах, помогут беруши или наушники с шумоподавлением

«Сейчас я очень прошу других музыкантов не шуметь на гитарах, пока не надену наушники или беруши, — говорит Александр Селезнев. — Играть в берушах нужно 100% времени. Раньше я играл на репетициях в берушах, а на концертах — без. Чтобы качало. Это моя главная ошибка». 

На концертах музыкант предлагает отказаться от напольных мониторов в пользу системы ушного мониторинга. С ее помощью можно настроить комфортный уровень звука и перестать «глохнуть». 

«Для барабанщика напольный мониторинг — это зло злющее. Все уже купили топовое оборудование за немалые деньги, а потратить десятку на здоровье жалеют. Пора перестать экономить, ребятушки». 

Желательно, чтобы беруши соответствовали трем важным критериям: они должны быть эффективными (скорее всего, для ваших нужд подойдут те, что снижают громкость в диапазоне от 15 до 30 децибел), качественно передавать все звуковые частоты (вам же нужно услышать всю звуковую картину, а не только невнятный бит, будто пропущенный через вату) и быть удобными. К счастью, моделей на рынке существует много, с некоторыми из них можно ознакомиться, например, здесь.  

Третий важный совет: не забывайте о перерывах. 

Крупнейший британский сайт NHS, посвященный здравоохранению, рекомендует делать перерыв как минимум в 5 минут во время каждого часа использования наушников. Если вы слушаете музыку на студийных мониторах, рекомендуется прерываться на 15 минут каждый час, а после громкого концерта или вечеринки в ночном клубе стоит поберечь слух в течение 18 часов. Перерывы полезны не только с точки зрения сохранения слуха: мозг, так же как и уши, со временем начинает уставать от музыкального материала, так что в процессе записи, сведения и мастеринга для эффективной работы нашей голове нужен регулярный отдых.

Четвертый совет: почаще проверяйте слух. 

Бороться с глухотой или нарушениями слуха гораздо проще на ранних стадиях, поэтому не откладывайте визит к врачу при малейших опасениях. Также вы можете воспользоваться некоторыми достойными приложениями для смартфонов, которые позволяют самостоятельно замерять уровень окружающего шума и анализировать его, а также тестировать ваш слух. К ним относится, например, «Шумомер» Влада Полянского для iOS или SoundMeterPlus от компании AuralWare. Помимо измерения уровня шума, программа поможет откалибровать ваши мониторы или саундсистему домашнего кинотеатра.