

Как продвигать музыку в TikTok. Разбор
Содержание
TikTok, несмотря на ограниченный доступ в России, остается мощным инструментом для продвижения артиста.
Мы поговорили с экспертами и в частности выяснили:
- даже виральные ролики не всегда обеспечивают рост прослушиваний;
- никакого трендового жанра — как и универсального формата видео — не существует;
- продвигать старые треки можно и даже нужно;
- если трек изначально не зашел — это не значит, что он мертвый;
- покупать рекламу у блогеров-миллионников смысла нет.
Что может дать артисту TikTok
TikTok — это площадка с низким порогом входа: вам не нужны большие бюджеты и крупная фанбаза. Здесь не требуется вылизанный визуал: можно «выложить снятый с первого дубля ролик без обработки, собрать сотню тысяч просмотров и не переживать», — заверяет Юлия Кру. Видео может завируситься даже у пользователя с небольшим количеством подписчиков. Удачный ролик с отрывком трека способен привлечь внимание к песне, запустить волну пересъемов [это видео под ваш оригинальный звук] и увеличить интерес к вам и вашей музыке. Так, Tiktok дает возможность повысить медийность и увеличить количество слушателей.
Паша Hood Boy отмечает, что аудитория из TikTok хорошо перегоняется в Telegram. Также он уверяет, что успех на платформе можно конвертировать очень по-разному — не только в стримы: «Мы в TikTok продавали одежду и концерты с помощью таргетированной рекламы».
Важно: неуспех сингла в TikTok не всегда говорит о том, что и по прослушиваниям на стримингах будет провал.
Кроме того, виральные видео не всегда обеспечивают рост стримов. «Например, трек Pinq „+ вайбик” набрал больше 10 тысяч созданий до релиза, но не получил должного внимания на стримингах. Чтобы попробовать этого избежать, в день релиза можно запускать таргетированную рекламу в TikTok или других соцсетях со ссылкой на стриминги. Конверсия в слушателя будет выше обычной, потому что звук уже популярен», — говорит Роман Войшев. Также учитывайте, что интерес к конкретной песне не превращается в прослушивания мгновенно: переход аудитории из соцсетей на стриминги может занимать несколько недель.
Бывает, что у артиста быстро растет количество подписчиков в TikTok, но прослушиваний остается немного — и музыкант вынужденно смещает фокус на блогерство. Не всем такое подходит, поэтому заранее решите, чего именно хотите добиться с помощью TikTok. Цель определит вашу стратегию: один и тот же трек можно подать по-разному.
В этой инструкции мы расскажем в первую очередь о продвижении музыки — конкретных треков. В таких случаях акцент в роликах делается на хуке с первых секунд, а визуал поддерживает настроение песни.
Если же ваша цель — привлечение подписчиков и повышение узнаваемости, то вам нужно больше рассказывать о себе: подойдет сторителлинг и бэкстейдж-формат, а также упор на юмор.
Когда вы строите имиджевую стратегию, делайте ставку на визуальную эстетику и неочевидные форматы. «Такие видео чаще собирают комментарии „кто это?” и сохраняются в коллекции „на вдохновение”», — замечает Юлия Кру.
Какие треки подходят для продвижения
Жанр не имеет значения (почти)
Паша Hood Boy уверен: «Виральным можно сделать почти что угодно. Если кто-то скажет артисту: „Такое не зайдет в TikTok”, то он либо не шарит, либо не время этой музыки, либо просто не нашли подходящий креатив».
Впрочем, по словам Романа Войшева, шансов стать виральными больше у треков в жанрах, популярных у подростков (TikTok наиболее востребован среди пользователей в возрасте 12–17 лет): у хип-хопа, попа, электроники. Реже набирают охваты техно, дэткор, джаз и lo-fi. Но алгоритмы порой непредсказуемы, а тренды — изменчивы. Примеров много: внезапный успех музыки Надежды Кадышевой, виральность песни Филиппа Киркорова «Я эту жизнь тебе отдам», мировая популярность эмбиент-трека Øneheart «Snowfall».
«TikTok любит приносить сюрпризы в виде «Бонда с Кнопкой» или Fortuna 812 в топ-1 „Яндекс Музыки”. [Благодаря тому, что эти треки выстрелили в TikTok, они поднимались на первое место в топе „Яндекс Музыки”, хотя обычно в лидерах — песни других жанров — прим. „ИМИ. Журнала”]. Даже у неоклассической музыки есть шансы, хотя она сейчас не кажется популярной. Некоторые композиции Евгения Гринько собирают по 500 тысяч созданий», — отмечает Войшев.
Трек, на который никто не рассчитывал, может выстрелить, а заточенная под TikTok песня — провалиться.
Совет от Юлии Кру: «Вместо того, чтобы пытаться подогнать себя под мифический „трендовый жанр”, лучше потестить упаковку: сделать 3–5 разных заходов, поиграть с визуалом, контекстом, сценарием».
Продвигать старые треки можно
Трек может стать популярным в TikTok спустя годы и даже десятилетия после релиза. Например, песня Надежды Кадышевой «Плывет веночек» была выпущена в 2005 году, а трек «O Yeah» поп-группы «Инь-Ян» с вирусными строчками «Не пугайся, не пугайся, детка / Заходи в мою большую клетку» — в 2013-м. У инди-артиста Тима ищет свет песня «Волна» залетела через три с половиной года после релиза — и значительно увеличила его популярность: количество слушателей в «Яндекс Музыке» перевалило за полтора миллиона, появилось много концертов.
Юлия Кру рассказывает: «Только вы (и пара сотен ваших преданных фанатов) знаете, что тот или иной трек выпущен N лет назад. Если вы раньше не делали на него промо, ничего вас не ограничивает в том, чтобы попробовать его раскачать сейчас».
Она приводит такой пример: «Александр Киреев, участник „Фабрики Звезд 3”. Многие, кому за 30, слышали песню „Ее зовут Маша, она любит Сашу, а он любит Дашу — и только ее”. Песня выпущена больше 20 лет назад. Артист с коллаборации с девочками из „Тутси” решил выпустить ремастер и попробовать продвинуть его. Итог: ролики во всех соцсетях собрали суммарно более 15 миллионов просмотров (важно: это без дополнительного трафика от таргета, совместных публикаций), за два месяца релиз набрал полтора миллиона стримов только в „Яндекс Музыке”».
Насмотренность поможет оценить потенциальную виральность
Чтобы понять, сможет ли ваша песня залететь в TikTok, эксперты советуют развивать насмотренность и следить за трендами (речь не про трендовые жанры, а про форматы и эстетику). Например, вспоминает Роман Войшев, трек Uniqe, Nkeeei, Artem Shilovets и Wipo «Гламур» обрел популярность в том числе благодаря возрождению эстетики Y2K.
4 критерия неподходящего для тиктока трека (который при этом может быть качественным), по мнению Юлии Кру:
1. Отсутствие фрагмента с коротким разгоном. «3 секунды — именно столько нужно нашему мозгу, чтобы после свайпа понять, что происходит в кадре. Формула TikTok — дроп на 3 секунде, потом взрыв. На это накладываем встряску из CapCut — и вуаля: 200–300 тысяч просмотров при прогретом аккаунте ролик наберет».
2. Однообразие, атмосферность. «Бывают исключения, но на старте это тяжелый для работы материал».
3. Отсутствие «понятного якоря» — когда и в тексте, и в музыке не за что зацепиться.
4. Отсутствие визуальной ассоциации или яркой эмоции: «В TikTok чаще срабатывают песни, которые запускают реакцию или визуальный ряд. То, что срезонирует у пользователя внутри».
Как снимать ролики
Можно обойтись без команды
Паша Hood Boy рекомендует на первых этапах самому погрузиться в мир TikTok и понять, как работать с площадкой.
При этом поддержание медиаприсутствия требует создания большого количества контента. Если артист снимает ролики сам, у него может оставаться мало времени и сил на саму музыку. В таком случае будет полезен продюсер или SMM-специалист. Юлия Кру советует отдавать создание видео на аутсорс, но участвовать в генерировании идей: пусть задумка будет вашей, а реализовывать ее будут отдельные люди. Они помогут и в том случае, когда из-за перфекционизма вы не можете выбрать идею и долго делаете ролик и процесс создания контента замедляется.
«Любая хорошая команда может полностью продюсировать поток контента — и он будет хорошим, но не настолько авторским, насколько может. А сейчас все-таки эра близости с пользователем в соцсетях», рассуждает эксперт. Как найти хороших специалистов? Кру советует смотреть на тех, у кого в портфолио есть удачные кейсы именно в музыкальной сфере. Обращайте внимание: кейсы должны появляться регулярно. Заслуги некоторых команд могут быть построены на нескольких случайно залетевших роликах.
Можно обойтись одним телефоном
Видео, снятые на профессиональную технику, конечно, обеспечивают очень качественный визуал, но могут выглядеть слишком идеальными. Ролики для TikTok можно записывать на фронтальную камеру телефона — и собирать миллионы просмотров. Тем более, это проще и дешевле. «TikTok создан, чтобы люди смотрели быстрый контент, потребляли максимум инфы за 15-30 секунд — и шли смотреть следующий ролик»,— отмечает Паша Hood Boy. Поэтому тратить на создание одного видео много времени нецелесообразно.
«Не нужна сверхрежиссура и съемка, как на полном метре. Тут работает принцип: чем больше снимаешь, тем быстрее приходит понимание, что „зашло”, а что — нет. В TikTok заходят как снятые „на коленке” сторителлинги на фронталку, так и вылизанные эстетские видео. Просто они решают разные задачи. Живой, „сырой” контент — для ощущения близости, искренности, „своего человека по ту сторону экрана”. Профессиональное видео — для вау-эффекта, визуального крючка и имиджевой упаковки. Такие ролики сильнее визуально и часто дольше „живут” в ленте», — говорит Юлия Кру.
Первые ролики можно создавать даже без монтажа, считает эксперт. Но стоит освоить базовые мобильные приложения для обработки видео — например, CapCut или InShot, которые позволяют нарезать фрагменты, накладывать музыку и подключать автосубтитры.
Необязательно быть в кадре — но желательно
Видео с живыми персонажами обычно получают более высокие охваты, особенно если внешность человека привлекает внимание — как в положительном, так и в отрицательном смысле, подчеркивает Юлия Кру. Но трек может завируситься и благодаря роликам без появления музыканта. Если ваша цель — только продвигать музыку, не прокачивая медийность, то вы можете находиться за кадром. «Это не снижает эффективность, просто есть шанс остаться безликим артистом», — говорит Паша Hood Boy.
Форматы, которые подойдут для роликов без артиста:
- Эдиты — эстетичные нарезки видео под ваши песни. Подумайте, какие визуальные ассоциации вызывает ваша музыка, и смонтируйте стоковые или созданные с помощью искусственного интеллекта кадры. Ориентируйтесь например, на видео электронного артиста Akiaura. При этом, обращает внимание Кру, такие ролики все же залетают нечасто, поэтому пробуйте выкладывать как можно больше контента — брать количеством, а не качеством.
- Мемы, тренды и POV (POV — видео от первого лица, обычно с передачей эмоций в связи с какой-то ситуацией). Кру рекомендует отталкиваться от текста трека и придумывать под него шутку или жизненную ситуацию. Строчки из вашей песни могут вписаться в существующий тренд. В качестве визуала используйте стоковые кадры или известные мемы.
Уверенность в кадре придет с опытом
Даже харизматичные люди порой теряются перед камерой и выглядят в кадре скованно и неестественно. Это нормально: уверенность приходит с опытом, поэтому снимайте как можно больше контента. Если же вы очень стесняетесь, попробуйте форматы без лица в кадре. Но если за смущением стоит глубокое непринятие себя — лучше обратитесь к психологу.
Не пытайтесь копировать подачу популярных тиктокеров. «Людям нравится наблюдать за живыми, реальными артистами, которые не боятся быть собой», — подчеркивает Юлия Кру. Она дает такие советы для тех, кто только начинает снимать ролики:
- Не бояться хейта. «Хейт есть у всех — даже самых красивых и самых талантливых. Хейт лучше, чем тишина. Это уже реакция на артиста и его творчество».
- Пусть первые десять видео будут черновиками. «Снимаешь, выкладываешь — и не оцениваешь».
- Найти формат, который дается легче всего.
- Не обесценивать легкий формат. «Если ты думаешь: „Это несерьезно, это же не клип” — стоп. TikTok и есть про „несерьезно”».
Для TikTok важна стабильность. Идеальный вариант — выпускать ролики ежедневно или через день. Но не гонитесь за количеством. «Лучше 1-2 видео в неделю, но содержательные, чем 20 однообразных и безыдейных», — предупреждает Роман Войшев.
Сниппет, липсинк, POV — форматов много, универсального нет
Универсального формата ролика, который подошел бы под каждый трек и работал бы вечно, не существует. «Харизма и активность артиста играют большую роль, чем сюжеты в видео», — рассуждает Роман Войшев.
«В TikTok нет правил. Механика, которая кажется нелепой, может неожиданно залететь. А идеально продуманное и снятое видео — не набрать ничего. Это и боль, и магия платформы одновременно», — говорит Юлия Кру.
Форматов в TikTok, которые можно использовать для продвижения трека, — множество. Эксперты называют основные из них:
- Стандартный музыкальный сниппет
- Вовлекающий музыкальный сниппет — ролик, который начинается со смешного или странного сюжета, а затем переходит в сниппет
- Липсинк — видео, в котором вы имитируете пение
- Лирикс — видео с текстом вашей песни
- Кавер
- Лайв- или акустическая версия
- Нарезка кадров из клипа
- Нарезка кадров из интервью
- Концертное видео
- Бэкстейдж со съемки или ивента, из студии
- Разговорное видео, сторителлинг
- Эдит — эстетичная нарезка видео под вашу песни
- Влог — лайфстайл-ролик с фрагментами вашей жизни
- POV — видео от первого лица, обычно с передачей эмоций в связи с какой-то ситуацией
- Мем
- Тренд — формат-наследник челленджа; видео на установленную тему или просто танцевальный ролик, главное — под определенный вирусный звук
- Социальный ролик — ролик с уличным опросом, социальным экспериментом или видео, привлекающее внимание к общественно важным проблемам (защита животных, уязвимость некоторых групп населения, экология)
- Реакция — ролик с реакцией одного или разных людей на другое видео/музыку/ситуацию
- Пранк — постановочный розыгрыш с целью показать реакцию человека на что-либо
- Разбор по партиям — ролик, в котором автор разделяет песню на инструменты
- Мэшап — ролик, в котором автор соединяет несколько треков
- Скринкаст караоке-режима из стриминга (например, «Яндекс Музыки»)
Наблюдайте за тем, что делают другие, но не повторяйте один в один. «Чужие механики нужно адаптировать под себя, потому что скопированные видео скипнут с высокой вероятностью. Если выделяешься хотя бы небольшой деталью, локацией, ракурсом, смешной интерпретацией, шанс на успех есть! Главное — быть живым и придерживаться сценического образа», — уверяет Роман Войшев.
Другой собеседник в индустрии с этим не согласен: по его мнению, главный инструмент набора аудитории — полное копирование роликов, залетевших на десятки миллионов просмотров.
Паша Hood Boy советует попробовать такой вариант ролика:
— хук в видео, чтобы зацепить зрителя в первые секунды;
— интригующее развитие сюжета с возникшей проблемой (зрителю интересно, чем все закончится);
— преодоление проблемы;
— результат.
Формат зависит от жанра, говорит Кру:
- Для хип-хопа, поп-музыки и R&B хорошо работают сниппеты, липсинки, разговорные ролики, POV, мемы.
- Для EDM и танцевальной музыки подойдут динамичные ролики с «сдвг-монтажом». Экспериментируйте с эффектами.
- Для альтернативы, фолка и джаза можно попробовать лайв- или акустическое видео, лайфстайл-формат или сторителлинг с музыкой на фоне.
- Для рока и метала могут сработать концертные видео, бэкстейдж-форматы, сторителлинг. Важно передать энергию, исходящую от группы — проще всего это сделать с помощью кадров со сцены. Постарайтесь показать всех участников бэнда.
- Но не ограничивайте себя рамками. Если ваши идеи не вписываются в привычные для жанра форматы — все равно пробуйте. Может, так вы найдете свою фишку.
- Роман Войшев считает, что самый простой и стабильный формат, часто приводящий к вирусному эффекту и росту звука, — это липсинки. Пример — трек Toxi$ «HURTZ». Для поп-музыки и хип-хопа, утверждает эксперт, хорошо подходит микс: сниппеты, липсинки, юмор и POV. Так, у артиста Andro одинаково хорошо залетают и сниппеты, и липсинки.
Лириксы, считает Войшев, хорошо выкладывать до релиза, потому что они помогают запомнить текст и вовлекают в создание видео. Визуалайзеры и эдиты передадут атмосферу трека.
Паша Hood Boy подчеркивает, что зрителям интересен формат реакций. А сторителлинг, говорит он, можно использовать, если вам нужно рассказать о процессе создания трека. В целом такой формат подойдет «сильно осознанной музыке». POV и мемы можно привязать к цитате вашего трека. А вот лайвы, считает эксперт, редко срабатывают в TikTok, особенно если трек непопулярный: «Либо человек споет как Лана Дель Рэй — и все расчувствуются, либо просто проходной ролик выйдет».
Постить только сниппеты — плохая идея
Юлия Кру предупреждает, что постинг исключительно сниппетов — одна из главных ошибок артистов: «Нулевые аккаунты крайне тяжело продвигать только за счет музыкального контента. Нужно хотя бы раз в неделю разбавлять постинг лайфстайлом, юмором, трендом, разговорным видео».
При этом другой собеседник — менеджер артистов — рассказывает, что алгоритмы TikTok раскидывают пользователей по интересам. Поэтому, считает он, если начать постить юмористический контент, перестроить аккаунт на музыку почти невозможно.
В первый месяц она советует неделю пробовать разные форматы: так, из шести роликов один может быть концертный, другой — разговорный, третий пусть будет сниппет, четвертый — тренд, пятый — мем, а шестой — лайфстайл (например, влог). Каждый из них протестируйте еще несколько раз в течение месяца и посмотрите, какой заходит лучше всего.
Проверять хук можно, но осторожно
Проверка хука до релиза трека — действенный инструмент, который помогает заранее предсказать успех работы. Это особенно актуально для коммерческой музыки. «Некоторые артисты и лейблы устраивают челленджи “30 дней, 30 видео, 30 хуков”. Одобряем», — комментирует Паша Hood Boy.
Как на этапе тестирования хука понять, что у трека есть потенциал? Юлия Кру рекомендует обращать внимание как на общие параметры (набирает ли ролик просмотры не только среди подписчиков, появляются ли пользовательские пересъемы под ваш оригинальный звук), так и на комментарии («А где найти полный трек?», «Скинь песню в Telegram», «Срочно выпускай»).
Регулярность важнее количества
Идеальный вариант — выпускать ролики ежедневно или через день, говорит Паша Hood Boy. Но не гонитесь за количеством. «Лучше 1-2 видео в неделю, но содержательные, чем 20 однообразных и безыдейных», — предупреждает Роман Войшев. Кру подтверждает: «Лучше стабильно 3 видео в неделю, чем 5 подряд, а потом молчание». Для устойчивого роста она советует выпускать от 6 роликов в неделю.
Кру предостерегает от излишнего перфекционизма: «Вместо того, чтобы выложить 10 простых роликов и протестировать, что заходит, человек три недели монтирует одно видео. В TikTok работает стратегия из количества в качество. Не наоборот».
Теневой бан — не миф
«Есть огромный ряд ограничений, за которые видео может получить более, чем в 10 раз меньше просмотров относительно своего потенциала. Например, sensitive language в субтитрах или описании видео, ножи, оружие в кадре, съемка себя за рулем в движущейся машине, огонь, лямки от белья и еще множество триггеров. Однажды (правда, самый существенный теневой бан пал на YouTube, но в TikTok тоже были заблокированы некоторые видео) мы словили страйк за видео, где мама обнимает и целует своего маленького ребенка. После этого много времени понадобилось, чтобы восстановить охваты на канале», — рассказывает Юлия Кру.
Также в кадре нельзя показывать алкоголь, дым, кровь, добавляет Паша Hood Boy. «TikTok — одна из безопаснейших платформ со своей сильной модерацией, иногда даже чересчур».
Некоторый контент — например, со сценами насилия — и вовсе будет автоматически заблокирован. Если платформа посчитает, что нарушение было слишком серьезным, или если вы уже несколько раз пренебрегали правилами сервиса, вам могут навсегда заблокировать аккаунт.
Если трек не залетает, меняйте подход
Если вы уже сняли много видео под трек, но он никак не вирусится, вернитесь к нему спустя один или два релиза, советует Юлия Кру. Она предлагает такой вариант:
- Выбрать 2–3 фрагмента трека (например, припев, бридж, цепляющая строчка) и снять на каждый по 4–5 видео.
- Выбрать несколько разных локаций (например, дом, студия, улица).
- Менять ракурсы и визуальные элементы.
- Сравнить, что работает лучше.
Экспериментируйте с форматами: Роман Войшев советует использовать юмор и триггерные надписи и помнить, что вам нужно удержать внимание зрителя в первые секунды и — желательно — довести его до конца ролика. Будьте настолько креативными, насколько возможно, и не переставайте пробовать. «Мемы, POV, шаблоны, дуэты — креативить можно бесконечно, жаль, что артисты быстро сдаются», — говорит Паша Hood Boy.
Юлия Кру рассказывает кейс Братьев Поздняковых: «Впервые кавер на хит 90-х „Чистый лист” группы „Нэнси” Братья Поздняковы выложили в соцсети в феврале 2024 года. Видео получило пару сотен тысяч просмотров, но вирусного эффекта не было. Тогда клип сопровождали несколько вертикальных роликов, которые тоже не стреляли.
В августе, когда мы уже начали совместную работу, решили попробовать еще раз, только с новым, более ярким и потенциально виральным фрагментом песни: сначала идет эмоциональный разгон, затем взрыв. Мы сняли несколько сниппетов под него и загрузили в TikTok. При средних охватах в 1500 просмотров ролик выстрелил более чем на 100 тысяч. Мы поняли, что нащупали потенциал и загрузили фрагмент в другую соцсеть. Там ролик выстрелил на 250 тысяч просмотров. Дальнейший постинг в обеих соцсетях давал существенный рост просмотров именно на этом звуке — мы поняли, это оно!
С этого момента начались переговоры по получению лицензии на официальную публикацию кавера — и к весне 2025 она была получена. Прогрев мы начали сильно заранее, „терроризируя” TikTok теми самыми двумя фрагментами на ежедневной основе примерно с конца января. Это стало третьей волной нашего SMM-промо, и она сработала: комментарии с вопросами „Когда релиз?” начали появляться под каждым роликом, а новые видео — набирать сотни тысяч просмотров.
Песня набрала уже около 2 миллионов прослушиваний, а за апрель 2025 года наши видео собрали более 6 миллионов просмотров – и ключевым триггером этого успеха стала смена фрагмента на более цепляющий».
Если трек изначально не зашел — это не значит, что он мертвый. Можно видоизменять музыку за счет разных версий треков — speed up- и slow mo- — и ремиксов от разных артистов.
Роман Войшев подтверждает, что у трека может быть отложенный рост: «Иногда всплеск происходит через 2–3 месяца (пример: Akiaura „Pussypodium”, Andro „Bollywood”). Важно следить за динамикой, искать причину тренда и быстро подключаться.
Своевременно замеченный рост — это возможность пролонгировать успех релиза и максимизировать доход. Из последних примеров, отмечает эксперт, — рост стримов треков Matrang, Pharaoh и Nechaev на 20–40%. Дополнительное продвижение иногда значительно влияет на заработки артистов от бэк-каталогов.
Трек залетел, но стримы не растут? Значит, не было призыва к действию
Помните, что даже при миллионных просмотрах TikTok не всегда дает быстрый результат в виде прироста стримов. «Ролики можно воспринимать как вклад в узнаваемость. Люди, которые где-то вас уже видели, потом легче отреагируют на сниппет или альбом», — подтверждает Юлия Кру.
Эксперт говорит, что обычно конвертации не происходит, если:
- не было подводки к стримингам и призыва переходить на площадки;
- не было ссылки на стриминги;
- не было за что зацепиться в самом треке.
Иногда артисты даже не оставляют под видео свой ник, замечает Кру. А ведь имя пользователя в TikTok может отличаться от названия музыкального проекта.
Если же вы все сделали правильно, а количество прослушиваний все равно не увеличивается, то, говорит эксперт, нужно усиливать продвижение по другим каналам: делать таргетинг и посевы по пабликам «ВКонтакте», активно питчить треки в плейлисты.
Как анализировать статистику и продвигать ролики
Алгоритмы TikTok показывают ролик волнами
Алгоритмы TikTok работают на базе нейросетевых моделей, которые постоянно обновляются. Паша Hood Boy рассказывает: когда вы публикуете видео, искусственный интеллект начинает анализировать визуал ролика (темный или светлый, наличие людей — мужчин или женщин — и других объектов), звук, распознает речь.
Сначала видео получает первые показы на аудиторию в несколько сотен человек. Алгоритм изучает вовлеченность пользователей: если зрители досматривают ролик, ставят лайки, оставляют комментарии, то платформа расширяет охваты.
«Если в первые 30–60 минут ролик получил хорошие метрики, TikTok начнет показывать его волнами — сначала чуть шире, потом еще. Волны охвата — это нормально. Иногда видео „залипает” на маленьких охватах, а потом неожиданно „вылетает” через день-два, если видео „подцепили” алгоритмы или его начал активно репостить кто-то крупный. Поэтому не стоит сносить видео слишком рано — минимум 3 дня дайте ролику „подышать”», — объясняет Юлия Кру.
Наибольший буст треку дают пересъемы под оригинальный звук, подчеркивают эксперты.
Цифровой след может ограничить охваты
Цифровой след — набор собираемых TikTok данных о вашем аккаунте и каждом ролике: IP-адрес, модель устройства, язык системы, местоположение, а также характер поведения — когда и что вы публикуете, как смонтированы ваши ролики, какие видео вы смотрите и комментируете.
Цифровой след напрямую влияет на охваты. Они могут быть ограничены, если контент покажется системе неоригинальным. «Алгоритм считывает ваш „почерк”. Если вы выкладываете пять одинаковых роликов под одну песню с одного устройства в течение часа, TikTok может воспринять это как спам и искусственное вмешательство. Особенно, если аккаунты новые, без подписчиков и с одинаковым стилем видео», — говорит Юлия Кру.
Даже если вы на разных аккаунтах опубликовали очень похожие ролики, TikTok увидит повторяющиеся метаданные. Кру называет маркеры, которые считывает платформа:
- монтаж в одном приложении с одним и тем же шаблоном;
- публикация с одного и то же IP-адреса или устройства;
- одна и та же обложка и копирайт.
«В лучшем случае TikTok просто „заигнорит” лишние версии. В худшем – заблокирует или раздаст теневой бан», — предупреждает Кру.
Обойти цифровой след, говорит Паша Hood Boy, можно с помощью зазеркаливания видео, замедления или ускорения, вырезания фрагмента.
Анализ статистики: важен процент не подписчиков
В TikTok есть внутренняя аналитика: вы можете посмотреть статистику каждого ролика, а также аккаунта в целом. Данные доступны как в самом TikTok, так и в отдельном приложении для создателей контента TikTok Studio.

Юлия Кру советует обращать внимание на:
- Количество просмотров (оно должно расти с каждым днем), комментариев, пересъемов и сохранений, процент досмотров. Это ключевые метрики, влияющие на продвижение.
- Время удержания. Например, если большинство просматривает 10 и более из 15 секунд ролика, то это хороший знак.
- Процент не подписчиков от общего количества зрителей видео. Именно он говорит о виральности ролика. Если он составляет хотя бы 20–30% — это уже неплохо.
Кру утверждает: ролик не зашел, если за 72 часа не вышел за пределы ваших подписчиков, не появились комменты, пересъемы или репосты. В других случаях видео имеет потенциал и может завируситься в любой момент.

Свою аудиторию можно определить по следующим метрикам, говорит Кру:
- возраст (тут поможет в том числе анализ комментариев);
- язык, на котором пишут комментарии;
- тип аккаунта подписчика (что он публикует сам, кого еще смотрит).
Эксперты подчеркивают, что смотреть на геолокацию пользователей смысла нет. Из-за ограничений бо́льшая часть зрителей из России будут отображаться как юзеры из других стран. Обращайте внимание на местоположение только в том случае, если делаете контент на другом языке либо публикуете ролики без текста или звучащей речи. При этом не переживайте о том, что из-за искаженного местоположения большинства пользователей ваши видео не доходят до целевой русскоязычной аудитории. Умные алгоритмы TikTok, уверяет Кру, хорошо «понимают», кому показывать контент.
Посевы: лучше 7 микроблогеров, чем один миллионник
Посевы у блогеров можно подключать на двух этапах, рассказывают эксперты:
- На этапе релиза, чтобы посмотреть, как алгоритмы реагируют на трек, и запустить первую волну пересъемов. Лучше брать 10–15 небольших аккаунтов.
- В момент роста, когда вы видите, что трек хорошо набирает пересъемы. Самое главное — не упустить момент, чтобы звук не застрял на паре тысяч. Для этого нужны свежие базы тикток-аккаунтов и моментальное реагирование.
Эксперты рассуждают: смысла работать с крупными блогерами немного, потому что уверенности в успехе нет, а затраты высокие. Вместо того, чтобы выбрать одного–двух миллионников, лучше идти к микроблогерам. Они обычно более заинтересованы, берут меньше денег, а просмотры у них более стабильны. «Часто бывают кейсы, когда с ±7 блогеров с 3–10 тысячами подписчиков приходит больше трафика и пересъемов, чем с одного крупного», — подтверждает Юлия Кру.
Рекомендация от Паши Hood Boy: «Представим, вы скоро выпускаете трек, снимали видео сами и грели аудиторию. Вот у вас в звуке 30 ваших роликов и ваш POV набрал первые 30–50 тысяч просмотров и пошла органика на пересъемы в ваш звук. Это ровно тот момент, где стоит взять несколько блогеров на 10 тысяч рублей под ваше ТЗ, чтобы расширить поле аудитории, кому вы хотите показать свой трек».
Юлия Кру уверена, что малыми вложениями можно обойтись, если вы:
- четко понимаете свою целевую аудиторию и выбираете максимально нативных блогеров;
- даете блогеру возможность проявить себя, не загоняете в жесткие рамки ТЗ;
- не ждете больших результатов сразу.
Эксперты советуют ориентироваться на тех блогеров, у которых цена за тысячу медианных просмотров (CPM) меньше ста рублей (если требуется блогер с узкой целевой аудиторией, то CPM можно поднять до 150 рублей). У микроблогера с 10–50 тысячами подписчиков и 25–100 тысячами просмотров на ролике реклама может стоить 1500–2000 рублей. Найти подходящих блогеров вы можете сами или обратившись в маркетинговое агентство.
Посевы можно и не подключать вообще, если вы видите стабильный рост количества пересъемов в геометрической прогрессии день ото дня в течение недели или двух, считает Кру.
Таргетинг: брать, нельзя бояться
Таргетированную рекламу стоит настраивать на видео, уже показавшие хорошую вовлеченность, говорит Паша Hood Boy. Например, когда ролик уже набрал миллион просмотров (или минимум 30-50 тысяч), но в какой-то момент они остановились.
Таргет может помочь и обрести первых подписчиков на новом или слаборазвитом аккаунте, считает Юлия Кру. Она советует взять 2–3 звука и на каждый из них отдать в таргет по два ролика. На базе привлеченной аудитории вам будет проще продвигаться.
Вопреки слухам, алгоритмы не убивают органические просмотры из-за подключенного таргета. «У нас были кейсы, когда после серии таргетированных роликов контент без рекламы догонял их по просмотрам, что было абсолютно не характерно для аккаунтов данных артистов», — делится Кру.
«Артисты, не вините рекламу в слабости своего видео. Реклама уже закончилась. Ваш ролик просто не зашел после рекламы», — отмечает Паша Hood Boy.
Масспостинг эффективен
Масспостинг — размещение большого количества видео под ваш звук с разных аккаунтов. Артист может сам создать их или купить услугу по размещению роликов у сотен и тысяч пользователей.
Собеседник в индустрии утверждает, что масспостинг эффективнее, чем покупка рекламы у крупных блогеров. Он говорит, что в ситуации органического роста звука постинг роликов даже с пустых аккаунтов может дать хороший результат.
Присутствие в TikTok необязательно
Конечно, музыкант не обязан вести TikTok. Большие артисты — например, Скриптонит — не снимают ролики, их треки вирусятся на площадке сами по себе. Но начинающему музыканту TikTok может дать значимый толчок. Отказ от вертикальных видео — это отказ от возможности меньше вкладываться в другие рекламные каналы, подчеркивает Юлия Кру: «Если артист не хочет снимать — это абсолютно его право. В этом случае нужно быть готовым, что путь может быть чуть дольше и/или дороже. „Я не блогер” — это не объяснение в нынешних реалиях, не нужно становиться кричащим тиктокером с переходами по хлопку, если это не ваше. TikTok сейчас куда более разнообразный, чем нам кажется. Там есть место и для спокойной, честной, авторской подачи».