Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/209/image/main-23658c39c9340d643b364835245d166d.jpg2020-10-08T18:45Опыт музыкантов и советы специалиста по авторским правам на цифровых площадках«Ощущения от этого максимально стремные»: что делать, если вашу музыку на стриминг-сервисы залили пираты
Инструкции
Читать 9 минут

«Ощущения от этого максимально стремные»: что делать, если вашу музыку на стриминг-сервисы залили пираты

Одной из заметных новостей прошлой недели стало первое место чарта трендов слушателей российского Spotify. Список популярных песен сервиса на время возглавила композиция «Дрочит правая рука» (в оригинале — «Ручная работа») с альбома 2002 года «Херу – да!» группы Eban’ko — нецензурная пародия на «Облака» Андрея Губина. Помимо неожиданного вирусного успеха старой песни (и ее непривычного для первых мест чартов содержания) примечателен и источник попадания трека на стриминг-сервисы. Им стал пиратский залив. Мы попросили представителей Eban’ko и других групп, столкнувшихся с подобным, рассказать о своем опыте, а сотрудника сервиса ONErpm Семена Жакина дать совет, что делать музыкантам, оказавшимся в такой ситуации.

Андрей Соколов (Лайв)

представитель группы Eban’ko

«Мы узнали о том, что наши песни были лицензированы непонятно кем, когда нам начали кидать ссылки на разные цифровые площадки, включая Spotify. Мы были удивлены подобной наглостью со стороны людей, которые не имеют никакого отношения к группе, но сделали такое (и это ещё мягко сказано). Мы пытались с этим бороться, но результатов пока нет. Узнать, кто это сделал, в принципе невозможно. Мы запрашивали информацию хотя бы о дистрибьюторе, через который это дело было лицензировано, но такую информацию нам давать отказались. Про первое место мы тоже узнали благодаря нашим фанатам. Мы были одновременно рады этому, но в душе было обидно, что это кто-то левый. Официальных релизов у нас не было, но мы думаем об этом. Возможно, когда-нибудь выпустим там несколько альбомов официально. Сейчас же хотелось бы разобраться с подобным пиратством».

В день публикации статьи выяснилось, что попавшая в новости песня и еще один альбом Eban’ko, залитый пиратским способом, были удалены со стриминг-сервисов. Также для борьбы с перезаливами группа завела официальный канал на Youtube. Обещают, что уже сегодня там появится новая песня.

Тимофей Лавин

участник Materic

«Недавно я случайно обнаружил Materic на «Яндекс.Музыке» и оторопел. Сразу написал им в службу поддержки, подумав — ну, может, они взяли музыку из VK, куда релиз был залит еще в 2014-м. Потом решил проверить остальные площадки, и тут мое тело начало погружаться в ужас. На всех стримингах альбом «меж каменных плит» был со знаком «(с) MATERIC 2020», но мы точно не заливали его никуда кроме Bandcamp и VK. Сразу начали писать друзьям, чтобы разобраться, как это могло произойти и что делать. Артем Лобынцев из «Зарницы» предложил помощь и заметил на Youtube, что релиз слит через агрегатор Freshtunes. Мы составили развернутое письмо от лица группы с просьбой удалить релиз с площадок, куда он был загружен без нашего ведома, и предоставить ссылку на персону, которая сделала этот слив. Заодно попросили указать, как они проверяют подлинность контента и авторство тех, кто загружает музыку через Freshtunes на стриминговые площадки. Все, что нам ответили пока, это:

«Пришлите пожалуйста документы, на основании которых мы можем удалить релизы и отправить запрос прав артисту
Спасибо».

Какому артисту, интересно, они собираются отправить запрос, если мы им уже написали сами? Очень надеемся, что удастся решить этот вопрос напрямую с Freshtunes, но ситуация и ощущения от этого максимально стремные».

Митя Бурмистров

музыкант (MITYA, «Черный государь», Acid Minerale)

«Знакомство со стримингами началось у меня с грустной истории. У меня был битбокс-проект Masta Mic. Через несколько лет после его закрытия я решил погуглить свое имя и обнаружил, что какой-то рецидивист залил «эмпетришки» моих кухонных YouTube-джемов в iTunes и за это время заработал на них несколько тысяч долларов. Например, оказалось, что какой-то один японец накупил музыки аж на 800 долларов. Отвечали медленно, я долго выпрашивал имена и email'ы шарлатанов, но мне отказали — мол, конфиденциальная информация. Это все закончилось тем, что Apple мою музыку удалили, и мне ничего не досталось. Тем не менее, стриминги — это прекрасно. Это способ зарабатывать из дома. Гораздо легче стало писать хиты и за счет этого жить. Из-за коронавируса мне пришлось отменить тур. Конечно, не мне одному, и для многих стриминги —  это спасение».

Семен Жакин

специалист по маркетингу на цифровых площадках, ONErpm

«Музыки на стриминговые сервисы загружается сейчас настолько много, что убедиться в том, что её загружает настоящий правообладатель, бывает сходу затруднительно, особенно когда речь идет об артистах, чьи имена не на самом слуху.

Причины неправомерной загрузки чужих песен бывают разные: от работы с недобросовестными посредниками до полноценных мошеннических схем. Метод, которым в основном пользуются мошенники — это поиск музыки, которая имеет собственную аудиторию, но не присутствует на цифровых площадках, например, старые альбомы известных артистов, выходившие только на физических носителях, или песни из популярных YouTube-видеороликов.

Если ваша музыка распространяется на цифровых площадках, а вы ее туда не загружали, то вы вправе потребовать удаление неправомерно распространенного контента. Для этого вы можете обратиться к цифровому дистрибьютору, через которого загружен контент или же непосредственно на площадки.

Прежде чем писать обращение, обязательно подготовьте материалы, подтверждающие, что вы являетесь реальным правообладателем контента, на который вы оформляете жалобу — если вы являетесь непосредственным автором, имейте на руках, например, видеозаписи проектов треков в вашей DAW, а если вы лицензировали ваше произведение или какую-то его часть (например, приобрели эксклюзивную лицензию на инструментал у битмейкера), то подготовьте документальные подтверждения этого факта, договоры.

Узнать, через какую компанию загрузили контент, проще всего на YouTube — в описании автоматически сгенерированных арт-треков указывается поставщик контента. После этого достаточно найти сайт компании — там обязательно должны быть контакты для связи. Успех вашего обращению к дистрибьютору зависит от самой компании. Например, мы в ONErpm очень серьёзно относимся к подобным жалобам и оперативно их обрабатываем, но я встречался и с тем, что некоторые компании игнорируют жалобы от артистов и реагируют только на жалобы, поступающие со стороны площадок-партнеров. Обращаться к своему дистрибьютору не стоит — в большинстве случаев компании предложат вам обратиться на цифровые площадки напрямую, так как именно вы являетесь непосредственным правообладателем.

Как связаться с цифровой площадкой и пожаловаться на незаконно распространяемый контент, можно узнать на сайте самой площадки — у каждой из них есть канал связи для подобных вопросов. Некоторые площадки имеют на сайте специальную форму, некоторым нужно написать на указанный электронный адрес, некоторые рассматривают подобные вопросы через службу поддержки. Не стоит писать всем площадкам сразу — достаточно одной-двум, так как площадки передают жалобы компаниям-поставщикам контента, а те в свою очередь отзовут незаконно загруженные альбомы со всех площадок сразу. Проявите терпение — процесс может быть не самым быстрым.

Если вы хотите получить деньги, заработанные на вашем контенте мошенниками — вам нужно обратиться в суд. Дело это не самое простое, и успех зависит исключительно от вашей настойчивости и юридической подкованности. Обычно, если речь не идет о действительно крупных суммах, то артисты редко решаются доводить дело до суда.

Самый простой способ обезопасить себя от подобной ситуации — загружать свою музыку на музыкальные сервисы самостоятельно и не ждать, когда вашей популярностью решат воспользоваться злоумышленники. Большинство дистрибьюторов при загрузке используют систему аудио-распознавания, референсы для которой берутся из уже загруженных на площадки треков. Так что, если ваш трек присутствует или когда-то присутствовал на цифровых площадках — система сработает. Тогда у дистрибьютора появится повод запросить у пользователя, загружающего контент, дополнительную информацию. Она позволит подтвердить, что он является правообладателем заливаемого материала».