Как работает единственный в России завод виниловых пластинок
Авторы
В России всего один завод, на котором делают винил: он расположен в Москве. Почему на производстве используется старое оборудование? Выгодный ли это бизнес? Какие нюансы стоит учитывать музыканту при заказе пластинки? «ИМИ.Журнал» пообщался с представителями единственного в стране производителя пластинок — компанией «Ультра Продакшн».
Как появился завод
В 1964 году фирма «Мелодия» объединила все звукозаписывающие компании в СССР и стала монополистом с заводами в разных городах и республиках. Но в 1990-е производство было закрыто из-за сложной экономической ситуации в стране и спада спроса на винил. Последняя партия пластинок на Апрелевском заводе грамзаписи (также относился к «Мелодии» и был ее основным производственным предприятием) вышла в 1997 году. Оборудование выставили на продажу.
В 2014-м в Москве открылся завод «Ультра Продакшн». Предприятие входит в ЗАО «Мультимедиа Холдинг», которому также принадлежат радиостанции Rock.FM и «Наше радио».
«Завод по производству пластинок — это замысел нашего акционера. Он собирал оборудование по разным странам, наверное, что-то у него есть и с завода в Апрелевке», — рассказал генеральный директор «Ультра Продакшн» Андрей Белоногов.
80% оборудования на рынке — не новое. Многое продается в нерабочем состоянии и кочует с одного завода на другой. Есть и современные производители необходимой техники, но, по словам Белоногова, она не всегда лучше старой.
«Если задаться целью, можно построить завод с новым оборудованием. Но это будет долго, потому что найти аппаратуру сложно и дорого. Да и не факт, что она окажется качественной», — добавил Андрей.
Кто работает над созданием пластинок
Нанять специалистов по производству винила оказалось сложно. Поэтому «Ультра Продакшн» искали сотрудников по знакомым и обучали их практически с нуля. Бывших работников Апрелевского завода в компании нет.
«Старые специалисты сейчас очень удивляются тому, что у нас что-то получается. Для них это серьезная технология, над которой должно трудиться много людей. Наших мощностей производства хватает на несколько тысяч пластинок, притом что сейчас в штате работают до 10 человек. Наше оборудование автоматическое. Операторы оборудования должны следить за процессом, много рук не требуется», — говорит Андрей Белоногов.
О спросе на винил
Спрос на виниловые пластинки стремительно растет. Так, по данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США, в первой половине 2020 года объем продаж виниловых пластинок впервые с 1980-х превысил количество проданных компакт-дисков. Оборот составил 232 миллиона долларов, что на 102 миллиона больше, чем у CD.
Желающих слушать музыку на виниле в России также стало больше. По данным «Авито», летом 2020 года спрос на пластинки вырос на 56% по сравнению с летом 2019-го. Как отмечает пресс-служба Ozon, к сентябрю 2020-го количество продаж винила и проигрывателей в Петербурге удвоилось по сравнению с началом года.
Спрос на производство виниловых пластинок заметно увеличился в том числе из-за пандемии. Как отмечает Андрей Белоногов, это связано с тем, что артисты начали зарабатывать на продаже винила в период, когда были запрещены концерты.
«На данный момент срок производства пластинок составляет около трех месяцев. Это дольше, чем было раньше, потому что вырос спрос. По сравнению с 2019 годом очередь выросла в два раза», — говорит директор компании.
Некоторые музыканты сообщают, что производители часто задерживают выход винила. На эти заявления Андрей Белоногов отвечает, что это были временные проблемы, связанные с закрытием границ. По его словам, их удалось быстро решить.
«Мы покупаем сырье по всему миру. Где-то производят матрицы, где-то — винил, где-то — цветной винил. Полиграфия у нас вся российская. В Европе практически в каждой стране есть свой завод, а в крупных странах, например в Германии и Великобритании, по несколько таких заводов. Но артистам из России проще заказывать винил у нас, потому что они не мучаются с пересылками, таможней и не зависят от сроков, которые сейчас предлагают западные заводы. Если это какое-то небольшое европейское производство, то цены там будут намного выше наших. Если музыканты решат сэкономить и заказать винил на крупном производстве, например немецком, то сроки ожидания могут быть от полугода и дольше. Экономия выходит не сильно большая, а по времени довольно ощутимо», — рассказывает Андрей.
Несмотря на то что генеральный директор «Ультра Продакшн» заявляет, что уже в 2020 году у компании не было никаких сложностей с соблюдением сроков, в конце мая 2021-го белорусская группа Nizkiz вернула деньги тем, кто оформлял предзаказ на их пластинку. А группа «Кино» публиковала несколько комментариев на Planeta.ru с извинениями за длительное ожидание заказов: производство затягивалось, и сроки выхода лайв-альбома с концерта в «Севкабеле» сдвигались.
Как издать свою музыку на виниле
Звукорежиссер «Ультра Продакшн» Станислав Семенов отмечает, что выпустить свою музыку на виниле может каждый. Для этого потребуется прислать музыкальный файл, который в дальнейшем будет обработан на специальном оборудовании в студии «Ультры».
О том, что думают Cream Soda, Елка и другие российские музыканты по поводу выпуска альбомов на виниле, читайте тут.
«Потом напрямую в реальном времени подается аналоговый сигнал в старое оборудование, которому лет 50, наверное. Возможно, оно было на Апрелевском заводе. Пишется матрица, режется. Дальше она едет в гальваническое производство, делается металлическая копия, и уже с помощью методических матриц печатается тираж», — рассказывает Станислав.
Если хочется живьем спеть в микрофон и записать инструменты, нужно прийти в студию, записать музыку на пленку, которая затем подается в аналоговый сигнал через старые магнитофоны, минуя цифровой формат.
«Существует только одно отличие: когда музыканты сразу пишут на пленку, они соответствующим образом обрабатывают этот материал, уже зная, что это будет аналоговый сигнал. Не сильно компрессируют файл. Но часто бывает так, что люди сначала выпускают мастеринговые записи для стриминговых платформ, и такой материал для винила не годится. Наши постоянные заказчики знают об этом. Начинающим музыкантам приходится сложнее: или мы им делаем как нужно (но это стоит дополнительных денег, что не очень дешево), или они делают все своими силами, получая от нас консультацию», — добавляет Станислав Семенов.
Производитель не выкупает права на музыку. «Ультра Продакшн» полагается на то, что заказчик обладает необходимым объемом прав, и это прописано в договоре.
Кроме того, «Ультра» делает подарочные и коммерческие проекты для рекламных агентств и брендов. В 2018 году компания выпускала винил с футбольными кричалками к чемпионату мира по футболу. Названия музыкальных коллективов и имена заказчиков компания раскрывать отказалась.
Выгодно ли производить пластинки
По словам Белоногова, производство винила — прибыльный бизнес, но с очень долгим сроком окупаемости. Однако, по данным сервиса «Контур.Фокус», с 2016 года «Ультра Продакшн» работает в минус. К концу 2020-го совокупный финансовый результат составил минус 11 миллионов 626 тысяч рублей.
Сейчас «Ультра» планирует расширять производство, но из-за высоких цен на оборудование этот процесс пока не запущен. Компания экспериментирует с разными цветами винила: в последнее время такие заказы стали более востребованы.
«В том же 2017 году у нас был только черный винил, потом мы постепенно стали привозить красный, синий. Некоторые заказчики относились к этому скептически, потому что считали, что винил должен быть только черным. А потом постепенно дошло до того, что у нас заранее бронируют цвета. И уже сейчас соотношение заказов обычного и цветного — практически 50 на 50. Любой цвет, который мы заказывали, даже самый некрасивый (горчичный, например), все равно выкупают. Например, каким-то группам типа „Би-2“ и „Кино“ нужно, чтобы винил был только черным. Но не особо известные музыканты или группы, которые раньше не выпускали винил, скорее всего, выберут именно цветной винил. Потому что это необычно. Плюс, когда есть яркая обложка, можно ее обыграть самой пластинкой. Хотя намного важнее, чтобы музыка на виниле была хорошей и звучала как следует», — говорит Андрей Белоногов.