Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/208/image/main-613007f7074b91d80f47164999bbb653.jpeg2019-09-09T20:43История лупов и обзор аналоговых и цифровых приборовПетли и пристрастия: способы создания лупов
Инструкции
Читать 9 минут

Петли и пристрастия: способы создания лупов

Луп-станции — приборы, с помощью которых можно в реальном времени записывать и наслаивать друг на друга закольцованные музыкальные фразы. Сегодня эти устройства востребованы у самых разных артистов, от андеграундных шумовиков до Эда Ширана и Radiohead. Современные луп-станции позволяют не только создавать абстрактные звуковые ландшафты, но и дают возможность одному музыканту добиться звучания полноценной группы.

Экспериментировать с лупами академические композиторы начали еще в первой половине XX века, используя для их создания зацикленные фрагменты магнитной ленты.

Сегодня у музыкантов, работающих со звуковыми петлями, есть множество решений — от той же пленки до гитарных педалей, приложений для планшета и синтезаторных модулей.

Музыкант и композитор Кира Вайнштейн (Kira Lao) по просьбе «ИМИ.Журнала» рассказала об истории лупов и подготовила обзор аналоговых и цифровых приборов, которые могут использовать музыканты для создания треков в разных жанрах.

Кира Вайнштейн. Фото из личного архива.

Пленки для шумовой музыки

Французский композитор Пьер Шеффер одним из первых стал использовать записанные звуковые петли. В 1940-е годы он работал звукоинженером-акустиком в корпорации Radiodiffusion-Télévision Française и имел доступ к редкому и дорогостоящему оборудованию. Сначала Шеффер проделывал свои эксперименты на фонографе, а впоследствии стал резать и закольцовывать пленку.

Так звучали эксперименты Пьера Шеффера по зацикливанию пленки

Сегодня происходит ренессанс магнитной ленты, ее активно используют в своих перформансах шумовые музыканты (выглядит это так). Ограниченный функционал устройств для проигрывания закольцованной пленки компенсируется фантазией артистов — например, ленту можно деформировать механическим способом и получить необычные искажения. Посмотрите, как эффектно это может звучать и выглядеть.

Если вы решили поэкспериментировать с пленкой, то для лайва подойдет как магнитофон, так и обычный портативный плеер вроде Walkman, а лучше несколько, их легко можно купить на Avito. Если хочется обогатить саунд — пропустите сигнал с плеера через различные педали эффектов и в реальном времени управляйте настройками.

Для воспроизведения кассет можно использовать не только привычные магнитофоны и плееры, но и специальные девайсы, которые позволяют прокручивать ленту вручную. Например, с помощью HC-TT удобно управлять направлением проигрывания пленки и ее скоростью, достигая эффекта, похожего на скретчи.

В России производством аудиокассет занимается петербургская фабрика Go Tape. В их ассортименте есть закольцованные пленки длиной от 10 секунд до 12 минут.

Педали для гитаристов

Из экспериментов с пленочными лупами родился эффект дилэй. Его специфика заключается в том, что зацикленные звуковые фрагменты со временем затихают. Напоминавший эхо дилэй произвел настоящую «психоделическую» революцию и стал активно применяться разными артистами. В гитарной музыке популяризаторами такого саунда стали Роберт Фрипп и Брайан Ино, создавшие дуэт Frippertronics в начале 1970-х. Во время своих шоу они использовали огромный бобинный магнитофон.

Выступление Frippertronics

Развитие технологий позволило достаточно быстро воссоздать звуковые повторы средствами электроники и упаковать дилэй в компактную коробочку.

Но сделать следующий шаг и создать компактную железку, которая могла бы записывать и воспроизводить звуковые петли в реальном времени, инженеры смогли значительно позже.

Сегодня на рынке есть масса компактных педалей-луперов, которые дают возможность записывать фрагменты длиной до нескольких минут и делать бесконечное количество наложений. Исторически эти приборы заточены под нужды гитаристов, что сказывается на архитектуре устройств: у них ограниченное количество каналов на входе, а управление осуществляется ногами. Функционал таких педалей достаточно похож, рецензии на них можно найти на профильных порталах.

Пример использования педали BOSS RC-3 Loop Station

Компактные луп-станции для битбоксеров и вокалистов

Австралийскому битбоксеру Dub FX луп-станция заменяет полноценную группу

В начале нулевых следующим инструментом, расширившим возможности использования звуковых петель, стали луп-станции: они подходили для вокалистов, битбоксеров и электронных музыкантов.

Во второй половине десятилетия луп-станцию стало можно подключить к компьютеру по USB, а у некоторых моделей появилась опция хранения данных на SD-карте.

На входе у таких приборов есть XLR-разъем, а в функционале — множество встроенных эффектов и возможность синхронизации по midi с другими устройствами.

Одно из главных достоинств луп-станций— ими удобно управлять руками.

Сегодня флагманскими приборами от различных производителей считаются Boss RC-505, TC-Helicon VoiceLive 3, EHX 95000 и Korg Kaoss Pad 3.

Американский артист Reggie Watts демонстрирует возможности вышедшей в 2018 году луп-станции EHX 95000

Но есть у этих приборов и существенные ограничения: да, с таким устройством вы сможете успешно играть в одиночку кавера или делать поп-музыку, состоящую из повторяющихся «квадратов», но, как только вам захочется экспериментов, вы быстро столкнетесь с тем, что эти девайсы не годятся для полиритмичных композиций.

Софт и приложения для полиритмичных композиций

Для создания полиритмичных треков сегодня существует множество вариантов — вы можете работать и с железом, и с софтом, и с их комбинациями.

Например, можно использовать несколько луперов или включить в свой сетап компьютер и DAW.

Рекомендую использовать вокальный процессор TC Helicon VoiceLive Touch со встроенным лупером. Это устройство при подключении к компьютеру может работать как звуковая карта. Если в настройках DAW назначить процессор на вход, сигнал с микрофона можно использовать для записи лупов в реальном времени и при этом параллельно записывать лупы другой длины непосредственно в TC.

С устройства в компьютер будет идти чистый сигнал, и микс петель примешиваться не будет. В результате у вас получится компактный сетап для лайва и репетиций.

Обладательница «Грэмми» новозеландская певица Kimbra использует процессор TC- Helicon VoiceLive

Кроме того, широкие возможности для экспериментаторов открывает использование цифрового лупера. Это может быть приложение для iPad от TC-Helicon или VST-плагин, например новый Enso от Audio Damage или неустаревающая классика вроде Mobius.

Обзор плагина Enso

В популярном Ableton также предусмотрено много способов для работы с лупами. Самый простой из них — использовать встроенный аудиоинструмент Looper.

Инструкция по использованию Looper в Ableton

Есть еще одна возможность для создания лупов в Ableton — записывать так называемые клипы в режиме сессии, используя контроллер Ableton Push (так делают певица Rachel K Collier и битмейкер SK Shlomo). А если вам нужно освободить руки, то вместо «Пуша» может пригодиться ножной контроллер Datalooper, который автоматически синхронизируется с Ableton.

Опытные пользователи могут создать собственный лупер для Ableton во встроенной среде визуального программирования Max/MSP. Именно так поступил артист Binkbeats: посмотрите, как он это делает, зрелище захватывающее.

Если ваша система не справляется с большим количеством процессов или лэптоп на сцене кажется моветоном, попробуйте использовать в качестве полиритмичного лупера семплер Octatrack. Но предупреждаю, что разобраться в мануале этого прибора крайне непросто.

Лупы для любителей модульных синтезаторов

Демонстрация работы модуля Morphagene

Одна из самых современных и продвинутых железок для работы с лупами — модуль Morphagene. Он очень компактен и умеет выполнять как простые операции, с которыми справляется пленочный магнитофон (записать луп, проиграть, замедлить, ускорить, сделать реверс, наслоить), так и решать задачи, для которых необходимы мощности компьютера.

Например, с помощью Morphagene можно в реальном времени заниматься гранулярным синтезом — нарезать записанные петли на очень короткие фрагменты (микрогранулы) и разными способами манипулировать этими частицами: сжимать, растягивать и перемешивать в произвольном порядке.

Если вы находитесь в поисках нового звука, этот инструмент однозначно для вас.