Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/221/image/main-8410520e9da857c161f31de034fde939.jpg2022-01-21T17:15Как придумать идею, записать и выпустить трекПошаговый подход к сонграйтингу от группы TAPENIGHT
Инструкции
Читать 9 минут

Пошаговый подход к сонграйтингу от группы TAPENIGHT

Участники постпоп-группы TAPENIGHT Дмитрий Батарин и Андрей Манолли на собственном примере объяснили зрителям вебинара на YouTube-канале ИМИ, как подготовить релиз с нуля: от проработки идеи трека до выпуска релиза. Мы выписали главные советы группы в трех шагах. 


Шаг первый: проработка идеи для трека

Первое, на что важно обратить внимание при работе над песней, — это ваше настроение. Что-то интересное получается, только когда у вас есть вдохновение, когда вы чувствуете, что вам есть что сказать. Не садитесь за новый трек без настроения, лучше потратьте это время на доработку старых демозаписей, позанимайтесь на инструменте, изучите полезные для вас материалы. Приступая к новой песне без вдохновения, в лучшем случае вы получите просто неплохой трек. Его, конечно же, будут слушать, но у вас останется ощущение, что можно было сделать лучше. 

Развить мелодию для композиции можно из чего угодно. Допустим, у вас есть вокальная зарисовка или гитарный набросок — возьмите его за основу и начните писать для него аккорды, сочинять новый кусочек. Например, если у вас уже есть припев, отталкивайтесь от него, подумайте, в какую гармонию можно уйти в куплетах, какой аккорд сыграть для перехода, нужен ли тут бридж, — короче говоря, продумывайте детали. Отдельно какой-то кусок песни может звучать безлико, но его всегда можно развить до полноценной композиции. 

Еще один способ сонграйтинга — написание песни по референсу. Допустим, вас вдохновляет любимая песня определенного исполнителя. Послушайте ее и оцените  с точки зрения музыканта: проанализируйте гармонию, аранжировку, обратите внимание на переходы и детали. Внимательный разбор любимого трека помогает понять, какие приемы помогают песне выстрелить. В дальнейшем вы сможете применять эти знания в своем творчестве.

Также хорошая практика в работе над новой композицией — джем. Хороший тому пример — наш трек «Лай собак». С самого начала у нас был только один риф — мы сели на репбазе и начали его развивать. Во время джема мы просто пели, играли, веселились и в итоге сочинили очень классную вещь, под которую люди сходят с ума на концертах. Не стоит недооценивать джем: вы можете в одиночку что-то посочинять у себя дома, записать это в свой черновик, а затем принести группе и вместе развить идею до готовой композиции.  

Иногда мы собираемся на репбазе с другими группами и начинаем круговой джем, по очереди меняясь инструментами. Почувствовав, что мелодия заходит в тупик, мы меняемся: каждый участник сдвигается на один инструмент влево. В итоге все музыканты пробуют себя в игре на различных инструментах, развивая новые навыки, изобретая нестандартные ритмические рисунки и предлагая свежие идеи. 

Сохраняйте все свои черновики, записывайте демки — пусть даже на простой диктофон. Главное — не потерять идею, иметь возможность вернуться к ней в любой момент. Лучше всего дублировать информацию на жесткий диск или в облако: сохраняя записи только в компьютере, вы рискуете утратить их навсегда, если с ним что-то случится. 

Шаг второй: запись материала

Как правило, запись начинается с того, что мы внимательно изучаем демопроект. Мы слушаем его все вместе, внимательно изучаем партии, все проверяем. Важно, чтобы демотрек звучал максимально похоже на финальную композицию. Когда уже есть готовый скелет новой композиции, работать в студии намного легче: так меньше шанс совершить ошибку и переписывать все снова. 

Далее мы переходим к подбору пространства для записи, аппаратуры и микрофонов. Пространство влияет на звук больше, чем может показаться на первый взгляд: например, при подготовке нового альбома мы решили записать барабаны по-другому, сделать звук не таким сухим. Мы взяли барабанную установку, вынесли ее в коридор студии и в конце этого коридора поставили микрофон. Коридор давал очень интересный звук: барабанное эхо, страшный гул. Получилась натуральная реверберация.

Интересный момент в записи — использование такого способа создания песни, как лееринг. Мы берем много слоев разных инструментов: например, записываем живые ударные, а затем добавляем семплы драм-машин. Получается, что на одном малом барабане может быть пять слоев звука. Когда все эти дорожки соединяются, песня звучит намного объемнее и шире. При этом важно понимать, что наслаивание не решит всех проблем. Нужно подобрать звуки так, чтобы лееринг был оправдан и не создавал ощущения перегруза. 

Важно понимать, что процесс записи — это тоже творчество. В студии вы можете придерживаться примерного плана работы, но это не значит, что от него нельзя отступать. Иногда мы начинаем записывать готовую песню, и в этот момент у нас всплывают новые классные идеи. Не бойтесь менять все в последний момент и экспериментировать: это может сделать композицию интереснее. 

Шаг третий: визуальное оформление релиза

В целом дизайн релиза — это очень субъективная история, мегавкусовщина, которая не поддается структурированию. Но есть ряд вполне типичных проблем, с которыми сталкиваются начинающие музыканты. 

Первый и самый важный момент, на который музыканту стоит обратить внимание, — это исследование своего визуального образа. Сегодня очень много музыкантов сами делают себе дизайн, выстраивают консистентную историю, но бывают и ситуации, когда артист настолько пропитывается своим материалом, что предлагаемый им визуальный язык не вписывается в актуальные для слушателя тенденции. В такой ситуации важно обратиться к дизайнеру, который сможет оформить релиз так, чтобы он зацепил аудиторию. Большая часть слушателей воспринимает в первую очередь образ, а потом музыку, и поэтому важно, чтобы он был цельным. 

Чтобы музыка и образ артиста сочетались и давали максимальный эффект, стоит провести хотя бы небольшое исследование рынка и аудитории, в которую музыкант хочет попасть. Понимая, что нравится этой группе людей, артист начинает культивировать свой образ, используя определенные референсы и собственную насмотренность. 

Не забывайте также, что дизайн релиза — это метаистория. Визуальные образы должны прежде всего отражать настроение музыки и попадать в эмоции слушателя. 

Музыкант может использовать визуальное сопровождение и для подготовки аудитории к новому релизу. Современная реальность такова, что инстаграм — одна из главных площадок для коммуникации артиста с аудиторией, ее ни в коем случае нельзя избегать. Используйте ее при выпуске релиза, внедряйте в постах микроайдентику, рассказывая таким образом о том, что ждет слушателя на новом альбоме. Оттолкнитесь от какой-либо детали, особенности и начните выстраивать вокруг нее свою визуальную вселенную. Например, идея логотипа с полумесяцем на одном из наших релизов родилась из названия группы: дизайнер обратил внимание на слово «night» и решил его обыграть. Вокруг него мы выстроили всю айдентику: оформление релизов, соцсетей, мерча, физических носителей. Такая консистентность визуального образа и музыки хорошо работает на узнаваемость среди современных слушателей.

Быть аудиовизуальным проектом намного интереснее и занятнее, чем быть просто музыкальным проектом: обращая внимание на визуальную часть, ты начинаешь пропитываться новыми идеями, участвовать в создании собственного промо, думать не только над материалом, но и над его подачей, что очень важно для музыканта в наши дни. 

Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ: