Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/instructions/section/169/image/main-263e120a23e926e949b1d740bef6b6d5.gif2022-05-28T15:25Разбираемся в плюсах и минусах российского краудфандингового сервисаBoosty как аналог Patreon для музыкантов
Инструкции
Читать 11 минут

Boosty как аналог Patreon для музыкантов

Последствия санкций, введенных против России после 24 февраля, коснулись практически каждого россиянина. Музыканты не стали исключением: и речь не только про уход с российского рынка Spotify и других музыкальных сервисов. Отключение от международных финансовых систем привело к тому, что местные креаторы потеряли возможность монетизировать свое творчество на краудфандинговых площадках, в том числе на Patreon. Это вынудило российских авторов обратить внимание на российские сервисы — в частности, запущенный в 2019 году Boosty. «ИМИ.Журнал» разобрался, как устроен российский аналог Patreon и чем он может быть полезен для музыкантов.


Что такое Boosty

Boosty создан разработчиком сервиса для сбора пожертвований во время онлайн-трансляций DonationAlerts (принадлежит VK) и запустился еще в 2019 году. Рост популярности платформы логично пришелся на весну 2022-го, когда YouTube отключил монетизацию для российских пользователей, Twitch остановил выплаты российским стримерам, а Patreon заявил, что креаторы временно не смогут получить доступ к донатам из-за ухода Visa и MasterCard. К середине апреля число авторов на платформе выросло в четыре раза.

В целом, функционал и принцип пользования Boosty не сильно отличается от всех подобных сервисов — авторы публикуют эксклюзивный контент, за который благодарные подписчики отправляют пожертвования. Главный плюс платформы сегодня — стабильная работа финансовых инструментов сервиса для вывода средств: авторы могут получать деньги на банковские карты, QIWI, ЮMoney, VK Pay и так далее. Еще важная деталь: платформа не блокирует контент 18+.

Чем Boosty интересен музыкантам

Как и на Patreon, самым логичным и популярным предложением для подписчиков музыканта является ранний доступ к контенту, когда донатеры имеют возможность услышать новый трек и увидеть клип на несколько дней раньше официального релиза (видеоплеер в приложении защищен от копирования).

В целом, функционал Boosty максимально приближен к Patreon, поэтому и возможности авторы имеют примерно те же. Кроме раннего доступа, музыканты могут предложить подписчикам неизданные треки и демо, эксклюзивные фотографии, мерч, и, разумеется, общение — платформа позволяет устраивать стримы, предоставлять доступ к закрытым чатам в Telegram и Discord, голосованиям и так далее. Среди примечательных контент-идей можно отметить страницу Ромы Стикса, который выкладывает видео с полным циклом работы над созданием трека — от идеи и аранжировки до записи и сведения. 

В комментарии для «ИМИ.Журнала» в пресс-службе сервиса отметили, что авторы могут сами выбрать наиболее удобный для них способ монетизации: например, установить не только подписку (размер вознаграждения определяет, разумеется, сам автор), но и систему донатов, когда пользователь получает доступ к определенным постам (по такой системе, например, организовала свою страницу группа Louna).

Певица и стример Оксана Айхо рассказала, что одно из главных преимуществ Boosty — поддержка сервиса. «Команда всегда идет навстречу, держит связь и спрашивает мнение авторов, сервис постоянно развивается и добавляет новые возможности. Также радует понятный интерфейс и небольшая комиссия», — отметила музыкант.

Но несмотря на все удобства и отсутствие альтернатив в виде западных аналогов, платформа пока не завоевала популярность среди российских музыкантов, и даже самые яркие музыкальные авторы пока имеют довольно скромное количество подписчиков. Например, у страницы Леонида Хацкевича, известного как Leos Hellscream, всего 642 подписчика (для сравнения, на его канал на YouTube подписано почти 50 тысяч пользователей), Ольги Зиминой (Ai Mori) — 579 (в группе во «ВКонтакте» — почти 60 тысяч), основателя музыкального онлайн-колледжа Study Music Дениса Чуфарова — 274 (на YouTube — более 82 тысяч подписчиков).

Возможно, это следствие «нераскрученности» бренда; к тому же, явным минусом площадки для пользователей является отсутствие поиска авторов и индивидуально сгенерированной RSS-ленты.

Финансовые условия  

Boosty бесплатен для авторов — сервис забирает комиссию с донатов подписчиков. Изначально комиссия составляла 7%, однако с начала февраля для новых пользователей она выросла до 10%. 

Также стоит обратить внимание, что определенный процент уйдет за перевод со счета Boosty на личный кошелек — у каждой платежной системы она своя (минимальная у VK Pay — 0%). Выплаты происходят ежедневно, кроме тех случаев, как площадка проверяет поступления, защищая пользователей от мошеннических схем — в этих случаях, деньги могут прийти только через 3-5 дней. Креаторам доступна продвинутая статистика: и по количеству доходов, и по количеству подписчиков на каждом уровне, и по истории выплат. 

В качестве поддержки авторов с середины марта до середины апреля Boosty не брал свою комиссию — можно предположить, что подобные истории могут повторяться. Стоит отметить, что по итогам данной акции, авторы получили донаты по окончании безкомиссионного периода, тогда как обычно деньги поступают на счет ежедневно: некоторые авторы считают это одним из минусов сервиса, так как, по их мнению, удобнее, когда деньги можно выводить по запросу или в определенный день.

В апреле в пресс-службе сервиса отмечали, что начинающие авторы могут зарабатывать на площадке  от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, средние по популярности блогеры — от 200 до 500 тысяч рублей, а заработок некоторых самых популярных авторов на платформе может достигать 3 миллионов.

Как завести и монетизировать страницу на Boosty

Оформление страницы на Boosty в целом можно сравнить с созданием паблика во «ВКонтакте» — первые шаги подразумевают размещение аватара и обложки, описания проекта, ссылок на соцсети и так далее.

После этого автору предлагается установить варианты подписок, которые отличаются друг от друга стоимостью и доступностью контента, например: 

  • Базовый уровень — на этом уровне можно предложить просто подписаться на новый закрытый контент в блоге.
  • Расширенная подписка — тут, как правило, блогеры предлагают скидки на мерч и уникальный контент, который будет выложен только на площадке.
  • Эксклюзивная подписка — авторы могут рассказывать и показывать, над чем они работают прямо сейчас.
  • Максимальная подписка — подразумевает общение с аудиторией в секретных чатах и мессенджерах или даже видеозвонки.

Уровни подписок — и их названия — могут быть и другими, в зависимости от того контента, который автор собирается размещать: блог, видео, иллюстрации и так далее. Разумеется, добавить новый уровень или редактировать уже существующие (в том числе, даже менять их стоимость — если на них нет активных подписчиков) автор может в любое время. Цену подписки определяет автор  — впрочем, самые преданные подписчики могут сами увеличивать ее стоимость и платить больше установленной суммы.

Кроме подписок, сервис предлагает и другие варианты монетизации: например, систему донатов, сборы на цель (от записи трека и съемки видеоклипа до покупки новых музыкальных инструментов), продажу отдельных постов (как правило, наиболее важных) или бонус за приглашенных авторов — до 5% от их доходов на протяжении года.

В разделе «Мои доходы» блогер может выбрать способы вывода средств: банковские карты российских и зарубежных банков, QIWI-кошелек, ЮMoney, VK Pay или PayPal.

Идеи для размещения на Boosty

«ИМИ.Журнал» поговорил с популярными музыкантами на площадке, которые дали свои рекомендации по контенту:

  • Непосредственно музыка — демо или зарисовки, архивные аудиозаписи, каверы — все, чем вы готовы поделиться с поклонниками, но не готовы выложить в открытый доступ. Кроме этого, на площадке можно делать премьеры песен за несколько часов до официального релиза и выкладывать треки в wav-формате.
  • Фото — редкие снимки как с фотосессий, так и из жизни (например, детские фотографии или фотографии с концертов).
  • Тексты — как и стихи, так и просто авторский блог, в котором подписчики могут первыми узнавать о новостях музыканта, читать его мнение по тому или иному вопросу (как правило, интерес поклонников того или иного артиста не обязательно ограничивается его музыкальным творчеством).
  • Видео — бэкстейдж со съемок клипов или из концертных гримерок, вебинары, видеоблог с историями из жизни и так далее.
  • Закрытый чат в Telegram — можно создать своеобразный клуб по интересам, где подписчики смогут напрямую общаться как с автором, так и между собой.
  • Стримы — как музыкальные, так и в формате общения с аудиторией; самым щедрым донатерам также можно предложить уникальное исполнение песен или общение тет-а-тет.

Сами музыканты отмечают, что для того, чтобы получать постоянный доход с Boosty, им приходиться тратить огромное количество сил и времени. Так, группа «Базар» отметила, что была вынуждена прекратить обновлять страницу из-за несоответствия вложенных усилий и объема полученных вознаграждений.

Можно предположить, что с подобной проблемой могут столкнуться и другие музыканты — ведение страницы предполагает постоянную генерацию контента. Впрочем, как и ведение страницы и в любой другой социальной сети, поэтому в отсутствие зарубежных альтернатив (надеемся, временном) использование Boosty вполне может стать дополнительным способом заработка российских музыкантов.