6 советов электронным музыкантам от группы Oligarkh
Проект Oligarkh в своем творчестве сочетает электронику с русской народной музыкой. Во время вебинара на YouTube-канале ИМИ участники группы Антон Чиженок и Виктор Волкович поделились своим опытом продакшена на стыке жанров и объяснили, как работать с народной музыкой, не нарушая чужих границ. «ИМИ.Журнал» выбрал шесть главных советов.
Как заимствовать семплы из духовной музыки и никого не обидеть
В наших треках вперемешку идет и фольклор, и православные мотивы, и электронная музыка. За духовную музыку очень легко схватиться: во-первых, она действительно репрезентует национальную культуру. Во-вторых, в ней присутствует элемент сакральности: все тексты песен говорят о душе и благости. В свое время эта музыка много записывалась, в том числе ее издавали и сами прихожане, приверженцы конкретной конфессии.
Такие семплы мы часто берем просто из интернета: грубо говоря, вбиваем в поиск по «ВКонтакте» запросы со словами «Богородица», «Благослови» или «Дева Мария». В результате мы практически всегда находим очень качественные записи хорового пения — большинство треков пишется во время различных институциональных мероприятий, например конкурсов православных хоров.
Обратная сторона работы с таким материалом — слушатели могут просто не понять настроение этой музыки. Недовольство или обида на музыканта в наши дни может привести даже к уголовным или административным делам в его адрес. Поэтому важно изучать содержание материала, с которым вы работаете: ваш трек не только должен быть мелодически и эстетически приятен, но и этичен. Грубо говоря, не стоит вставлять семпл из грустной молитвы в веселый трек.
Не стоит забывать и о тонкой грани между хорошим и плохим вкусом. Показательный пример провокативного творчества, не выходящего при этом за грани разумного, — группа Justice. Наравне с цитатами из поп-культуры они используют и семплы из музыки Бетховена, и записи хорового пения, и католическую символику, при этом отстраняя ее от изначального смысла, чтобы не задеть ничьих чувств.
В чем плюсы и минусы семплирования народной музыки
Часто музыканты находят какую-нибудь экзотическую народность или аутентичного локального исполнителя с огромным количеством накопленных аудиоматериалов, режут их треки на кусочки и вставляют семплы в свои электронные треки. У такого подхода есть свои плюсы и минусы.
Минус в том, что электронной музыки с национальным колоритом сейчас уже очень много. Кроме того, количество этноматериала для семплирования в любом случае конечно.
Не стоит забывать и о колониальной эксплуататорской оптике. Допустим, вы нашли в интернете подходящий вам семпл из национальной музыки и вставили в свой трек. Получается, что вы просто взяли и вырвали музыку из контекста: может быть, у этой песни есть свои особенности, возможно, изначально она носит ритуальный сакральный характер и играет важную роль в культуре другой страны. В такой ситуации шанс оскорбить своим треком целую народность очень велик.
Еще один минус работы с этноматериалом (уже в плане продакшена) — низкое качество записи. Грубо говоря, настоящий фольклорный материал, записанный во время экспедиций, не всегда пригоден для работы.
При этом очевидный плюс использования национальной эстетики в поп-творчестве — спасение вымирающих культурных артефактов. Музыка Major Lazer — прекрасный пример подобной популяризации огромного спектра стилей и направлений карибской музыки: дэнсхолл, регги, реггетон и не только.
Зачем привлекать к работе над треком народных артистов
Один из способов создания музыки на стыке электроники и фольклора — работа с народными артистами и инструментами. Допустим, вы приглашаете индейского вождя, кавказца, африканца или итальянский хор записать вокал к своему эмбиент-треку. Главный плюс такого подхода — аутентичность и эффектная подача материала: в коллаборации с таким исполнителем вы максимально передадите народную эстетику.
Например, российская группа «Иван Купала» изначально брала записанный этнографический материал, а затем собрала настоящий ансамбль народных исполнителей для живого исполнения и дальнейшей работы.
В 2016 году музыкант Moa Pillar и сооснователь этнографического лейбла Ored Recordings Булат Халилов отправились в путешествие по Кабардино-Балкарии и Адыгее, чтобы записать музыку местных музыкантов. Об этом снят документальный фильм «Костры и звезды» — из него можно понять, как современный электронный музыкант может спасти исчезающую национальную культуру.
Работая с национальной музыкой, вы можете участвовать в культурных программах, обменах, подавать заявки на гранты. Это служит определенным подспорьем и расширяет аудиторию. А если, например, для записи своей композиции вы найдете народный инструмент и отремонтируете его, вы еще и сделаете доброе дело, сохранив наследие и историю определенной культуры.
Но и тут есть свои проблемы. Во-первых, взаимодействовать с настоящими «народниками» не всегда легко: зачастую с ними очень трудно найти общий язык. Во-вторых, как правило, они считают электронную музыку чем-то инородным, ненастоящим и непривычным. Например, им абсолютно не присуща игра под метроном — это тоже усложняет процесс записи.
Что такое «жанровый кроссовер»
Кроссовером мы называем скрещивание народной музыки с уже существующим жанром (фанк, джаз, метал, эстрада, регги и так далее). Суть в том, что группа, работающая в понятном жанре, имплантирует в свое творчество дополнительный смысл, добавляя к нему некий национальный мотив.
Плюс такого подхода — оригинальность. Например, среди групп, исполняющих обычный стоунер, ваш славянский сладж-стоунер будет ярко выделяться. Кроме того, подобный подход дает новую оптику обоим жанрам, помогает раскрыть народное направление через популярное и наоборот.
Но важно понимать, что все это только стилизация. Это не настоящий фольклорный материал, а ваше видение фольклорного материала. За подобную апроприацию музыканта могут и осудить.
Подобный подход использует эстонская группа Trad.Attack!, добавляя электронный продакшен в треки с национальными народными песнями и инструментами.
Другой популярный проект — ONUKA из Украины: в ее музыке совмещены национальный язык, музыка, инструменты и электронное звучание.
Притягательность и опасность китча
Если вам плевать на национальные конфликты, вы любите стереотипы, комедию и хотите привлечь как можно больше слушателей в короткие сроки, то используйте китч — доведите свое творчество до абсурда, применяя набор штампов и архетипических персонажей.
Яркий пример — Russian Village Boys, где за народную музыку принят хардбасс, а в плане образов используется архетип гопника в спортивном костюме. Другой пример использования национального фарса — группа Little Big. Они начинали с шапок-ушанок, медведя, песни «Everyday I’m Drinking» и в общем глумились над стереотипом. И, пожалуй, более «русского» артиста, чем Нейромонах Феофан, выступающего в лаптях и с балалайкой, трудно представить.
Плюс такого подхода — он прямолинеен, бросок и быстро работает на привлечение широкой аудитории. Отсюда же вытекают и минусы: вы до известной степени становитесь клоуном, придумавшим себе национальную личину.
О чем стоит помнить, работая с идеологией
Исторически сложилось, что и государственная идеология очень любит присваивать себе народное, и сам народный материал часто отражает какие-то исторические события или социальные явления и является маркером определенных событий. Поэтому, обращаясь к семплу, мы, по сути, создаем социальное художественное высказывание, совмещая музыку определенного времени и реконтекстуализируя ее в собственном творчестве. Специфическая форма бытования музыки — когда помимо эстетики и чистого звука она несет какой-то дополнительный смысл — сама является высказыванием.
Артист Муслим Гауз обращается к арабскому материалу в том числе, чтобы политически высказаться об отношениях Израиля и Палестины, о трудной жизни Ближнего Востока. Суперзвезда M.I.A., являясь гражданкой Великобритании, родилась на Шри-Ланке, ее брат участвовал в политической и партизанской борьбе. Переехав в Лондон и начав работать с электронной музыкой, она обращалась к семплам из родных мест, превращая свою музыку в политическое высказывание. А тот же Канье Уэст использует религиозный госпел в своих целях.
Такая работа с музыкой — это сложно и умно, но вместе с тем и опасно: за политическую и общественную пропаганду можно попасть под статью.
Творчеству группы Oligarkh посвящена одна из глав сборника «Новая критика. Звуковые образы постсоветской поп-музыки».
Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ: