Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/instructions/section/181/image/main-975c793b2cb61c0219596d99ed5c42c1.jpg2022-05-12T19:25Инструкция для музыкантов от 4Mal Инструменты продвижения электронной музыки
Инструкции
Читать 16 минут

Инструменты продвижения электронной музыки

Продвижение электронного проекта через внешние ресурсы и работу с лейблом — важная задача для музыканта. Об этом во время вебинара на YouTube-канале ИМИ рассказал электронный музыкант, диджей и радиоведущий Евгений Свалов, известный как 4Mal. В своей инструкции «ИМИ.Журнал» выбрал ключевые тезисы Евгения о том, как выстраивать коммуникацию с лейбл-менеджерами, кураторами плейлистов, редакторами радиостанций, диджеями и другими профессионалами индустрии и что сделать, чтобы ваша музыка не осталась без внимания. 


Зачем отправлять кому-то свой релиз 

В первую очередь, артистом движет желание быть услышанным. Мы отправляем музыку, когда хотим получить определенную обратную связь от профессионалов и понять свой уровень, сделать выводы не только о качестве собственных идей и музыкального продакшна, но в том числе и для того, чтобы завести полезные знакомства и выстроить новые связи. В музыкальном бизнесе, как и в любом другом, связи решают многое: зачастую не самая сильная музыка при должным образом выстроенных контактах занимает более высокие позиции, чем результат труда талантливых, но незаметных в индустрии авторов.

Кроме того, работа с другими каналами по продвижению своего релиза позволяет артисту добраться до максимального числа слушателей из целевой аудитории через все доступные инструменты — промо от лейблов, кураторов плейлистов, различных сообществ и других. 

Как подготовиться к отправке релиза

Убедитесь, что вы готовы к коммуникации и не будете внезапно ее прерывать

У артиста не должно быть иллюзий: готовясь отправить свой релиз на лейбл или куратору плейлиста, трезво оцените свое желание коммуницировать. Не думайте, что вы должны превозмогать себя и в один момент из интроверта превратиться в общительного человека. Мы все индивидуальны и не нужно считать это недостатком, но если вы беретесь за отправку музыки и включаетесь в диалог, заранее убедитесь, что вы сможете завершить его при получении любой обратной связи.

Электронное музыкальное сообщество — это небольшой круг людей, каждый поступок может повлиять на репутацию, потому что все практически все крупные менеджеры, промоутеры, представители лейблов и площадок общаются между собой. Поэтому помните, что если вы на протяжении долгого времени переписываетесь с лейблом или издателем, а потом внезапно пропадаете, это обязательно отразится на вашей репутации.

Четко сформулируйте, чего вы хотите и зачем начинаете диалог

Морально готовясь к переписке с представителем индустрии, убедитесь, что вы хотя бы примерно представляете себе всю цепочку событий от первого контакта до появления вашей работы в стримингах, рекламе, фильмах и смежных сферах монетизации. Оцените, с какой периодичностью лейбл, которому вы пишете, издает релизы, как часто куратор обновляет свой плейлист, в который вы хотите попасть: когда вы понимаете занятость человека, которому вы пишете, договариваться о промо и ждать своей очереди намного проще. 

Подготовьтесь к обратной связи

Если вы не готовы услышать отказ или неадекватный ответ, повремените с отправкой релиза. Нередки случаи, когда в ответ на запрос музыканта о промо релиза, получатель письма требует удалить свой адрес из всех рассылок и никогда ничего больше не присылать. Если вас потенциально задевают подобные реакции, лучше действительно отложить коммуникацию на момент, когда вы будете в более подготовленным моральном состоянии.

Убедитесь, что все указанные вами контакты для связи рабочие и вы систематически их проверяете 

Учтите, что указывая контактные данные, вы должны отдавать себе отчет в том, что ими могут воспользоваться, а значит, вы берете на себя обязательство проверять почту, мессенджеры и соцсети, которые вы указали. Вы можете абстрагироваться от чрезмерной коммуникации, чтобы не отвлекаться, но возьмите себе за правило проверять все входящие сообщения и отвечать на них хотя бы раз в сутки. 

Приведите в порядок информацию о себе и своих релизах

Начните с никнейма в рабочих мессенджерах — он должен быть простым и понятным, связанным с вашей фамилией или псевдонимом для удобства быстрого поиска. Заранее подготовьте всю актуальную информацию о себе и разместите ее в облачном хранилище: когда у вас под рукой есть такая ссылка, оперативно отвечать на экстренные запросы промоутеров и лейблов проще, а значит, ваши шансы на получение дополнительного промо увеличиваются. Убедитесь, что все треки в вашей папке названы и пронумерованы правильно, что информация о вашем проекте оформлена в понятную презентацию, а по указанным контактам с вами действительно можно связаться. 

Какие детали важно учесть при отправке релиза лейблу

Ответственно подойдите к тексту сопроводительного письма 

Начиная коммуникацию с лейблом, подготовьте текст сопроводительного письма. Получатель должен понимать, что это не «ковровая бомбардировка» всем сразу, а персонализированный запрос. Напишите о себе в двух словах — не нужно подробно описывать свою биографию, сфокусируйтесь на главных фактах и историях, перечислите лейблы, на которых вы уже издавались, расскажите о треках, которые вы отправляете. Далеко не всегда лейбл-менеджер держит под рукой наушники — ваше письмо еще до старта прослушивания должно производить вот нужное впечатление, заинтересовать человека просто по текстовому описанию, чтобы они изменил приоритет письма или закрыл его как непрочитанное и вернулся к нему позже.

Пишите только по существу — над чем вы поработали, почему это заинтересует лейбл. И, конечно, не забывайте о корректном и полном названии файлов: учтите, например, что не у всех считывается кириллица. Не перегружайте название ненужными техническими деталями, чтобы произвести впечатление на слушателя, не забудьте указать автора, чтобы файл было удобнее искать после скачивания.

Еще один важный элемент промописьма — описание ваших ближайших планов. Расскажите, в какой жанровой и стилистической области сейчас находится ваш поиск, укажите, что вы намерены записать альбом или EP,  выступить с лайвом в необычном месте, придумать коллаборацию с кем-то из совершенно другого жанра. Иными словами, обозначьте, что ваша творческая жизнь простирается дальше, чем это письмо — тогда вы произведете впечатление целостного самостоятельного человека, с которым можно работать.  

Отправляйте только завершенные готовые треки

Во-первых, не стоит комментировать свою работу в негативном ключе. Если вы отправляете релиз, значит, автоматически считаете, что это готовая работа и вам за нее не стыдно. Если сотрудник лейбла оценит идею, он расслышит ее через все технические несовершенства. 

Во-вторых, не стоит признаваться в том, что вы привлекаете сторонних профессионалов для сведения и мастеринга. Многие музыканты довольно неосмотрительно при отправке релиза указывают, что он был сведен и отмастерен на какой-нибудь именитой студии, работающей со звездами жанра. Такая информация для лейбла-получателя вашего письма выглядит странно: компетентное издательство, скорее всего, обладает своей командой инженеров, которая все равно причесывает весь каталог под свой стандарт. Также у лейбл-менеджера возникает резонный вопрос: зачем вы потратили эти деньги, если еще не подписали этот релиз? Это свидетельствует либо о том, что вы настолько уверены, что его подпишут, либо что сильно не уверены в своих компетенциях по сведению и мастерингу. 

Советы по мастерингу трека в домашних условиях от музыкального продюсера Леонардо Переса читайте в этом материале. 

Соблюдайте правила отправки файлов

Учитывайте, что чем комфортнее процесс прослушивания ваших треков для лейбл-менеджера, тем проще ваша жизнь. Если вы знаете, что лейбл-менеджер, с которым вы общаетесь, не слушает треки онлайн, нет смысла отправлять ему ссылку на SoundCloud. Вместо этого, загрузите файлы на удобный файлообменник с интерфейсом, доступным на языке получателя. 

О том, как выстроить свою коммуникацию с лейблом, читайте в инструкции основателя музыкального издательства «Лейбл» Ильи Фоменко

На что обратить внимание при отправке релиза музыкальным редакторам стримингов

Пользуйтесь инструментами питчинга релизов. Если ваш трек не взяли на витрину или в плейлист с первого раза, не стоит отчаиваться — продолжайте заполнять форму для питчинга с каждым новым релизом. Если редакторы видят, что артист питчит свои треки каждый месяц или каждые две недели, рано или поздно он обратит внимание на релиз. Это может сработать с десятого, с пятнадцатого раза, важно примелькаться. 

Если ваша музыка издается на лейбле и питчингом занимаются его представители, учтите, что далеко не все издательства тщательно подходят к отработке каждого сингла. Поэтому очень важно, чтобы вы заполняли формы питчинга от своего имени и вкладывали всю нужную информацию, чтобы привлечь редактора

Как общаться с музыкальными редакторами радиостанций

У электронных артистов есть некое преимущество, если говорить о продвижении на FM-радио. Часто неприоритетные часы в эфире — до и после шоу, в ночное и ранее время — заполняют автоматическим плейлистом. Вы можете предложить свой трек в непопулярное время и, если после этого ваши аккаунты и прослушивания начнут расти, показать эту динамику станции, предложив передвинуть вашу музыку на более рейтинговое время. Диджеям, обрабатывающим большие массивы музыки и предлагающие готовый микс, проще обосноваться в FM-диапазоне. 

Отдавайте себе отчет в том, что отправлять свои треки в головной офис радиостанции в Москве, Петербурге или, тем более, в Европе —  не самый удачный вариант в начале карьеры. Выстраивать отношения стоит в первую очередь с локальными радиостанциями, с местным программным директором и ведущими. 

Что важно учитывать при общении с диджеями

Сотрудничество с диджеями может принести пользу электронному музыканту сразу в нескольких аспектах. Во-первых, вы можете попросить проверить трек на публике и посмотреть на отклик после его сета. Во-вторых, получите фидбек от диджея — он скажет вам, что с технической частью трека, качал ваш релиз или нет. Такая обратная связь дорогого стоит: диджей, который берет ваш трек на тестирование, сильно рискует первым получить негативную реакцию танцпола. Кроме того, диджеи —  хорошие помощники в нетворкинге. Диджеев можно назвать евангелистами вашего творчества: если им однажды что-то понравилось и ваши музыкальные пути не разошлись за несколько лет в диаметрально противоположном направлении, можно быть уверенными, что они будут поддерживать вас по инерции. 

Отправляя материал, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Во-первых, нужно четко писать о своих намерениях. Не нужно говорить, что это точно «взорвет танцпол», будет «хайлайтом твоего сета» — диджей сам знает, как это сделать даже с десятком обычных треков. Используйте персональный подход, акцентируйте внимание на том, что диджей играет близкую вам по духу музыку в дружественных вам заведениях, акцентируя при этом внимание, что вы не создаете ему конкуренцию в этих клубах, а только надеетесь на сотрудничество. 

Не стесняйтесь запрашивать обратную связь, если вы что-то отправили: диджей должен всегда помнить о том, чужая музыка представляет определенную ценность, в нее вложено время и эмоциональные ресурсы. 

Помните, что диджеи ценят новизну, и очень важно отправлять только свежие релизы. При этом, если диджея заинтересовала ваша новая работа, он пробежится и по вашему бэк-каталогу и, может быть, сыграет и старые треки в клубном сете. 

На что обратить внимание при сотрудничестве с кураторами плейлистов

Кураторы плейлистов не монетизируют в свою пользу ту музыку, которую они собирают, вкладывая при этом силы и коммуникативные усилия в сборку и продвижения компиляций. Очевидно, что в таком случае они зарабатывают в первую очередь на платных размещениях, оплачиваемых музыкантами. Многие кураторы также собирают плейлисты для различных сервисов, брендов и общественных пространств, потому что их вкусу и их скорости работы доверяют. Зачастую со временем кураторы создают свой лейбл, и тогда уже делят прослушивания в долях с с музыкантом прослушивания. Поэтому, сотрудничество с кураторами — это в первую очередь, долгоиграющая история. 

Отправляя музыку кураторам, проверьте содержимое файлов — ваш трек должен соответствовать жанру и настроению плейлиста, в который вы хотите попасть, послушайте его заранее и подберите подходящий материал. При отправке сообщения имеет смысл указать в тексте цифры по прослушиваниям и опыт попадания в другие плейлисты. Будьте готовы, что в большинстве случаев вам могут предложить платное размещение: не нужно вступать в этическую дискуссию — если вы категорически неприемлите такой формат, ограничьтесь краткой благодарностью или попробуйте обсудить дополнительные условия сотрудничества. 

Важно учитывать, что большинство кураторов интересует только новая музыка: исходя из даты вашего релиза он может принять решение не размещать его вообще или опубликовать в плейлисте на менее выгодных для вас условиях. 

Как предложить свой трек админам крупных ресурсов

В целом, админы крупных онлайн-ресурсов — Telegram- и YouTube-каналов — по своим функциям схожи с кураторами плейлистов, но при этом меньше подвержены ограничениям на всевозможную коммерческую деятельность. Поэтому во многих пабликах и каналах открыто размещена информация о стоимости размещения треков. Принимая решение о платном размещении, помните, что администраторы могут показать вам красивую статистику, за которой при этом не будет реальных слушателей среди вашей целевой аудитории. 

Прежде чем отправить свой материал администратору паблика или канала, изучите посты на этой странице, бэкграунд ее создателей и аудиторию, а также проверьте, кто из коллег появлялся в постах и были ли это платные публикации или их заметили сами. Оцените жанровое соответствие недавних постов вашей музыке, помните, что аудитория в большинстве случаев легко отличает нативное размещение от рекламной закупки, на которую не стоит реагировать. Всегда начинайте с «предложки» — оформите пост в стилистике паблика и дождитесь отклика — и не отправляйте музыку в личных сообщениях админу без сопроводительной информации.

Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ