Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/235/image/main-296c94b10437f4ff9aa6e446c2747751.jpg2022-10-20T19:00Где печатать пластинки, сколько стоит производство и в чем особенность мастерингаЧто важно знать при выпуске винила
Инструкции
Читать 9 минут

Что важно знать при выпуске винила

Пластинки появились в музыкальной индустрии больше ста лет назад и сохранили свою актуальность для слушателя по сей день. Артисты часто издают винил в качестве мерча, коллекционеры ищут раритетные издания, а диджеи используют пластинки для своих сетов. «ИМИ.Журнал» разобрался, с чего началась история формата, какой бюджет нужно закладывать на производство пластинок и о каких нюансах производства важно помнить. 


Как появились виниловые пластинки 

Путь от античного водяного орга́на до механического пианино занял у человечества десять веков. Самостоятельное воспроизведение мелодии, не требующее навыков игры на музыкальных инструментах, всегда интересовало людей. Главной проблемой долгое время оставалась невозможность записать человеческий голос — история записи аудиосигнала началась только в XX веке. 

У целых поколений изобретателей звукозаписи не получалось передать своим потомкам ничего кроме шума. Сажа, фольга, воск — к счастью, все перечисленное больше не используется для прослушивания музыкальных композиций. Благодаря граммофону человечество уже в 1930-е получило прообраз нынешнего винила. Выглядел он почти так же, а в силу таких особенностей, как скорость вращения и толщина самих звуковых дорожек, на пластинки помещалось максимум по одной песне — 3-5 минут записи. Релизы приходилось издавать целыми коробками, которые напоминали людям фотоальбомы. Тогда по отношению к музыкальным записям и начал применяться термин «альбом». Пластинки тех лет производились из очень хрупкого материала и по-прежнему не могли похвастаться хорошим качеством звука.

Граммофонная пластинка одного из первых производителей Deutsche Grammophon. Источник: commons.wikimedia.org

На рубеже второй и третьей промышленных революций технологии позволили быстро перейти к более современному электропроигрывателю. Это и есть тот самый прибор, который мы используем по сей день. 

Так, самый старый музыкальный носитель претерпел несколько конструктивных изменений, чтобы научиться вмещать больше музыки и повысить качество звука. В конце 1940-х закрепились две скорости вращения пластинок — 33 и 1/3, а также 45 оборотов в минуту. Производителям удалось увеличить емкость пластинки, что и позволило получить формат долгоиграющего винила, тот самый LP, он же «long play», на который можно было записать до 60 минут музыки.

Один из самых легендарных диджейских «вертаков» Technics SL-1210mk2. Источник: commons.wikimedia.org

Дальше последовала золотая эра винила, и ее абсолютный крах в 1990-е годы прошлого столетия. Но благодаря безумным энтузиастам, формат смог вернуться через 20 лет. И пока что продажи с каждым годом продолжают расти.

Что нужно знать перед тем, как печатать винил

Когда вы только начинаете творческий путь и просто хотите издать свой релиз, лучше всего обратиться к другим лейблам. Нюансов много, и начинающему музыканту без чемодана денег и соответствующего опыта печатать свои релизы будет достаточно трудно. При условии затрат на запись, мастеринг, сведение и сам выпуск пластинки, при тираже, например, в сто копий, отбить все вложения скорее всего не получится. С точки зрения бизнес-модели лучше сделать сразу хотя бы триста штук, что, в свою очередь, еще сильнее увеличит расходы. Главное — понимать, кто купит у вас эти пластинки и купит ли вообще. Если вы отыграли только с десяток выступлений, скорее всего вашей фан-базы попросту не хватит, чтобы раскупить первый тираж. Имейте это в виду, чтобы не было обидно от того, что ваш шкаф полностью забит пластмассой. Но если вопрос денег вас не пугает, смело стучитесь в двери европейского завода, который будет вам по душе.

Российские лейблы и артисты стараются печатать тиражи за границей. Дело в том, что в России по по-прежнему работает лишь одна компания, которую можно назвать заводом виниловых пластинок — это «Ультра Продакшн». Кому-то с ними везло, но множество музыкантов и лейблов не советуют с ними сотрудничать. Нынешние владельцы заявляют, что переняли наследие и аппараты от некогда легендарного советского завода «Мелодия», но в каком-то смысле гордиться тут нечем. Винтажная техника не всегда является по умолчанию лучше, чем современное оборудование для изготовления винила, на котором куда проще работать и контролировать качество продукции даже в одиночку. Также не надо забывать, что специалистов по работе с олдскульными машинами нужно еще поискать. 

О том, как устроена работа «Ультра Продакшн», мы писали тут

Что делать, если вы решили издавать музыку на виниле

  • Позаботьтесь о мастеринге треков

Мастеринг — принципиально важный момент при выпуске винила. Даже если треки, которые вы собираетесь издать, качественно сведены, этого недостаточно. Для винила всегда должен быть отдельный мастеринг — он сильно отличается от любого мастеринга для цифры, просто из-за самой физики процесса печати и воспроизведения пластинок. 

Рабочая консоль мастеринг-инженера. Источник: commons.wikimedia.org

Сейчас многие производители пластинок предлагают услуги мастеринга. Но куда лучше найти того самого инженера, который понимает, как работать с музыкой, которую вы пишете, и будет сотрудничать с вами долгие годы.

  • Продумайте свой бюджет 

Приготовьтесь потратить как минимум тысячу евро и учтите, что это цена за выпуск пластинки без дизайна, обложек и прочих дополнительных атрибутов. Вы получите только минималистичный суровый диджейский пласт с белым «яблоком». Конечно, ваши очумелые ручки могут делать, что душе угодно, о если вы все-таки хотите профессиональное оформление, будьте готовы к удвоению затрат на тираж. 

Машина для нарезки латекатов Neumann VMS-70. Источник: commons.wikimedia.org

Никогда не экономьте на упаковке самой пластинки. Пускай ваш винил будет без картинок, но зато с качественными внешними и внутренними конвертами. Так пластинка в разы дольше будет сохранять свой играбельный вид и сможет перенести все тяготы транспортировки.

  • Ищите обходные пути

Благодаря традициям пиратства и любительской записи еще с 1960-х процветает формат дабплейтов. Визуально кажется, что разницы между дабплейтом и винилом нет. Сам дабплейт изготавливается методом нарезки, а не прессования, а пластинка производится из прозрачного полимера, что придает ей эффектный вид. Специальный аппарат вырезает звуковые дорожки прямо на пластике — на выходе мы имеем куда более низкое качество звучания и короткий срок службы, если сравнивать с винилом. 

Но различия в цене колоссальные. Невысокая себестоимость позволяет избежать больших партий — вы можете напечатать хоть десять копий даблплейтов и себестоимость останется приемлемой. В России есть несколько производителей дабплейтов, и многие делают это, как полагается — на коленке, с помощью вполне самодельных аппаратов. Главная опасность этого формата заключается в том, что шум на таких пластинках может быть очень сильным. Кому-то это может подойти в качестве художественного элемента — например, для какого-нибудь лоуфай-хип-хопа это может быть не критичным. Но если вы хотите чистого звука, нужно быть очень привередливым и, возможно, искать того, кто использует аппараты посерьезнее, при этом обладая правильными навыками. 

Впрочем, для тех, чья главная цель — просто выпустить музыку на большом пластиковом диске, дабплейт — лучший вариант. Вам так или иначе придется пройти путь проб и ошибок, чтобы найти подходящего производителя, или вообще разочароваться в дабплейтах и начать спокойно копить деньги на тираж винила.