Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/85/image/article-eb79458804e2c8b6a0cf3d5ed97eb978.jpegАртур Гранд2019-09-09T20:43«От русской музыки все еще ждут какой-то эксцентрики». Кто возит в Европу отечественные группы
«От русской музыки все еще ждут какой-то эксцентрики». Кто возит в Европу отечественные группы
alyona alyona — один из наиболее популярных артистов, с которыми работает Наташа Падабед. Фото: More Zvukov Agency

«От русской музыки все еще ждут какой-то эксцентрики». Кто возит в Европу отечественные группы

alyona alyona — один из наиболее популярных артистов, с которыми работает Наташа Падабед. Фото: More Zvukov Agency

Проживающая в Берлине промоутер Наташа Падабед более 10 лет организовывает группам из России, Украины и Беларуси европейские концерты. Падабед работала с Иваном Дорном, Shortparis, alyona alyona, «Ляписом Трубецким» и многими другими артистами. Основатель концертного агентства More Zvukov рассказала «ИМИ.Журналу» об ожиданиях иностранцев от русской музыки, особенностях промокампаний в Европе и заработках отечественных музыкантов за рубежом.

Наташа Падабед. Фото из личного архива
Наташа Падабед. Фото из личного архива

Беседовал: Артур Гранд

Как ты выбираешь российских музыкантов для экспорта? Основываешься на своих музыкальных предпочтениях или ощущении того, что может там выстрелить?

Я выбираю только тех артистов, которые мне нравятся. Когда я начинаю работать с музыкантами, то не знаю, выстрелят они или нет. Ориентируюсь на предчувствие. Есть жанры, которые сложно экспортировать: русский рок, поп, хип-хоп, все, что больше завязано на тексте, чем на музыке, вряд ли заинтересует кого-то за пределами локальной русской диаспоры.

alyona alyona — «Велика й смiшна»

Бывало ли такое, что ты думала: «Вот привезу этих ребят, и они проснутся звездами», но резонанса не случалось? И наоборот?

Однажды проснуться звездами невозможно, если, конечно, за проектом не стоит большая индустрия. Чтобы стать звездой, нужно много работать. Я знала, что Shortparis вызовут резонанс, они не оставляют зрителей равнодушными после концертов. Думала, что на Oligarkh будет больший спрос (первые два года прошли очень хорошо: успешные шоукейсы на WOMEX, MENT, Tallinn Music Week, тур по Китаю, выступления на европейских фестивалях от Испании до Норвегии). Но все же, думаю, сложно продать музыку в жанре, который звучит как orthodox bass.

Про alyona alyona я знала, что это нечто особенное, но не ожидала такой быстрой реакции. Мы работаем вместе где-то полгода, и ее уже номинировали на Anchor Award — премию немецкого фестиваля Reeperbahn. Кроме того, ее зовут выступать на фестивали Iceland Airwaves, Sziget, во многие клубы, и уже идет букинг на фесты в 2020 году.

Успех в Европе можно хоть как-то просчитать? От чего он зависит? Насколько он дифференцирован географически (в Берлине пойдут на одно, а в Варшаве — на другое)?

Все зависит от группы. Если команда популярна в России, она хорошо соберет в Прибалтике, Берлине, больших городах Германии, Лондоне. Это те города, где существует более-менее активная российская диаспора. Но успех также зависит от клубов и промоутера, его репутации в городе — я свою пока еще выстраиваю.

Выступление Oligarkh на фестивале Sziget

Как ты выстраиваешь промокампанию? Из чего она состоит? Под каждую группу своя стратегия, или есть уже наработанные ходы, применимые ко всем?

Я лично промоутирую только концерты в Берлине. Начала относительно недавно, постепенно обрастаю медиапартнерами. Не так просто получить медиаподдержку в городе, где такая сильная конкуренция. С каждым проведенным концертом я утверждаю себя как промоутер, и некоторые медиа уже пишут мне сами и предлагают поддержку.

Сейчас я уже не всегда делаю постеры, от флаеров давно отказалась, берегу природу. В основном продвижение идет в соцсетях. Если группа с Украины, то пиарю ее в украинских пабликах и группах, там ее целевая аудитория, и она очень дружная. Российская диаспора в Берлине большая, но очень олдскульная, молодые группы в ней знают плохо. Тем не менее ее паблики я тоже использую для промо. Как правило, группа получает не только гарантию (фиксированную сумму за выступление), но и процент с билетов в случае успешного сбора, так что любая реклама хороша.

Большинство музыкантов, с которыми ты работаешь, занимаются инди-музыкой. Это твой выбор, или так получилось?

Shortparis, Lucidvox, Oligarkh—это ведь не инди-рок? А уже тем более украинские DakhaBrakha, alyona alyona, Onuka, Dakh Daughters — все они совершенно разные по жанру. В самом начале я работала с музыкантами, которые экспериментировали с этникой, национальным фольклором. И сейчас таких музыкантов у меня большинство. Этнические корни музыкантов выделяют их из толпы. Главное—не переборщить и не сделать из этого клюкву. В славянских группах есть изюминка, свойственная им мелодичность, лиричность, меланхолия, даже трагичность.

Сколько ты зарабатываешь, сотрудничая с российскими группами? Эти цифры сопоставимы с доходами от работы с зарубежными музыкантами?

Я пробовала работать с зарубежными музыкантами, но решила, что хочу заниматься группами из России, Украины и Беларуси. Зарубежным командам и так есть кому помочь. А вот агентов, которые специализируются на этих странах, я даже и не знаю.

Я беру 15%, это обычная агентская ставка. Некоторые берут и 20%. Группы получают по-разному. Есть и процент от проданных билетов, есть гарантия. Одна и та же группа может получить от 100 евро до 4000 евро за концерт, все зависит от обстоятельств.

Цифры от работы с российскими и зарубежными музыкантами вполне сопоставимы.

Lucidvox —«Видение/Дым»

Насколько коммерческий успех коррелирует у тебя с удовлетворением от проделанной работы?

Конечно, приятно, если музыкант получает достойное вознаграждение, а я, соответственно, свой процент. Если работать впустую, то энтузиазм быстро пропадет. В самом начале я работала практически за идею, по-дружески, но потом стала брать маленький процент, а именно 10%. Я такой совестливый агент, что ли, flexible, иду навстречу артистам, если они вдруг недовольны.

Расскажи о неожиданных, забавных ситуациях из твоей работы с нашими музыкантами за границей.

Из последнего вот Lucidvox опаздывали на брайтонский шоукейс The Great Escape, долго ехали из Лондона. А концерт был в конце длинного пирса. Приехали минут за 10 до шоу, бежали в дождь по пирсу с инструментами. Очень много стресса и смеха было.

Shortparis кажутся группой, полностью готовой для международной музыкальной сцены. Расскажи, как (и где) их приняли во время недавнего тура в Европе, какие отзывы, пресса?

Последний тур Shortparis был в мае, и это был их четвертый европейский тур, организованный мной, не считая выездов на фестивали. В этом туре были солдаут, концерты в некоторых клубах человек на 300–400, и это очень хорошо для второго года работы. Еще у них состоялись первые концерты в Великобритании, тоже успешные, на лондонском шоу в клубе Moth Club на 450 человек был солдаут. Была позитивная пресса в The Quietus, Gigwise, Louderthanwar, канал Arte TRACKS снял небольшой фильм о группе. В июльском номере немецкого журнала Musikexpress вышло интервью с Shortparis.

Интервью с Shortparis в июльском номере немецкого журнала Musikexpress. Фото: Наташа Падабед
Интервью с Shortparis в июльском номере немецкого журнала Musikexpress. Фото: Наташа Падабед

На выступления русских групп в Европе ходят только русские эмигранты, или это стереотип?

Смотря на какие группы. Если это «Ленинград» с билетами от 50 до 100 евро, то это будут только русские. Вообще, на концерты поп- и рок-артистов, выступающих с 1990-х и нулевых, ходит только диаспора. Такие шоу рекламируются только в экспатских медиа, у промоутеров нет цели привлечь местную публику. На группы, с которыми я работаю, ходят местные. Работать с известными российскими исполнителями и иметь дело только с диаспорой мне неинтересно, хотя в этом случае я могла бы заработать больше.

DakhaBrakha —«Monakh»

Какую группу ты хотела бы вывезти за границу, но пока этого не получилось?

Была такая группа, и ее должны были знать во всем мире — «Гражданская оборона». Я пыталась ими заняться в начале 2000-х. Их директор Сергей Попков предложил мне попробовать, но я тогда только начинала работать как агент, меня никто не знал, и ничего не получилось. Есть хорошие группы, но не уверена, что у них что-то получится за пределами России. Лучше я просто схожу на их концерты. А вообще, я присматриваюсь к разным коллективам, но к кому именно — не скажу.

Какова специфика организации концертов за рубежом?

Если говорить об организации тура, то, конечно, в Европе логистика проще, чем в России. Я делаю тур, учитывая расстояния между городами. Дороги отличные, но нужно понимать, что может образоваться пробка на несколько часов. Также нужно брать в аренду микроавтобус.

Я делаю туры, во время которых артисты передвигаются и общественным транспортом, но предпочтительнее иметь свой. Если вы собираетесь выступать в Европе, имейте в виду, нужно везти свой бэклайн, то есть барабаны, перкуссию, гитарные усилители, стойки, их обычно в клубах нет. Клубы предоставляют проживание, отель или комнату в клубе, ужин и напитки.

Промоутер может предложить процент от проданных билетов, обычно это от 50 до 70%. Дорогу, визы обычно никто не оплачивает. Фестивали, напротив, предлагают сумму, в которую входят гонорар и проезд.

Dakh Daughters на KEXP

Что посоветуешь российским музыкантам, стремящимся попасть на международную сцену?

Если у вас нет агента, то пробуйте сами, ищите контакты клубов, фестивалей, пишите им. Запаситесь терпением. И деньгами.

Первые туры могут быть затратными. Также советую заявляться на шоукейсы, туда приезжают промоутеры и пресса. Не гонитесь за Reeperbahn или The Great Escape, туда сложно попасть. Попробуйте ближайшие Tallinn Music Week, MENT и, конечно, Moscow Music Week. Если вас не отобрали на шоукейс, то пусть от группы кто-то до него все же доедет, тот, кто говорит по-английски и коммуникабелен. Пусть присмотрится, познакомится с другими делегатами, послушает выступления на конференции, сходит на концерты, поймет, как работает шоу-бизнес.

Есть ли у тебя ощущение, чего именно иностранцы ждут от современной российской музыки?

Судя по тому, что самая популярная российская группа в Европе сейчас — это Little Big, такой опасный русский хулиган, думаю, что от русской музыки ждут все еще какой-то эксцентрики. Россия до сих пор для многих экзотика. Shortparis тоже ведут себя на сцене агрессивно, но в то же время у них есть и лирическая интонация.

Выступление Shortparis в Вильнюсе

Как ты считаешь, может ли российская группа стать по-настоящему популярной в Европе, если поет на русском?

Можно петь на русском и быть популярным, кроме слов важны харизма, шоу, музыка. Слушает же весь мир песни на итальянском или испанском языке. Кто хочет знать текст, найдут перевод в интернете.

Ты живешь в Берлине, самом раскованном городе мира. По твоим ощущениям, там сохранился запрос на что-то дикое, безумное (как, например, «новая немецкая волна» в 1980-х), или современная музыкальная индустрия выстроила новые правила игры, игнорировать которые нельзя?

Мне кажется, я нахожусь в стороне от музыкальной индустрии, я так и не выучила ее правила, поэтому за всю музыкальную индустрию не скажу. В Берлине как раз интересно жить и работать, потому что сюда стекается вся творческая молодежь мира, тут есть запрос на что-то безумное. Впрочем, в Берлине большие агентства и промоутеры делают не самые интересные события, но это же везде так.

Клип ONUKA — «Vidlik»

Если немного пофантазировать, как ты видишь свою работу в дальнейшем? Хочешь заниматься ею дальше или попробовать что-то новое в музыкальной индустрии?

Помимо агентства, я занимаюсь букингом и продакшном фестивалей. Я бы могла быть менеджером какого-то начинающего талантливого артиста, чтобы пройти с ним путь от самого начала до мирового признания. Мне нравится работать куратором. Приглашайте, я курировала музыкальные программы в Берлине, Вроцлаве и даже в Эрмитаже. Возможно, я сделаю культурный проект в Берлине. Довольно много можно сделать, но нужно время, а его совсем нет. Буду ли агентом до конца своих дней, я не уверена. Это довольно неблагодарная работа, вредная для здоровья, особенно психологического.

Что из недавнего тебя удивило или поразило в российской и зарубежной музыке?

Мне кажется, уже сложно себя чем-то поразить. Техникой игры меня не удивить, можно скорее постановкой шоу. Из российской музыки я бы отметила «Поехали», «Интуриста», Rosemary loves a blackberry.

Из недавних выступлений понравились канадцы Crack Cloud, американка Little Annie. Мне очень нравится Thomas Azier из Нидерландов. Он был на последнем SKIF’e (петербургский международный фестиваль им. Сергея Курехина. — Прим. ИМИ) и удивил там многих, никто не ожидал такого. Его фанаты приехали из других городов. Была у нас как-то группа Winny Puhh из Эстонии, вот они меня поразили. В общем, для подобного впечатления должна быть какая-то особая смесь из музыки, шоу, атмосферы.

Выступление Winny Puhh

Следить за агентством Наташи Падабед More Zvukov