Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/479/image/article-eb2b9ddf8c97cf52a22c08fe777f8f6b.jpgМихаил Мазунов2021-11-11T12:50Как музыканту избежать блокировки в Instagram
Как музыканту избежать блокировки в Instagram

Как музыканту избежать блокировки в Instagram

Этой осенью то и дело появляются новости об удалении аккаунтов в Instagram. С блокировками столкнулись в том числе музыканты: так, в конце октября стало известно о блокировке страницы Mujuice (позже артист восстановил доступ к ней). «ИМИ.Журнал» попросил музыкального менеджера и специалиста по продвижению Михаила Мазунова разобраться в том, что стоит за этим явлением и как обезопасить свой аккаунт от возможной блокировки. 

Как происходит блокировка?

Владелец аккаунта заходит в Instagram и видит сообщение о блокировке на сутки до выяснения причин. По прошествии 24 часов пользователю высылают еще одно сообщение — об удалении аккаунта за нарушение правил сообщества. Владельцу профиля предлагается заполнить форму, после чего он получает электронное письмо, в котором Facebook просит пользователя предоставить дополнительную информацию и фотографию паспорта. Из тех, с кем мне удалось пообщаться на тему блокировок, вернуть аккаунт пока не смог никто

За что аккаунт могут заблокировать?

Под угрозой удаления оказываются аккаунты, нарушившие нормы сообщества. Но какие конкретно нормы имеются в виду, не поясняется. Логично предположить, что в случае артистов проблема может быть в музыке, которую они выкладывают к себе в Instagram. Я обратился к правилам использования сервиса, нормам сообщества и другим официальным материалам, доступным в Facebook и Instagram, которые могли бы пояснить последствия использования музыки при создании контента. 

Что говорится в пользовательском соглашении?

Прежде всего я изучил параграф 3 «Ваши обязательства перед Facebook и нашим сообществом», пункт 2 «Допустимый контент и разрешенные действия на Facebook» и далее подпункт 1 «Вы не имеете права использовать наши продукты, чтобы делиться контентом или совершать действия, которые...». Из приведенного списка нам стоит обратить внимание на действия, которые:

  • Нарушают пользовательское соглашение, наши нормы сообщества и другие условия и политики, регулирующие использование вами Facebook.
  • Нарушают права других лиц, в том числе их права на интеллектуальную собственность.

Музыка относится к интеллектуальной собственности, и, если артисты будут выкладывать контент с музыкой в свой аккаунт, Facebook посчитает это нарушением, потому что решит, что у них нет прав на эту музыку. «Как я могу нарушать правило, если я выкладываю видеоконтент только со своей музыкой?» — спросите вы. В теории вы не нарушаете это правило, но на практике Facebook не знает, обладает ли необходимыми правами на интеллектуальную собственность конкретный аккаунт в Instagram.

Чтобы избежать подобных проблем, нужно привязать аккаунт в Instagram к вашей музыке, которая поступает в Instagram через дистрибьюторов. Для этого у Facebook предусмотрена специальная форма «Запрос поддержки по Music Label Operations».

Я снял видео о том, как заполнить эту форму 

Что Facebook и Instagram думают по поводу музыки в видео?

В мае 2020 года Facebook опубликовал Music Guidelines как дополнение к пользовательскому соглашению. Правила доступны только на английском языке и применимы ко всем продуктам Facebook, включая Instagram.

В данном своде нас интересует одно предложение: «If you use videos on our Products to create a music listening experience for yourself or for others, your videos will be blocked and your page, profile or group may be deleted». В переводе это означает: «Если вы используете видео на наших платформах для прослушивания музыки, ваше видео будут заблокированы и ваша страница, профиль или группа могут быть удалены». 

Тут мы видим уже другую концепцию: Facebook не хочет, чтобы пользователи использовали Instagram для прослушивания музыки, так как платформа пока не является полноценным музыкальным стриминг-сервисом. Если пользователи начнут использовать Instagram для прослушивания музыки, у Facebook возникнут проблемы с правообладателями. YouTube в свое время решил этот вопрос внедрением системы Content ID и выплачивает часть рекламного дохода правообладателям музыки. 

В том же мае 2020-го Instagram опубликовал отдельный пост про использование музыки в видеоконтенте. Я выписал основные моменты, которые будут нам интересны.

У Instagram есть лицензионные соглашения с правообладателями, которые регулируют использование музыки в Facebook и Instagram. В рамках этих соглашений есть определенные ограничения. Условия лицензионных соглашений конфиденциальны, но Instagram дает основные гайдлайны по использованию музыки

  • Музыка и запись живых выступлений разрешены для публикации в сторис.
  • Чем больше в вашем видео будет полных версий треков, тем больше шансов, что на контент наложат ограничения. Ограничения связаны с тем, что лицензионные соглашения с правообладателями музыки заключены еще не во всех странах. Поэтому платформа рекомендует пользователям снимать короткие видео.
  • В контенте всегда должен присутствовать визуальный компонент: воспроизведение аудио не должно быть основной целью публикации видео. Как указано в своде правил, это связано с запретом на создание видео с целью прослушивания музыки в Facebook и Instagram. 

Как именно Facebook защищает интеллектуальные права? 

В разделе «Нормы сообщества Facebook» есть раздел «Соблюдение прав на интеллектуальную собственность». Тут нас снова предупреждают: «Прежде чем публиковать какой-либо контент на Facebook, убедитесь, что у вас есть на это право. Соблюдайте авторские права других людей, права на товарные знаки и другие предусмотренные законом права».

Интересно, что в этом разделе есть ссылка на публичные отчеты Facebook по удалению контента, который нарушает права интеллектуальной собственности. Сами отчеты формируется раз в полгода — актуальную версию отчетов можно скачать здесь же.

Но нас больше интересует дополнительная информация о том, как Facebook осуществляет защиту интеллектуальной собственности. Во-первых, правообладатели могут подать заявку на удаление контента через доступные онлайн-формы. Во-вторых, Facebook применяет так называемый proactive enforcement — в рамках этого метода платформа автоматически определяет контент, который потенциально нарушает права на интеллектуальную собственность, и удаляет его до обращения правообладателя в Facebook.

Facebook использует автоматические инструменты, которые определяют возможные нарушения прав на интеллектуальную собственность. Данные инструменты принимают во внимание различные сигналы — такие, как инсайты от машинного обучения, присутствие ключевых слов, связанных с пиратством, и предыдущие нарушения в отношении интеллектуальной собственности от проблемных аккаунтов. Это только некоторые сигналы, упомянутые в этом разделе. 

Исходя из этой информации:

  • Избегайте слов в описании постов, которые могут ассоциироваться с пиратством. Например, «скачать бесплатно», «слив» и подобных им.
  • Если ваши видео уже блокировали в Instagram, вы в зоне риска и Instagram расценивает ваш аккаунт как «проблемный». Любое новое видео, нарушающее правила охраны интеллектуальной собственности, может привести к удалению аккаунта.

На что еще надо обратить внимание? 

Вместе с тем стоит уделить внимание документу «Защита интеллектуальной собственности в Facebook и Instagram». Он суммирует и повторяет те правила, что мы уже изучили, но также я нашел в нем еще пару моментов, на которые стоит обратить внимание. 

Facebook блокирует определенные хэштеги в Instagram, так как посты, в которых они, как правило, используются, нарушают нормы сообщества и пользовательское соглашение Facebook. В чем выражается блокировка? Если мы перейдем на страницу хэштега, то увидим на устройствах на Android такое сообщение:

К тому же Facebook может удалять аккаунты, часто использующие заблокированные хэштеги. К сожалению, исчерпывающего списка таких хэштегов нет. Если вы планируете использовать в вашем посте определенные хэштеги, проверьте, не наложены ли на них ограничения. Из хэштегов, которые могут относиться к музыке и находятся в блоке, мне удалось найти следующие: #single, #edm, #parties.

Также Facebook борется с распространением ссылок, которые нарушают права на интеллектуальную собственность

Как избежать блокировки аккаунта?

  • По возможности не используйте в постах музыку, на которую у вас нет прав.
  • Свяжите ваш аккаунт в Instagram с вашей музыкой, официально размещенной на платформе. 
  • Не публикуйте длинные видео с музыкой.
  • У видео всегда должна быть визуальная часть — оно не должно быть размещено только для прослушивания музыки.
  • Запись выступления артиста или группы можно спокойно размещать в сторис.
  • Избегайте слов и ссылок в описании постов, которые могут ассоциироваться с пиратством и нарушением прав на интеллектуальную собственность.
  • Избегайте частого применения хэштегов, которые находятся в бан-листе Instagram.
  • Придерживайтесь других правил, описанных в «Нормах сообщества Facebook» и пользовательском соглашении и не относящихся к нарушению прав на интеллектуальную собственность. 

Что делать, если аккаунт все же заблокировали?

  • Зайти в инстаграм через официальное мобильное приложение.
  • Заполнить форму.
  • Дождитесь получения письма — вам потребуется выслать селфи с кодом, указанным в письме.
  • Важные детали по заполнению формы и созданию селфи есть здесь.