Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/278/image/main-05bd1bfd600131ed3a382899602eb34b.jpg2022-10-31T15:50Как подготовиться к записи, работать со звукорежиссером и вынести из опыта лучшееПервый день в студии: чек-лист для начинающих музыкантов
Инструкции
Читать 11 минут

Первый день в студии: чек-лист для начинающих музыкантов

«ИМИ.Журнал» составил инструкцию, которая поможет артистам получить первый студийный опыт. Мы поговорили со звукорежиссером и участником метал-группы Tsygun Александром Сарычевым, чтобы собрать всю полезную информацию перед тем, как впервые отправиться на сессию звукозаписи. 


Прежде чем начать запись

Зачастую начинающие музыканты воспринимают студию звукозаписи как сакральное место, считая, что только там они могут записать прорывной материал, который непременно сделает их популярными. На самом деле, важно понимать, что студия — лишь один из способов достижения желаемого результата, и его выбирают не все. Но если вам кажется, что для записи хита необходимо пространство с первоклассными гитарными усилителями, барабанной установкой, винтажными ленточными микрофонами и мультиканальным микшерным пультом, а также помощь профессионального звукорежиссера, рекомендуем подготовиться по ключевым пунктам этого чек-листа, чтобы сделать ваше пребывание в студии наиболее успешным и эффективным.

Как найти подходящую студию

Перед тем как начать поиски, сформулируйте для себя базовые требования к студии: изучите ее портфолио, проверьте наличие необходимого оборудования, выясните, каков ценовой диапазон ее услуг и насколько удобно она расположена.  Чтобы значительно упростить процесс выбора, обратитесь за рекомендациями и контактами  к близким по духу музыкантам из вашего города. Звукорежиссер Александр Сарычев рекомендует начинать поиски именно с общения со звукорежиссером — сотрудником студии или фрилансером — он посоветует наиболее подходящее место исходя из вашего запроса и имеющегося бюджета. 

«Студия — это инструмент звукорежиссера, а ваш инструмент — это звукорежиссер. К его поиску стоит подходить так же серьезно, как к выбору художника обложки альбома или свадебного фотографа», — поясняет Александр. 

Как договориться о записи

«Любой недостаток информации со стороны музыкантов может привести к трудностям», — подсказывает Александр. Звукорежиссеру стоит рассказать о том, какую музыку вы играете, где выступаете, с кем общаетесь в индустрии, обозначить состав участников и промежуток свободных дат для записи, описать задачу и референсы, приложить демо. Александр Сарычев отмечает, что зачастую звукорежиссерам хватает даже простой записи на диктофон. Исходя из полученной информации саунд-инженер посоветует, как оптимальнее организовать запись (сделать лайв в полном составе или предложить подорожечную запись) и забукировать время на студии (например, выбрать один полный день или три дня по несколько часов). Все это может не только помочь сэкономить деньги, но и достичь более качественного звучания. 

Чтобы удешевить и упростить процесс работы, музыкантам лучше арендовать студию заблаговременно. Во-первых, таким образом вы сможете избежать подорожания услуг, а, во-вторых, так вы с меньшей вероятностью получите отказ из-за недоступности студии и звукорежиссера в желаемые вами даты. Не забудьте заранее уточнить прайс-лист. Это необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы избежать недопонимания на студии: иногда администраторы забывают обновить цены на сайте. Но даже если вы поймете, что стоимость записи действительно изменилась, вы можете попросить скидку — ее могут предоставить, когда у студии есть много свободных дат.   

С какого материала лучше начать

На студии вы можете записать любой интересующий вас формат трека: это может быть авторская композиция или кавер в любом из жанров, запись лайва, джем-сессии или оркестра, фристайл под готовый бит, студийное демо, голосовая озвучка, рекламный джингл, инструментальный урок для соцсетей, звуковые эксперименты и так далее в зависимости от ваших пожеланий. 

Зачастую начинающие музыканты сразу замахиваются на запись полноценного релиза, исходя из соображений экономии средств, времени и сил. Такой вариант тоже возможен, но по мнению Александра, как правило, самым благоприятным выбором для первого опыта в студии все-таки является запись джем-сессии или студийного демо, исполненных одним дублем — как на репетиции. В результате такой работы вы приобретете студийный опыт в комфортных условиях, а также сведенный микс, на основе которого сможете оценить собственное качество исполнения, написанные аранжировки и звучание инструментов со стороны слушателя. Главное — ни в коем случае не расстраиваться от полученного результата и помнить, что через это разочарование проходили все известные артисты. В следующий раз точно получится лучше, если проанализировать все недочеты.  

«У Slava Marlow есть интересное видео о том, чем отличается „самая дорогая” студия от той, что берет 200 рублей в час. В первой он работал с профессионалом, который подбирал лучший микрофон и предусилитель под ваш тембр, а во второй ему предоставили звукача, компьютер со звуковой картой и кальян. Если ты начинающий рэпер, ты можешь начать с дешевого варианта — просто чтобы почувствовать, каково стоять перед микрофоном. Причем такие студии зачастую обладают большим опытом в работе с хип-хопом, имея весь необходимый софт, которого может не оказаться в дорогой студии», — признается Александр. 

Как подготовиться к рекорд-сессии

Посвятите свободное время в ожидании студийного дня тщательной подготовке — репетициям и заучиванию партий каждым участником записи по отдельности. Проигнорировав эту важную часть работы, вы столкнетесь с большим количеством неудачных дублей и, как следствие, увеличением затрат на аренду студии и постпродакшн.  

Планируя бюджет на запись, не забудьте, что помимо трат на студийное время и работу звукорежиссера, вас могут ждать дополнительные расходы. Например, гитаристам совершенно точно не стоит рассчитывать на надежность старых струн, которые еще и сильно теряют в качестве звучания при износе. Лучшим решением будет поставить новые, а барабанщикам следует запастись дополнительным набором палок и пластика. Студийная запись обычно предполагает наличие у музыкантов всех необходимых инструментов, музыкальных аксессуаров, барабанных тарелок, педалей эффектов и проводов, поэтому при отсутствии чего-то вам может потребоваться аренда. Перед поездкой изучите прайс-лист и техрайдер студии. Также на студии может не оказаться специфических микрофонов под отдельные группы инструментов вроде смычковых и духовых, что может стать проблемой, если вы привлекли к своей первой записи приглашенного музыканта.

Что делать за день до записи

В первую очередь, всем участникам записи необходимо связаться друг с другом и уточнить, все ли помнят время сбора и не поменялись ли у кого-то планы по форс-мажорным обстоятельствам. Также стоит уточнить график работы студии (на случай, если кто-то приедет раньше), условия пропускного режима и пользования парковкой, наличие скоростного интернета, необходимость принести с собой сменную обувь и прочие бытовые вопросы. 

Если в день записи вам нужно использовать звуковые подложки, запишите их заранее на флешку, чтобы не тратить драгоценное студийное время на загрузку в «облако» и скачивание оттуда. Не сохраняйте целый проект из своей программы для сведения, а подготовьте стемы или мультитрек в WAV-формате. Это особенно важно для хип-хоп-исполнителей и продюсеров, которым понадобится дополнительная запись живого инструмента поверх готового инструментала.

Отдохните и выспитесь перед студийной сессией. «Никого не хочется учить, но запись на студии — очень трудоемкий процесс для мозгов. Даже банальное ожидание или отбирание лучших дублей отнимает много сил и требует вовлеченности», — предупреждает Александр Сарычев.

О чем еще важно помнить

Залог успешной сессии — сочетание подготовленности, концентрации, спокойствия, ощущения комфорта и удовольствия от процесса записи. Первое посещение студии может вызывать сильный стресс, но это не значит, что его нужно снимать при помощи алкоголя и прочих стимуляторов. Употребление таких веществ, ударит по технике игры, помешает сосредоточиться на работе и усвоить незнакомую информацию, которая пригодится в будущем.  

На протяжении всего дня воспринимайте личный комфорт как главное условие пребывания в студии. Если вы интуитивно чувствуете, что ваш голос в наушниках звучит тихо, гулко, громко или нечитаемо, то смело говорите об этом звукорежиссеру. Не стесняйтесь показывать, что вы чего-то не понимаете: начинающему музыканту абсолютно нормально не знать принципов профессиональной настройки звука на гитарных комбо-усилителях, использования аппарата и других технических тонкостей. Во всех случаях звукорежиссер должен помочь вам достичь комфортного звучания.