Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/64/image/article-d7b40dfabc64df18b7d8cedbf1dff175.gifИлья Зинин2019-09-09T20:43Как сделать концерты доступными для людей с инвалидностью
Как сделать концерты доступными для людей с инвалидностью

Как сделать концерты доступными для людей с инвалидностью

Несколько лет назад британский благотворительный фонд Attitude is Everything разработал «DIY Access Guide»— брошюру с рекомендациями, как сделать концерты и туры доступными для людей с инвалидностью. Сегодня брошюра переведена на множество языков, в том числе на русский.

Мы переслали «DIY Access Guide» клубным и фестивальным промоутерам и попросили их рассказать, насколько изложенные в документе советы актуальны и реализуемы в России.

Текст: Илья Зинин

Среди опубликованных в британской брошюре рекомендаций для организаторов концертов и музыкантов — бесплатные билеты для сопровождающих слушателей с инвалидностью; оборудование помещения пандусами и специальными туалетами для людей с ограниченной подвижностью; наличие зрительной зоны с сидячими местами; информирование о доступности площадки для людей с инвалидностью на сайтах клубов и в рекламно-полиграфической продукции концертов.

Для посетителей с нарушениями слуха рекомендуется выводить на экран субтитры с названиями групп, песен и их текстами. Также «DIY Access Guide» советует отказаться от использования стробоскопов на концертах. Полностью с русскоязычной версией документа можно ознакомиться здесь. Что говорят об этих рекомендациях русские промоутеры?

Ксения Карло, менеджер программы клуба Powerhouse, Москва

«Читаю методичку, и сердце кровью обливается. Очень хочется улучшить ситуацию. Как и многие клубы, мы расположены в здании, которое изначально не было заточено под инклюзивность. В нашем случае это особняк XIX века, все входы в который осуществляются по достаточно крутым лестницам. Мы не можем их перестраивать, как и в целом менять планировку здания. Лестницы не очень широкие, поэтому установить стационарный пандус мы тоже не можем: при входе на ночные вечеринки там часто скапливается большая очередь, и наличие пандуса может привести к травмам. На мероприятиях мы обычно действуем по ситуации: ивент-менеджер, который находится на площадке, вместе с охранниками и сотрудниками помогает подняться в здание посетителям, использующим инвалидную коляску (или с другими ограничениями мобильности). После мероприятия мы помогаем спуститься. Если такой гость прибыл с сопровождающим, мы всегда готовы пойти навстречу и пустить его бесплатно.

Страницы из брошюры «DIY Access Guide»
Страницы из брошюры «DIY Access Guide»

Мы стараемся быть максимально открытыми и помогать им всеми силами, но многое обеспечить, к сожалению, не можем. Например, у нас в зале нет возвышения, на котором можно установить коляску для просмотра концерта. Обычно мы предлагаем расположиться на барном стуле или помогаем гостю добраться поближе к сцене.

Мы также рады предоставить доступ к более удобному и просторному туалету, который обычно используется сотрудниками заведения. В ближайшее время у нас будет мероприятие, где организаторы специально для одного из посетителей привезут мобильный пандус. Это очень крутая затея, и я рада, что в данном случае вопрос решится таким методом.

Нерешенных вопросов тем не менее все еще очень много. Вряд ли на московских концертах появятся субтитры. Вряд ли все московские клубы обзаведутся пандусами и специальными туалетами, не говоря уже о доступе к барным стойкам. Я думаю, в реалиях вроде наших самое главное — разработать метод реагирования на подобные ситуации, поговорить с персоналом о принципах инклюзивности в заведении и дать гостям понять, что мы на связи и готовы им помочь.

После прочтения методички поняла, что лучшее, что мы можем сейчас сделать, — разместить во всех социальных сетях и на наших билетах информацию о том, как связаться с нами, если посетителю нужна будет помощь. Вроде бы простая штука, но хочется показать, что их состояние и наши лестницы — не повод отказывать себе в посещении концерта. А мы постараемся максимально обеспечить комфорт».

Семен Гальперин, продюсер «Теле-клуба» и «Дома печати», Екатеринбург

«К сожалению, практически вся российская среда плохо предназначена для людей с инвалидностью. Что касается посетителей, использующих инвалидную коляску, — у нас в „Теле-клубе“ есть второй этаж, но лифта нет. Мы просим охранников их на руках заносить. Это доисторический метод, но он работает. Гостей с инвалидностью мы размещаем в ВИП-зоне, где комфортно и все видно. Даже если билеты проданы, мы находим для них места. Сопровождающих мы пускаем бесплатно.

У нас на сайте действительно отсутствует информация, что делать людям с инвалидностью, пришедшим на концерт. Попрошу коллег разместить. Я поймал себя на мысли, что о каких-то простых вещах мы даже не думали, хотя всегда готовы и рады помогать.

Переводчики жестового языка на фестивале Atlas Weekend в Киеве

Впрочем, есть и такие вещи, на которые мы повлиять не можем: нельзя отключить стробоскопы, если они есть у группы в райдере и артист собирается использовать их на концерте.

Недавно я был на фестивале Atlas Weekend в Киеве, и они сделали потрясающий перевод на жестовый язык выступлений хедлайнеров на главной сцене, это было очень артистично и талантливо. В клубе это, скорее всего, будет сложно воплотить технически. Это должно готовиться совместно с музыкантами».

Игорь Сухов, арт-директор бара «Успех», Москва

«Некоторые пункты из „DIY Access Guide“ пока неприменимы или довольно сложно применимы на практике. Например, лестницы, ступеньки, доступность туалета.

Совсем недавно вместе с одной из наших посетительниц (она использует инвалидную коляску) и ее товарищем мы пытались придумать, как нам в „Успехе“ сделать пандус. После всех замеров поняли, что это нереально из-за особенностей пространства. Но скоро в концертном зале планируется некоторая перепланировка, и, возможно, все-таки сделаем пандус.

Страницы из брошюры «DIY Access Guide»
Страницы из брошюры «DIY Access Guide»

У нас нет специальных инструкций для охраны, все люди адекватные и хорошо понимают, чего стоит попасть на концерт людям с инвалидностью. Ни разу не было такого, чтобы ребята оценили ситуацию неверно. Когда надо помочь, они всегда помогут. Все строится на взаимовыручке и поддержке друг друга. Пока, пожалуй, это главное условие».

Сергей Мельников, глава концертного агентства «Мельница», организатор фестиваля Park Live

«Тема актуальная, но методичка мне не понравилась, довольно глупая и с повторами, ничего интересного в ней я для себя не нашел. Да и главная идея мне видится перевернутой: я не рассматриваю улучшение условий посещения концертов людьми с инвалидностью как способ получить дополнительный доход.

Для нашей компании поддержка таких посетителей — единственно верный выбор поведения в человеческом обществе. На наших ресурсах есть контакты для обратной связи, мы всегда готовы выслушать пожелания и в зависимости от каждого конкретного случая найти способ пойти навстречу посетителям с инвалидностью.

Однако хочу поблагодарить за эту инициативу и напоминание о проблеме. Мы обязаны стараться улучшать условия посещения зрелищных мероприятий людьми с инвалидностью, делать их доступными как в финансовом аспекте, так и с точки зрения комфорта».

Этим материалом мы начинаем серию публикаций о том, как представители музыкальной индустрии могут содействовать зрителям и музыкантам с инвалидностью.