Инструкция
Подробности
Я музыкант.
Что делать?

Мы выпускаем книгу «Новая критика»

Сборник статей, которые предлагают новые точки зрения на современную российскую поп-музыку
13 июля 2020
Текст:
Редакция ИМИ.Журнала

13 июля 2020
Текст:
Редакция ИМИ.Журнала

22 июля в продажу поступит книга «Новая критика» — сборник статей, которые предлагают новые точки зрения на современную российскую поп-музыку. Почему ветераны «Нашего радио» стали играть ультраправый рок? Как связаны Линда, Жанна Агузарова и киберфеминизм? Почему в клипах 1990-х все время идет дождь? Как в баттле Славы КПСС и Оксимирона отразились ключевые культурные конфликты ХХI века? Почему русские рэперы раньше воспевали свой район, а теперь читают про торговые центры? Как российские постпанк-группы сумели прославиться в Латинской Америке? Внутри — ответы на эти и многие другие интересные вопросы.


«Новая критика» — проект Института музыкальных инициатив (ИМИ). Автор идеи и редактор сборника — Александр Горбачев, музыкальный критик, редактор, редакционный советник ИМИ, бывший главный редактор «Афиши» и бывший заместитель главного редактора «Медузы». Книга стала результатом открытого конкурса в рамках проекта ИМИ.Исследование: в августе 2019 года экспертное жюри выбрало лучшие заявки из более чем 130 присланных. В итоге в книгу вошли 12 текстов на самые разные темы: от поп-клипов 1990-х до импровизационных сообществ Москвы и Петербурга, от Егора Летова до Славы КПСС, от Жанны Агузаровой до рэпера Yanix. Авторы сборника — студенты и магистранты различных российских и мировых университетов (ВШЭ, Европейский университет, Университет Манчестера), журналисты, независимые исследователи.

Статьи, составившие сборник, можно условно разделить на несколько тематических блоков. Первый посвящен тому, как в сегодняшней российской музыке присутствует и «работает» наследие советского мифа. Второй — тому, как формировался новый музыкальный и культурный язык в России 1990-х. Третий блок применяет к анализу популярной музыки гендерную и феминистическую оптику. Четвертый осмысляет российский хип-хоп в широком культурном и урбанистическом контексте. Завершает сборник статья аспиранта Университета Манчестера Марко Биазиоли об истории российского музыкального экспорта — от Бориса Гребенщикова и «Звуков Му» до Shortparis и Motorama. 

Александр Горбачев

автор идеи и редактор сборника, редакционный советник ИМИ, сценарист студии Lorem Ipsum

Мне вообще кажется, что с музыкальной журналистикой в России сейчас все очень неплохо; во всяком случае, такого разнообразия мнений, оптик и экспертиз никогда прежде не бывало. Чего не хватает, так это более широкого социокультурного анализа разных феноменов здешней поп-музыки; попыток понять, как эта музыка создает свои смыслы – и как эти смыслы коррелируют с жизнью культуры и общества. Мы подумали, что ИМИ как институция может создать пространство для такого глубокого разговора, который при этом не был бы заперт в академическом контексте, как в гетто. По-моему, получилось как минимум любопытно — во всяком случае, лично я как редактор и читатель узнал из сборника много нового и посмотрел на какие-то вещи по-новому. Если определять, какая у нас получилась книжка, совсем коротко, я бы сослался на наш указатель имен и названий, где почти друг за другом идут Филипп Киркоров, Юлия Кристева, группа “Кровосток” и Надежда Крупская. Вот такая и получилась.


«Новая критика» — первая книга в серии тематических исследовательских сборников, которые ИМИ планирует выпускать ежегодно. Прием заявок на участие во второй серии «Новой критики» начнется на сайте ИМИ 22 июля — в день выхода книги. Процедура — та же: экспертное жюри отберет лучшие заявки из присланных. Редактором второго сборника будет музыкальный журналист, автор радиопередачи и книги «Хождение по звукам», ведущий подкастов «От хора до хардкора» и «Шум и яркость» Лев Ганкин. Общей темой второй «Новой критики» станут sound studies — исследования и изыскания в области звука российской и постсоветской популярной музыки.

Книгу «Новая критика» можно будет купить в основных книжных магазинах Москвы и в главных интернет-книжных. Первые несколько месяцев книга будет доступна только в бумажной версии.

Полный список текстов, вошедших в сборник:

Иван Белецкий. Будущее в прошедшем: три сюжета об утопии и ностальгии в постсоветской музыке

Дарья Хохлова, Никита Хохлов. «Советский Союз не развалился»: ретромания, постирония и ностальгия в российской популярной музыке

Кристина Чернова. Советская волна: ностальгия и практики конструирования утопии 

Дарья Журкова. «Прячу осколки — все, что осталось от тебя»: российские музыкальные клипы 1990-х годов: энциклопедия образов новой жизни      

Леонид Грибков. «Просто оставьте нас в покое»: журнал «Птюч» и культурная политика постсоветского рейва 

Даниил Жайворонок. Космос, шаманизм, виртуальная реальность: альтернативные феминистские мифологии российской поп-сцены в 1990–2000-е годы

Ира Конюхова. «Лучше никак, но не обратно»: судьба группы «Тату» как отражение гендерной биополитики в России в 1999–2019 годы

Алексей Царев. От гетто до блока: город и городское в современном российском хип-хопе

Михаил Киселев, Полина Ханова. Модерн, постмодерн, метамодерн: русский рэп как территория больших культурных конфликтов 

Артем Абрамов. Оркестр большого города в иллюзии безопасности: экспериментальная и импровизационная сцена Москвы и Санкт-Петербурга

Дарья Иванс. От актуальности к гиперлокальности: новая поэтическая волна как музыкальный и этический феномен

Марко Биазиоли. От «красной волны» до «новой русской волны»: российский музыкальный экспорт и механика звукового капитала

Книга «Новая критика» поступит в продажу 22 июля. О том, где ее можно будет приобрести, мы сообщим дополнительно.

13 июля 2020
Текст:
Редакция ИМИ.Журнала
Поделиться материалом:Поделиться:
Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии
Читайте также