
Максим Саблин2025-07-23T10:00Эдуард «Шум» Шумейко — о задачах продюсера, успехе 5'nizza и конфликте с Антохой МС.«Артисты всё ещё верят, что лейбл сделает их звездой»«Артисты всё ещё верят, что лейбл сделает их звездой»
Бывший продюсер группы 5'nizza и Антохи МС Эдуард «Шум» Шумейко стал гостем блога «Снято в Подкастовой» музыканта и продюсера Павла Евлахова. В видео он рассказал о своих профессиональных задачах, принципах работы с артистами, взлете своих подопечных и конфликте с Антохой МС. «ИМИ. Журнал» выбрал лучшие цитаты.
Шумейко и Антоха МС разошлись осенью 2021 года. Музыкант обвинял продюсера в том, что он «переписал на себя» права на его песни. По словам исполнителя, он взял кредит в 3 млн рублей, чтобы выйти из договора и не дать оппоненту права на новые произведения. Тот ответил, что подопечный сорвал концерты и не платит за исполнение песен.
В 2022 году Шум обратился в суд и потребовал взыскать с подопечного 2,8 млн. рублей. Суд первой инстанции встал на сторону продюсера, однако музыкант выиграл апелляцию: ему позволили не выплачивать компенсацию. В феврале 2023 года Кузнецовы выкупили каталог и уладили спор с Шумейко мировым соглашением.
Об отношении к продюсерам
Я тот человек, который видит задатки в артисте, начинает в него верить и предлагает свои услуги. Я могу инвестировать деньги, подсказать, что надо сделать, как настроить работу, чтобы это стало интересным. Если это можно назвать продюсером, то окей, это продюсер. Хотите назвать это менеджером или как-то по-другому, мне всё равно.
Артисты верят, что какой-то лейбл сделает их звездой. И продюсер им нужен для того, чтобы он забрал на себя функции, которые артист не хочет или не может [делать]. У меня был недавно диалог с другом-музыкантом, и мы пришли к выводу, что кроме него никому не интересно то, что он делает. Он объяснял, что ему нужно для того, чтобы продолжать заниматься [музыкой] — это было перекладывание ответственности. «Мне нужен этот человек, другой, делать третье. Я готов сниматься в рилсах, но я не хочу их снимать сам. Мне нужно, чтобы кто-то сделал за меня рекламу, чтобы кто-то делал анонсы. Ты готов это делать?» Я сказал, что не готов. [Он удивился:] «А кто тогда это будет делать?». Я ответил, что это его проблема. Думаю, что он не единственный такой.
Артисту комфортнее называть тебя менеджером, чем продюсером. У них есть стереотипное восприятие слова «продюсер». Когда они говорят: «Это мой продюсер», они как будто подчиняются и делают то, что он им скажет. Это стереотипная история. И поэтому я предлагаю: «Ребят, называйте меня менеджер, я ваша шестёрка».
Как Шум ищет аудиторию артистов и работает с ней
[Мой подход] называется «засорять эфир». Артист не будет сам про себя рассказывать, какой он охрененный. Моя работа — ежедневно засорять эфир и те места, где может находиться [слушатель], я разбрасываю наживку. Человек один раз где-то увидел, второй раз увидел, третий раз увидел, четвертый раз он послушает и скажет: "Слушай, прикольно”. Надо подвести его к тому, чтобы он послушал.
[Казалось бы, зачем нужны посты в телеграм-каналах?] Как зачем? Если там один человек увидит, это уже результат. Потом другой увидит. Он запомнит или не запомнит, но потом увидит где-то еще. Ещё где-то пересечение произойдет, а потом ему реклама выпадет, и я его поймаю. Вот так я и собирал Антохе [аудиторию] поштучно. Я крафтовый продюсер, ручками все делаю, пишу, что у нас скоро релиз, там, где это никому не интересно.
<...>
В случае с тем же Антохой MC я первый год банил всех хейтеров. Важно понимать: когда я взял этого артиста, его больше ненавидели, чем любили. И тогда я пришёл к выводу, что у меня не остаётся вариантов, кроме как отсеивать всех, кто ненавидит, и оставлять только тех, кто любит, чтобы они приобщались. То есть я собираю для артиста публику, которую он потом может использовать против меня и сказать, что я плохой. Это окей, человеческие факторы.
Общаясь с очень агрессивным внешним миром, ты знаешь, что там не все добренькие. Часто приходится ругаться. А артисту при этом ты говоришь: «Если тебе не нравится предложение, можешь отвечать: "Я с радостью. Вы поговорите с моим менеджером, он принимает решение”». Когда предложение фу, неприятное, вонючее, отвратительное, артист говорит: «Ребята, да вы что, ну я с вами вообще, я сразу даю добро. Но вы с Эдуардом поговорите». То есть ты на себя собираешь всю отрицательную энергетику.
О принципах работы с артистами и индустрией
Если вы достигли успеха, то высока вероятность, что вы [с артистом] устанете друг от друга, это неизбежно. Мной замечены пятилетние циклы, когда наступает усталость. Если вы прошли этот цикл, не расстались и решили идти дальше, то будет легче. Но если вы достигли успеха и расходитесь, то будьте готовы, что вы говно как продюсер и менеджер.
Артист не видит дел продюсера, он видит результат и всегда думает, что это он крутую песню написал. Он даже не может себе представить, сколько невидимых движений ты сделал, чтобы этот результат получился.
У меня есть такой друг, продюсер, который соглашался [на все условия] и [поддерживал хорошие отношения с людьми в индустрии]. Он сейчас сидит без копейки, просто с голой жопой, потому что он был со всеми хороший и добренький и ни в чём не отказывал.
Не надо ничего доказывать этому рынку и шоу-бизнесу. Когда ты сделаешь продукт, который им интересен, у тебя будет очередь из них стоять и предлагать свои условия. <...> Сначала создай продукт, а потом выбирай, кому ты его продашь.
Артист может вложить душу, пережить какие-то экзистенциальные состояния и рыдать или посылать на хер весь мир. Это его жизнь. И правильно, я и хочу это продать. Мне важно понять, сколько людей хотят на это посмотреть.
Когда я только начинал на сцене выступать [с группой W.K.?], у меня были какие-то приёмы хитренькие, подростковые. Я расстегивал пуговицу на штанах, чтобы они упали во время выступления. Представляешь, что с залом происходило в двухтысячные? Сразу приковываешь внимание. Типа, смотри, у чувака трусы, у него упали штаны и всё, весь концерт они твои. Я делал это на первых секундах, на второй песне, [правда], песен у меня особо и не было.
«Лучший совет» начинающему артисту
Как стать звездой? Если бы я знал, я бы не становился продюсером, стал бы звездой как музыкант. У меня был период, когда я говорил талантливому человеку: «Давай так, если ты через три года не бросишь, приходи ко мне, мы обсудим с тобой сотрудничество. Я даю три года, чтобы ты бросил, поэтому бросай, пока не поздно». Это лучший совет, который я выверил за годы работы с артистами.
Каждому, кто решил заниматься музыкой, надо понять, что это больно. В 99% случаев это больно, потому что это нужно только тебе. У тебя найдётся круг людей, которые будут любить тебя. Их может быть сто, может быть пятьсот, этого достаточно, чтобы тешить эго. Насколько долго ты готов этим заниматься? Это же затратно энергетически, финансово. В общем, бросайте вы это дело, если можете. Если не можете, то тогда приходите, и мы подумаем дальше.
С артистов у меня всегда большой спрос. И если они хотят ныть или искать оправдания тому, что они не делают, то мне жалко свое время, мы не будем идти [вместе].
Как стать звездой?
[Мои успешные проекты] объединяет то, что у них была парочка хитов. [Если вам нужен совет, как стать звездой], начните с хитовой песни, которая нравится не только ста вашим друзьям, а хотя бы миллиону человек. Я могу верить в трек и выпустить его с артистом, а песня сдуется. А может быть тихий трек, который мы не заметили, но он полетел.
У меня есть ряд артистов, которые вымучивают песни. Я понимаю, что песня - это ребёнок. Но ты представляешь, сколько любви и надежд ты впихиваешь в нее за 9 месяцев? Взрослые люди из шоу-бизнеса сначала закидывают 30 секунд [песни] в тикток и, если не идет, даже не выпускают ее, а эти [музыканты] — 9 месяцев рожают. Так устроен поток. Если вы войдете в состояние кайфа и будете раз в месяц на легком выдавать песенку, эта регулярность может дать свои плоды. А другие могут выдать два сингла в год, и оба будут хитами. Нельзя повторить чужой успех, только просканировать чужие ошибки и не допускать их, но учиться хотят не все.
<...> Основная проблема, которую я замечаю у артистов — это дикая привязанность к своим песням и завышенная оценка. Артисты не умеют отпускать свои песни. Они считают, что каждая песня - это гениальное творение, это хит, как минимум, все они должны быть в кино. Каждый считает, что все его песни подходят для любого кино и просят показать их режиссерам. <...>
Раньше группе 5'nizza, которой я занимался, можно было записать альбом и пять лет ездить в туре. Один альбом записал, и все пять лет тебя помнят. Сейчас тебя через полгода могут не вспомнить, даже если у тебя был хит. Всё поменялось, работать придется очень много и никаких гарантий, что это даст результат.
Почему у 5'nizza получилось выстрелить
5'nizza появилась в нужное время в нужном месте и заполнила целую нишу. Когда мы выпускали [их песни], регги не существовало. Их нельзя было поставить на одну полку с роком или попом. Я не думаю, что [их музыка] — это регги, но сами парни считали, что раз есть гитара, а «Ямайка» и «Солдат» сыграны на слабую долю, то это регги.
Сережа [Бабкин] и Андрей [Запорожец] по отдельности не работают, это проверено временем. Это было совпадение, что мы все оказались в одной точке.
Серёжа и Андрей, это плюс и минус, полные противоположности, настолько сильные, насколько вообще возможно. Одному нравятся блондинки, другому — брюнетки. Когда мы ездили на гастроли, один из них жил в люксе, а другой — в самом дешёвом номере. У каждого свои потребности, и они полностью разные. Когда они соединяются, происходит магия. А магия — это то, что я люблю. Сергей Бабкин и Андрюха Sunsay — это крутые проекты, но магия происходит только, когда они вдвоём.
<...> Потом, [после успеха Антохи МС], друг мне сказал, «Эдик, ты не заметил, что в принципе твоя опция - это детонатор? Они-то сами по себе бомбочки и есть, но чтобы они сдетонировали, им нужен ты, потому что ты берёшься, ты начинаешь верить». 5'nizza не собирались становиться такими известными, они просто пели песни. Я захотел, чтобы они стали известными. Это было моё желание, потому что это было круто, уникально, не было аналогов. С Антохой MC та же самая история. <...>.
<...> Кроме них были десятки других проектов, и они не выстрелили. То есть это не работает со всеми. Это не значит, что я такой крутой себе взялся. Нет, большое количество факторов должны совпасть, сложиться в пазл, и тогда это сработает. <...>
Как началась история 5'nizza
[Мы познакомились на Казантипе]. На фестивале тогда выключили свет, осталась только гитара и парни сели петь у костра. У них были не самые плохие песни, они собрали вокруг себя много людей. Ко мне подошел друг, спросил: «Эдичка, ты слышал, как там ребята раздают?»
Я нашёл их на следующий день, они подарили мне компакт-диск. Мы договорились поехать [ко мне], чтобы они попели, чтобы я послушал. Я этот диск включил своим музыкантам. Говорю: «Парни, это же охрененно». А все решили, что ничего особенного.
Когда я уже с 5'nizza приехал в Москву, я раз десять слышал от взрослых людей, это эту херню никто не будет слушать. И меня это ещё больше только злило. Я хотел доказать, что через год все будут стоять у меня в очереди и просить у них интервью. То есть мне никто не помогал.
Я ходил к директору Казантипа Никите Маршунку и попросил отдать 5'nizza часть [часового сета моей группы «W.K.?»], поставить их на главную сцену. Поделился тем, чем обычно не делятся. Ему идея не понравилась. Я предложил ему встать за сценой, дать им спеть, а мне — дать знак, если ему не понравится после первой-второй песни. Он встал, и 5'nizza отыграли час, всё мое время, потому что всем понравилось.
После Казантипа мы поехали в Киев, и у нас трёхтысячный зал, солдаут, «W.K.?» выступают. Я попросил организаторов поставить на разогрев этих харьковских парней. Мне сказали, что это за мой счет, я согласился.
Дальше в отеле с парнями был такой разговор. Я говорю: «Смотрите, у меня конверт, здесь два билета в Москву. Если вы возьмёте и согласитесь, это навсегда изменит вашу жизнь. Ты[, Андрей] уже не будешь доктором, а ты, [Сергей], скорее всего, со временем тоже не будешь актёром, будешь музыкантом. В общем, ребят, если вы согласитесь, это кардинально поменяет вашу жизнь. Вы должны запомнить этот момент». И что ты думаешь? Они его забыли и не запомнили.
Про Антоху МС
<...> Когда я взял [к себе Антоху MC], мама хотела сдать его в психушку. Она мне сама это сказала. У него не было денег даже на метро. Когда он приходил в гости, мои друзья ему еды давали, я ему давал. То есть это был ноль, сдутый шарик, валяющийся. Я поверил в этот шарик. И я его надувал, отмывал и чистил. А когда надул, пришел брат и сказал: «Спасибо, до свидания, Эдуард». <...>
Первое, я купил ему оборудование. Я спросил: "Что тебе нужно, чтобы ты писал музыку?" Он ответил: "У меня ничего нет". Хорошо, я купил ему компьютер, отдал свой микрофон, звуковую карту — минимальный набор, который нужен, чтобы писать музыку. Ему понадобилось помещение, чтобы писать музыку, он не мог делать этого дома. Мы арендовали какое-то помещение. Он работал курьером и получал зарплату. Я предложил ему год платить те же деньги, чтобы он не нуждался. То есть у меня пошли инвестиции с первого дня, но при этом я имел только старый альбом, которому исполнилось на тот момент 7 лет. Я создал ему условия, чтобы он творил.
<...> Потом ещё мы выяснили, что у него долгов накопилось по ИП, я их закрывал. Короче, я много бабок втюхал <...>
[Антоха] приезжал ко мне, пел под окнами новые песни. Я стал бегать с ним по связям, по радиостанциям. И большое спасибо тем, кто помог показать его людям. Многие отказались, сказали: «Эту херню никто никогда не будет слушать. Он шизик, больной. На хер ты этим занимаешься?».
Надо отдать [Антохе] должное, он дико работоспособный. Он очень любит переделывать свои песни. Некоторые из них по пять-шесть раз переделывались, пока она не станет такой.
Он сдал мне альбом, и я был очень разочарован, потому что вложил деньги и получил альбом, который мне не понравился. Мне пришлось бегать с этим альбомом. Очень сложно продавать то, на что у тебя не стоит. Там было пару песен, которые мне нравились. Нашлись люди, которые стали помогать, «Наше радио», журнал «Афиша».
Фриковатость Антохи… Он такой Иван Дурак. Веселит народ, на голову встать может, на скейте прыгнуть, развлекательный. Поэтому я делал всё, чтобы у человека были созданы условия. Я единственный, кто в него поверил. Он с братом не общался, дома были проблемы, было тяжело. Вся семья меня очень благодарила. Спасибо ему, что он так много работал.
И у нас была куча смешных историй. Например, мы приехали на гастроли в Пермь за 10 тыс. рублей. Нас волновали не деньги, а количество выступлений. Первый год мы работали бесплатно, оба ездили на гастроли за копейки. Мы идём на концерт, в баре уже полно людей. Он мне говорит: «А у меня флешки нет с минусами, забыл дома. Никаких нет вариантов». Я говорю: «Значит, нам нужен скоростной интернет, чтобы скачать эту флешку с твоими минусами». Звоню его жене, она говорит: «У нас нет такого интернета». Я говорю: «Ну, бери эту флешку,, беги к моей жене, давайте придумывать».

Что я сделал с Антохой MC? Я в него поверил, вложил денег, сил, связи, собрал ему аудиторию фанатов. Поштучно. У меня была почтовая рассылка на сайте, я собирал [адреса]. Видел людей, которым нравится, и им делал какие-то бонусы, присылал демки заранее. В общем, коммуницировал с его сообществом, потому что он только учился этому всему. Тот продукт, который он выдавал, я раскидывал.
Я платил деньги за рекламу. Я платил деньги за эфиры, чтобы его люди показывали. Таргет, Яндекс.Директ, я всё проплачивал, чтобы увеличивать масштаб. То есть я создавал образ этого человека, и Антон ему соответствовал.
У него же большая семья, там семеро братьев и сестёр. Я понимал, что ему не хватает внимания, и дал это. Когда у тебя так много детей в семье, тебе не хватает денег. Я дал денег. Он заработал очень много миллионов, но вам об этом не скажет. А у меня есть бумаги.
Я ежедневно заполнял все соцсети, потому что он этого не делал. Я набрал 60 тыс. в его инстаграм*. У него параллельно был свой аккаунт, в котором было полторы тысячи человек. Мне приходилось скачивать у него видео, чтобы загружать в его официальный.
Официальный они потом с братом [Андреем Кузнецовым] украли, потому что у меня не было секретов, все пароли, все отчеты у него были. Они просто поменяли [данные] и меня выкинули. Я говорю: «Разве так делается? Мы же вроде взрослые люди». [Мне ответили:] «Ну теперь тебя нет». Я понял, что меня нет. Хорошо, что у нас был подписанный договор. Он, собственно, и спас меня.
Ты ежедневно заполняешь соцсети. Ежедневно разговариваешь со всеми. Пишешь всем фестивалям. Высылаешь видео. Созваниваешься, договариваешься, чтобы его позвали в одну передачу, во вторую, в третью. Чтобы он появился на радио «Маяк», заехал на «Серебряный дождь», появился там где-то ещё. Это всё мои переговоры, это всё мои звонки людям, которым, в принципе, он на хер не нужен. У них таких Антох там каждый второй.
Почему нужно подписывать договор до начала работы
На 5'nizza я обжегся, у меня не было подписано никаких договоров, я с группы ничего не получал, когда она распалась. Это всё было на дружбе, «вась-вась». Но выводы сделаны — с Антохой я уже подписал договор. Расходились громко в публичном поле, они на меня наговорили гадости. Это их выбор. Я же знаю, где правда. Договор меня спас, и я смог вернуть свои деньги и даже заработать на проекте. Поэтому сейчас я не работаю без договоров.
У меня есть друзья-продюсеры, они до сих пор [договоры] не подписывают и каждый раз плачутся, говорят: «Ну я не могу». Договоры могут быть разные. Он может быть от руки. Лучше всего сразу договариваться, как мы будем расходиться и как делить деньги, когда клад найдём. А артисты все они такие: «А у нас сначала творчество, какие сейчас договора про какие деньги?». Нет, договора - это норма. Это фиксация обязательств друг перед другом, потому что словесные обязательства не работают и дружбы не существует.
* — Instagram принадлежит компании Meta, она признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена.






