Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/231/image/main-5cd7f6a364cc655726adc4f7845e1364.jpg2022-09-13T17:40Опыт бывшего менеджера Mirèle Ольги Чучадеевой и советы юриста Срыв концерта организатором и как его избежать
Инструкции
Читать 10 минут

Срыв концерта организатором и как его избежать

Со срывом концерта по вине неблагонадежного контрагента, занимающегося организацией событий, сталкивались или имеют шанс столкнуться большинство музыкантов и музыкальных менеджеров. Бывший менеджер Mirèle Ольга Чучадеева рассказала о случае нарушения организатором условий договора, а юрист Вадим Хохлов разобрал эту ситуацию и посоветовал, как выйти из нее с наименьшими потерями.


Что случилось

«После того как в конце 2020 года я стала менеджером Mirèle, мы сразу начали планировать с ней сольные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, приуроченные к выходу ее нового альбома. И сама певица, и ряд знакомых менеджеров и игроков индустрии посоветовали нам, по их словам, надежного контрагента, готового взять на себя организацию выступлений. Мы познакомились, довольно дружелюбно обговорили все детали и подписали соответствующий договор», — рассказала Чучадеева.

По ее словам, контрагент взял на себя организацию концертов «под ключ»: от договора с площадкой и сервисом Ticketscloud до контроля выполнения райдеров, афиш, рекламы и таргета. Со своей стороны Ольга обеспечивала освещение концерта в СМИ и пиар. Она уточнила, что первое время организатор был постоянно на связи и уверял, что работает над выполнением условий договора. 

«Уже в апреле (концерты были назначены на май), когда надо было покупать билеты в Петербург, бронировать жилье, он начал куда-то пропадать. В частности, должен был прислать деньги на билеты и гостиницу нашей команде — при этом я сама была готова помочь с бронированием. С его стороны начали появляться расплывчатые обещания по срокам: „Пришлю через пару часов“, „Да, сейчас, буквально сегодня вечером“ — и так далее. Соответственно, чем ближе было к майским праздникам, тем становилось яснее, что что-то идет не так, и нам пришлось бить тревогу», — объяснила менеджер.

Ольга рассказала, что через некоторое время контрагент все же перевел небольшую сумму аванса, которая частично покрыла расходы менеджера на билеты (жилье бронировалось на средства самой Чучадеевой). Однако довольно скоро выяснилось, что проблемы с выплатой аванса лишь вершина айсберга.

«Мы узнали, что организатор так и не связался со звукорежиссером, с которым он должен был договориться об обеспечении технического райдера. При этом мы не могли оперативно сверять данные по проданным билетам: это было максимально затруднительно, так как контрагент практически перестал выходить на связь. Когда до концерта оставалось меньше 10 дней, мы уже начали напрямую спрашивать, сколько продано билетов и сколько за них получено денег. По словам организатора, он уже успел вывести средства с Ticketscloud, но „сейчас их у него нет“», — продолжила Чучадеева. 

Менеджер отдельно отметила, что незадолго до концерта контрагент пообещал передать личный кабинет в сервисе Чучадеевой, однако, несмотря на договоренность, снова исчез. 

«Через некоторое время он и вовсе стал угрожать судом за клевету. Я связалась с площадками, где должны были пройти концерты, но опять же выяснилось, что контрагент не перевел им аванс. Среди других проблем — проседание продаж билетов из-за того, что толком не было рекламы и таргета», — рассказала менеджер. 

По ее словам, ситуация осложнялась еще и тем, что доходы за уже проданные билеты находились у контрагента, — соответственно, чтобы рассчитаться с предполагаемыми долгами, менеджеру и музыканту нужно было за оставшееся время продать такое количество билетов, чтобы хотя бы выйти в ноль. 

«Мы понимали, что если мы проведем концерты, то денег с билетов, которые он продал, мы никогда не увидим. В итоге нам пришлось связаться с Ticketscloud напрямую, чтобы максимально доходчиво и в кратчайшие сроки объяснить ситуацию. Более опытные коллеги из индустрии посоветовали нам выступления все-таки отменить: если бы мы их просто перенесли, то вся нагрузка по проданным билетам осталась бы на нас. А в случае отмены — по условиям Ticketscloud — деньги поклонникам должен вернуть именно контрагент. В итоге после консультации с юристом я направила контрагенту официальную бумагу о разрыве договора — и на электронную почту, и бумажным письмом. При этом аванс, тот небольшой аванс, полученный от организатора, я вернула не ему, а сервису», — заключила Ольга.

Кроме потери доходов из-за отмененных концертов, менеджмент и артист также столкнулись и с имиджевыми потерями: многие поклонники, купившие билеты, на протяжении еще долгого времени писали с просьбой о возврате билетов именно им.

Как избежать подобных ситуаций

Юрист Вадим Хохлов отметил, что в данной ситуации благодаря договору у артиста и менеджмента оказались все условия для «разруливания» ситуации. По его словам, сложившаяся ситуация — «типичный случай в предпринимательской деятельности, которая подразумевает риски».

«Между менеджментом и контрагентом был заключен договор. Даже если он какой-нибудь очень плохой, все равно это уже простор для аргументации и формулировки своей позиции в споре — в том числе и судебном. Также хорошо, что нашлись умные люди, посоветовавшие отменить концерт. Это грамотное решение, так как финансовая ответственность ляжет на тех, кто этими финансами и занимался», — объяснил Хохлов.

По словам Хохлова, во избежание подобных ситуаций менеджменту необходимо постоянно контролировать все шаги контрагента и не стесняться требовать неукоснительного соблюдения контрактных обязательств. 

«Вопрос контроля особенно актуален для артистов, которые еще не собирают тысячных залов, но уже ведут какую-то концертную деятельность. Необходимо не только заключать договор с промоутером, организатором или букингом, но в идеале еще и контролировать, что ваш контрагент тоже заключает вменяемые договоры со всеми остальными. Чем быстрее вы научитесь понимать, кто и за что несет ответственность, тем проще вам будет адаптироваться в стрессовых ситуациях», — посоветовал юрист.

По словам собеседника «ИМИ.Журнала», необходимо брать предоплату всегда, когда это возможно и «когда невозможно». 

«В идеальном мире участие артиста в концерте — это услуга, которую он(а) оказывает заказчику (организатору, букингу, лейблу и так далее). Однако чем лучше вы свои обязанности понимаете и формулируете в договоре, тем будет лучше для вас. Допустим, можно ли отыграть концерт вообще без репетиций? А без логистики и вашего фактического присутствия на площадке? А как насчет вашего имени/лица на афише? А вашего участия в рекламе? Может быть, все-таки ваша „услуга“ — это чуть больше, чем исполнить несколько песен? Из этой логики вполне следует, что артист вправе рассчитывать на предоплату. И имеет моральное право указывать в договоре условие, что предоплата не возвращается, так как весь спектр услуг начинает оказываться с момента начала подготовки к концерту», — рассказал эксперт.

Хохлов подчеркнул, что артист вправе — и так будет надежнее всего — уже на ранних этапах ставить вопрос об отмене концерта, если организатор не предоставляет предоплату на возмещение затрат на райдеры, трансферы и так далее. Разумеется, по его словам, в договоре должна быть прописана такая опция, и совершенно не стоит ею пренебрегать.

«Рекомендация заблаговременно отменить концерт берется не из пустого места. Именно отменить лучше, чем переносить, так как при переносе расходы все равно лягут на вас. А отменять заблаговременно важно для того, чтобы ни один злодей не смог обмануть вас и вашу аудиторию. Индустрии известны случаи, когда всякого рода негодяи меняли дату концерта на билетном агрегаторе задним числом, делая концерт как бы уже проведенным. После чего вернуть деньги зрителям в адекватные сроки становилось практически невыполнимой задачей», — говорит Хохлов.

Более того, юрист отметил, что не стоит стесняться и отказываться от концерта даже непосредственно в день выступления — если артисту не платят обещанное, не возмещают расходы или еще каким-то образом обманывают. По его словам, музыканту необходимо помнить: когда он соглашается быть обманутым, то создает прецедент и для себя самого, и для конкретного промоутера или менеджера.

Хохлов напомнил, что специфика концертной индустрии предполагает дотошную проверку потенциальных контрагентов — и просто поспрашивать знакомых зачастую не самая достаточная мера. Гораздо более объективную и точную информацию можно получить через открытые источники.

«Погуглите СМИ и новости, вбейте ИНН или ОГРН вашего партнера в поисковик (а лучше сразу на каком-нибудь сайте в духе Rusprofile) и проверьте контрагента на предмет исполнительных производств и судов. Этот совет обычно дается в пустоту, эхом откликаясь в бесконечности. Но чем раньше артисты научатся пользоваться доступным инструментарием, тем лучше. Поверьте, лучше потратить полчаса на гугл, час на консультацию с юристом, и некоторую сумму денег на адекватный договор, чем потом потратить на суды и споры кучу денег, времени и нервов», — заключил юрист.