Международные отношения: как швейцарский фонд Про Гельвеция помогает российским букерам и артистам
Авторы
Мы начинаем серию материалов, посвященных культурным институциям, которые помогают артистам, промоутерам и композиторам.
В первом выпуске рассказываем о том, как Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция поддерживает промоутеров, которые хотят привезти швейцарских исполнителей в Россию, и помогает российским музыкантам попасть в швейцарские арт-резиденции.
На вопросы «ИМИ.Журнала» ответила Евгения Диамантиди, заместитель директора представительства Про Гельвеции в Москве.
Беседовал: Дмитрий Куркин
Справка
Фонд Про Гельвеция занимается поддержкой современного швейцарского искусства. Организация существует с 1939 года и финансируется исключительно государством. Совет директоров фонда защищает бюджет перед швейцарским правительством, и оно решает, сколько денег выделить на нужды организации. Постоянные представительства Про Гельвеции действуют во многих городах мира, включая Каир, Нью-Дели, Йоханнесбург, Шанхай и (с 2017 года) Москву.
Чем занимается Про Гельвеция
«Про Гельвеция оказывает поддержку деятелям современного искусства Швейцарии. Мы занимаемся всеми дисциплинами, кроме кино. Наш фонд может поддержать зарубежные гастроли швейцарского музыканта, который играет собственные произведения или сочинения своего современника и соотечественника. Исполнителя, пусть даже самого виртуозного, который едет в Россию играть Моцарта, мы, к сожалению, поддержать не сможем, это не наша зона ответственности».
Чем Про Гельвеция может помочь российским музыкантам
«Мы сотрудничаем с арт-резиденциями в обеих странах. Это не собственные резиденции Про Гельвеции, а партнерства с уже существующими площадками: например, ЦТИ „Фабрика“ в Москве и ЦСИ „Заря“ во Владивостоке, Atelier Mondial в Базеле и PROGR Art Center в Берне. За год мы можем отправить в Швейцарию четырех российских артистов, и четырех швейцарских — в Россию.
Прием заявок на участие в арт-резиденциях обычно начинается в конце ноября — начале декабря, причем на год вперед, то есть через несколько месяцев мы начнем принимать заявки уже на 2021 год. Отбор длится до марта следующего года, после чего заявки изучают эксперты, которые составляют лонг-лист, шорт-лист и наконец, в июне-июле, объявляют победителей.
К сожалению, наш фонд не участвует в привозе российских артистов на швейцарские фестивали, хотя организаторы таких событий часто обращаются к нам за советом и мы помогаем им находить партнеров в России».
Каких швейцарских музыкантов можно привезти в Россию при поддержке Про Гельвеции
«Мы поддерживаем музыкантов, которые зарекомендовали себя в Швейцарии, но не так хорошо известны российской публике. Если в заявке фигурирует совсем начинающий артист, известный только в одном городке или кантоне, он нам не подойдет. Швейцарская сторона скажет, что музыкант еще не созрел для зарубежных гастролей. К нам часто обращаются за поддержкой для привоза Дитера Майера из Yello или группы The Young Gods — и на такие предложения мы, скорее всего, ответим отказом.
Впрочем, пару лет назад наш фонд смог сделать исключение для достаточно известной группы Kadebostany: с российской стороны их пригласил Центр современного искусства им. Сергея Курехина для участия в SKIF’е наряду с другими швейцарскими артистами, менее знакомыми российской публике. Важно отметить, что мы также обращаем внимание на то, кто выступает партнером с российской стороны.
Подчеркну, что каждый случай уникален и нам важно видеть картину в целом: проект, площадку, организаторов, артистов. Мы настороженно относимся к новым площадкам, но если за ними стоят люди, которых мы хорошо знаем, это плюс. Если заявители четко аргументируют, почему артист, пусть и начинающий, непременно должен выступить в России, мы их выслушаем. Если нам пишут незнакомые промоутеры и кураторы, мы звоним им, беседуем и стараемся понять их творческое видение. Также мы связываемся с артистами, которые уже работали с этими людьми».
Кому Про Гельвеция выдает гранты
«Про Гельвеция — это открытая система. В июне мы начинаем планировать наш программный бюджет на год вперед, но заявки на небольшие проекты фонд рассматривает постоянно. Мы понимаем, что есть много деятелей культуры (российские арт-кураторы, промоутеры и букинг-агенты, швейцарские артисты, самостоятельно нашедшие представителей в России), с которыми мы пока не знакомы, но они знают о нас и могут податься в любой момент. Мы рассматриваем эти заявки и, если они соответствуют критериям, одобряем».
Условия, обязательные для поддержки проектов с участием швейцарских артистов:
«— Проект должен иметь связь со Швейцарией;
— Участвующий в проекте артист должен быть известен на общенациональном уровне: если музыкант успел прославиться только в одном городке Швейцарии, совет экспертов, скорее всего, скажет, что этого недостаточно;
— Проект должен быть адекватно софинасирован принимающей стороной (идеальное соотношение — 50 на 50); это залог того, что швейцарский артист действительно интересен российской публике;
— События должны быть открыты для широкой аудитории; мы не требуем полных залов, но это не должно быть мероприятие для избранных.
Еще одно принципиальное условие: мы не поддерживаем музыкантов, которые приезжают в Россию на один-два концерта. Выступлений должно быть как минимум три, и желательно в разных городах или на разных площадках».
Как получить грант от Про Гельвеции
«Не позднее чем за 8 недель до начала проекта его авторы должны подать заявку через портал. Получив заявку, мы изучаем упомянутого в ней российского партнера и даем свое заключение: можно ли ему доверять; достаточно ли хорошее у него портфолио; считаем ли мы, что он сдержит свое слово перед швейцарскими артистами.
Швейцарских артистов, в свою очередь, оценивает представительство нашего фонда в Цюрихе. И если и они, и мы говорим проекту „да“, то сообщаем заявителю, что проект одобрен, и начинаем обсуждать административные детали: бюджет, договоры и прочие нюансы».
Может ли Про Гельвеция помочь промоутерам с выдачей виз швейцарским артистам
«Мы не можем выдавать визы и не можем делать приглашения для артистов. Но, безусловно, мы очень тесно сотрудничаем по этому вопросу с коллегами из посольства Швейцарии. Если мы поддерживаем проект, для них наш голос имеет вес».
Как выстраивается музыкальная программа Про Гельвеции
«Мы работаем по инициативе снизу — ориентируемся на то, что интересно потенциальным партнерам. У них огромный спрос на современную академическую и экспериментальную музыку, а также швейцарский авангардный джаз.
Наша задача — связать людей друг с другом. Мы пытаемся выстроить в разных городах России и Швейцарии сеть партнеров, которые могли бы потом договариваться без нашего участия. Так и происходит: российские артисты, побывавшие в Швейцарии, возвращаются и приглашают к себе коллег, а заодно и новых музыкантов. Гастроли нужны и важны, они дают доступ к аудитории, но хочется, чтобы участники проектов не ограничивались концертами, а искали другие варианты взаимодействия. Это то, на что мы обращаем внимание, рассматривая заявки.
Нам приятно наблюдать, как выстраиваются связи. Так, в Петербурге уже пятый год проходит фестиваль современной академической музыки reMusik.org, и они делают упор на композиторские премьеры — в том числе произведения швейцарских авторов. Этот фестиваль рассчитан на подготовленную аудиторию, и как платформа для нетворкинга он приносит свои плоды. Например, после участия в нем московский композитор Олег Пайбердин, организатор ГАМ-фестиваля, посмотрел на швейцарских артистов и сказал: „А почему они не едут в Москву?“ В результате в 2018 году в его фестивале приняли участие два швейцарских коллектива. Один проект ведет к другому».
Подать заявку на грант фонда Про Гельвеция можно на сайте MyProHelvetia.ch