Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

14 емких советов молодым музыкантам от Palina

Как настроить творческий процесс, структурировать проекты и почему важно не бояться случайностей
Фотографии: архив героини
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/483/image/article-acc5691d73200bacff1bbf726b3015b8.jpgИлья Гарькуша, Леша Горбаш, Карина Бычкова2021-11-18T20:30Как настроить творческий процесс, структурировать проекты и почему важно не бояться случайностей

Недавно минскую певицу Palina хвалил Юрий Дудь — а пару месяцев назад на YouTube-канале ИМИ прошел ее вебинар о том, какие приемы и навыки стоит применять молодым музыкантам, чтобы наладить творческий процесс. Певица дала советы, как сонграйтерам справиться с творческим кризисом, найти баланс между спонтанностью и контролем и структурировать свою работу. Исполнительница также поделилась лайфхаками, которые помогают ей «не сходить с ума» в процессе творчества. «ИМИ.Журнал» собрал главные советы исполнительницы.


Анализируйте музыку других артистов 

В свое время я зацепилась за слово «прозрачность», и на какой-то период оно стало для меня важным ориентиром. Что я имею в виду? Мне нравилось, как звучали треки, в которых, с одной стороны, много разных партий, с другой — много пространства. То есть они прозрачные, в них слышно, какой инструмент выполняет какую функцию, и все звучит ладно. А все, что я делала, звучало как жуткий перегруз. 

После чего для меня большим источником вдохновения стала чужая музыка. Я стараюсь ее слушать очень внимательно: обращаю внимание на то, как сделаны те или иные вещи, пытаюсь их повторить. Я не пытаюсь привнести чужие фишки в свой трек, но понимание тех или иных приемов может рано или поздно помочь мне решить какие-то задачи.

Помню, большим открытием для меня стал альбом Sevdaliza. У нее так классно звучал вокал, что я думала, дело в супермикрофоне или каком-то суперэффекте. А затем я пошла к своему преподавателю и спросила, как это сделано, и он накинул реверберацию с коротеньким хвостом, включил бас, и мой вокал зазвучал совсем по-другому. Меня это так впечатлило!

Расширяйте свой контекст 

Раньше я пристально следила за тем, что делают музыканты, которые живут со мной в одном городе. В какой-то момент была очень сильно сконцентрирована на этом, пока не увидела лайв NPR Music Tiny Desk Concert. Там выступали артисты разной величины, и они говорили настолько понятные вещи, что мне показалось странным, что я пытаюсь вписать себя в узкий контекст моего города. Тогда я поняла, что артисту нужно существовать в контексте мира, и, когда я это почувствовала, у меня сразу поменялись планы на жизнь и мой потолок стал очень высоким.

В тот момент я осознала, что можно делать бесконечно много всего, вдохновляться всем, что есть вокруг. У меня отпало соревновательное желание — в плане каких-то там достижений и концертов. Потому что, когда ты существуешь в очень большом контексте, ты понимаешь, что есть разные артисты, разные какие-то точки развития и главное — пробовать. 

Я очень много пробовала, пока училась делать музыку самостоятельно: пыталась заигрывать и с джазовыми темами, и рэп делала. Это было достаточно болезненно, но полезно. Когда начинаешь делать трек и понимаешь, что он не идет, что тебе не нравится, что это не твое, — это немного обламывает. С другой стороны, когда ты переделаешь много непонятного и неблизкого, начинаешь гораздо лучше понимать, какая музыка твоя.

Не бойтесь отметать лишнее, чтобы найти равновесие 

Всем музыкантам в начале карьеры я советую сразу готовиться к долгому пути: сначала нужно сделать много черновой работы, очиститься и отпустить все лишнее. Я где-то два года потратила на неудачные проекты, жуткие и странные эксперименты, причем я даже умудрялась с таким материалом выступать. Слушатели тоже говорили, что все звучало ужасно, но этот период нужно было прожить. Мне нравится одна метафора: в жизни вокруг нас много ненужного шума, который напоминает рябь на воде, из-за которой не видно дна. Но как только вода успокаивается, сразу можно понять, что там на глубине. Нужно найти для себя режим, в котором вы почувствуете равновесие и ясность. Я в такое состояние вхожу, как ни странно, во время уборки: когда руки заняты мелким простым трудом, очень хорошо высвобождается голова и мне проще искать новый материал.

Думайте о пространстве внутри трека

Мне очень нравится сравнение музыки с архитектурой: свои треки я воспринимаю как созданное для слушателя пространство. Я стараюсь делать свои проекты более масштабными, чтобы в них можно было погрузиться. Мне так интереснее. Владимир Потапенко, научивший меня пользоваться Ableton, на одном из занятий сказал: «Этот трек — словно картина Айвазовского». Я не совсем тогда поняла отсылку к Айвазовскому, но сравнение музыки с картиной мне очень понравилось. 

Сейчас, когда я составляю музыкальное произведение, я не пишу партию, а ищу тембры. Я стараюсь разбираться в звуке, чувствовать и понимать его, создавать взаимодополняющие партии. Ощущение инструментов пришло ко мне относительно недавно, именно тогда я себя и нашла как музыканта: я довольно плохо импровизирую и не умею придумывать с ходу. При этом мне ужасно увлекательно собирать из звуков пазл и представлять их в виде натюрморта.

Я подхожу к своему творчеству как к мозаике: пытаюсь собрать интересное полотно, но не смешивать весь материал в кучу, чтобы не нарушать общую концепцию трека. 

Не бойтесь случайностей 

При написании текста я всегда перебираю миллион вариантов, вариаций и слов, долго сижу над материалом и с трудом расстаюсь с ним. Большинство образов, которые появляются у меня в текстах, никогда не связаны с конкретными событиями, поэтому я уже постфактум могу привязать их к какому-то времени, дописать или изменить. Недавно я смотрела ролик, где Татьяна Черниговская говорила, что текст знает о себе больше, чем автор, из-за чего происходит саморазвитие смысла. И хотя эта цитата Лотмана относится больше к знаковым системам, то же можно сказать и про музыку. Когда я пишу обезличенный текст, у него как будто бы есть потенциал дальнейшего развития. Слушатели часто рассказывают мне истории, которые ассоциируются у них с моими песнями. Кажется, что песни живут немного своей жизнью.

Мне проще придумывать тексты, когда я читаю поэзию или практикую фрирайтинг. Я стараюсь зафиксировать в потоке слов интересные мне рифмы и фразы, связанные с идеей, которая ко мне пришла.

Еще я недавно стала играть в слова на телефоне, и это приложение запустило во мне какой-то жуткий механизм постоянного генерирования слов, что довольно сильно помогло в творчестве. 

Войдите в состояние потока 

Я достаточно хаотичный и рассеянный человек, выпускать альбомы мне очень трудно, как, наверное, и многим другим музыкантам. Сложнее всего решить, нужна ли конкретная партия или нет, потому что довольно быстро перестаешь слышать свой материал. Раньше я этого не понимала и продолжала накидывать все больше и больше деталей в проект, появлялось много мусора. Теперь если я плотно сижу с треком несколько дней подряд или уже готовлю его к выпуску, то стараюсь пару недель его не слушать. В других случаях я не боюсь переключаться между проектами, если мне нечего сказать. 

Главное — работать в созидательном состоянии, чтобы всегда оставался свежий взгляд. Тогда от создания музыки остается даже терапевтический эффект. При этом не нужно забывать про планирование: я советую сразу подумать о том, что вы хотите сделать, какие у трека будут ритмика, жанр и форма. Когда ты можешь объяснить себе, что собираешься написать балладу, то в процессе работы будет меньше соблазнов добавить лишние элементы. Идея трека не будет размываться и останется путеводной звездочкой.

Очень важно часто сохранять свои проекты, чтобы к любому этапу создания можно было легко вернуться. Иногда я возвращаюсь к более старой версии и понимаю, что она была лучше и интереснее. 

Структурируйте проекты и ставьте себе дедлайны

Хорошие идеи всегда остаются и потом слышны. Ты понимаешь, как они работают. Еще мне помогает какой-то фальшдедлайн. Когда я понимаю, что над треком надо работать еще долго, но сделать надо к завтра. Да, я не успею сделать все, что хотела, но завтра мне надо кому-то его показать. И тогда ты гораздо быстрее понимаешь, что лишнее, а что нет, наводишь порядок.

Я стараюсь не делать музыку в плохом физическом и моральном состоянии, потому что это редко доводило до добра. Раньше пыталась лечиться музыкой, а потом поняла: она требует меня здоровую, достаточно спокойную. И если я не очень хорошо себя чувствую, закапываюсь гораздо глубже в это состояние, ничего путного не получается.

А еще, когда ты работаешь один, нужно разработать понятную навигацию проекта. В песнях, которые я выпускаю, в среднем 25 дорожек. И у меня появилась личная терминология того, как я называю группы инструментов. Стало гораздо проще, потому что я стала расставлять дорожки в том порядке, в котором мне удобно с ними работать. Таким образом проект вычищается: сразу видно, где мусор. И на сведении проще называть странные инструменты. Допустим, все арпеджио я называю «узор». Не знаю, как ко мне относятся звукорежиссеры, которым доводилось сводить мои треки. У меня есть категория инструментов, которую я называю «пик-пик». Мне кажется, достаточно понятно.

Я использую платформу Miro для создания когнитивных карт. Делаю это нечасто, когда планирую, например, осенние концерты и строю планы по релизам. У меня есть большая схема того, где и какие дела я должна сделать. Мне это помогает: появляется спокойствие, могу объять все дела и увидеть их одним взглядом. Становится не так тревожно.

Не показывайте недоделанные проекты 

Не нужно показывать проект, когда он у тебя не готов. Мне часто хотелось поделиться музыкой с друзьями, мамой, с кем-то еще. Когда только придумала — и мне было очень хорошо. Я перестала это делать, потому что потом всегда очень больно: ты доделываешь трек, но уже показал ту первоначальную версию. Не факт, что она лучше, но ее запомнили, она первая. И тебе потом обязательно скажут, что что-то не то.

И был период, когда я ходила советоваться по проектам. Заметила, что, когда я шла к какому-то музыканту, немножко переделывала стилистику под него. Это губительно, потому что жанрово все ломалось. Мне кажется, нужно наращивать доверие к себе и все-таки делать так, как ты чувствуешь. Потому что тогда есть целостность трека, и вот это ощущение пространства, которое у тебя не перетекает из очень разных форм, само по себе цельное.

Важно не зависеть от ожиданий 

Раньше казалось, что на концертах нужно быть сложным. Играть на дорогих инструментах, иначе тебя не будут слушать. Как мне кажется, моя музыка не очень приспособлена к электронному лайву самому по себе, но я на каком-то этапе стала их делать. Это было разочарование и для меня, и для аудитории. Я была очень заморочена, хотелось показать, что я могу сделать сложно: сыграть, выучить. Но если я сильно волнуюсь и переживаю, то не могу хорошо провести концерт. И поэтому стараюсь быть проще. 

Был сложный этап, когда моя аудитория сменилась. Я пыталась оправдать надежды и желания старой аудитории, мне было больно, когда ко мне подходили и говорили, что все, я уже не та и плохая. Но потом мне подруга сказала: «Понимаешь, люди сожалеют не о том, что ты пишешь другую музыку, а о том, что они слушали твою музыку тогда, давно, и для них там осталась эта молодость». 

Сейчас я доверяю себе и не пытаюсь делать что-то для кого-то. Из-за этого чувствую себя и честным артистом, и честным человеком. Как мне кажется, это большой бонус, который неплохо считывается.

Погружайтесь в концертные мелочи

Я могу самостоятельно делать концерты и несколько раз так делала. Юридические моменты, договоры с площадками, аренда звукового оборудования, света, организация продажи билетов — проходила все эти этапы. И в день концерта я понимала, что выхожу на сцену, играю одна — и я единственный человек, который отвечает за все, что происходит. Понимала, что, если что-то произойдет, мне будет плохо. Слава богу, ничего не случилось. Сейчас стараюсь работать с организаторами, хотя и сама понимаю, как напрямую связаться с клубом и все сделать. Я могу хорошо просчитать концерт — и за счет этого я быстро понимаю, когда мне пытаются продать какую-то ерунду. 

Все концерты, которые я делаю в России или в Украине, строятся на личных контактах. Мне кажется, это важно и продвигает тебя как артиста. Все 10 лет, что куда-то езжу, я знакомлюсь с людьми.

Не пытайтесь делать все сразу 

Когда я занимаюсь концертами, обычно не занимаюсь музыкой — потому что это очень много всего. Стараюсь выстроить общую драматургию концерта, а остальное время трачу на общую организацию. Я разделяю три периода. Обычно задумываюсь про концерты в конце лета — и планирую их на осень. Когда думаю о них в феврале — планирую на весну. А еще есть фестивальный период. И всегда выделяю неделю, в которую буду готовить концерт.

Развивайте многозадачность

Если хочешь стать артистом, ты должен понимать, что будешь многостаночником. Возможно, у меня не самая амбициозная позиция: если бы я хотела сразу либо стадионы, либо ничего, то существовала бы в немного другой концепции. Но мне нравится заниматься в проекте всем: могу написать музыку, смонтировать видео, я делаю афиши. Мне помогают это все зафиналить — и это как раз приятная часть, где я могу разделить ответственность с кем-то.

Иногда мне предлагали сделать афишу за 50 долларов. А я понимаю, что еду в маленький город, будет не так много людей, мой гонорар будет 100 долларов. И странно отдавать 50 на афишу. И в тот момент я научилась пользоваться какими-то программами. Рада, что могу сделать это самостоятельно. Это всесторонне тебя развивает.

Ищите новые способы продвижения

Пока все было классно и мероприятия проводились, могу сказать, что хороший способ продвижения — это фестивали. Туда нужно подавать заявки. В принципе, фестивали открыли для меня украинский рынок. Я поездила по фестивалям — и у меня сформировалась аудитория. Классно, что на фестивалях ты сразу попадаешь в хорошую аудиторию. В чем отличие от телешоу: там человек выключил телевизор и забыл. А после фестиваля люди идут на твой концерт. Так что, если есть возможность, находите фестиваль, подавайте заявку, езжайте туда бесплатно, потому что это классный метод. 

Стриминг тоже дает новых слушателей — там точно нужно быть. Многие говорят, что музыка пришла из рекомендаций. А если пока не очень понятно, с кем сотрудничать, музыку можно грузить «ВКонтакте», обязательно подгружать ее на YouTube и SoundCloud — это тоже дает свою аудиторию. Я начинала карьеру в 2011 году, тогда стримингов не было. И я просто загрузила песни «ВКонтакте» — тогда все и началось, потому что музыка должна быть доступной. 

Многое решают личные знакомства. Я не сильно это люблю, мне тяжело дается со всеми знакомиться, но это проверенная штука. Кто-то мог вас не заметить и не взять на фестиваль. А потом снова услышит о вас от своих знакомых — и поменяет отношение. Нужно быть приветливее к людям. И всегда стоит подавать заявки на конкурсы, шоукейсы, стажировки. Не бояться, что вам откажут. Я даже не помню, куда меня взяли по моей заявке за последнее время. Но было несколько моментов, когда я отправляла заявку, мне не отвечали, а спустя какое-то время приходил проект. И я понимаю, что это тоже эффективный метод продвижения. Слышу от артистов, что они ездят на шоукейсы, потому что постоянно пишут по сто писем, получают ответ на одно — и едут заявлять о себе.

Когда моя музыкальная карьера заглохла и надо было ее начать, я подалась на конкурс Jager Music Awards. Не могу сказать, что сам по себе этот конкурс дал мне аудиторию, но для того, чтобы выиграть в номинации «Зрительское голосование», я лично отправила, мне кажется, около семисот сообщений о том, что я участвую с этой песней в конкурсе. Это было жестко, но, так или иначе, семьсот человек узнали о том, что я выпустила спустя два с половиной года какую-то новую песню, я что-то делаю. После этого меня стали куда-то приглашать выступать. Поэтому важно быть настойчивым и иногда идти даже на крайние меры. 

Да и сами по себе концерты — это мощный способ продвижения. Вот на мой концерт пришли 100 человек, 70 из них запостили у себя сториз — и даже если у этих людей минимальные охваты, ты все равно широко распространяешь свое творчество. Делаю на это оглядку на выступлениях.

Не забывайте о сценических образах и имидже

Я сильно разделяю себя как композитора и как выступающего артиста. На данный момент мне близка идея, что я как артистка должна быть интересной. И это должно быть органично. Представляю себя не Примадонной и не группой Måneskin, но когда я несу какой-то образ, представляю себя арт-объектом. Мне нравится эта концепция, она очень уважительная по отношению к слушателю. Так я лучше прорабатываю то, что делаю. Происходит качественное переключение тебя из обычной жизни в жизнь сценическую. И когда тебя интересно не только слушать, но и наблюдать за тобой, это большой бонус. И нужно понимать: если идешь в публичную сферу, нельзя быть только артистом. Тебе нужно жить интересную жизнь и быть интересным человеком. Нельзя концентрироваться только на музыке, нужно смотреть по сторонам.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии