Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/60/image/article-8b0a84ad2e59710881381de01d045594.jpgВладимир Басков2019-09-09T20:43Группа риска: что делает музыкальная индустрия для защиты психического здоровья артистов
Группа риска: что делает музыкальная индустрия для защиты психического здоровья артистов
Честер Беннингтон. Фото: VOSTOCK Photo

Группа риска: что делает музыкальная индустрия для защиты психического здоровья артистов

Честер Беннингтон. Фото: VOSTOCK Photo

Несмотря на романтические стереотипы о тонкой душевной организации музыкантов, во многих случаях она приносит им больше проблем, чем радости. В частности, артисты чаще представителей других профессий испытывают серьезные проблемы с психическим здоровьем. В индустрии открыто говорить об этом начали сравнительно недавно.

Текст: Владимир Басков

9 и 10 мая 2019 года популярный английский фестиваль The Great Escape организовал специальную секцию для музыкантов и работников индустрии, во время которой они могли анонимно поговорить со специалистами о состоянии своего психического здоровья. Во время своего выступления на церемонии Grammy в 2018 году рэпер Logic посвятил песню «1–800–273–8255» (телефонный номер американской Национальной ассоциации по предотвращению суицида) Крису Корнеллу из Soundgarden и Честеру Беннингтону из Linkin Park, которые покончили с собой в 2017 году.

В 2018 году Деми Ловато выпустила сингл «Sober», в котором пела о своих психических проблемах и обещала обратиться за помощью, потому что сорвалась после 6 лет трезвости. Спустя месяц у поп-звезды случилась передозировка опиоидами.

Опасная профессия: почему музыканты чаще других ощущают невостребованность и отчуждение

В 2018 году американская Ассоциация исследований музыкальной индустрии (MIRA) выпустила отчет, наглядно показывающий, что музыканты по сравнению с представителями других профессий гораздо больше подвержены как дискриминации и насилию, так и проблемам в области психического здоровья:

— Средний заработок музыканта в США составляет от 20 000 до 25 000 долларов в год (от 1,3 до 1,6 миллиона рублей) — столько же в стране получают работники фастфуда и обслуживающий персонал в общественных местах. 61% процент опрошенных при этом подчеркнул, что такого дохода им недостаточно для нормальной жизни.

— 67% музыкантов-женщин рассказали, что становились жертвами сексуальных домогательств в разной форме ,— среди женщин, не занимающихся музыкой профессионально, этот показатель равен 42%.

— 63% не белых музыкантов подвергались расовой дискриминации — среди немузыкантов аналогичный показатель составляет 36%.

— Половина опрошенных призналась, что за отчетный период в 2 недели несколько дней они чувствовали себя в подавленном и депрессивном состоянии (меньше четверти среди немузыкантов), а 11,8% думали о том, что им лучше умереть или нанести себе серьезные увечья. Только у 3,4% представителей других профессий возникали такие мысли.

— 31% музыкантов употребляют алкоголь больше четырех раз в неделю (показатель среди немузыкантов — 16%), а разница в частоте употребления некоторых видов психоактивных веществ составляет от 2,8 до 13,5 раза за семь дней.

Выводы неутешительны: музыканты намного чаще попадают в зону риска, связанную с психическим здоровьем. Низкий уровень дохода и ощущение невостребованности провоцируют тревогу, а это, в свою очередь, часто приводит к употреблению алкоголя и запрещенных веществ с целью «забыться». И хотя в России аналогичные социологические исследования не проводились, американскую статистику легко экстраполировать и на нашу страну, в которой действуют все те же социогендерные установки и стереотипы.

Крис Корнелл. Фото: AP Images/East News
Крис Корнелл. Фото: AP Images/East News

Показывать свою слабость, жаловаться на проблемы или просить о помощи в сложных ситуациях до сих пор считается постыдным и неуместным.

Музыкантам в этом смысле приходится еще хуже: в обществе их ремесло по-прежнему считается чем-то легкомысленным — это ведь «не на заводе работать». Пренебрежительное отношение к занятию музыкой как к профессии со стороны окружающих тоже может стать для артистов своеобразным спусковым крючком.

Под постоянным давлением: панические атаки и хронические депрессии

Согласно недавнему опросу, проведенному независимой цифровой платформой для дистрибуции Record Union среди 1500 респондентов, 73% инди-музыкантов столкнулись с ментальными проблемами, при этом главными из них были названы тревога и депрессия. А в группе 18–25 лет этот показатель доходил до 80%.

33% опрошенных регулярно подвергались паническим атакам, 57% были обеспокоены состоянием своего психического здоровья в рамках комфортной жизни. При этом всего 33% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет пытались найти лечение, а 51% пытались избавиться от негативных эмоций с помощью алкоголя и наркотиков.

«Наше исследование показало, что пришло время что-то менять», — прокомментировал результаты опроса генеральный директор Record Union Йохан Сванберг.

«Нужно ставить превыше всего ментальное здоровье артистов, и лишь потом — показатели стриминга и коммерческого успеха. Задача индустрии — наконец-то проснуться и задаться вопросом: где же тут наша зона ответственности и что мы можем предпринять, чтобы сделать музыкальный климат более здоровым?»

Проблемы, связанные с психическим здоровьем, не новы для мира музыки, даром что пристальное внимание на них обратили лишь недавно.

Ритм-гитарист и автор текстов группы Manic Street Preachers Ричи Эдвардс страдал депрессией, о чем не стеснялся рассказывать в интервью. Он мог, например, затушить о себя сигарету или нанести себе порезы, потому что «чувствовал себя от этого лучше». Он даже прошел обследование в психиатрической клинике, но это не стабилизировало его состояние. Ричи пропал 1 февраля 1995 года и был юридически признан мертвым в 2008-м: несмотря на полицейское расследование, его тело так и не было найдено.

За ворохом различных теорий о возможном местонахождении британца затерялся тот факт, что исчезновение артиста было напрямую связано с его нестабильным психическим здоровьем. Музыкальное сообщество в то время было не готово открыто и серьезно говорить на эту тему.

Ричи Эдвардс. Фото: VOSTOCK Photo
Ричи Эдвардс. Фото: VOSTOCK Photo

Со временем ситуация изменилась, хоть и эти перемены обычно связаны с печальными событиями. Шотландский музыкант Скотт Хатчисон, движущая сила группы Frightened Rabbit, 8 мая 2019 года написал твит о том, что ему не дано проявлять заботу о тех, кто его любит. Это была предпоследняя запись исполнителя: борьба с депрессией закончилась не в его пользу. 11 мая полиция подтвердила, что нашла тело музыканта (причины смерти не обнародованы до сих пор). Смерть Хатчисона потрясла его коллег по цеху, а группа объявила о распаде. Члены семьи погибшего основали благотворительный фонд Tiny Changes, уделяющий внимание проблемам ментального здоровья.

Бремя славы: популярность не защищает от стресса, а только усиливает его

До сих пор речь шла об инди-музыкантах, но суперзвезды подвержены не меньшему, а то и большему количеству стрессов, связанных с популярностью. Прибавляется страх неудач (звукозаписывающая компания и менеджмент давят, требуя «новых хитов»), в результате пристального внимания СМИ и социальных медиа, а также преследований папарацци и кибербуллинга размывается грань между личной и профессиональной жизнью, усиливаются стрессы от интенсивных непрекращающихся гастролей — и это лишь небольшой список постоянно травмирующих ситуаций, от которых высокий уровень дохода не защищает.

Считается, что смерть бабушки Эми Уайнхаус в 2006 году потрясла певицу и усилила ее зависимость от алкоголя и наркотиков. И если с последними она смогла завязать в 2008 году, то пристрастие к спиртному оказалось сильнее: причиной шокирующей смерти Эми 23 июля 2011 года был назван несчастный случай из-за отравления алкоголем.

14 сентября 2011 года ее семья объявила о создании Amy Winehouse Foundation, фонда, деятельность которого направлена на информирование и помощь молодежи в вопросах наркотической зависимости, а также на поддержку и реабилитацию.

Эми Уайнхаус. Фото: VOSTOCK Photo

Сам по себе звездный статус может оказаться травмирующей ситуацией. В недавнем интервью CNN отец шведского продюсера и диджея Avicii, который погиб в Омане в апреле 2018 года, подчеркнул, что смерть его сына стала трагической случайностью, а не результатом долго вынашиваемой идеи о самоубийстве.

Тем не менее известно, что Тим Берглинг (настоящее имя артиста) очень тяжело переживал свалившуюся на него популярность. Страх сцены, депрессия, зависимости и нежелание постоянно совершать поступки и действия, необходимые для постоянного поддержания статуса супердиджея, привели к трагическому финалу. В память о погибшем сыне отец Авичи основал Tim Bergling Foundation, который будет заниматься вопросами психического здоровья и предотвращения суицида. Одной из инициатив фонда стало предложение поднимать эти сложные вопросы и предлагать помощь на ранней стадии, в школе.

Поворотный момент: почему говорить о проблемах с ментальным здоровьем — это нормально

Все больше и больше людей убеждаются, что просить о помощи или быть слабым не стыдно. Важную роль в этом среди прочих играют известные люди, которые не боятся публично говорить о своих проблемах.

Так, фильм об Элтоне Джоне «Рокетмэн» начинается со сцены групповой терапии в реабилитационной клинике, а вся картина, по сути, строится на рассказах о душевных травмах музыканта. В реальности история «про рехаб» была немного другой, но важнее сам факт того, что артист показывает широкой аудитории болезненные эпизоды своей биографии и демонстрирует сложности, с которыми сталкиваются участники музыкальной индустрии.

В 1993 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи, вручающая премию Grammy, включила в свой состав благотворительный фонд MusiCares, оказывающий помощь музыкантам, попавшим в беду.

Любой, кто проработал в музыкальной индустрии не менее 5 лет или выпустил минимум 6 синглов или музыкальных видео, может рассчитывать на грант (но только в том случае, если докажет, что его попытки получить помощь из других источников не увенчались успехом).

И если изначально MusiCares были больше сосредоточены на решении финансовых проблем музыкантов, то спустя некоторое время в программу добавились гранты на медицину, помощь в борьбе с зависимостями, психотерапию. Организация рапортует, что с 1989 года выдала грантов на сумму более 48 миллионов долларов.

Периодически подобные инициативы исходят и от тех, кто сам пережил сложности, связанные с ментальным здоровьем. Представитель бостонской панк-сцены Крейг Льюис впервые подвергся принудительному психиатрическому лечению в 1988 году, когда ему было всего 14 лет.

Только спустя много лет он узнал, что его первоначальный диагноз не предполагал серьезных ограничивающих мер, однако родители и представители клиники подвергли его тяжелому лечению, которое сопровождалось приемом большого количества сильнодействующих препаратов и лишением некоторых гражданских прав. Несовершенство психиатрической системы в целом и медицины в частности лишило Льюиса нормальной жизни более чем на два десятилетия.

Крейг Льюис и его книга «You’re Crazy». Фото: thegritofit.com
Крейг Льюис и его книга «You’re Crazy». Фото: thegritofit.com

В клинике Льюис познакомился с другой пациенткой, которая открыла для него панк-рок. Бостонское панк-сообщество, следуя своей идеологии, поддержало Крейга и приняло таким, какой он есть. Именно эта поддержка позволяла ему в течение многих лет оставаться на плаву.

В настоящий момент американец занимается тем, что ведет диалог о проблемах ментального здоровья внутри панк-комьюнити в США и европейских странах. Помимо прочего, он выпустил книгу «Better Days — A Mental Health Recovery Workbook» («Лучшие дни: руководство по восстановлению ментального здоровья»), а также сборник «You’re Crazy» («Да вы ненормальные») — 25 историй представителей панк-сцены, рассказывающих о жизни с психическими проблемами, зависимостями и тяжелыми душевными травмами.

К сожалению, универсального рецепта по предотвращению проблем с психическим здоровьем не существует. Но многие специалисты единодушны в том, что окружающих надо, во-первых, приучить к тому, что эта тема важна, а во-вторых, добиться того, чтобы она перестала носить клеймо чего-то постыдного. В конце концов, если у нас болят зубы, мы не пытаемся их лечить самостоятельно, а обращаемся к специалисту. Так почему же сама мысль обратиться к психотерапевту или психологу вызывает столько отторжения и агрессии?