Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 6 минут

Как устроено сотрудничество со сторонними организаторами

Как ни банально, организацию тура нужно начать с желания и возможности отправиться на гастроли. В тур стоит ехать, если вам уже мало концертов в своем родном городе и столицах или если вы просто хотите отправиться в путешествие, поиграть свои песни и, возможно, что-то заработать.

Какой бы ни была ваша мотивация, прежде всего нужно быть уверенными в том, что у вас есть физическая возможность отправиться в тур. Убедитесь, что вас отпустят на несколько недель на работе, что у вас уже сформировался готовый ехать постоянный состав и что есть аудитория в разных городах.

Первым делом нужно решить, каким именно образом будет организован тур. Есть два принципиально разных способа:  с привлечением стороннего организатора или букинг-агентства или силами менеджмента артиста. У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы, которые необходимо учитывать.

Если ваш тур организован букинг-агентством или промоутером, с вас снимается большая часть забот: вам не нужно думать о логистике, выборе площадки, брони жилья и прочих организационных вопросах, включая рекламу.

Организатор берет на себя следующие функции: планирование маршрута и логистику, финансирование перемещений между городами и внутри них, продажу билетов, поиск и бронь жилья, обеспечение райдеров и аренду оборудования, рекламу и SMM, работу на площадке в день концерта.

Также организатор будет контролировать музыкантов в туре, следить, чтобы никто не опоздал на саундчек и концерт, не проспал самолет; он поможет решить практически все проблемы, которые могут возникнуть на гастролях — от обеспечения досуга для музыкантов до покупки вышедшего из строя провода. О том, как искать организаторов, мы подробнее расскажем ниже.

Основные формы сотрудничества с организаторами — гонорар, проценты от билетного вала и договор о минимальной гарантии.

Как устроено сотрудничество по гонорару 

Вы заранее определяете гонорар за выступление в каждом городе в отдельности (или за весь тур в целом) и заключаете договор с организатором. Он забирает все, что удалось заработать сверх суммы гонорара.

Организатор может предложить вам обойтись без договора или заключить его в начале тура. Мы настоятельно рекомендуем заключать договор до анонсирования концертов. Также советуем в качестве одного из условий договора включать предоплату (как правило, она составляет 50% от гонорара). В этом случае у организатора увеличивается ответственность за успех события: он уже вложил в него средства. Переговоры с организатором лучше вести по электронной почте — там сохраняется история переписки, в отличие от мессенджеров, в которых сообщения можно удалять.

Вторую часть гонорара вы должны получить либо перед выходом на сцену в каждом городе, либо по окончании серии концертов. Мы настоятельно советуем не затягивать с получением выплат и не соглашаться на переводы «потом», поскольку процесс выбивания денег по переписке — крайне утомительное и неприятное занятие.

Как устроено сотрудничество с выплатой процентов от прибыли с билетов

Как правило, 80% прибыли идет музыканту, 20% — организатору или букинг-агентству.

Всегда стоит помнить о том, чем выручка отличается от прибыли. Выручка — это вся денежная масса, заработанная в туре на билетах. Прибыль — чистый заработок сторон, то есть выручка минус вложения и затраты (дорога, аренда клуба, такси, питание и прочее).

Таким образом, проценты, которые вы получите, будут считаться не от всей полученной от билетов суммы, а от прибыли. Помните об этом, когда посылаете организатора в магазин за дорогим виски: в конечном счете алкоголь будет вычтен из вашей прибыли. До подсчета вашей доли организатор возмещает себе понесенные расходы.

Как выбрать между гонораром и процентами? Если вы не очень уверены в будущих сборах, предпочтите гонорар. Если же вам предлагают низкий (по вашему мнению) гонорар и вы верите, что способны на большее, соглашайтесь на проценты.

Как устроено сотрудничество при договоре о минимальной гарантии

В последнее время этот вид договоренностей становится все более популярным — минимальная гарантия, гибрид гонорара и процентов. Артисту гарантируется определенная сумма — как правило, меньшая, чем при сотрудничестве по гонорару. Все, что сверх этой суммы, делится в пропорции, но менее выгодной для артиста, чем в случае выплаты процентов от прибыли.

Например: гонорар группы X за концерт в городе N составляет 50 тысяч рублей. Вместо обычных процентов 80 на 20 в пользу группы организатор предлагает им минимальную гарантию 20 тысяч рублей, а всю прибыль сверху поделить 70 на 30 в пользу группы.

Такой вид договоренностей позволяет минимизировать риски как для артиста, так и для организатора. По договору о минимальной гарантии организаторы часто работают с группами, которые еще не выступали в городе, поскольку сложно спрогнозировать, будет ли заполнен зал. При таком виде сотрудничества артист не останется без денег в случае провала концерта, а организатор избежит больших потерь. В случае успеха обе стороны заработают больше.