Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/236/image/main-5cb25eac1164edca1356b21772b97445.jpg2022-10-24T15:45Советы платформы Planeta.ru Как начинающему музыканту собрать деньги через краудфандинг
Инструкции
Читать 7 минут

Как начинающему музыканту собрать деньги через краудфандинг

Когда не хватает средств на запись альбома, релиз трека или съемку клипа, можно обратиться к слушателям через краудфандинговую платформу. И для этого необязательно быть очень популярной группой с армией фанатов. «ИМИ.Журнал» поговорил с сервисом Planeta.ru о том, как начинающим музыкантам правильно выстраивать все три этапа крауд-проекта: подготовку, ведение и посткоммуникацию. 


Что важно сделать перед запуском кампании

Перед стартом стоит рассказать аудитории, что ее ждет. Менеджер Planeta.ru Татьяна Самойленко отмечает, что в «прогреве» нужно объяснить слушателям систему краудфандинга: «В соцсетях группы или артиста можно разместить пост о запуске проекта, но необходимо рассказать, что такое краудфандинг: это не просто донаты и не интернет-магазин, где ты оформляешь заказ и через несколько дней тебе приходит товар. Это возможность поддержать музыканта и получить от него какой-то бонус».

Чтобы не только подогреть аудиторию, но и понять, что ей интересно. Можно сделать опрос, готовы ли люди финансово поддержать проект и что они хотят получить взамен: цифровой альбом, CD, винил, мерч, билет на концерт, автограф или что-то другое. Всех, кто участвовал в опросе, лучше выписать в отдельную таблицу. А когда проект запустится, написать им в личные сообщения напоминание: вы отмечали свою готовность нас поддержать, теперь это можно сделать, ловите ссылку. 

Акцент лучше делать на эксклюзивности: лоты, которые человек покупает на платформе, доступны только там и больше нигде. Потом, когда-нибудь, через долгое время, у перекупщиков и за совсем другие деньги эти материалы, может, и появятся. Но на таких условиях — только сейчас и только тут. «Очень важно для любого автора подготовить проект до мелочей заранее. Нельзя сегодня придумать, а завтра запустить. Необходимо продумать оформление, записать видеообращение, подготовить текст, собрать вознаграждения», — говорит менеджер Planeta.ru Ольга Герман. 

Некоторые музыканты запускают кампанию внезапно. Иногда случается вау-эффект, и аудитория хорошо реагирует. Но, как отмечают менеджеры краудфандинговой платформы, такой подход может сработать далеко не всегда. «Сюрпризные запуски подходят больше для крупных артистов, а если вы средний или начинающий, то лучше не рисковать и тщательно подготовиться, подогреть интерес», — говорит Татьяна.

Как определить необходимую сумму сбора

Какую сумму сбора открывать — решает сам артист. Конечно, хочется заявить побольше, но удастся ли эту сумму собрать, если группа только начинает — это другой вопрос. «Есть музыканты, у которых, например, 300 человек в „ВК“ на личной странице и 300 человек в паблике. И тем не менее, они набирают заявленные крупные суммы. Не столь важно, миллион у вас человек аудитории или три сотни. Важно, как вы с ней коммуницируете. Я вела проект Веры Горячих, которая при скромном количестве подписчиков собрала более 100 тысяч рублей, потому что она прислушивается к своим поклонникам, а они готовы ее поддерживать», — говорит Ольга Герман. 

Не заламывать цену важно еще и в определении стоимости лотов. Просить за цифровой вариант альбома несколько тысяч рублей — не совсем разумно. Лучше посмотреть, какие вознаграждения и за сколько предлагают другие авторы крауд-проектов. Самые дорогие бонусы, как правило, виниловые пластинки и личное общение с артистом. Даже если он еще не суперзвезда, посмотреть на «музыкальную кухню» хотят многие и они готовы за это отдать больше денег. «Удивительно, что бывают проекты, когда, например, музыкальная группа собирает на альбом, при этом сам альбом в лотах не предложен. Не надо так. Сначала то вознаграждение, на которое идет сбор, а потом уже автографы и все остальное», — добавляет Ольга. 

Кампания создана. Что дальше?

Запустить проект и ждать, что деньги будут сыпаться сами — неправильный сценарий. Нужно продумывать инфоповоды, чтобы напоминания о сборе средств в соцсетях не выглядели надоедливым спамом

Конкурсы, флешмобы, новые видеообращения — можно использовать самые разные варианты. Отличным решением будет добавление новых лотов. Не стоит при запуске публиковать сразу 20-30 вариантов, некоторые из них лучше оставить на потом, чтобы поддерживать интерес и расширять аудиторию поддерживающих. 

Татьяна Самойленко говорит, что информационное продвижение в данном случае не будет лишним и советует рассылать пресс-релизы по СМИ, просить лидеров мнений, чтобы они записывали видеообращения и делали посты в поддержку проекта. «Но опять же, список СМИ и лидеров мнений лучше подготовить заранее. Желательно и договориться с ними заранее, потому что если делать все пока проект идет, впопыхах, — это слишком нервозно», — добавляет Татьяна.  

Что делать по окончании краудфандинговой кампании

Когда сбор завершен, не нужно пропадать. Необходимо сделать пост в соцсетях и в самом проекте о финале, поблагодарить всех, кто поддержал, и рассказать о дальнейших шагах: когда релиз, в какие сроки будут отправлены лоты, что планирует артист делать дальше.

Если какие-то даты сдвигаются, об этом тоже нужно сообщать. Так, например, делал Антоха МС, который из-за своих сложностей с продюсером переносил окончание сбора средств на новый альбом. А у группы «Кино» были сорваны поставки винила — об этом тоже сообщалось поддержавшим, чтобы они были уверены, что вознаграждения к ним все-таки придут, но чуть позже. 

Даже если заявленную сумму собрать не удалось, поговорить с аудиторией все равно нужно. «Попросите фидбек, чтобы узнать, что было не так: может, лоты были неинтересные или слишком дорогие, возможно, что-то не так написали в проекте или неправильно объяснили, что вообще происходило все это время. Собрать обратную связь важно для того, чтобы лучше разобраться в ситуации и повторить этот опыт как-нибудь позже», — говорит Татьяна Самойленко. 

Менеджеры краудфандинговой платформы отмечают, что 99% успеха проекта заключаются в уверенности артиста: если музыкант знает, что его аудитория с ним заодно и его творчество нужно слушателям, то все получится. Главное — правильно оценивать свои силы, не сравнивать себя с большими артистами и с теми, кто не стал заморачиваться над стратегией, а продумать все детали и уже запускаться. Слушатели заждались.