Как правильно чистить сэмпл и сколько стоит использование чужой музыки
Сэмплы можно встретить в дискографии большинства звезд мировой музыкальной индустрии: от Wu-Tang Clan и Мадонны до Дрейка и Дуа Липы. Как получить права на использование фрагмента чужой песни? Чем чревато нелегальное сэмплирование? Как отличить сэмпл от цитирования? Рассказываем вместе с экспертами — юристом в сфере авторских прав Вадимом Хохловым и ведущим экспертом консультационного бюро InSimple Алексеем Николаевым.
Что такое сэмпл и в каких случаях его нужно чистить
В теории, сэмпл — это отрывок, взятый из одного (как правило, чужого) музыкального произведения и каким-либо образом использованный в другом. Но на практике все не так просто. Если в правовой системе некоторых стран (например, Америки или Германии) есть официально определенное понятие сэмпла, то в случае с российским законодательством приходится исходить из общих норм интеллектуального права.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 1259 Гражданского Кодекса РФ, авторские права распространяются на часть произведения, если по своему характеру ее можно признать самостоятельным результатом творческого труда автора. А что дальше? Как понять, соответствует ли тот или иной фрагмент песни этому критерию? Вот, как на эти вопросы отвечает юрист по интеллектуальной собственности Вадим Хохлов: «Из Гражданского Кодекса РФ мы знаем, что произведение — это объект авторских прав. Но проблема в том, что российское законодательство не устанавливает никаких рамок и критериев для того, чтобы понять, в какой момент совокупность образов и мыслей становится объектом авторских прав. Точнее, критерий есть, но всего один: наличие творческого вклада. Не творческой ценности, что важно, а именно вклада, что само по себе представляется весьма размытым и субъективным понятием. Поэтому ориентир здесь может быть только один: является сэмпл самостоятельной творческой единицей или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, включите понравившийся вам отрывок отдельно от любых других звуковых дорожек. Если вы понимаете, что фрагмент сохранил свою идентичность, то его можно считать творческой единицей, и права нужно чистить (по все тому же пункту 7 статьи 1259 ГК РФ). Если отрывок звучит просто как отдельный звук, непонятно откуда взятый, то права на него чистить не надо».
При этом важно помнить: хронометраж отрывка не влияет на его статус. Даже звук длительностью в пару секунд может считаться сэмплом, для использования которого необходимо разрешение от автора. Одно из наиболее ярких подтверждений этому – кейс немецкой электронной группы Kraftwerk. В 1997 году певица Сабрина Сетлур использовала в своем сингле «Nur Mir» двухсекундный отрывок из трека Kraftwerk «Metall auf Metall». Тогда лидеры группы Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер обратились в суд с иском. Тяжба затянулась на 20 лет, и лишь в 2019 году разбирательство окончилось победой Kraftwerk. Этот случай стал серьезным прецедентом, который в долгосрочной перспективе при возникновении подобных случаев может повлиять на принятие судебного решения.
Но есть и хорошие новости: юридическая очистка не нужна, когда артист имеет дело с сэмплами, взятыми из секвенсоров и скачанными из саунд-библиотек наподобие Loopcloud и Splice. Эти звуковые единицы имеет совсем другой правовой статус и не являются частью авторского произведения, поэтому их можно использовать в режиме «роялти-фри», заплатив лишь за подписку на сервис.
Зачем нужна юридическая очистка сэмпла
Юридическая очистка сэмпла — это официальное получение лицензии на его использование для конкретной, заранее оговоренной с правообладателем цели. Оно необходимо для того, чтобы избежать судебных исков от правообладателя и серьезных штрафов.
Примеров конфликтов, возникнувших из-за пренебрежения музыкантами этой процедурой, великое множество. Один из наиболее громких случаев произошел с лидером британской рок-группы The Verve Ричардом Эшкрофтом. В песне «Bitter Sweet Symphony» 1997 года Эшкрофт использовал мелодию из сингла The Rolling Stones «The Last Time» в оркестровом исполнении, предварительно не получив лицензию на соответствующий фрагмент. В результате, по итогам судебного разбирательства, инициированного The Rolling Stones, Эшкрофт на протяжении последующих двадцати лет был обязан отдавать 100% прибыли с песни The Rolling Stones.
Похожая история произошла с другим британским музыкантом — Стингом. Его хит «Shape Of My Heart» вдохновил американского рэпера Juice WRLD на создание сингла «Lucid Dreams». Песня на основе сэмпла знаменитой гитарной мелодии стала хитом, и Стинг сделал комплимент молодому артисту, назвав его трек «прекрасной интерпретацией». Но когда успех «Lucid Dreams» вырос до мировых масштабов, Стинг потребовал от Juice WRLD 85% дохода от песни.
Конфликты на почве использования сэмплов случаются и в российской индустрии. Например, в 2019 году американский рэпер Leavemealone заявил, что Big Baby Tape использовал мотив из его песни в своем треке «Weight». На сторону Leavemealone встал и сайт Genius, назвавший релиз Big Baby Tape интерполяцией на основе уже существующей мелодии. Американский артист потребовал от рэпера официального оформления сэмпла и соответствующих выплат (и даже записал на него дисс). Чем закончился конфликт между артистами — неизвестно, но так или иначе, финансовые последствия несогласованного использования сэмплов могут оказаться весьма серьезными.
В пользу лицензирования сэмплов высказывается и консультационного бюро InSimple Алексей Николаев. «Мои друзья, лейбл Grand Central во главе с Марком Рэем, в 1990-х годах и начале нулевых выпускали музыку, в значительной части построенную на сэмплах. У них был свой магазин винила в Манчестере — „Fat City Records“. Многие музыканты покупали там пластинки, резали оттуда сэмплы на AKAI MPC и использовали их в своих треках, а потом Grand Central их выпускали. В итоге эти песни завоевали многие танцполы мира. Пластинки выпускались тысячными тиражами и хорошо расходились. Но в 2006-2007 году лейбл, к сожалению, обанкротился: одна юридическая компания вычислила значительное количество сэмплов и от лица своих клиентов предъявила иск. Grand Central, давшие британскому фанки-хип-хопу новую жизнь, потеряли более 500 тысяч фунтов и вынуждены были прекратить свое существование. Вывод отсюда только один: лицензировать сэмплы нужно обязательно. В современную эпоху их использование очень легко отслеживается с помощью автоматических систем, и есть риск попасть на судебный иск и крупный штраф. Кроме того, при отсутствии лицензии невозможна монетизация на некоторых платформах — например, YouTube», — рассказывает Алексей.
Как очистить сэмпл
Процедура юридической очистки сэмпла не так сложна, как может показаться. Музыкант обращается к правообладателю, дожидается его ответа, подписывает лицензионный договор и оплачивает названную правообладателем сумму. Но на практике этот процесс сопряжен со множеством нюансов, ключевые из которых мы рассмотрим ниже.
Первое, что необходимо сделать — выяснить, кто является правообладателем интересующего вас трека. Сделать это иногда бывает весьма трудно. Правообладатель и исполнитель — это совсем не одно и то же. Более того — очень часто правообладателей несколько, и договариваться нужно будет с каждым из них. Вот что говорит на этот счет Алексей: «Используя сэмпл из чужого трека, артист имеет дело с двумя аспектами музыкальной единицы: песней как непосредственно записью и как авторским произведением. Поэтому искать правообладателей следует как в смежных правах (скорее всего, это будет звукозаписывающий лейбл), так и у паблишеров (дистрибьюторов)».
Некоторые артисты, получив претензию о неправомерном использовании сэмпла, называют свое заимствование цитированием. В большинстве подобных случаев таким образом они пытаются уйти от штрафа. Возможность цитирования чужого произведения с целью раскрытия творческого замысла автора действительно предусмотрена российским законодательством: буквально это означает, что если сэмпл, который вы используете в треке, необходим там в качестве адекватной цитаты или культурной отсылки, то, в принципе, права на него чистить не обязательно.
В треке «Москва» исполнителя «Грязь» на 00:49 звучит сэмпл из сингла 50 Cent «In Da Club», а прямо перед этим исполнитель говорит «Я мечтал, что стану круче 50 Cent’а». Это отличный пример цитирования, которое эксперты вряд ли сочли бы неправомерным. Аналогичный кейс с тем же синглом американской хип-хоп-легенды — песня Freddy Red «Парни с района». В нем на 1:20 рэпер говорит «Тут играет „Полтина“ на фоне», и в тот же момент действительно звучит фрагмент из трека «In Da Club». Это также можно назвать примером цитирования. Так или иначе, если вам необходимо определить, можно ли считать использованный вами сэмпл цитированием, лучше обратитесь за консультацией к специалисту.
Отсюда возникает логичный вопрос: кто и как при возникновении споров определяет эти допустимые границы цитирования? Точного ответа на данный вопрос, к сожалению, нет: в каждом отдельно взятом случае это будут определять эксперты. И, по словам Алексея Николаева, не стоит надеяться на то, что они не заметят нелегально использованный сэмпл.
«При возникновении такого вопроса я бы не делал ставку на неграмотность комиссии, поскольку в нее могут входить действительно большие профессионалы. Музыкант, чьим произведением вы решили воспользоваться без спроса, также может быть очень опытным. Так что рассчитывать на то, что никто ничего не узнает, не стоит: это может аукнуться в любой момент. Иногда проще, взяв мелодию чужого трека, не выкупать сэмпл из него, а написать свою новую фонограмму: тогда вам придется заплатить только за копирование чужого произведения, а не за использование полноценного куска трека, включающего еще и фонограмму. Это обойдется дешевле, так как договариваться нужно будет только с паблишером. В отдельной договоренности с лейблом не будет необходимости, так как принадлежащая ему фонограмма не используется», — советует Алексей.
Определив, кто является правообладателем, вам предстоит составить письмо с запросом на использование авторского произведения. Оно обязательно должно содержать:
- Ваше краткое резюме как музыканта с ссылками на ваши работы
- Четкое описание целей, для которых вам нужен сэмпл, с хронометражем интересующего вас фрагмента песни
- Демо-версию трека, в котором вы хотите использовать сэмпл, с описанием того, где и в каком виде он будет использован
- Информацию о том, собираетесь ли вы вносить изменения в оригинальное звучание сэмпла, и какие именно
- Сведения об имеющихся контрактах с лейблом и дистрибьютором, а также о договоренностях о поддержке и ротациях будущего релиза, если они есть.
Форма письма и дополнительные сведения остаются на ваше усмотрение. Постарайтесь изложить информацию структурировано и кратко: это повысит шансы на оперативный ответ.
«Большие и известные артисты, их менеджеры и продюсеры — тоже люди. И они могут быть вполне заинтересованы в заработке на очистке прав (по крайней мере, большинство из них). Но чем популярнее артист, тем больше запросов поступает на почту к нему и его менеджменту. Поэтому время ответа может быть достаточно долгим. Если вы хотите очистить права на сэмпл из трека, условно, Jay-Z, то вам не нужно писать лично ему или его команде. Для этого существуют лейблы и паблишеры», — объясняет Вадим Хохлов.
Унифицированной формы взаимодействия нет — все зависит от конкретного лейбла. На этом этапе вам может помочь креативный подход к делу и готовность искать обходные пути.
«Однажды нам нужно было почистить права на сэмпл из песни Boney M «Rasputin». В банальной „Википедии“ на странице группы в графе „лейбл“ были указаны Atlantic Records и Hansa Records. Первые работают с Warner Music, вторые — с Sony Music. Поэтому мы просто пошли и задали, казалось бы, абсолютно глупый вопрос представителям компаний в России. Коллеги из Sony вернулись с ответом, что напрямую сделать ничего нельзя, лучше обращаться в Первое Музыкальное Издательство. Нам дали нужные контакты и краткую сводку о подводных камнях. Мы так и поступили — и дальше все пошло как по маслу. Аналогичные истории были и с сэмплами из других хитов. Где-то удавалось решать вопрос напрямую: офис в России помогал связаться с западными коллегами, в других случаях нас направляли к паблишеру или прямиком к наследникам.
В случае, когда вам нужен сэмпл кого-то из отечественных артистов, также лучше обратиться сразу к правообладателю — лейблу, дистрибьютору или иным лицам, а не исполнителю. Однако, если вы сможете связаться с самим артистом до обращения к правообладателю, это будет большим плюсом при ведении переговоров с последним. Не исключено, что артист будет воодушевлен и приложит усилия для того, чтобы ваш трек вышел», — рассказывает Хохлов.
Сколько стоит использование чужой музыки в своих треках
Стоимость использования сэмпла может быть абсолютно любой. На ее размер влияет множество факторов, и в первую очередь, уровень артиста, трек которого вас интересует. Также стоит понимать, что общих объективных критериев, от которых будет зависеть стоимость, тоже нет: каждый правообладатель или автор может назвать ту цену, которую сочтет справедливой. Если речь идет о российском артисте, то здесь, по словам Вадима Хохлова, ценовой диапазон может составить от нуля до 200 тысяч рублей для короткого сэмпла из песни. Сказать точнее сложно, так как при необходимости в России проще чистить права на весь трек, а не на фрагмент. Очисткой прав на конкретный сэмпл, по словам Вадима, у нас в стране занимаются нечасто, поэтому процесс согласования может затягиваться на месяцы и даже годы.
«Если мы говорим о фрагментарном использовании (например, когда нужно засэмплировать припев или мотив известной песни), то вилка бюджета составит от нуля до миллиона рублей. Самая среднерыночная цена на практике колеблется в районе 300-500 тысяч. Примерно столько же, сколько за очистку прав на всю песню. Сверху еще может быть процент с роялти. Ценник для покупки сэмплов у битмейкеров, к сожалению, назвать сложно, так как рынок не сформирован, и многие предпочитают просто воровать посредством «перебивки» битов или сэмплов», — рассказывает Вадим.
Цены на сэмплы артистов из США и Европы совершенно другие. Профессиональные продюсеры могут установить стоимость в несколько тысяч долларов или евро и добавить сверху процент с роялти. Очистка сэмплов из песен (то есть буквально использования отрывка или последовательности звуков из конкретного трека) может стоить десятки тысяч, но многое по-прежнему будет зависеть от вашего умения договариваться и искать компромиссы.
«Во-первых, чей-то индивидуальный опыт вряд ли можно назвать показательно объективным. Вполне возможно, что ваш трек — лучшая песня в истории человечества, а вы — лучший переговорщик в стране. Бывают случаи, когда сэмплы отдают бесплатно или за небольшой процент роялти. А иногда простой запрос на сэмпл может породить роскошную коллаборацию, выгодную для обеих сторон. Но одно можно сказать с уверенностью: если вам отказали в очистке прав, то не надо изворачиваться, мудрить и искать способ все-таки использовать сэмпл. Берегите нервы и свой кошелек», — говорит Вадим.
Алексей Николаев считает, что в диалоге с правообладателем необходимо обсудить, кто, в каком виде и в каких масштабах будет использовать данный конкретный сэмпл — все эти факторы также будут влиять на стоимость договора. «Кроме того, в бюджет следует закладывать в том числе и юридические статьи расходов – на составление договоров, согласование и так далее. Но есть и такие сервисы, как tracklib, где сэмплы продаются за вполне вменяемые суммы. Причем там можно найти очень качественную продукцию: например, недавно с этим ресурсом посотрудничал легендарный джазмен Боб Джеймс. Там достаточно интересная ценовая политика», — рассказывает эксперт.
Юридическая очистка сэмплов – процесс с достаточно размытой фактурой. Как сама процедура, так и бюджет этого мероприятия могут быть совершенно разными в зависимости от множества субъективных обстоятельств. Но все то же самое можно сказать и о многих других необходимых юридических процедурах. И это как раз тот случай, когда лучше один раз уделить время необходимой формальности, чем потом сталкиваться с исками и штрафами.