Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Все новости

«У Аспидова нет шансов в суде»: юрист Александр Кондратенко — о конфликте музыканта Дарьи Шорр со звукорежис­сером

новостиИнститут музыкальных инициатив2020-09-30T15:30«У Аспидова нет шансов в суде»: юрист Александр Кондратенко — о конфликте музыканта Дарьи Шорр со звукорежис­сером

Директор юридического агентства «Музконтракт» Александр Кондратенко прокомментировал конфликт между звукорежиссером Андреем Аспидовым и музыкантом Дарьей Шорр. Напомним, сегодня Шорр сообщила в фейсбуке, что звукорежиссер выполнил сведение и мастеринг ее трека, но затем заявил о своих правах на композицию и пригрозил ей заблокировать видео с отмастеренным треком, а также подать в суд, если музыкант не подпишет лицензионный договор на условиях Аспидова.

— Музыканты с поразительным упорством игнорируют заключение договоров с партнерами, с которыми они создают контент. Всей этой истории можно было бы легко избежать, если бы был подписан договор. в котором было бы прописано, что стороны выражают понимание, что в соответствии со статьей 1322 ГК РФ исключительным правом на финальную версию фонограммы обладает заказчик.

В данном случае мы имеем дело с вопиющим случаем, когда звукорежиссер, не имеющий отношения к изготовлению фонограммы, требует права на нее. Звукорежиссер — это лицо, которое совершает техническую деятельность, оказывает услуги технического характера. Эта история иллюстрирует беспомощность интернета: что любой человек может взять и заблокировать чужой контент на основании каких-то мнимых претензий — это тоже очень интересная проблематика, которую демонстрирует этот случай.

Если бы был составлен договор, этого конфликта можно было бы избежать. Мне кажется, тут речь даже не о нарушенных правах, а о вымогательстве. Звукорежиссер это сам прекрасно понимает, просто он создал себе теорию, что ему какие-то права принадлежат. Вооружившись этой теорией, он начинает гасить исполнителя.

Что делать, если такая ситуация уже произошла? Идти в суд. Здесь ситуация такая, что если права исполнителя нарушены, то, конечно же, нужно обращаться в суд и требовать признания своих прав, чтобы суд обязал звукорежиссера разблокировать видео, — либо просто урегулировать проблему и найти компромиссное решение.

Есть ли у Аспидова шансы в суде? Конечно, нет. Звукорежиссер не является субъектом интеллектуального права. Субъектом является автор произведения, у него возникают интеллектуальные права на результат творческой деятельности. Исполнитель — субъект интеллектуальных прав, у него возникают смежные права на исполнение фонограммы.

Фонограмма — это результат творческой деятельности, инициатором которой не был звукорежиссер. Это исполнитель пришел к звукорежиссеру и заказал его услуги. Кроме того, звукорежиссер всего лишь сводил и мастерил, а не осуществлял первую запись звука. Поэтому вы нигде [в правовых документах] ничего не найдете о смежных правах звукорежиссера. Есть смежные права изготовителя фонограммы, в которых написано, что изготовитель фонограммы осуществляет свои права. Там сказано про соблюдение прав авторов и исполнителей, а не звукорежиссеров.

Хорошо, что Дарья предала огласке эту историю: такой метод борьбы за свои права очень хороший и действенный — она ничего не пересказывала, а просто выложила первоисточники переписки.