Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/35/image/article-3880d196f465e5da867af582ed21187f.jpgИлья Зинин2019-09-09T20:43Как русским музыкантам пробиться на зарубежный рынок. Советы Дениса Бояринова (RUSH)
Как русским музыкантам пробиться на зарубежный рынок. Советы Дениса Бояринова (RUSH)
Денис Бояринов. Фото: Евгений Гурко

Как русским музыкантам пробиться на зарубежный рынок. Советы Дениса Бояринова (RUSH)

Денис Бояринов. Фото: Евгений Гурко

Музыкальный критик и куратор инициативы RUSH (Russian Music Export Agency), которая занимается продвижением российских музыкантов за рубежом, рассказал о том, как должен действовать артист, чтобы заявить о себе в Европе, и развеял несколько типичных заблуждений молодых групп о западной музыкальной индустрии.

Беседовал: Илья Зинин

Не делайте ставку на язык

Из опыта RUSH мы можем заключить, что интерес иностранной аудитории вызывают как российские музыканты, которые поют на английском, так и те, кто поет на русском или же вообще не поет. Каждый артист находит своего слушателя.

Тем не менее стоит ли петь на английском перед англоязычной аудиторией — это дискуссионный вопрос. Если вы поете на английском с легким акцентом, который не сбивает с толку, — пожалуй, да. Если у вас идеальный английский — тем более. Но любой восточноевропейский выговор очень заметен, особенно во время пения. И тогда уж лучше петь на родном языке. Успех Shortparis показывает, что зарубежной аудитории не обязательно вникать в текст, чтобы впечатлиться перформансом и музыкой (Начиная с 2018 года, Shortparis выступили на таких крупных европейских фестивалях как MENT, OFF, Haldern Pop, Pop-kultur, Entremuralhas и др. — Прим. ред.)

Shortparis на фестивале Pop-Kultur в Берлине (2018)

Гораздо важнее, чтобы артист хорошо говорил на английском и мог общаться с иностранными журналистами. Даже если он гениально играет и поет, но с ним нельзя сделать интервью — это огромный минус. Артист должен быть готов работать на иностранном рынке, взаимодействовать с журналистами и агентами индустрии.

Вообще, главных заблуждений у наших музыкантов два, и они полярные. Первое — «Мы там никому не нужны». Второе, наоборот, —«Нас там ждут с распростертыми объятиями». На самом же деле на Западе по большому счету не важно, откуда приехал музыкант — из России, Польши или Украины. Кстати, у нас большая конкуренция со стороны восточнославянских братьев. Они разыгрывают славянскую карту — украинские музыканты это делают блестяще, раскрывая свои корни в музыке и в имидже. Музыканты из России не берутся за такие темы: у нас проблема с корнями — с самосознанием, национальной культурой, отношением к ней. Нашим артистам почему-то проще себя связывать с условной нью-йоркской или манчестерской волной, но только не с той, из которой они происходят на самом деле.

Не думайте о политической повестке

Когда мы начинали RUSH, то очень волновались, что политическая ситуация в мире скажется на отношении к нашим музыкантам. Скажем, делать первый шоукейс RUSH на британском The Great Escape мы ехали на фоне дела Скрипалей. Местные медиа твердили только об этом. Мы реально опасались, что к нам на шоукейс не придет никто из делегатов — в знак протеста. Опасения оказались напрасными. Люди из музыкальной индустрии — в подавляющей массе адекватные профессионалы. Все понимают, что внешняя политика России — это одно, сами русские — другое, а их музыка — вообще третье. К нашему шоукейсу был огромный интерес, про политику никто не вспоминал. Иностранцам, напротив, хотелось разобраться и понять, что у нас происходит. Кроме того, исторически в Европе существует огромная любовь к русской культуре — Достоевскому, Толстому, Чайковскому и Рахманинову. Многие интересуются тем, что же у нас происходит сейчас.

Будьте собой

Когда мы отбираем проекты, которые RUSH будет поддерживать в следующем сезоне, я руководствуюсь правилом, что все жанры хороши, кроме русского рэпа. У русского хип-хоп-артиста все хорошо на родине — его странно было бы экспортировать. Хотя я не исключаю ситуации, что появится какой-нибудь русский рэпер, который будет интересен не только с точки зрения месседжа и образа, но и оригинален музыкально. Жанр не является определяющим, но лично мне хотелось бы, чтобы у нас было больше инструментальных проектов, они универсальные.

Создайте портфолио

Группы часто не понимают, что у них должно быть больше одного альбома, считают, что у них есть гениальный EP из 5 песен, и если они его покажут, то все охренеют, какая это великая музыка. Все любят молодых музыкантов, но нужны коллективы, у которых достаточно песен для концертной программы. Также важно иметь законченный и грамотно составленный профайл, который включает в себя качественную фотосессию и хорошо написанные тексты о проекте на английском языке. Если у вас активные социальные сети, да еще и на английском — это тоже работает в плюс. Любой букер фестиваля перед тем, как позвать группу, будет оценивать, всего ли у группы достаточно. Нужны и художественные клипы, и концертные видео, которые показывают, как артист выступает живьем. Последние даже важнее, именно по ним чаще всего отборщики фестивалей получают представление о музыкантах. Такой пресс-пакет — необходимый минимум для любого проекта. Кажется, что это очевидно, мы указываем эти пункты как необходимые, но потом смотрим заявки и видим, что лишь у каждой десятой группы более-менее все в наличии, и то у многих чего-то не хватает. Нам постоянно приходится самим писать тексты об артистах.

Ищите партнеров за рубежом

Если посмотреть истории успеха наших групп за рубежом, будь то Pompeya или Motorama, их достижения связаны с тем, что артистам удалось найти иностранного контрагента, ответственного и понимающего (в 2015 году Pompeya выпустила альбом «Real» на американском лейбле No Shame и переехала в Лос-Анджелес; записи Motorama с 2012 года издаются на французском независимом лейбле Talitres, группа популярна в Европе, Латинской Америке и Азии. — Прим. ИМИ). Мы в RUSH в этом и видим нашу функцию — наводим мосты между русскими музыкантами и агентами влияния на зарубежном рынке. Это может быть рекорд-лейбл, букинг-агентство или промокоманда — речь о классных специалистах, интегрированных в иностранную индустрию и понимающих, как все работает, заинтересованных в музыке.

Motorama на фестивале Vive Latino в Мексике (2014)

Все самые успешные истории RUSH, будь то достижения Kate NV или Кирилла Рихтера, строились на том, что мы на шоукейсах находили им заинтересованных партнеров, и дальше они уже работали вместе.

Kate NV на Radio Wave в Праге (2019)

Катя выпустила альбом на американском лейбле RVNG Intl., у Кирилла сейчас крупнейшее немецкое концертное агентство FKP Skorpio, которое раскручивает его на европейском рынке. Понятно, что, когда на твоей стороне такого рода профессионалы, все пойдет гораздо быстрее.

Кирилл Рихтер в Гронинге (2019)

Готовьтесь к забегу на длинную дистанцию

Многие российские группы считают, что если они успешно выступят но шоукейсе, то все — завтра проснутся знаменитыми. Иногда это, конечно, случается, но любая начинающая группа в Европе находится в условиях огромной конкуренции и должна понимать, что поначалу будет гастролировать фактически за свой счет.

Не нужно думать, что попасть за рубеж — это как джекпот, который ты сорвал, а дальше откроются какие-то двери и красные ковровые дорожки окажутся у ваших ног. На самом деле это первый шаг очень долгого пути. Дальше ты должен думать о том, где брать деньги, инвестировать их в себя — разумеется, с тем расчетом, чтобы начать получать прибыль. У нас группы так не мыслят, за очень редким исключением.

Например, Pompeya целенаправленно поехала в Америку, поселилась там (а это стоило определенных денег) и превратилась в постоянно выступающий коллектив. Уметь представить себя как продукт, развивать и продавать — это огромная часть зарубежной музыкальной культуры. У нас до сих пор многие артисты считают себя гениальными художниками, над которыми нужно трястись и создавать им все условия. У них нет представления о рынке и конкуренции.

Также у многих артистов все хорошо с музыкальными идеями, но плохо с качеством концертного шоу, музыка должна быть интересной не только в записи, группе на сцене должны сопереживать. Каждое выступление должно быть удачным, ведь профессионализм — это когда в среднем у тебя очень высокий уровень. Если то пик, то провал, что бывает со многими талантливыми DIY-музыкантами,— соответствующим будет и результат.

Pompeya на радио Dayrotter в Давенпорте (2018)

Следите за европейскими шоукейсами и культурными институциями

Практически на все шоукейсы заявку может подать любая группа. Нужно составить список таких фестивалей, их немного. Если говорить про Европу, то наиболее активные и близкие — Tallinn Music Week и MENT в Любляне, немного подальше, но посолиднее, с выходом на европейский рынок — Reeperbahn в Гамбурге, Eurosonic в Голландии и Great Escape, главный в Британии.

Для того чтобы следить за резиденциями, нужно подписаться на культурные организации разных стран, культурные офисы или отделения по культуре. Это Британия, скандинавские страны, Швейцария и Германия. Они финансируют свою культуру и вкладываются в наведение культурных мостов между странами. Нужно своевременно присылать заявки, быть аккуратным и прилежным. Можно подписаться на страницу RUSH в фейсбуке, мы пишем про такие объявления.

Станьте популярными у себя в городе

Я бы посоветовал не метить сразу в Гамбург или Лондон. Многие наши команды считают, что здесь они никому не нужны, а там их сразу оценят. Это тоже классический стереотип: «Мы делаем недоступную музыку для всех здесь, только там замечательные просвещенные слушатели нас поймут». Это совершенно не так. Если вы начнете делать какие-то правильные вещи у себя в городе (давать концерты, регулярно выпускать записи, прокачивать свои скиллы на лайвах и постепенно пойдете от завоевания своего города и областного центра до Питера и Москвы), вы удивитесь и не заметите, как остальное к вам придет. Это нормальный рост для любого коллектива. Британские группы из Лидса или Манчестера идут по такому же пути. Нельзя сказать, что им легче. Да, там более развитая индустрия и больше профессионалов, которые могут помочь, но выше и конкуренция, тяжелее обратить на себя внимание. Для них характерно поступательное развитие — не джекпот, а эволюция.

Подробнее о RUSH:

Независимая инициатива RUSH раз в год при помощи экспертов выбирает до семи наиболее перспективных российских артистов для продвижения за рубежом. На протяжении года RUSH организует шоукейсы русской музыки на европейских фестивалях, а также представляет артистов зарубежным медиа и профессионалам музыкальной индустрии — агентам, программным директорам фестивалей и сотрудникам рекорд-лейблов. В экспертный совет RUSH сегодня входят: Илья Лагутенко («Мумий Тролль»), Олег Нестеров («Мегаполис», «Снегири-музыка»), Артемий Троицкий, Николай Овчинников («Афиша»), Вероника Белоусова (Sound Up), Татьяна Макарова (программный директор проектов «Солянка», бара «Эма», «Кругозор»), Степан Казарьян («Боль», Moscow Music Week), Григорий Гольденцвайг (Goldenzwaig Creative Solutions), Наталья Падабед (More Zvukov) и другие.