Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/643/image/article-372cfe8a3a3fe94ef0970bbc542111c5.gif2025-07-31T17:00Публикуем отрывок из новой книги Дениса Шарко «Музыкальный редактор. Как музыка попадает в кино и сериалы?»Как попасть со своей музыкой в фильм или сериал: 10 советов артисту
Как попасть со своей музыкой в фильм или сериал: 10 советов артисту
Публикуем отрывок из новой книги Дениса Шарко «Музыкальный редактор. Как музыка попадает в кино и сериалы?»
Сцена дискотеки из сериала «Слово пацана» (2023)

Как попасть со своей музыкой в фильм или сериал: 10 советов артисту

Публикуем отрывок из новой книги Дениса Шарко «Музыкальный редактор. Как музыка попадает в кино и сериалы?»
Сцена дискотеки из сериала «Слово пацана» (2023)

В каком виде отправлять треки музыкальному редактору, чтобы попасть в фильм, сериал или другой проект? Подойдут ли песни с семплами? А с матом? Мои треки могут украсть? Зачем присылать тексты песен? Как правильно составить письмо музыкальному супервайзеру? Что делать, если он не отвечает? 

Советы артистам дал Денис Шарко в шестой главе книги «Музыкальный редактор. Как музыка попадает в кино и сериалы?», которая вышла в издательстве «Бомбора». Представляем отрывок оттуда. 


Денис Шарко

генеральный директор Sync Lab

10 советов музыканту

Это может показаться странным, но очередь из желающих попасть со своей музыкой в сериалы, кино или рекламу, довольно внушительная, все хотят продавать свою музыку в медиапроекты, более того, всегда есть множество желающих отдать свою музыку бесплатно.

Хотят-то все, но на практике не всегда все так просто. Синхронизация — это, по большому счету, лотерея, в которой сложно дать четкие прогнозы на то, что именно твою песню утвердят в сцену, выбрав ее среди множества прочих подобных вариантов. Прочитав эту книгу, ты не получишь 100% гарантии, что сразу после отправки трека музыкальному продюсеру тебя утвердят в какой-то проект, но ты точно можешь значительно увеличить свои шансы на успех, если будешь придерживаться приведенных ниже советов.

Совет 1: Держи под рукой инструментальные версии своих песен

Если ты записываешься в студии и звукорежиссер выгружает тебе сведенный мастер-трек, то не поленись потратить чуть больше времени и попроси «выгнать» инструментальную версию трека и мультитрек, еще лучше — STEM-файл.

Довольно часто при монтаже песен в сценах сериала или кино случаются ситуации, когда вступление в песне недостаточно длинное, чтобы положить его под диалог актеров, и слова песни начинают звучать параллельно с репликами героев в кадре. Для того чтобы песня вписалась в сцену наилучшим образом, трек со словами сводят с его инструментальной версией, убирая где-то вокальную часть из куплета или припева, чтобы она не отвлекала, а музыка — дополняла происходящее в кадре.

На практике часто сталкиваешься с ситуацией, что с момента просьбы прислать минусовку трека до ее реального получения проходит примерно неделя. Лейбл или артист запрашивает исходники песни на студии, там в этот момент, как правило, никого нет или же нет того человека, который принимал участие в записи и сведении, и в итоге на обратную связь тратится много времени, которого у музыкального продюсера может и не быть. В таких случаях, если процесс затягивается на неопределенное время, довольно часто происходит замена песни на альтернативный вариант другого артиста, с которым было проще договориться и получить все технически необходимые аудиоматериалы для работы на монтаже.

На этапе «первого письма музыкальному продюсеру» не нужно отправлять все инструментальные версии твоих песен, чтобы не перегружать файлами свое сообщение и отвлекать внимание продюсера от самого важного, на что ты делаешь ставки, — твоих песен, но необходимо обязательно упомянуть в тексте сопроводительного письма, что инструментальные версии песен у тебя имеются и ты готов их выслать по первому запросу. Если ты отправляешь не весь свой каталог сразу, а сделал выборку из трех-пяти ключевых произведений, то можно загрузить ссылку сразу и на инструментальные варианты, главное — подпиши названия файлов так, чтобы все треки в папке выстраивались корректно и сразу за оригинальной песней с текстом следовал файл с ее инструментальной версией.

Когда времени нет или еще рано тревожить лейбл или артиста по поводу минусовки, чтобы лишний раз не обнадеживать, а минусовку «примерить» все-таки хочется, у кинопроизводства в практику входит привычка «вычищать» вокал из песни при помощи искусственного интеллекта. Vocal remover делает это достаточно хорошо и не занимает много времени. На этапе первых сборок проекта можно сразу понять, стоит ли обращаться к правообладателю за фонограммой без вокала или она звучит достаточно сухо и неинтересно.

STEM-файлы (от английского слова stem — стебель), про которые я упомянул ранее, это, по своей сути, архив разведенного музыкального трека, где барабанная партия, басовая линия, лидирующие инструменты и вокал существуют как отдельные дорожки и при монтаже звука это дает больше возможностей для аудиоманипуляций и творческих решений. Например, можно сначала пустить только басовую линию из песни, потом добавить ритмическую часть и фрагменты вокальной партии и в момент кульминации запустить песню целиком. STEM-файл песни — это максимум того, что от тебя может попросить музыкальный продюсер в техническом плане. В идеале, конечно, было бы здорово, если бы ты хранил у себя в архиве в папке проекта песни:

  • Саму песню;
  • Инструментальную версию;
  • STEM-файл песни.

На нашем рынке, по своему опыту, могу выделить только лейбл Black Star, который по запросу может предоставить мастер-трек в двух форматах, инструментал с бэками, инструментал без вокала, а капелла, рингтон и просто текст песни.

О форматах музыкальных материалов я расскажу немного ниже, скажу тут кратко, что формат mp3 хорошо подходит на этапе начальных переговоров и примерок репертуара в проект. Он занимает немного места на компьютере, и рабочие проекты с множеством музыки можно пересылать через облачные сервисы коллегам для работы и утверждения. Wav формат от тебя попросят уже на этапе, когда песня утверждена и проект вот-вот уйдет на финальное сведение, а там, как правило, звуковые гурманы — звукорежиссеры будут просить заменить mp3 на файл расширением выше, чтобы звук был максимально насыщен частотной палитрой.

Совет 2: Отправляй только готовые мастера

Очень важно отправлять на рассмотрение музыкального редактора музыку, для которой ты завершил все работы по аранжировке, сведению и мастерингу. Не отправляй демоверсии песен с пометкой «если вам нравится, то доделаю» — этот вариант не исключен, но скорее выставит тебя не слишком хорошо в глазах музыкального продюсера. Дело в том, что даже если твоя демка понравится и ее захотят использовать в составе, например, сериала, то она понравится именно в том виде, в котором ты ее прислал на рассмотрение, то есть в той самой скромной аранжировке, с несведенным вокалом и так далее. И если к тебе вернутся с положительным ответом по твоей песне, а ты захочешь ее доделать и каким-то образом поменять аранжировку, то есть вероятность, что в новой версии твой трек может уже не так нравиться креативу. На этой почве может возникнуть недопонимание: креатив будет настаивать на начальной аранжировке, а ты — на улучшенной, подобных ситуаций я бы рекомендовал избегать.

При отправке демок держи в голове еще тот факт, что, может быть, ситуация сложится таким образом, что ты отправил материалы с пометкой «демо», а креатив проекта к тебе вернулся с просьбой доделать трек спустя какое-то время, например спустя год, а ты на самом деле эту песню давно выпустил, но финальная аранжировка опять не устроила креатив, и они просят доделать твою демоверсию в иной стилистике. Будет ли у тебя желание и время этим заниматься? Подумай.

Даже если ты отправляешь демоработы, не поленись и подпиши корректно свой аудиофайл, не отправляй MP3-файлы с названиями «demo1.mp3», «demo2.mp3», «demo3.mp3». Честно говоря, иногда становится откровенно жалко тратить свое время на прослушивание этих работ: складывается впечатление, что человек, приславший это, не тратил много своего времени на оформление материалов, но хочет отнять твое, чтобы ты сам во всем его бардаке разобрался, каким-то образом все систематизировал и оценил творческий потенциал. Пойми правильно, лучше тебя самого в твоем репертуаре никто не разбирается, и если ты серьезно нацелен на то, чтобы твоя песня попала в какой-то проект, то не ленись, подпиши корректно файл, укажи исполнителя и придумай название будущей песни. В скобках можно написать, что это демоверсия, например вот так: «Денис Шарко — Сандали (демо)». Не забудь в метаданных файла указать свои контактные данные: номер телефона для связи и электронную почту, это очень важно, надеюсь, ты понимаешь почему. Вот что по поводу новой музыки писал у себя на страничке в социальных сетях Иван Канаев, музыкальный продюсер «Супер Продакшн»: «Не нужно присылать “рыбу рыбы” — любая демоверсия должна быть в максимально возможном качественном варианте, в противном случае ваша идея просто не произведет нужного впечатления и может остаться без внимания. Не стоит присылать отдельно музыку, для которой подразумевается какой-то текст, или отдельно слова для песни — на данный момент у нас нет отдельных специалистов по производству песен “на будущее”. Если демоверсия кажется вам очень крутой и актуальной и есть ощущение, что нужно прислать ее сейчас, не дожидаясь финального сведения, мастеринга, — присылайте, но помните, что ни темп, ни форму, ни основные акценты в аранжировке поменять будет нельзя, залоченный (от английского слова lock — закрыть, зафиксировать) под музыку монтаж сцены — это навсегда».

Совет 3: Присылай музыку в MP3

Уже коснулся темы немного выше, но хочется уделить этой теме больше времени, потому что кажется, что это очевидно, но не для всех.

Начнем с вопроса, почему вообще важно присылать свою музыку музыкальному редактору в MP3, а не ссылками на «Яндекс. Музыку» или другие стриминговые сервисы, например? Дело в том, что работа музыкального продюсера по синхронизации заключается не только в прослушивании массы музыкальных материалов, но и часто в расстановке музыки в монтажной программе непосредственно в проекте, а, как ты понимаешь, ссылка тут вряд ли может быть полезна, нужен физический аудиофайл, чтобы его можно было интегрировать в проект с видео и внутри проекта «подвигать» песню под «картинкой», посмотреть, как она работает в контексте сцены. Распространенная практика: когда режиссеру монтажа необходимо оперативно «примерить» трек в сцену, он скачивает MP3 из интернета, и если песню утвердили в этом месте, то музыкальный редактор проекта пишет запрос в музыкальный лейбл с просьбой прислать мастер-фонограмму, а далее происходит замена изначальной «пиратской» фонограммы на официальную версию.

В качестве знакомства с твоим репертуаром ты можешь прислать ссылки на прослушивание, но, на мой взгляд, это холостой выстрел на пути к твоей цели.

Как ты, вероятно, знаешь, форматы сжатия музыки в MP3 делятся на ряд основных битрейтов, от 128 kbps до 320 kbps. Все, что до 128 kbps, давай оставим без внимания, потому что это уже сильно заметно на слух и подобные файлы избегают использовать в монтаже.

Музыку, сжатую в 256 kbps, уже давно ставят в радиоэфире, и никого это не смущает, так что если ты отправляешь свой репертуар в этом качестве или выше, то у тебя могут даже мастер-трек в wav-формате не попросить. Если ты мнительный и боишься, что твою музыку могут украсть или использовать без разрешения, то смело конвертируй свой репертуар в качество 128 kbps, такое точно смогут использовать только как пробный материал, но выпускать проект в эфир с ним никто не станет.

Совет 4: Присылай в MP3 правильно

Тебя не раздражает, когда в почтовый ящик приходит письмо c вложенными файлами размером на 50 MGb? Если нет, то тебе можно только позавидовать, потому что: а) твой почтовый сервис пропускает такие огромные письма, б) у тебя есть время внимательно заниматься такими прикрепленными файлами и в) скорее всего, ты не так часто получаешь письма подобного размера.

Отправлять музыку во вложении письма — это плохой тон, не злоупотребляй этим, если не хочешь испортить о себе мнение в глазах человека, с которым тебе придется общаться на предмет синхронизации. Не так сложно залить все песни в облако и прислать материалы одной ссылкой на скачивание. Постарайся не пользоваться ресурсами для пересылки файлов большого объема с истекающим сроком хранения материалов. Есть большая вероятность, что твою музыку не успеют скачать вовремя и ссылка станет бесполезной. Лучше завести папку на «Яндекс. Диске» или другом ресурсе, куда будет открыт доступ постоянно. В облачном хранилище я бы посоветовал не создавать множество папок и подпапок по годам релизов или систематизированных по какому-то иному принципу, для синхронизации это не столь важно, гораздо удобнее будет, если все музыкальные файлы будут находиться одной папке и подписаны следующим образом: «Исполнитель — Название произведения». Сделать в ней одну папку с новинками и обновлять ее — идеально!

Советую не называть папку именем музыкального редактора или компании, кому адресуете свои материалы. Подобный ход дает понять, что ты готовился, потратил время на отбор материала в специальную папку для музыкального редактора — это, конечно, здорово. Но представь себе ситуацию, что ты и твои девять друзей-музыкантов познакомились на конференции с музыкальным продюсером Иваном Ивановым, который во время своего выступления предложил прислать ему вашу музыку. На другой день все дружно ему направили материалы, и каждый назвал папку его именем. Иван ответственно все скачал себе на компьютер, в итоге у него в загрузках будет 10 папок с именем «для Ивана Иванова». В лучшем случае компьютер, обнаружив папки с одинаковыми именами, предложит Ивану объединить содержимое папок в одну, что может в дальнейшем вылиться в сложности при идентификации трека и его правообладателя. Чтобы не запутаться, Ивану придется потратить какое-то время и переименовать все новинки более оригинально, потому что спустя пару-тройку дней он, скорее всего, забудет, что это за треки в папке и от кого они пришли. Поэтому небольшой совет/рекомендация: когда придумываешь название папки, которую планируешь отправить музыкальному продюсеру, представь себя на его месте, попробуй организовать работу с твоим материалом максимально комфортно. Избегай лишних знаков и символов в названиях папок и файлов, которые не относятся к делу: если у тебя музыка в папке размечена порядковыми номерами появления песен в альбоме — не поленись, удали номера. Пропиши в каждом файле исполнителя и название песни. Это можно сделать вручную (займет какое-то время) или с помощью программы, которая позволяет пакетно переименовывать названия файлов, например File Renamer. Эта работа может тебе показаться скучной и бесполезной, но, проделав ее, ты тем самым освободишь время музыкального редактора, чтобы он не занимался этим за тебя, и у него, возможно, будет больше времени на прослушивание твоего материала. 

Кстати, хочу обратить твое внимание на такой момент: некоторые музыкальные программы, в которых сводят звук для сериалов и кино, не понимают кириллицу, а только латинские буквы. Поэтому лучше прописывать название исполнителя и песни латинскими буквами, тем самым ты сделаешь небольшой вклад в хорошее настроение звукорежиссера и его коллег, потому что ему не придется руками за тебя переименовывать аудиофайл в проекте, чтобы его случайно не потеряли (русские символы могут отражаться пропусками на месте названия файла), когда будут передавать проект на формирование музыкальных справок, например. Если у тебя есть интерес к представлению своего репертуара зарубежным музыкальным супервайзерам, то там тем более нужно учесть этот нюанс.

В последнее время стало удобно создавать рабочие группы в телеграме и через них обмениваться музыкальными файлами, да, это так, если песен немного, скажем +/– 5 треков, то в целом, можно присылать музыку, просто перенося ее в чат с музыкальным продюсером. Если же песен больше, то я рекомендую отправлять материалы ссылкой на скачивание. Подготовка такой ссылки не занимает много времени, а музыкальному продюсеру удобно в пару кликов сохранить папку себе на компьютер, отслушать ее и сразу взять в работу.

Кадр из клипа PHARAOH «Цвет золота», в котором использованы сцены из сериала «Прелесть»

Совет 5: Никаких сэмплов!

Если у тебя есть страсть к работе с сэмплами (фрагментами музыкальных записей сторонних исполнителей), то этот совет тебе важно иметь в виду, если ты захочешь показывать свои материалы, предлагая в кино или сериалы: СРАЗУ ПРЕДУПРЕДИ музыкального редактора об этом в сопроводительном письме. Так и пиши: «Высылаю вам мой новый трек *-*, хочу обратить ваше внимание, что на второй минуте трека я использую сэмпл группы *** из песни ***». Это очень важно не только для музыкального редактора, но и для тебя! Давай разберемся, в чем тут дело.

Если ты прислал трек с сэмплом музыкальному редактору и предупредил его об этом, то он, вероятнее всего, заинтересуется этим моментом и послушает внимательно материал, оценив степень вероятности очистки сэмпла в составе твоей песни (скорее всего, ты этим не заморачивался, да?). Если ему трек в целом понравился и он готов его показать своим коллегам на проекте, то он тоже, в свою очередь, будет обязан предупредить их об этом факте, так как это напрямую влечет за собой дополнительные расходы по выкупу прав на синхронизацию фрагмента сэмплированного произведения и, соответственно, дополнительное время на эту работу. Никто не любит дополнительную работу, поэтому шансы продвинуть подобный трек в проект довольно малы, ведь должно сойтись множество факторов, чтобы все закончилось благополучно.

Хочу обратить твое внимание на важный момент: если ты прислал трек с сэмплом и не предупредил об этом по какой-то причине, намеренно или случайно, то это может сказаться на твоем имидже как артиста не лучшим образом. Если музыкальный редактор прослушает трек, он ему понравится и он заметит этот факт, то, скорее всего, он тебе напишет вопрос по поводу легальности использования сэмпла, взяв тебя на карандаш и отметив, что ты можешь присылать ему потенциально опасные материалы, которые содержат скрытые проблемы в очистке. Пока это проблема микромасштаба, которая не получила развития. Скорее всего, такой трек никуда дальше музыкального редактора не пойдет, если он поймет, что легализовать сэмпл в новом произведении будет дорого или невозможно.

Проблема посерьезнее может возникнуть, если музыкальный редактор прослушал твой трек с сэмплом невнимательно и не заметил или не узнал сложное место, отправив его дальше по цепочке своим коллегам, и песня попала в монтаж проекта. Это может привести к нехорошей ситуации, когда песню в сцене утвердили и после этого случайно выяснилось, что, кроме музыканта, который прислал песню, надо договариваться с владельцами авторских и смежных прав на сэмпл. Музыкальному редактору не останется другого выхода, кроме как приложить все усилия, чтобы попытаться почистить фрагмент песни, ведь по его инициативе твой трек попал в поле зрения креатива проекта. Оба варианта событий, когда ты не предупредил о том, что ты используешь сэмплы или биты, могут навсегда закрыть тебе дорогу к ушам музыкального редактора. Выстраивание доверительных отношений — важная составляющая плодотворной работы в области синхронизации.

В завершение темы хочу добавить, что даже если твой трек с сэмплом почистили, утвердили в состав сериала и он там благополучно звучит, это совсем не значит, что ты теперь можешь его размещать на стриминговых площадках и монетизировать — на это тебе нужно дополнительное разрешение от правообладателей.

Совет 6: Не забудь зарегистрироваться в ОКУП

Немного подтянем матчасть: ОКУП — общество по коллективному управлению имущественными правами. Если говорить проще, то в данном случае я имею в виду Российское авторское общество [https://rao.ru], которое собирает вознаграждение с радиостанций телеканалов, общественных и прочих заведений, о чем ты можешь подробнее узнать на их сайте. Сейчас тебе важно запомнить, что если твоя музыка звучит в телевизионном шоу, программе, сериале или фильме, то тебе полагаются выплаты со стороны РАО. Все телеканалы отчитываются за музыку, которая звучит у них в эфире, подавая эфирные/музыкальные справки в РАО с определенной периодичностью, обычно это следующий месяц после окончания квартала. Подробнее о музыкальных справках ты можешь узнать в разделе «Как выглядит музыкальная справка?» главы 5.

Если переводить на музыкальный язык, то телеканалы — это своего рода дистрибьюторы видеоконтента, которые сами его не производят, они его или заказывают у продакшенов, или приобретают лицензию на показ той или иной программы или сериала. Соответственно, компания, которая производит контент, должна предоставить все документы на созданный ими видеопродукт, подтвердить, что они со всеми договорились, всю музыку купили. Они же и передают информацию обо всех музыкальных произведениях, которые вошли в состав проекта. На основании этих справок канал формирует свои отчеты по всем передачам, вышедшим в эфир за квартал. Надеюсь, смысл понятен.

Когда информация попадает в РАО, она проходит обработку, и далее происходит начисление вознаграждения на все музыкальные произведения авторам — участникам того или иного проекта. Если ты зарегистрировал свое произведение в РАО, то награда должна найти своего героя. Сколько на это уходит времени, сказать сложно, я бы ориентировался на срок от года до полутора лет. Более оптимистичных цифр от авторов я пока не слышал.

Если твою песню взяли в проект, то у тебя должен быть договор на руках, сохрани его. Зарегистрировать песню в РАО можно и после подписания лицензионного соглашения на синхронизацию. Договор с продакшеном для тебя позже станет основанием для поиска вознаграждения в отчетах РАО, если оно «потеряется».

Нередко встречаются случаи, когда молодые авторы регистрируются в зарубежных ОКУП, например американских BMI, ASCAP или британском PRS. Это может иметь смысл, если у тебя есть на это причина, то есть твоя музыка звучит на этих территориях. На момент написания этой главы (декабрь 2024-го), я думаю, подобная практика потеряла всякую актуальность, так как с платежами из-за границы, если они и были, теперь сложности, на неопределенное время они заморожены.

В завершение темы добавлю, что, как бы вы ни относились к РАО, все телеканалы отчитываются об использованной музыке только перед ним, и если вы не имеете отношений с РАО, то ваши деньги зависнут у них на счетах.

Совет 7: ID3

Согласно определению из Википедии, «ID3 (от англ. Identify an MP3) — формат метаданных, наиболее часто используемый в звуковых файлах в формате MP3. В ID3 содержатся данные о названии трека, альбома, имени исполнителя и т. д., которые используются медиаплеерами и другими программами, а также аппаратными проигрывателями для отображения информации о файле и автоматического упорядочивания аудиоколлекции».

Метаданные музыкального файла — очень важная составляющая твоего успеха, которая напрямую влияет на твои шансы оказаться найденным музыкальным редактором среди моря прочего контента. Если ты никогда не придавал этому большого значения, то прошу — удели этой главе немного времени.

Давай представим, что музыкальный редактор в день получает 20–30 новых песен на русском языке (возьмем по минимуму). Иногда у него может быть время для прослушивания материалов, возможно, что-то ему нравится, и он отмечает для себя некоторые треки цветными маркерами. Может быть, откладывает песни в специальную папку на компьютере. Далеко не всегда происходит так, что понравившаяся песня необходима в данный момент, что есть подходящий проект или сцена, куда вновь присланные треки сразу подошли бы. Скорее всего, папка с отобранными материалами существует на случай, когда будет повод к ней обратиться. В нее каждый день добавляются материалы, и она уже, например, насчитывает полтысячи песен. Скорее всего, музыкальный редактор не помнит ни исполнителей, ни названия песен, которые он слушал неделю тому назад. Скорее всего, трек попал в его папку, так как понравился по каким-то внутренним параметрам, например по энергетике аранжировки, стилю и манере исполнения вокалиста, интересному набору рифм и образов, которые возникают в голове при прослушивании произведения. Каждый трек можно описать набором характерных слов, которые позволят составить своеобразный синопсис о песне. Эмоциональная картинка от прослушивания может быть доступна и понятна как широкой аудитории, так и вызывать какие-то личные переживания, например из детства. Соответственно, слова, вошедшие в описание настроения песни, могут быть как широкого значения, так и уникальными и, на первый взгляд, не относящимися к песне. Все заполненные метаданные песни — это, можно сказать, ментальные нити, которые помогают нам качественно запомнить песню, а если даже и не запомнить, то найти ее потом без большого труда.

На картинке выше я попытался схематично систематизировать всю возможную информацию для заполнения информации о песне. Это максимум вводных, которые вы можете вложить в метаданные по треку. Запоминать это нет смысла, любая программа, которая позволяет работать с редактированием метаданных, предложит вам выбрать, какие поля вы хотели бы заполнить, например программа Tag Editor for Mac.

Конечно же, будет здорово, если вы не поленитесь и заполните всю информацию, но это может занять достаточно много времени, поэтому я порекомендовал бы сконцентрироваться на тех метаданных песни, которые имеют прямое отношение к синхронизации, а именно:

  • указать название песни,
  • указать исполнителя (название или ФИО),
  • указать авторов слов и музыки песни,
  • указать год выхода,
  • прописать жанр произведения,
  • в комментариях указать какие-то основные теги настроения песни,
  • обязательно указать контакты для обратной связи.

Вот так, например, выглядит карточка музыкального трека Funk Yeah(a) в фонотеке KPMmusic.com. Как ты видишь, тут композиторы явно поленились заполнять ментальные атрибуты трека, но зато добавили шесть разных тегов, релевантных тому, куда могла бы пригодиться их музыка на ТВ.

При поиске песни, которую ты слушал, но забыл и которая стала тебе очень нужна, подойдет любая зацепка, случайное слово или фраза из песни, упоминание о том, когда ты ее слушал и что было в тот день за окном, даже обложка трека позволит визуально оставить отпечаток в голове музыкального редактора. Так что если тебе не терпится попасть в сериал, то не забывай про ID3 и не поленись с ними поработать. Уверен, ты сам испытаешь от этого удовлетворение, как будто прибрался в шкафу.

Совет 8: Тексты песен

Ты не поверишь, но текст песни, набранный в Word-файле, тоже может сработать на тебя. По моим наблюдениям, эта практика сравнительно молодая, но не исключаю, что она не сразу попала в поле моего зрения. Могу предположить, что она стала актуальной, когда появилась возможность искать информацию на компьютере по формулировкам запросов в строке поиска. Смысл ее довольно банален, но не рассказать об этом в нашей теме просто нельзя.

В процессе творческого перебора песенных идей в сцену, когда в голову музыкального редактора ничего сразу не приходит, может навести на мысль непосредственно контекст происходящего в сцене (если сцена без музыки есть перед глазами).

Зацепиться можно за любой повод: время суток, настроение героев, происходящий между ними диалог, общая эмоция от всей сцены, которую хотел бы донести режиссер. Перебором ключевых слов, которые рождаются в голове музыкального редактора, по поиску на компьютере можно попробовать найти музыкальные файлы с песнями, в названии которых будут попадаться искомые слова или фразы. Но если кроме непосредственно звуковых файлов у него будут и тексты твоих песен, то поиск ключевых слов не ограничится только словом в названии трека, но еще и даст возможность отыскать нужное в самом контексте. Твоя песня может не называться «Вечер», но в теле куплета это слово может присутствовать, и тогда через текст можно будет обратиться к ней, и возможно, что именно ее и искали в эту самую сцену. Например, возьмем трек группы NLO «Холодный космос» (автор музыки: Евгений Александрович Шамов, автор текста: Степан Александрович Рудницкий). Как ты видишь, про вечер в названии ничего нет, но во втором куплете песни есть фраза: «С нею вечер повисим, я такси возьму» — ее уже можно было бы рассматривать как потенциальный вариант в сцену вечерней тусовки молодежи.

Если у тебя нет готовых файлов с текстом своих песен, то не поленись, потрать на это время и прилагай их с музыкальными треками. Рекомендую не писать все тексты песен в один файл, так ты можешь только запутать себя и музыкального редактора, лучше сохранить один текст песни в один файл и назвать его точно так же, как и музыкальный трек, чтобы в папке все материалы, которые относятся к одной песне, всегда были рядом.

Технически, конечно, можно попробовать добавить текст всей песни в ее метаданные, и поиск также должен будет отображать непосредственно саму песню в результатах, но в таком случае музыкальному редактору придется прослушать всю песню целиком, чтобы понять, где прячется то самое слово, если он вообще сообразит, почему поиск ему выдал эту песню, когда он искал нечто иное…

Оба варианта рабочие, но, как мне кажется, второй будет удобнее в работе только тогда, когда музыкальный редактор тебя сам об этом попросил.

Если ты планируешь продвигать свой репертуар на Запад, то тексты песен в переводе тебе крайне необходимы, ведь музыкальный супервайзер должен понимать, о чем поется в песне, прежде чем предлагать ее в медиапроекты. Если есть запрос на русскоязычную музыку, то это может говорить о том, что сам проект или контекст использования музыки в кадре как-то связан с русскоязычной аудиторией, следовательно, нужно быть максимально уверенным в песне, что она подходит по всем запрашиваемым параметрам в проект и текст песни в данном случае будет играть одну из важных составляющих при выборе.

Совет 9: Мат в песнях

Песне с нецензурной лексикой крайне непросто в мире синхронизации, и причины тут достаточно очевидны: в эфир телеканала сериал с таким репертуаром не поставят, у сериала в Сети тоже должно быть указано определенное возрастное ограничение. Музыкальные продюсеры постараются не рисковать и не ограничивать намеренно свободу сериалу или фильму из-за одной музыкальной сцены. Хотя, безусловно, многое зависит от формата проекта.

Чтобы увеличить шансы на успех с таким репертуаром, рекомендуют делать альтернативные версии песни: одна — с матом, вторая — без мата. Это может быть или замена слова, созвучная по рифме, маскирующий звуковой эффект или реверс, забивающий нецензурные слова.

Когда присылаешь подобный репертуар музыкальному редактору на рассмотрение, обязательно в письме укажи, что в песне есть мат, чтобы он, в свою очередь, предупредил своих коллег дальше по цепочке в случае передачи музыкального контента в работу.

Есть произведения, в которых нецензурную лексику не заменить, ибо песня сразу теряет всю яркость. Если у тебя получается такой трек, то будь готов к тому, что двери синхронизации для него будут закрыты.

Совет 10: Расширяй кругозор

Это не совет, а своего рода мотивационное напутствие: если у тебя есть мечта попасть своей музыкой в сериал или фильм, то этому придется выделить некоторое время в своем графике. Даже если у тебя есть контакты всех музыкальных редакторов мира и ты разослал им свои треки, не жди сразу результата, заведи табличку в Exel и заноси туда все статусы по каждому человеку. Кому-то ты просто отправил письмо и он не ответил, кто-то тебе написал сухое «спасибо», кто-то был рад твоему сообщению и в обратном письме дал краткий отзыв о твоем репертуаре — все эти результаты твоей работы будут очень важны для статистики, особенно через 2–3 месяца, когда ты точно забудешь, что и кому отправлял и какой была реакция на том конце.

Если ты посмотрел фильм в кинотеатре — не убегай сразу из зала, задержись, почитай титры, найди имя человека, который отвечал на проекте за музыку. Если ты любишь смотреть фильмы и сериалы дома — еще лучше, ты всегда можешь поставить на паузу в нужный момент, в конце всегда пишут весь состав команды, включая всю информацию о песнях, которые прозвучали, это позволит тебе узнать историю коммуникации с музыкальными лейблами, в которые обращался музыкальный продюсер во время работы над проектом. Не думаю, что в современном мире социальных сетей найти контакт любого человека или компании станет для тебя проблемой. Не бойся делиться своим репертуаром, в худшем случае тебе не ответят, но это совсем не повод для отчаяния, может быть, пока твое время не пришло.

Посещай музыкальные конференции — прекрасное место для личного знакомства с нужными людьми и обмена контактами. Не упускай такую возможность, кто знает, к чему они смогут привести в будущем.

Не зацикливайся только на себе и своем музыкальном формате, слушай новую музыку, смотри новые сериалы, кино и рекламу, поглощай по максимуму новости индустрии, в которой хочешь развиваться. Мы все живем в одном информационном поле. Музыкальные продюсеры не исключение, и, с большой долей вероятности, в их поле зрения попадают те же музыкальные и киноновинки. Если выходит проект «Чернобыль» от HBO, «Слово пацана» или новая серия «Пиратов Карибского моря», не исключено, что люди, которые принимают креативные решения по включению музыки в свои проекты, захотят сыграть на этом хайпе и будут искать подобную музыку в свои новые проекты.

Музыкальные фонотеки довольно пристально следят за мировыми информационными поводами, выпуская новые сборники и плейлисты по случаю мировых спортивных, политических и прочих событий. В тот момент, когда я писал эту главу и подбирал музыку в текущие проекты, на глаза мне попался баннер с музыкой, посвященной теме коронавируса. Это довольно просто объяснить, потому что вся общественность сконцентрирована на сюжетах, посвященных этой проблеме, соответственно, в контексте видеороликов будут использовать музыку, которая вызывает тревогу, страх, безысходность… и потребность в таком формате музыкального контента возрастала.

Справедливости ради отмечу, что позитивные инфоповоды разносятся по фонотекам быстрее, не все готовы открыто монетизировать горе.

Если ты чувствуешь, что твоя музыка может быть интересна в свете какого-то грядущего события, то для тебя это будет хорошим поводом прислать свой материал музыкальному продюсеру на рассмотрение. Возможно, он-то как раз и занимается чем-то по этой теме, и твое письмо придет к нему в то самое время, когда он ждет вдохновения.

Следи за новостями в тематических группах социальных сетей, нередко люди, которые ищут музыку в свои проекты, также состоят в них и оставляют там посты с просьбой выслать им музыку определенной тематики или просто все, что есть. По себе могу сказать, что такого рода «объявления» я делаю в двух случаях: 1) когда есть достаточный запас времени, чтобы неспеша собирать и обрабатывать присланный материал, 2) когда все свои внутренние источники поиска музыки исчерпали себя и остается одна надежда на счастливый случай.

Кадр из заставки сериала «Беспринципные», который открывается под песню Тоси Чайкиной

Письмо музыкальному продюсеру

Эти шаблоны писем, которые ты найдешь ниже, были придуманы в качестве примера, чтобы помочь музыкантам, таким как ты, составить простое и понятное электронное сообщение, написанное на профессиональном языке, при этом не упустить ничего важного из виду и получить шанс на долгожданную сделку по лицензии твоей песни для включения в состав медиапроекта.

Используй шаблон, применимый к твоей текущей ситуации, и не стесняйся корректировать/добавлять/сокращать любую информацию, которая, по твоему мнению, поможет лучше представить твой материал.

Вариант № 1

ТЕМА письма:

[Жанр(ы)] Исполнитель | Группа с полным альбомом, доступным для [Название компании | Имя музыкального продюсера/редактора]

ТЕКСТ письма:

[Имя музыкального продюсера/редактора], здравствуйте.

Я независимый [артист / группа], и я стремлюсь к установлению партнерских отношений с вашей компанией. Я видел последние ваши работы, такие как [вставить 2–3 примера], и мне было бы очень приятно поделиться с вами своей музыкой.

Я подготовил ссылку на [указать количество] моих треков, доступных для синхронизации: [Ссылка на MP3-архив готовых треков.

Основные теги моего репертуара [жанр], [настроение], [bpm], [стиль].

Я являюсь 100 % единственным владельцем авторских и смежных прав на все треки и имею все права на их лицензирование.

В любое удобное время, пожалуйста, дайте мне обратную связь, если вы считаете, что мои треки могут представлять интерес для ваших проектов. Вы можете связаться со мной по [электронной почте] или по [телефону].

С наилучшими пожеланиями,

[Ваше имя и фамилия]
[Номер телефона], [ссылка на телеграм или иные мессенджеры]
[Адрес электронной почты]
[Веб-сайт]

Вариант представления № 2

ТЕМА письма:

Трек в стиле [Жанр(ы)] для [Название компании | Имя музыкального продюсера/редактора]

ТЕКСТ письма:

[Имя музыкального продюсера/редактора], привет.

Мне нравится то, что делает [Название компании]!

Информация на вашем веб-сайте и недавние ваши проекты указывают на то, что вы были бы для меня отличным партнером в области синхронизации, который мог бы эксклюзивно заниматься моим музыкальным репертуаром для лицензирования его в ТВ-программы, сериалы, фильмы и, возможно, рекламу.

Я хотел бы поделиться с вами ссылкой на несколько своих работ в жанре [указать жанр] в MP3: [Ссылка (прислать не более 4–5 треков)]

Основные теги моего репертуара [жанр], [настроение], [bpm], [стиль].

Это треки, которые я сочинил и записал сам, и я на 100 % владею авторскими и смежными правами на их распространение. Заимствованных сэмплов в произведениях нет.

Я занимаюсь написанием музыки давно и серьезно, и, если вы посчитаете, что моя музыка могла бы подойти для вашего каталога, пожалуйста, дайте мне знать, напишите мне по электронной почте / позвоните, чтобы сообщить свой ответ в [указать интервал времени, когда вы доступны для звонков].

С наилучшими пожеланиями,

[Ваше имя и фамилия]
[Номер телефона], [ссылка на телеграм или иные мессенджеры]
[Адрес электронной почты] 
[Веб-сайт]

Вот так, например:

Шаблоны писем могут показаться довольно формальными, и, конечно, ты можешь писать своими словами, но основные тезисы, пожалуйста, не упускай. В идеале такие письма нужно отправлять точечной рассылкой, с указанием имени человека, к которому ты обращаешься. Это будет иметь больший эффект, нежели массовая рассылка по всем контактам сразу. Если письмо адресовано всем, значит, никому конкретно, то есть музыкальный продюсер подумает, что на него можно и не отвечать. Недавно был подобный случай, когда на почту пришло письмо от артиста, который массовой рассылкой представил свой новый новогодний трек. Все адресаты в письме были видны, я ради интереса решил посмотреть, кого он знает, выискивая знакомые адреса. Оказалось, что в списке его контактов 70 % адресов уже неактуальны. Остальные — мои знакомые-коллеги — музыкальные продюсеры. Я удалил адрес артиста из переписки, «ответил всем», пожелав хорошего дня, другой коллега поздравил в ответ с наступающим Новым годом, и все пошли работать дальше, а артист остался, скорее всего, без всякой обратной связи на свое сообщение.

Письмо музыкальному редактору: варианты развития событий

Музыкальный редактор получает по нескольку десятков писем в день с музыкальными новинками — обновления от локальных лейблов, с которыми он работал ранее по проектам, иностранные подписки систематически информируют о новых релизах, плюс локальные инди-артисты находят контакты человека, отвечающего за музыку, и присылают ему свои песни. Присылают в разных форматах, ссылками на разные стриминговые площадки, кто-то — вложением или еще каким-то образом…

Первый совет: цени свое время и время того, кому ты пишешь письмо с целью показать свой материал для синхронизации. Как бы ты ни был крут в написании музыки, держи в голове, что мир постоянно меняется, и если у тебя сегодня авантюрное настроение, подходящее для того, чтобы попробовать завязать новые контакты с нужными людьми, то, возможно, у человека, которому ты направляешь свой музыкальный контент, все совсем не так. Может быть, он в мыле, занят закрытием текущего проекта, серия которого должна вот-вот выйти в эфир, и ему сейчас объективно ни до каких писем нет дела.

Однозначно не стоит высылать письмо через пять минут после того, как эта мысль пришла тебе в голову, убедительно рекомендую потратить некоторое время и хорошенько подготовить текст письма, чтобы не попасть в корзину неудачников. С момента отправки электронного сообщения твоя работа в синхронизации только начинается, шансы сегодня отправить письмо, а завтра получить подтверждение о том, что твой трек берут в проект, ничтожны, не стоит делать на это ставки. На моем опыте, конечно, и такое случилось пару раз, но это все-таки, скорее, исключение из правил, чем четкая спланированная череда событий.

Если тебе не ответили сразу, это можно трактовать так:

  • твое письмо еще не прочитали,
  • твое письмо не прочитали и сразу удалили,
  • твое письмо прочитали, но пока до него нет дела,
  • твое письмо прочитали и сохранили на будущее,
  • твое письмо не дошло до адресата или попало в спам.

Любой из вариантов возможен, давай немного разберемся, какие выводы нужно сделать и какие действия можно предпринять в каждом из случаев.

Твое письмо еще не прочитали — подожди 3–4 дня, а лучше — неделю, не все письма успевают разбирать день в день, дай адресату возможность спокойно разобраться в своем почтовом ящике, а спустя какое-то время ты можешь напомнить о себе повторным письмом, сообщением в мессенджере или кратким звонком, уточнить, что ты отправлял материалы и хотел бы узнать, дошли ли они; сразу спрашивать, слушал ли музыкальный продюсер материалы и что он о них думает, — преждевременно. Не стоит ни в коем случае давить на человека, если и после этого он не вернется с ответом, пойми правильно, таких, как ты, ему пишет множество, и, по сути, твоя просьба обратить внимание на материалы — некий раздражитель, который отвлекает его от текущего рабочего процесса. Нужно постараться быть крайне тактичным, чтобы расположить к себе человека и сформировать положительное мнение о себе — даже если твоя музыка ему вообще никогда не пригодится, он может запомнить тебя и порекомендовать твой контакт своим коллегам.

Твое письмо не прочитали и сразу удалили — это самый плохой результат твоего труда, если это не случайность и такое обращение с письмом от артиста произошло намеренно, то, вероятнее всего, ты сделал что-то неправильно на этапе подготовки сообщения и адресату стало понятно уже из темы письма, что с тобой лучше не вступать в диалог, потому что это ни к чему продуктивному не приведет, если даже тема письма сформулирована некорректно или напоминает спам-рассылку, и он просто решил не тратить на тебя время. Тут, конечно, допускается вероятность случайности (музыкальный редактор прибирался в почтовом ящике, отмечая все новые спам-письма и все удалил, а между тем там было и твое сообщение — это, скорее всего, будет не намеренно, а стечение обстоятельств). Прочитай обязательно дважды и полностью свое сообщение, которое ты планируешь направить музыкальному продюсеру, проверь на орфографические ошибки и формулировки своих мыслей, которые ты хочешь донести в этом письме. Профессионалу хватит и десяти секунд, чтобы понять, насколько серьезны были желание артиста представить свой репертуар и вера в то, что он делает, когда он писал письмо, и сколько он потратил на него времени. Если артист подошел к нему серьезно, то такое письмо могут удалить только случайно. Основная твоя задача — сделать все, чтобы не попасть в корзину! Выбираться из нее придется долго.

Твое письмо прочитали, но пока до него нет дела — о прочтении письма ты можешь узнать, если у тебя стоит в настройках письма галочка запроса уведомления о получении, или ты отправлял письмо через сервис массовой рассылки и у тебя видно, кто открыл твое письмо, или же тебе музыкальный редактор ответил просто «спасибо». Могу тебя поздравить, это хоть и маленький, но уже результат! Пока, конечно, непонятно, насколько внимательно твое сообщение изучили, но это уже что-то, а именно — канал связи с нужным тебе человеком установлен! Не советую тут же отправлять еще письма или пытаться вступить в диалог. Подумай, может быть, воспитание человека не позволяет оставлять все новые 100500 писем без внимания и он всем не поленился дать обратную связь, выразив ее словом «спасибо». И если все эти люди в один миг в ответ ему напишут «пожалуйста» — это еще 100500 новых сообщений в папке «Входящие». Дождись момента, когда у тебя появится новый повод для обращения, и ответом на прошлое сообщение пришли свои последние новости. История переписки освежит для музыкального редактора цепь событий, и ему будет проще сориентироваться и вспомнить о тебе и связанную с тобой хронологию, а может быть, он найдет время послушать твою музыку внимательнее в свете новых проектов, находящихся у него в работе. Установи любую обратную связь!

Твое письмо прочитали и сохранили на будущее — про это ты сам, конечно, сразу никогда не узнаешь, если только тебе в ответе так и не напишут: «Спасибо за письмо, будем иметь в виду на будущие проекты» — или что-то вроде того. Это можно понимать так, что пока у музыкального продюсера, внимания которого ты добиваешься, нет идей, куда применить твой репертуар, но потенциально он готов рассматривать его в будущем. Держи с таким человеком связь по мере появления новинок в своем каталоге, но не злоупотребляй письмами, раз в месяц — вполне достаточно. Если ты гиперпродуктивен и у тебя в неделю выходит по альбому — прибереги все новинки, сформируй в одно письмо и отправь его через какое-то время, это позволит напоминать о себе и не вызовет негативных эмоций от постоянных рассылок. Системно привлекай внимание к своему репертуару.

Твое письмо не дошло до адресата или попало в спам — про это ты никогда не узнаешь, если тебе не придет в ответ на это сообщение о невозможности доставки. Чтобы минимизировать шансы попасть в спам рекомендую не злоупотреблять массовыми рассылками писем и не посылать во вложении письма все свои треки. Если у тебя есть номер телефона нужного тебе человека, то через день после отправки письма можно попробовать ему позвонить или написать в мессенджере, представиться и уточнить, получил ли он письмо с такого-то электронного адреса. Если ответ будет отрицательным, можно вежливо попросить проверить в спаме или уточнить электронный адрес. Таким образом ты сможешь проверить доставку сообщения и обратить на него внимание — хороший ход, но пользоваться им рекомендуется в крайних случаях. Всегда помни и исходи из того, что пока твой репертуар никто не знает и он никому не нужен, кроме тебя, у всех свои дела и заботы, но вода камень точит.

Все варианты развития событий были пройдены лично, и я постарался сформулировать все случаи, которые происходят у меня на практике. Хоть я и не музыкант, но подобными рассылками занимался и занимаюсь до сих пор, рассказывая иностранным коллегам о наших возможностях, поиске новых партнеров и представлении нашего локального каталога для иностранных проектов. По личной статистике, процент удачных писем, на которые мне отвечали «спасибо», составляет примерно 3 %, то есть из ста отправленных сообщений мне отвечают стабильно три человека. Да, совсем не много, но пару раз холодная рассылка приносила мне возможность участия музыкальным репертуаром в иностранных проектах. Это везение я отношу к разряду «оказаться в нужное время в нужном месте»: но стабильная рассылка два раз в год электронных писем старым и потенциальным новым партнерам — это система, которая может приносить результаты не сразу, через какое-то время. Спустя 2–3 года ко мне возвращаются с вопросами музыкальные супервайзеры, которые в момент получения сообщения ничего не ответили, а когда у них появляется повод — они точно знают, к кому могут обратиться за помощью в конкретном вопросе, например за поиском песни на русском языке в стиле панк или очисткой хита из 90-х…

Сфокусируй внимание супервайзера на главном треке

Прежде чем писать письмо, постарайся узнать как можно больше о музыкальном продюсере, к которому ты обращаешься. Изучи проекты, над которыми он работал, и музыкальные предпочтения, которые могут прослеживаться в его выборе треков для кино и сериалов. Это поможет тебе адаптировать сообщение и предложение под его вкусы и потребности. Выбери 2–3 самых ярких и релевантных трека, которые наилучшим образом демонстрируют твой талант и могли бы подойти для использования в каком-то из его состоявшихся проектов. Пришли их ссылкой на облако, откуда можно скачать треки. Убедись, что все ссылки активны и ведут именно на те композиции, которые ты хочешь представить, проверь дважды, что ты вставил из буфера обмена именно то, что нужно, такие мелочи тоже имеют значение: если ты писал про одно, а прислал ссылку на что-то другое, то адресат может не понять, что ты имел в виду, описав один трек, а приложив другой, и это недоразумение только навредит выстраиванию первоначальной коммуникации. Не переживай из-за того, что ты предлагаешь свои материалы в уже выпущенные проекты. Нередко бывает так, что первый сезон сериала имеет продолжение во втором, придерживаясь музыкальной концепции, но всегда есть желание дополнить ее новым, свежим репертуаром в том же ключе.

Обращение к музыкальному супервайзеру с предложением ознакомиться с твоими работами — это лишь первый шаг на пути к реализации твоей мечты в синхронизации. Важно проявить терпение и уважение к времени и профессионализму музыкального продюсера. Даже если на первое письмо не последует немедленный ответ, не отчаивайся. Продолжай совершенствовать свое мастерство как музыканта и искать новые пути для продвижения своего творчества. Твой талант и упорство обязательно найдут свою аудиторию и признание.

А если мои песни украдут и выложат в Сеть?

Нередко молодые музыканты испытывают огромное желание попасть в какой-либо медиапроект, но когда ты просишь их прислать материалы в MP3, они начинают сильно нервничать и всячески уклоняться от этого, аргументируя свое поведение тем, что они боятся, что их песни утекут в интернет и кто‐то их услышит/скачает, особенно — до релиза.

С одной стороны, их можно понять: свой, родной материал, столько сил и времени на него потратили, и чтобы какие-то случайные люди его слушали, оценивали и в проекты непонятные ставили… это да, но нет. С другой — музыкальные редакторы и продюсеры получают огромное количество треков ото всех, порой им элементарно не хватает рабочих часов даже на то, чтобы внимательно прослушать репертуар и отобрать подходящие песни заранее, а не сидя в монтажке.

Тратить время на то, чтобы закачать песни никому не известного исполнителя на пиратский сайт — занятие сомнительное, не имеющее никакого корыстного интереса. И у людей, которые работают с музыкой и правами на ежедневной основе, заниматься подобными авантюрами просто нет времени.

Если артист не готов предоставить свой репертуар, не исключено, что это первый звоночек для того, чтобы и не начинать с ним работать. Может оказаться так, что его мировосприятие и отношение к своему творчеству искажено настолько, что переговоры по условиям использования его музыкального репертуара не принесут ничего хорошего.

Сколько ждать ответа от продюсера/супервайзера (редактора)

Вопрос риторический. Лучше всего вообще не ждать новостей или запастись хорошим терпением при продвижении своего репертуара в синхронизацию.

Скорость попадания песни в сериал может варьироваться от недели до нескольких лет. Идеальная ситуация — когда ты прислал песню и она сразу «зашла» в проект. Сразу отмечу, что под фразой «скорость попадания» я имею в виду интервал времени, прошедший с момента, отправки песни музыкальному продюсеру до получения от него сообщения в обратном письме, что песня попала в такой-то проект и он готов обсудить условия использования ее в рамках проекта. Подобное стечение обстоятельств может произойти в двух случаях: 1) космическая удача или 2) музыкальный продюсер оформил запрос в социальных сетях у себя на страничке или в специализированных сообществах с просьбой присылать ему музыку определенного характера под такой-то референс. Саму сцену тебе не покажут, так как конфиденциальность проекта сохраняется до момента эфира серии, в твоем распоряжении будет описание сцены и настроения музыки + объем прав (желаемая стоимость — возможно), который будет с тобой оформлен, если песню возьмут. Не рекомендую надеяться, что предложенная музыка сразу покорит музыкального продюсера. Скорее всего, он не будет расположен изучать эстетику произведения, а тебе обязательно нужно будет внимательно изучить задачу в запросе и прислать ровно то, что просят, а не всю свою музыку, — только то, что нужно.

Такие запросы на музыку, связанные с текущей профессиональной проблемой человека, могут открыть тебе доступ к продюсеру/проекту. По моему опыту, подобные просьбы о помощи используют как крайний вариант, чтобы найти подходящую песню и остаться в бюджете проекта. Это значит, что все прочие возможности, которыми в обычном мире пользует музыкальный продюсер, он исчерпал, но не добился результатов, поэтому вынужден «просить помощи у зала». Тебе важно не упустить этот шанс и грамотно составить ответное письмо, лаконично изложив всю необходимую для работы музыкального продюсера информацию. Какую именно — можешь прочитать в разделе «Письмо музыкальному редактору — варианты представлений» текущей главы.

Игра вдолгую — это более реальная перспектива продвижения своего репертуара в синхронизацию. Это нормально, если ты пишешь письма, отправляешь свой репертуар правильным людям, но ничего не происходит. Это совсем не значит, что ты делаешь плохую музыку, которая никому не нужна, это лишь означает, что не случился еще тот проект, где твоя музыка дополнила бы сцены своим настроением. Если ты работаешь в музыке, думаю, тебе есть чем заняться, кроме разочарований, что тебе не отвечают музыкальные продюсеры. Может быть, они просто не могут тебя найти? Рекомендую делать правильные выводы из любой неудачной ситуации, корректировать цель, форму своего письма и «бомбить» дальше, пока не будет нового повода для рефлексии.

Исследуй: как искать правильных людей

Самый очевидный и простой способ узнать имена людей, ответственных за музыкальное оформление фильма или сериала, — это внимательно просмотреть титры. В конце каждого кинопроекта обязательно указываются имена всех, кто принимал участие в создании, включая композиторов, музыкантов, исполнителей и даже тех, кто занимался лицензированием музыкальных треков. Хотя этот метод может показаться немного устаревшим, он до сих пор остается самым надежным источником информации. Иногда так бывает, что у режиссера есть свой любимый музыкальный продюсер, с которым он работает из проекта в проект; если будешь внимательно следить за сериалами и искать такие совпадения, то сможешь прогнозировать будущие сериалы или фильмы музыкального продюсера, зная, кто будет режиссером нового проекта. Подобная практика может работать не только с режиссерами, но и с кинопродакшенами — если ты замечаешь, что один и тот же продакшен выпускает свои проекты с одним и тем же музыкальным продюсером/редактором, то тебе будет проще подготовиться к диалогу с ним о грядущих проектах.

Для тех, кто предпочитает искать информацию онлайн, существуют специализированные ресурсы, значительно облегчающие поиск. Сайты, такие как IMDb (Internet Movie Database) и «КиноПоиск», предлагают обширные базы данных о фильмах, сериалах и людях, работавших над ними. Эти платформы позволяют не только узнать имена композиторов и исполнителей, но и получить дополнительную информацию о других проектах, в которых они участвовали.

Как пользоваться IMDb и «КиноПоиском» для поиска музыкальный продюсеров и музыкальных редакторов? 

Сначала необходимо найти интересующий тебя фильм или сериал на сайте. Это можно сделать, воспользовавшись поисковой строкой. На странице проекта обычно есть разделы, посвященные актерскому составу, съемочной группе и так далее. Ищи раздел, который касается музыки или звукового сопровождения. После того как ты нашел нужную информацию, можно дополнительно изучить профили интересующих тебя личностей, чтобы узнать больше об их работе и карьере. Поищи их страницы в социальных сетях или просто информацию в интернете, скорее всего, ты найдешь контактный почтовый адрес или иной вид связи, который поможет тебе установить потенциальный контакт и, возможно, сотрудничество.

Напоминай о себе, но не надоедай

Уважение к времени музыкального продюсера — ключ к успешному взаимодействию с индустрией синхронизации.

В мире музыкальной индустрии, где конкуренция за место под солнцем невероятно высока, молодым музыкантам, стремящимся заявить о себе в области синхронизации музыки, необходимо не только проявлять талант и уникальность, но и понимать важность такого аспекта, как уважение чужого времени. В частности, это касается времени музыкальных супервайзеров — ключевых фигур, которые могут открыть двери в мир кинематографа, телевидения, рекламы и видеоигр для твоих композиций.

Первое правило, которое должен усвоить каждый молодой музыкант, желающий успешно сотрудничать с музыкальными супервайзерами, — это настойчивость без навязчивости. Твоя задача — привлечь внимание к своему творчеству, не создавая при этом ощущения давления или безразличия к чужому времени. Помни, что музыкальные супервайзеры ежедневно прослушивают сотни треков и работают в условиях жестких сроков. Твое сообщение должно быть коротким, ясным и содержать всю необходимую информацию о тебе и твоем репертуаре.

Важно понимать, что негативное впечатление заработать гораздо проще, чем избавиться от него. Неуместная настойчивость, чрезмерное количество писем или звонков могут быстро перевести тебя в категорию нежелательных контактов. Вместо этого стремись к построению долгосрочных отношений с музыкальными супервайзерами. Будь вежлив, терпелив и проявляй уважение к их профессиональному времени и усилиям. Формулируй свое новое письмо, привязывая его к твоему инфоповоду — выходу нового трека или какому-то приятному событию, которое произошло с твоим репертуаром в последнее время. Это может сложить о тебе впечатление как о целеустремленном человеке, который системно движется к своей цели. Это может сработать.