Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/165/image/main-31103a38b10fca86b9cc8bbf9fc71a88.jpg2021-12-10T13:5010 советов от продюсера Леонардо ПересаКак свести трек в домашних условиях

Процесс сведения треков может казаться скучным и тривиальным, но именно от него во многом зависит итоговый результат. Продюсер и один из преподавателей бесплатного образовательного проекта Levi’s® Music Project Леонардо Перес подготовил для «ИМИ.Журнала» советы по сведению трека в домашних условиях.    

Настройтесь на работу и не теряйте концентрацию 

Даже с лучшими мониторами, звуковой картой, компьютером и плагинами вы обречены на провал, если не готовы к ежедневной работе. Внутренняя настройка не требует от вас никаких денежных затрат и помогает заранее планировать творческий процесс. 

Не забывайте, что четкий график и время на отдых сильно сказываются на творчестве. Тяжело внимательно слушать свои наработки шесть часов подряд. И если такая ситуация для вас не редкость, делайте регулярные перерывы по 15 минут для небольшой перезагрузки.

Важно не поддаваться импульсам, которые вас отвлекают, и при этом не зацикливаться на одном проекте: попробуйте уделять время сразу нескольким миксам. Отмечайте разными цветами незаконченные задачи в треке, чтобы их всегда было легко найти.  

Тренируйте слух

При эквализации (обработка звукового сигнала эквалайзером. — Прим. «ИМИ.Журнала») звука есть совет, применимый к любой ситуации: учитесь узнавать конкретные частоты звукового спектра. Умение отличать области частотного диапазона — ключ к качественному миксу. Из материалов на эту тему я могу посоветовать сайты EarMaster, QuizTones, Train Your Ears, Ear Plugins, Sound Gym, а также посты в блоге Izotope.  

Я воспринимаю спектр как язык с 20 000 слов, и наша задача — определить, каких слов в треке слишком много. Если вы не знаете музыкальный «алфавит» и у вас скудный словарный запас, будет практически невозможно выявить проблемы в звуковом сигнале. 

Levi’s® Music Project — бесплатный образовательный проект для начинающих музыкантов, который в этом году курируют певица Монеточка, группа Cream Soda и рэп-артист OBLADAET. В третьем сезоне участники программы разбирают вместе с менторами основные принципы сонграйтинга, сведения и продвижения музыки, а также обсуждают, где искать вдохновение на новые проекты и как доводить начатые треки до конца. Для участия достаточно подписаться на группу проекта во «ВКонтакте» и следить за анонсами и обновлениями.

Анализируйте показатели громкости

В первую очередь советую разобраться, чем RMS (среднеквадратичный уровень громкости. Этот показатель показывает, насколько плавно изменяется звук. — Прим. «ИМИ.Журнала») отличается от пиковой громкости. 

Можно привести аналогию с гонками: иногда для определения победителя нужен фотофиниш. Но чтобы в целом понять ситуацию на трассе, соревнования записывают на видео с разных точек. Так, пиковый показатель громкости сигнала похож на фотографию, а RMS больше напоминает короткий видеофрагмент в замедленной съемке, показывающий поведение сигнала во времени. 

После того как вы научитесь правильно измерять громкость трека и поймете различия между двумя параметрами, вам будет проще контролировать звук в миксе. 

Измеряйте громкость звука до и после добавления плагинов

Не все плагины показывают уровень громкости до и после обработки звука, что усложняет сведение трека. Поэтому, если ваша DAW (Digital Audio Workstation, или цифровая звуковая рабочая станция, — цифровая программа для обработки, редактирования и записи звука. — Прим. «ИМИ.Журнала») не показывает уровень громкости после добавления эффектов автоматически, поставьте датчик громкости на звуковую дорожку, чтобы не перегружать звуковой сигнал.

Ответственно подходите к акустике помещения

Для работы с акустикой советую сначала разобраться с основными понятиями: почитайте про стоячие волны, нелинейность громкостей на низких частотах, длину отражений и акустические свойства материалов. Эти знания помогут вам улучшить звук дома или на студии. Студийной записи также посвящен отдельный раздел Levi’s® Music Project, курируемый группой Cream Soda.   

Особое внимание стоит уделить линиям равной громкости: они помогают скорректировать природные особенности человеческого слуха. Давайте представим, что вы замеряете интенсивность звукового давления с помощью специального прибора. При анализе, например, фырканья слона и детского плача результаты показывают, что оба звука были примерно одинаковой громкости. При этом нам кажется, что голос ребенка звучит явно громче. Так происходит, потому что наш слуховой аппарат на биологическом уровне лучше воспринимает детский голос по сравнению с другими источниками звука. Это значит, что мы особенно хорошо слышим звуки в диапазоне человеческого голоса (как правило, от 300 до 6000 герц).

Соответственно, мы слышим высокий диапазон средних частот намного лучше, чем низкие частоты. В связи с этим мы можем неосознанно увеличивать громкость низких частот в миксе, что приводит к ошибкам в балансе и эквализации звука. 

Качество источников звука и исполнение музыки решают все

Не стоит рассчитывать на редактуру звука при сведении: плохо записанный бас-барабан всегда будет звучать плохо, вне зависимости от количества плагинов на звуковой дорожке. Пытайтесь всегда записывать музыку в лучшем качестве, а не вытянуть звук потом. 

Хороший вокальный дубль без последующей обработки будет звучать в 10 миллионов раз лучше, чем средний дубль с кучей эффектов. Задача звукорежиссера на записи — не сразу отдать чистый проект, с которым потом будет возиться инженер, а добиться качественного звука.

Звукорежиссер должен на ранних этапах привносить в материал свое видение. А инженер уже работает с фундаментом, заложенным во время записи. Такой подход делает процесс создания песни прозрачнее и разделяет его на понятные этапы. 

Не забывайте: в миксе крайне важно панорамирование и расположение элементов в пространстве 

Расположение элементов в миксе — как положение актеров на съемочной площадке. А панорамирование — это способ распределения энергии между левым и правым каналами, а также возможность дать слушателю более сбалансированную звуковую картину. 

Постройте план панорамы и убедитесь, что в каждой секунде вашего трека есть художественное аудиорешение. Представляйте каждый элемент микса как отдельного персонажа, расставляя их в разных частях музыкальной «сцены». 

В миксе полезно использовать разные виды эквалайзеров

Эквалайзеры с хирургической точностью стерилизуют сигнал, а более творческие EQ добавляют звуку характера. Хорошие примеры: стоковый эквалайзер Ableton EQ8 и Waves Pultec EQP-1A. Последний добавляет дополнительные обертоны (дополнительный гармонический призвук, входящий в состав любого музыкального звука. — Прим. «ИМИ.Журнала») в сигнал, как и оригинальный аналоговый прибор, на основе которого моделировали плагин. Эти обертоны обогащают звучание, после того как вы «почистили» его более точным эквалайзером. 

Эти эквалайзеры можно использовать и вместе: сначала убрать ненужные частоты с помощью EQ без дополнительного звукового окраса, а потом добавить необычные аспекты тембра (характерная окраска звука у инструмента или голоса. — Прим. «ИМИ.Журнала») через плагин с имитацией аналогового прибора. 

Разберитесь в принципах работы компрессора

Обычно на эту тему уходит несколько лекций, а в блоке бесплатного проекта Levi’s Music Project под кураторством группы Cream Soda также будут говорить о важности компрессии при работе на домашней студии. Заодно рекомендую зайти на этот сайт, чтобы увидеть изменения, происходящие со звуком при разных настройках компрессора. 

Попробуйте хотя бы раз в месяц арендовать профессиональную студию, чтобы послушать свои треки 

Для аренды студии можно скинуться с друзьями. Если делать это втроем, на человека выйдет примерно по тысяче рублей. Это небольшое вложение поможет развить ваши навыки работы с музыкой, а также адекватнее оценивать разные аспекты взаимодействия со звуковым спектром.

Важно понимать: эти советы не принесут моментальных результатов, а сработают, если вы будете много практиковаться. 

Дэвид Гилмор однажды сказал: «Если вы подарите гитару Gibson Les Paul случайному прохожему, он не станет Эриком Клэптоном». Развивайтесь и находите свой стиль не за счет новых железок, а с помощью новых знаний о том, как использовать оборудование, которым вы уже владеете.