Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/50/image/article-22c23afc6b4d60485073fae213cd118e.jpgАрсений Фильцев2019-09-09T20:43L’One против Black Star: разбираемся в конфликте
L’One против Black Star: разбираемся в конфликте
L’One (Леван Горозия). Фото: @nelmoscow

L’One против Black Star: разбираемся в конфликте

L’One (Леван Горозия). Фото: @nelmoscow

10 июля рэпер L’One (Леван Горозия) дал большое интервью «Медузе», в котором подробно рассказал о своих претензиях к лейблу, с которым сотрудничал семь лет. Музыкант поделился своим взглядом на проблемы музыкальной индустрии и работу артистов с крупными лейблами.

Подготовил: Арсений Фильцев

Когда L’One решил уйти с Black Star?

По словам рэпера, идея покинуть лейбл появилась у него давно, однако переговоры об условиях выхода L’One с Black Star начались не раньше ноября 2018 года. Окончательно разорвать отношения с компанией музыкант решил в марте 2019-го.

Почему L’One решил покинуть Black Star?

В определенный момент рэпер перестал видеть выгоду в продолжении сотрудничества на тех условиях, которые ему предлагал лейбл. К примеру, запись альбомов и съемку клипов он оплачивал самостоятельно, но при этом все права на музыку оставались у Black Star Inc. Артист признался, что халатно отнесся к подписанию контракта.

Цитата: «Мне было 27 (в 2012 году. — Прим. ИМИ). Вроде сознательный молодой человек, но когда тебе нечего терять и есть какая-то дикая мечта, которую ты хочешь осуществить, даже если бы юристы сказали поменять в контракте что-то, а лейбл бы не согласился, я бы все равно подписал. Так же делает куча молодых артистов в нашей стране, и они потом ничего не могут с этим поделать. Они остаются один на один со своими проблемами».

На каких условиях Black Star были готовы расстаться с L’One?

170 миллионов рублей отступных. Об этом Леван написал в своем твиттере 11 июля:

Что потерял L’One, уйдя с Black Star?

У себя в инстаграме рэпер отметил, что Black Star отказались отдать ему права на использование псевдонима L’One, а также на исполнение песен, выпущенных под этим именем. По закону лейбл не может присудить имя L’One другому артисту, однако имеет право без согласования с автором использовать его псевдоним и песни в других коммерческих целях, например вставлять их в рекламу.

Почему так случилось?

По словам рэпера, он попал в крайне сложную ситуацию во многом из-за того, что российская система авторского права «несовершенна на всех уровнях». L’One отметил, что лейблы зачастую значительно ограничивают свободу творчества исполнителей, поскольку те, согласно условиям контрактов, не имеют права вести параллельные музыкальные проекты, выступать под другим именем или выпускать какие-либо песни без согласования с лейблом.

Что дальше?

В начале июля L’One рассказал, что подает в суд на Black Star и руководителей лейбла, Тимати (Тимура Юнусова) и Пашу (Павла Курьянова). Рэпер хочет получить назад права на свое имя и песни. Леван высоко оценивает собственные шансы на победу. Один из аргументов Горозии — согласно Гражданскому кодексу РФ, псевдоним артиста якобы неотчуждаем и не может передаваться другому лицу. L’One утверждает также, что в контракте, который он заключил с Black Star в 2012 году, содержатся положения, противоречащие законодательству РФ.

Цитата: «Не обладая юридической грамотностью, я не смог, к примеру, распознать незаконность одного из пунктов договора, который прямо противоречит общим правилам п. 1 и 3 ст. 22 Гражданского кодекса РФ. Пункт, по которому я был обязан передавать еще даже не написанные песни (будущие произведения) компании. То есть песни еще нет, но она уже их. Что также противоречит ГК РФ. И таких моментов много» — пост в Instagram.

Уверенность L’One в победе в суде, впрочем, разделяют не все.

«Существуют совершенно легальные формы — договор отчуждения прав, например, по которому имущественные права автора полностью отходят издательству или лейблу. В отношении бренда/имени это регистрация товарного знака или торговой марки», — рассказал ИМИ.Журналу директор музыкальной компании «М2БА» Илья Груздев.

Собеседник ИМИ.Журнала подчеркнул, что выносить какие-либо суждения о том, кто прав в этом конфликте, стоит только после изучения подписанного Горозией контракта.

«Нужно смотреть договор, чтобы вынести экспертное мнение, в противном случае это спекуляция на теме. При этом предсказать решение российского суда я не могу, даже если бы прочитал существующий контракт между данными сторонами», — отметил Груздев.

Реакция руководителей Black Star

Владелец Black Star Тимати отметил, что все стороны были осведомлены об условиях контракта и что лейбл действует строго в его рамках:

Цитата: «Подписывая контракт, ты же читал пункт про то, что весь контент, произведенный за эти годы, —это собственность компании. Ты же в трезвой памяти его подписывал, своими руками. Я бы с удовольствием тебе бы его передал, если бы ты хоть раз набрал и со мной встретился и поговорил, а не прибегал в офис с толпой невнятных юристов».

На просьбу ИМИ.Журнала прокомментировать конфликт с L’One представители Black Star не ответили.

Конфликты других артистов с Black Star

За минувший год лейбл лишился нескольких крупных исполнителей. В прошлом году с Black Star ушли Kan, Вандер Фил и Kristina Si. В начале 2019 года о расставании с проектом также сообщил Егор Крид, один из самых популярных исполнителей компании.

Что с ними сейчас?

Вандер Фил и Kan продолжают давать концерты и выпускать песни под своими именами, уход с лейбла Kristina Si (Кристины Саркисян) обернулся скандалом. Певица обвинила боссов Black Star в том, что те вынуждают ее исполнять песни, написанные гострайтерами, а также запрещают артистке использовать свой псевдоним.

22 марта Саркисян как Kristina Si опубликовала песню «Mami», которую вскоре удалили по жалобе Black Star. С тех пор новые песни певицы выходят под именем Krissy.