ИМИ.Сцена
Самара 2020
Подробности
«Пасош» на DTH Studios. Кадр из лайв-сессии «Пасош в огне»/Firecat Films

Кто снимает лайв-сессии в России?

Лайв-сессии — формат музыкального видео, представляющий собой запись выступления группы в студии телеканала, радиостанции или YouTube-проекта. Впервые такие шоу начали снимать на Западе в 1970-х, проходили они главным образом на ТВ.

Элтон Джон исполняет «Your Song» для BBC TV (1970)

Когда на смену телевидению пришел интернет, лайв-сессии перекочевали из телевизоров в мониторы компьютеров и мобильные гаджеты. Первые сетевые каналы со студийными концертами появились в нулевые, через несколько лет после создания YouTube.

Сначала такие видео не пользовались особой популярностью, но в 2010-х ситуация начала меняться: у проектов сформировался собственный стиль, лайвы начали выходить регулярно, все большее количество музыкантов стали охотно давать студийные концерты.

Так, сегодня в маленькой комнате одного из самых известных лайв-шоу NPR Music Tiny Desk Concert наряду с малоизвестными музыкантами выступают артисты мирового уровня (Adele, The xx, The National и другие).

В настоящий момент наиболее известные лайв-сессии на YouTube, помимо NPR, — это испанский ресурс MK Music (7,8 миллиона подписчиков), а также американские каналы KEXP (более 1,9 миллиона подписчиков) и Audiotree (почти 500 тысяч подписчиков). Популярность формата лайв-сессий продолжает расти. К примеру, появившееся всего три года назад шоу Colors смогло за сравнительно небольшой срок набрать почти 3,5 миллиона подписчиков, что сильно опережает некоторых ветеранов жанра.

В России лайв-шоу начали снимать в начале 2010-х, практически одновременно с западными (соревноваться в популярности с зарубежными проектами отечественным каналам, впрочем, пока сложно). Рассказываем, как работают создатели отечественных лайв-сессий и кто в них участвует.

Текст: Валерий Джеджея

On Air

Когда появились: март 2018 года

Кто выступал: Гречка, SunSay, Gone.Fludd, Монеточка и другие

Количество подписчиков в YouTube: 79 534

Чем интересны: За полтора года проект сформировал собственный узнаваемый стиль: однотонный фон, белые микрофоны и выступления групп, как правило, в укороченном составе из-за технических особенностей студии.

Изначально On Air сочетал интервью с концертами приглашенных артистов, но позже сосредоточился исключительно на музыке. Критерии отбора для участия в проекте — не только вкус авторов, но и возможный потенциал артиста (пока, впрочем, ни одну звезду представители канала не открыли).

Цитата: команда On Air

«Люди в большинстве своем не хотят быть меломанами и воспринимать непохожее. Однако мы продолжаем поиски к сердцу тех, кто любит разную музыку».

Монеточка — «Нет монет» (премьера на On Air)

Подписаться на On Air в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте

«В огне» (Firecat Films)

Когда появились: сентябрь 2017 года

Кто выступал: «Спасибо», Lucidvox, Bicycles For Afghanistan, Sirotkin и другие

Количество подписчиков в YouTube: 5228

Чем интересны: Проект возник в результате сотрудничества столичного видеопродакшена Firecat Films и главной «тяжелой» студии города DTH. Первым лайвом «В огне» было выступление малоизвестного на тот момент дуэта АИГЕЛ. Сессии команды постепенно превратились в полноценное шоу с интервью и развлекательными вставками (бэкстейджами, блиц-вопросами). Помимо российских независимых артистов, студия успела поработать с зарубежными коллективами (например, американцами Nothing и Dead Meadow).

Авторы программы приглашают к себе не только относительно известных инди-музыкантов, но и новичков, которым создатели шоу стараются помочь в продвижении. Основные критерии отбора, по словам создателей «В огне», — исполнительский уровень и умение рассказать о своем музыкальном опыте в интервью (тех, кто плохо говорит на камеру, стараются не приглашать).

Цитата: Даниил Сальхов, основатель студии Firecat Films

«Мы не гонимся за хайпом и именами-однодневками, которые, как показала практика, зачастую не умеют играть собственную музыку и отвечают на вопросы конструкциями из двух-трех слов. Своей фишкой мы считаем, во-первых, атмосферу, а во-вторых — очень высокое качество звука и изображения. Под каждым нашим выпуском можно найти комментарии, что группа у нас звучит лучше, чем на альбоме».

Sirotkin в огне (лайв-сессия на DTH Studios)

Подписаться на «В огне» в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте

«Свои»

Когда появились: март 2015 года

Кто выступал: Hospital, Weary Eyes, Of Sound and Fury, «Электрофорез» и другие

Количество подписчиков в YouTube: 2848

Чем интересны: История канала «Свои» началась с видеорецензий на музыку российских артистов, которые делал основатель проекта Влад Шамин. Параллельно команда канала начала снимать лайв-сессии, ставшие постепенно главной особенностью ресурса. Концерты, которые публикуют «Свои», проходят в нескольких локациях: гитарном магазине, Лианозовском парке, Московском музее современного искусства.

Несмотря на внушительный список сессий (48 групп), у команды проекта хватает сил не только на создание видео. Авторы ресурса также организовывают концерты и проводят конкурсы для музыкантов. Кроме того, в паблике «Своих» во «ВКонтакте»ежедневно появляются свежие релизы российских артистов.

«Электрофорез» на корабле Брюсов в гостях у "Своих"

Подписаться на «Свои» в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте

Vs The Radio

Когда появились: февраль 2019 года

Кто выступал: Noize MC, JANE AIR, Wildways, «Петля пристрастия» и другие

Количество подписчиков в YouTube: 2620

Чем интересны: Главная особенность канала Vs The Radio — прямые эфиры. Продуманный монтаж принесен в жертву эффекту присутствия. В перерывах между песнями ведущий Ваня Рудбой, также известный как бэк-MC Оксимирона, общается с музыкантами, что роднит канал со знаковым KEXP.

Цитата: Ваня Рудбой, создатель проекта Vs The Radio

«Я отбираю артистов по своему вкусу, но при этом, конечно, хочется зацепить как можно больше жанров и направлений. Мне интересны и новые группы, и уже состоявшиеся. Мы даже иногда уличных музыкантов к себе зовем».

«Петля Пристрастия» (лайв-сессия на Vs The Radio)

Подписаться на Vs The Radio в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте

«Ебемоль»

Когда появились: май 2018 года

Кто выступал: Parks, Squares and Alleys, Sonic Death, «Последняя вечеринка», «Пасош» и другие

Количество подписчиков в YouTube: 2284

Чем интересны: Команда петербургских телевизионщиков запустила канал на YouTube, расположившись в бывшем кинозале объединения «Леннаучфильм». Выступающие в интерьерах старого советского здания актуальные группы способствуют созданию особой атмосферы, выгодно выделяющей «Ебемоль» на фоне похожих проектов.

Изначально шоу задумывалось как развлекательный YouTube-канал, в котором авторы беседуют с артистами о музыке и эпохе. Позже команда «Ебемоля» поняла, что не может представить себе музыкальное шоу без выступлений. Несмотря на то что видео канала не транслируются в прямом эфире, команда нашла способ передать нерв живого выступления — участники «Ебемоля» записывают лайв с первого дубля.

Цитата: Михаил Шаль, основатель проекта «Ебемоль»

«Мы стараемся совмещать противоположные вещи: развлечения и разговор по душам, качественную картинку и VHS-стилистику, серьезную студийную запись и lo-fi. Наша программа находится между нафталиновым прошлым и еще более нафталиновым будущим».

«Ебемоль» #4: «Пасош» на «Ебемоль»

Подписаться на «Ебемоль» в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте

«17:55»

Когда появились: май 2019 года

Кто выступал: Антоха МС, «Увула», RSAC и другие

Количество подписчиков в YouTube: 1476

Чем интересны: Самая молодая площадка из нашего списка. Выступления музыкантов проходят в просторном офисе одного из небоскребов «Москвы-Сити». В роликах «17:55» ничего лишнего — только концерты. 1 августа проект закрыл первый сезон из девяти лайв-сессий.

Лайв-сессия RSAC на 17:55

Подписаться на «17:55» в социальных сетях:

YouTube | ВКонтакте


Ответить на вопрос, можно ли заработать на производстве лайв-сессий, непросто. Большинство героев нашего материала отказались говорить о возможном заработке с проектов. Некоторые признались, что для них снимать концерты — просто приятное хобби, авторы «В огне» и On Air отметили, что могут снять ту или иную группу на коммерческой основе, однако конкретные цифры не назвали. Впрочем, трудно сказать, насколько выпуск лайв-шоу прибыльное занятие и на Западе. Информацию о доходах создателей наиболее популярных зарубежных сессий редакции ИМИ.Журнала найти не удалось, известно лишь, что годовой доход корпорации NPR составляет 238 миллионов в год, однако съемка и выпуск студийных концертов — один из многих проектов холдинга.


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram| Instagram

Читайте также