Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/instructions/section/192/image/main-2d05f6cfc50ba5160610bee474639cf4.jpg2022-02-04T20:35Советы сооснователя уральского лейбла «Фактура» Как издавать локальную музыку на кассетах, виниле и CD
Инструкции
Читать 16 минут

Как издавать локальную музыку на кассетах, виниле и CD

Электронный музыкант и сооснователь уральского лейбла «Фактура» Артем Дульцев рассказал зрителям вебинара ИМИ, как издавать музыку локальных артистов на физических носителях и развивать сцену в своем городе или регионе. 


Почему важно вкладываться в локальную сцену

Лет 40–60 назад электронные музыканты в России заимствовали свои идеи, тенденции и звук с Запада. Так сложилось, что артисты в меньшей степени использовали советские синтезаторы, отдавая предпочтение, например, японским, и пытались сделать звучание как в США, Европе и Японии. Таким образом сложилось мнение, что где-то там лучше, чем у нас. Это нормально, потому что первый этап формирования как творческого человека, так и сообщества всегда строится на заимствовании, на подражании, а потом уже начинает развиваться самостоятельно. Но тем не менее даже сейчас мнение о том, что на Западе лучше, чем у нас, остается широко распространенным. Например, екатеринбургские концертные площадки вплоть до 2020 года не указывали на афишах имена местных музыкантов, выступающих на разогреве у приезжих артистов из Москвы или из-за границы. Люди просто приходили на концерт и даже не знали, кто выступает перед их любимым музыкантом. В 2020-м все начало меняться благодаря пандемии: привозы стали происходить реже, концертов местных исполнителей стало больше, и стало понятно, что региональная музыка не является синонимом отсталого вкуса или низкого качества. Эту фразу я взял из манифеста одного лейбла, специализирующегося на локальной музыке, — кажется, она чертовски подходит. 

Существует мнение, что благодаря глобализации стало неважно, откуда ты родом, все могут быть всеми, заимствуя звук из разных культур, обесценивая таким образом идентичность музыки. Я с этим не согласен и считаю, что в первую очередь творчество определяет контекст. Важно, откуда артист и где он находится: это все оказывает влияние на звук, на музыку, которую он пишет. Глобализация же как дополнительный инструмент расширяет его инструментарий, главное — не скатиться в подражание и найти свой почерк. Местная музыка, которая формируется в каждом регионе и городе, — это и есть то самое золото: ее часто недооценивают, не замечают, но если приглядеться и поискать музыкантов в своем городе, можно найти что-то очень близкое себе, услышать что-то, чего нет в другой музыке. 

Зачем же вкладываться в локальную сцену? В первую очередь для себя: если ты музыкант, ты хочешь играть концерты. Но тебя могут не приглашать по ряду причин: возможно, у тебя нет связей или ты еще недостаточно известен. Если ты начинаешь заниматься организацией концертов и издаешь музыку других артистов в своем городе, то постепенно вливаешься в местную тусовку, заводишь полезные связи и становишься заметным на локальной сцене. Попадание в сообщество, на мой взгляд, — самый важный результат деятельности артиста. 

Проводя мероприятие в своем городе, вы поддерживаете бары, клубы, библиотеки и прочие площадки. Иными словами, вы осуществляете взаимовыгодный обмен: делитесь своей аудиторией с посетителями заведения, а посетители узнают о вас. И это тоже круто. 

Пожалуй, самое интересное в работе с локальной сценой — это формирование нового сообщества с нуля. Это как стратегия: у вас есть закрашенная черным карта, вы постепенно двигаетесь по ней, открывая новые территории и находя золотые жилы.  

Как стать частью музыкальной сцены своего города

Первое, что вы можете сделать, — заняться выпуском музыки на кассетах, виниле, а также в цифровом формате. Релизы часто связаны с личным знакомством с артистами и участниками сцены, а также с организацией концертов и событий. Далее — интервью: вы можете разговаривать с местными ребятами, узнавать о них больше и давать возможность что-то узнать другим. Через прямые трансляции в соцсетях вы можете показать, что происходит в вашем городе. Радио и другие аудиоформаты дают возможность выпускать классные коллаборации — ставить в эфире музыку локальной сцены, выпускать гостевые миксы. А поделиться всей этой информацией помогают соцсети: через репосты и договоренности с другими артистами вы можете наладить хорошие отношения с участниками сцены. Хорошие отношения — это, наверное, один из самых важных пунктов: зачастую в небольших городах сцена не очень большая и все люди знают друг друга. Важно быть добрым к другим участникам сцены и не ссориться, потому что мы все делаем одно дело.

Где искать музыку локальных исполнителей

Искать артистов удобно через социальные сети: многие музыканты выкладывают свои треки во «ВКонтакте», SoundCloud, на Bandcamp. Также в соцсетях можно найти музыку, которую артисты публиковали, но нигде не издали, и собрать из таких треков компиляцию. Хорошо работают для поиска и личные знакомства: вы можете познакомиться с кем-то на концерте или в интернете, ваш контакт могут дать артисту знакомые. Часто такие истории приводят на лейбл очень интересных музыкантов. Личные знакомства важны еще и потому, что они дают возможность не просто послушать музыку, но и немного погрузиться в контекст ее создания благодаря разговору с автором. И третий пункт — это, конечно, демозаписи. Их присылают, как правило, через личные сообщения в соцсетях.

В каком формате вы можете выпустить релиз

Итак, мы нашли музыку, и теперь нужно понять, как ее издавать. Я выделю три основных формата: компиляция, альбом и сплит. Компиляция — это сборник, в который обычно входит некоторое количество разных музыкантов и все они объединены какой-то общей идеей или концепцией, которую задает лейбл. Примером компиляции может служить кассета «Уральский культ», которую мы издали осенью прошлого года: в сборник вошло 16 музыкантов. У такого формата есть ряд своих плюсов: во-первых, вы сразу публикуете 16 разных артистов, каждый из них делится компиляцией в своих соцсетях, увеличивая охват вашей аудитории в 16 раз. Во-вторых, с помощью компиляции вы за один раз показываете миру сразу целый пласт локальной музыки. Компиляции обычно очень быстро продаются благодаря разнообразию и количеству треков. Минусы подготовки компиляции в том, что это сложный процесс: лейблу нужно контролировать много артистов.

Следующий формат — это альбом. В основном музыка сейчас выпускается синглами и альбомами, такой подход подразумевает работу только с одним артистом.

Интересен еще и третий формат — сплит. Сплит — это одновременный релиз сразу двух артистов. Часто в таком формате выходят виниловые пластинки: на одной стороне первый музыкант, на другой — второй. Часто при выпуске сплита лейбл ставит на первую сторону более известного артиста, чтобы таким образом раскрутить начинающего артиста на второй. 

Как определиться с физическим носителем

Определившись с форматом, лейбл выбирает физический носитель. Как правило, лейблы рассматривают как классические варианты вроде кассет, винила и CD-дисков, так и более экспериментальные: VHS, флешки, бобины, дискеты. 

Плюс релиза на кассете — это, конечно же, стоимость: за 15 тысяч рублей вы можете напечатать партию из 50 кассет с типографией. И из этого вытекает второе преимущество — скорость производства. Кассеты печатаются довольно быстро: на производство партии уходит около трех недель. Также кассеты менее требовательные с точки зрения звука, для них проще сделать мастеринг, чем для винила. Минусы — в первую очередь популярность. Кассеты хуже расходятся, чем пластинки, у меньшего количества людей есть кассетный проигрыватель, и не всех устраивает качество звука. 

Неоспоримый плюс винила — это статус. Наверное, не найдется человека, который не хотел бы издать свой альбом на виниле. Еще один плюс пластинок — они лучше продаются. И, конечно, качество звука на виниле гораздо выше. Но выпуск пластинок — это действительно дорого: на печать партии из 150 штук потребуется порядка 100 тысяч рублей без учета доставки (изготовление чаще всего производится за границей). Кроме того, это долгий процесс: сейчас очереди на изготовление пластинок доходят до полугода из-за большого спроса. 

Диски — снова набирающий популярность носитель. Неоспоримым плюсом является стоимость: за 2,5 тысячи рублей вы можете заказать 25 дисков с коробочками на AliExpress и самостоятельно их оформить. Кроме того, на этот носитель можно записать любой тип информации: видео, изображения, все, что вы хотите приложить к своему релизу. Несмотря на то что это цифровой носитель, качество музыки на CD довольно высокое. Минусы дисков, как и кассет, — это непопулярность: их плохо покупают, они недолговечны, их легко поцарапать. 

Нестандартные решения вроде издания музыки на VHS, флешках, бобинах, дискетах, жестких дисках и так далее скорее берут внешним видом и эпатажем, чем практичностью. Иногда такие решения заточены под бит музыки: есть лейблы, которые издают треки в формате MIDI именно на дискетах, потому что это свойственно эстетике того времени. 

Не забывайте, что мастеринг треков зависит от типа носителя. Характеристики для мастеринга можно запросить у изготовителя выбранного носителя, найти эту информацию в интернете или довериться профессионалам. 

Где взять бюджет на релиз

Первый способ издать релиз на физическом носителе — вложить свои деньги. Так, в частности, начиналась история лейбла «Фактура». 

Другой вариант — выпустить музыку за счет артистов. Как правило, чаще такие истории происходят на уровне сотрудничества, когда лейбл и артист вкладываются, например, 50 на 50. В таком случае прибыль с партии в первую очередь тратится на окупаемость изготовления, а дальше вы решаете финансовый вопрос в частном порядке. Иногда музыканту даже не принципиален возврат денег: за эту сумму он отдает свой релиз полностью на аутсорс. 

Есть и такой вариант, как краудфандинг: с помощью специальной платформы вы можете собрать нужную сумму на выпуск пластинок за счет предзаказов от фанатов и донатов. Таким образом вы выпустите свой винил, не вкладывая собственные средства. Но не забывайте: чтобы получить пластинки, вам придется их покупать у дистрибьютора по рыночной стоимости — скидку вам никто делать не будет. 

Нюансы производства

Когда ресурсы на релиз найдены, он переходит в производство — самостоятельное или у стороннего подрядчика. Например, кассеты вы всегда можете записать сами: за 25–30 тысяч рублей на «Авито» можно найти хороший кассетный рекордер и записать партию без посторонней помощи. Плюс такого метода — возможность изготавливать новые партии по потребности. Но при этом вы теряете качество звука и тратите много времени на запись, что усложняет массовое производство. Например, для записи одной 60-минутной кассеты вам нужно потратить минимум час. Получается, что, если вы хотите изготовить 30 кассет, процесс займет у вас больше суток непрерывной записи. В такой ситуации удобнее отдать заказ заводу-изготовителю. 

Печать обложки

Как и в предыдущем случае, типографию для вашего релиза вы можете сделать самостоятельно или обратиться к подрядчику. Также вы можете сделать макеты сами или доверить это профессиональному дизайнеру, разбирающемуся в цветовых схемах изображений и прочих типографских требованиях. Если вы найдете хорошую типографию, то сможете постоянно с ней работать и полностью контролировать процесс. Кроме того, зачастую печатать в типографии дешевле. 

Конечно, есть и такой вариант, как типография у производителя носителей: если вы печатаете, например, 150 пластинок, будет проще заказать обложки у него, чтобы не отправлять всю партию сначала к себе домой на хранение, а потом обратно на реализацию. 

Способы распространения релиза

Когда релиз физического носителя состоялся, его надо распространить — продать то, что вы напечатали. Опять же, у музыканта или лейбла есть два основных пути: самостоятельные продажи через Bandcamp, Instagram и любые другие социальные сети, а также на концертах и маркетах. 

Еще один вариант — дистрибуция через магазины. Насколько мне известно, в России сейчас не существует нормальной физической дистрибуции для всех — в первую очередь музыка распространяется через личные контакты. Например, вы заходите на сайт винилового магазина, ищете их почту в разделе «Контакты» и отправляете свое предложение. Скорее всего, вам не откажут, потому что для магазина это тоже прибыль и расширение каталога. Так вы можете получить возможность продавать свою музыку в том числе в других регионах. Если вы хотите распространять музыку в международном формате, вам придется также писать иностранным дистрибьюторам, учитывая стилевые рамки: некоторые из них работают только с определенными жанрами и носителями.

Что еще полезно знать

  • Отслеживайте остатки. Записывайте количество носителей, которое вы отправили и которое осталось в наличии, просто чтобы трезво оценивать свои перспективы и ресурсы.
  • Уделите время организации дел. Советую рабочую связку Google Календарь и Google Task — это очень удобное сочетание для контроля и управления своими делами, для отслеживания задач.
  • Узнавайте нюансы дистрибуции. Если вы отправляете релизы «Почтой России», не обязательно тратить время на стояние в очередях: вы можете все оформить и оплатить онлайн, а затем просто принести свою посылку в отделение. Меняйтесь кассетами и пластинками с другими музыкантами и лейблами. Это не только пополнит вашу коллекцию, но и поможет избавиться от залежавшихся релизов плюс станет хорошей идеей для поста в соцсетях.
  • Используйте бандлы на Bandcamp. Бандлы — это по сути спецпредложения как в супермаркете: вы продаете три релиза по цене двух. Сейчас такой формат очень популярен.
  • Не забывайте о плюсах предзаказов. Перед тем как выставлять на продажу релиз, попробуйте открыть предзаказ. Это хороший инфоповод, который подстегнет интерес слушателя и поможет оценить примерное количество покупок вашего релиза.

Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ