Korn в окружении нежити
Авторы
В августе на серверах и в новостных рассылках многопользовательской компьютерной игры (MMORPG) Adventure Quest 3D появились неожиданные новости: до 20 сентября любой игрок может сразиться с монстрами на виртуальном концерте группы Korn, который проходит прямо в игре. По просьбе «ИМИ.Журнала» Леонид Мойжес отправился на «неживой» концерт популярного коллектива.
Текст: Леонид Мойжес
На концерт без очереди
Adventure Quest — доступная игрокам самого разного уровня MMORPG, которая смешивает фэнтези с откровенной пародией. Игра начинается с того, что главный злодей буквально швыряет героя через полсвета, вам показывают ролик, в котором ваш персонаж, забавно кувыркаясь, летит над разными локациями.
Концерт Korn в специально оборудованном для этого подземелье с бесплатным входом выдержан в таком же шутливом тоне. Прибывшего игрока встречают магазины, стилизованные под стенды, торгующие атрибутикой группы на крупных концертах. В них продается тематическое оружие и броня, вдохновленные рок-эстетикой и имиджем Korn. Вам тут же дают задания, которые надо выполнять в ходе выступления группы.
Вокруг суетятся игроки, ожидающие начала следующего концерта: в Adventure Quest 3D Korn выступают круглые сутки, но с небольшими перерывами, необходимыми для того, чтобы набрать достаточно зрителей.
Слушатели бегают перед входом, переодеваются в виртуальный мерч и убивают время. Все очень похоже на ожидание реального концерта, разница лишь в отсутствии очереди.
Монстры, музыка, танцы
Наконец нас запускают. Внутри — сцена, небольшая площадка вокруг нее и пара подмостков вдоль стен. Снова приходится ждать, развлекаясь убийством особых монстров — бочек с ногами под названием «pre-show fireworks». Они не нападают на игроков, зато в момент смерти взрываются фейерверком. На заднем плане идут звуки настройки аппаратуры — нас продолжают погружать в атмосферу большого музыкального события.
Наконец на сцене появляется виртуальная копия Korn, включается один из главных хитов группы «Freak on a Leash», и у всех персонажей автоматически запускается движение «танец». Выглядит забавно, но неожиданно органично: пестрая толпа героев в разноцветных доспехах и с оружием колбасится под метал. Впрочем, танцами дело не ограничивается: быстро появляются монстры, специально созданные для этого концерта.
Названия и облик чудовищ отсылают к песням и рок-музыке в целом. Сначала — «Freak on a Leash» и «Eternal Rocker»; потом, когда запускается трек «Rotting in Vain», надо сражаться со Smogs и Ragno Rocks, а новый сингл Korn «You’ll Never Find Me» сопровождают монстры по имени Dollageddon в виде злых тряпичных игрушек, напоминающих обложку альбома «Issues»). Наконец, в финале в сражение вступает гигантский зомби-рокер Thrash, который до этого просто подпевал музыкантам.
Удивительно, но для меня именно монстры придали происходящему сходство с реальным концертом. Множество игроков, сражающихся с чудовищами в закрытом пространстве, создают подобие слэма: ты не понимаешь, что происходит, кто с кем дерется, и просто нажимаешь на кнопки, чтобы поучаствовать в коллективном движении. А когда чувствуешь, что устал, — отходишь на деревянные конструкции у стен, чтобы немного перевести дух, разобраться, что происходит, и снова броситься в сражение.
Конечно, более опытный игрок смог бы быстро взять боевую ситуацию под контроль, но непонятно, зачем это делать: на каждый концерт приходит столько участников, что они легко справляются с чудовищами, без специальной координации своих действия и подсчета ресурсов.
Выступления в виртуальной реальности
Концерт Korn в Adventure Quest 3D — не первое виртуальное выступление известных музыкантов.
В начале года диджей Marshmallow организовал концерт в многопользовательской игре Fortnite. Его выступление в игре посмотрели около 10 миллионов человек, запись можно увидеть на YouTube.
В августе скрипачка Линдси Стерлинг устроила VR-концерт, который можно было посмотреть с помощью шлемов Oculus Rift и HTC Vive. Третьего сентября похожее выступление проведет Билли Айлиш.
Впрочем, у концерта Korn есть своя специфика. Если в остальных случаях музыканты действительно играли свои композиции, а их музыка «в прямом эфире» транслировалась зрителям через интернет, то живые Korn никогда не исполняли свои треки в Adventure Quest 3D.
Участники группы просто записали музыку и сопровождающие концерт звуки, разрешив разработчикам воссоздать свою внешность в игре. Собственно, именно это позволяет устраивать выступления Korn в игре каждые 10 минут.
Музыканты в видеоиграх
В том, что популярные исполнители сотрудничают с видеоигровой индустрией, нет ничего нового. К примеру, еще в 2000 году часть саундтрека к игре Sims, «симулятору обычной жизни», записала группа Yellowjackets, а в продолжениях игры уже участвовали звезды, Depeche Mode и Garbage. Многие современные музыканты также предоставляют свои песни для саундтреков симуляторов гангстеров, вроде Grand Theft Auto, и вдохновленных ими проектов (Watch_dogs, Saints Row).
Korn зашли в этом плане немного дальше и продали не просто музыку, а весь публичный образ. Но и в этом они тоже не пионеры: Кэти Перри активно сотрудничала с теми же Sims, в третьей части серии даже присутствует ее альтер-эго.
Однако за счет того, что Adventure Quest 3D — многопользовательская игра, претензии на то, что в ней можно сходить на концерт любимой группы, выглядят более обоснованными. В конце концов, персонажи компьютерной игры никогда не будут вести себя настолько разнообразно и создавать такой неконтролируемый хаос, как реальные люди.
Зачем играм артисты
Cоздатель Adventure Quest 3D, компания Artix Entertainment, крайне агрессивно продает появление Korn в своей игре. Сейчас главная страница проекта практически целиком посвящена этой новости; людям, уже подписавшимся на игру, приходят письма с информацией о концерте, Korn упоминаются на загрузочных экранах в самой игре. А персонаж, который «продает билеты» на концерт, телепортируя туда игрока, стоит сразу у входа на первую локацию, благодаря чему я смог принять участие в концерте, как только закончил обучение правилам Adventure Quest 3D.
Artix Entertainment можно понять: они отчаянно ищут способы привлечь внимание к своему продукту, надеясь, что хотя бы некоторые пользователи, заглянувшие послушать Korn, останутся поиграть.
По сути, вся эта история говорит не об изменениях в музыке или в культуре выступлений, а о том, как изменяются видеоигры. Эта индустрия становится все богаче, возможности студий растут, и они позволяют себе все более дорогие проекты для расширения аудитории. А люди, завоевавшие известность в других сферах, похоже, уже не чувствуют, что тесное сотрудничество с видеоигровыми компаниями, продажа не просто музыки, а образа, уронит их престиж или заставит фанатов относиться к артистам хуже.
Тем не менее музыканты редко пытаются использовать уникальные возможности, предоставляемые новым медиумом, а просто торгуют собственной известностью.
Появление Korn в Adventure Quest 3D стоит сравнить не с концертами Стирлинг, Айлиш или Marshmallow, а со «звездным» объявлением об участии Киану Ривза в грядущей игре Cyberpunk 2077 (удачно совпавшим с петицией фанатов, потребовавших, чтобы журнал Time провозгласил актера человеком года).
Впрочем, несмотря растущую популярность видеоигр, они все равно кажутся многим чем-то несерьезным и не заслуживающим вдумчивой работы по освоению. Показательно, что Айлиш и Стирлинг организовали выступления не в играх, где, скорее всего, собрали бы большую аудиторию, а в сервисах виртуальной реальности.
Пиар или развлечение
Воспринимать появление Korn в Adventure Quest 3D исключительно как пиар-ход создателей проекта все-таки не стоит. Чем бы ни руководствовались разработчики и музыканты, у них получилось не просто «еще одно подземелье». Попытки Artix Entertainment воспроизвести атмосферу концерта кажутся немного наивными, но, как это бывает и на обычном концерте, они работают, если сами зрители активно участвуют в шоу.
Убивать жутких чудовищ под метал действительно гораздо веселее, чем под другой саундтрек, а бардак, который царит на «поле боя», позволяет ненадолго забыть обо всем и просто нажимать кнопки в такт музыке.
Отдельного уважение заслуживает то, что разработчики даже поменяли стандартную структуру подземелья ради «концертной» атмосферы—персонажи с самого начала заперты на общем танцполе, где в зависимости от того, какую часть песни играют виртуальные Korn, появляются новые и новые противники. И это сильно меняет динамику всего игрового процесса.
Несколько игроков, с которыми я поговорил, признались, что благодаря музыке и атмосфере концерта проходить это подземелье веселее, чем другие, хотя и посетовали на то, что из-за постоянного повторения одних и тех же песен игровой процесс постепенно надоедает.
Конечно, практически никто не пришел в Adventure Quest 3D специально, чтобы послушать музыку, но многие получили от нее удовольствие — некоторые игроки комментировали песни Korn в чате, а другие прерывали сражения специально для того, чтобы потанцевать.