Инструкция
Подробности
Я музыкант.
Что делать?

«2020-й бьет все антирекорды». Российские промоутеры — о том, как пережить пандемию

21 марта 2020

Поделиться

Весна 2020-го — кризисное время для мировой музыкальной индустрии. Из-за коронавируса переносятся туры и концерты групп всех масштабов, летние фестивали боятся рисков и отменяются, площадки и клубы закрываются на карантин.

«ИМИ.Журнал» узнал у местных промоутеров, как пандемия повлияла на российский концертный рынок. 

Максим Волков, основатель продюсерского центра Volkov PRO

Как мы себя чувствуем? Мы еще не поняли. Слава богу, у нас завершился грандиозный проект — тур Тилля Линдеманна. Смогли довести его до конца,  несмотря на все нюансы. В итоге все концерты состоялись, вся публика попала на мероприятия. Для нас это было главным. 

На момент проведения московского концерта Линдеманна работало ограничение на 5 тысяч человек. Поскольку площадка вмещает 10 тысяч человек, мы приняли логичное решение провести два концерта. Перебрали много вариантов и поняли, что этот — единственно возможный. Второй сработавший фактор — любовь команды Тилля к нашей стране. У них личное, пристрастное отношение к публике. Допускаю, что это не только россиян касается, но в данном случае мы обсуждали именно российскую ситуацию. Я работал с огромным количеством музыкантов, и отечественных, и западных, но такого теплого и адекватного отношения я не встречал.

До этого Линдеманн и его команда никогда не давали  больше одного коммерческого концерта за два дня. Поэтому вариант с двумя концертами в один день был как очевиден, так и невозможен с самого начала. Но когда мы поняли, что это единственный вариант, группа тоже решила, что это возможно. 

Уже на следующий день, 16 марта, мэр выпустил запрет на мероприятия с участием более 50 человек, то есть мы заскочили в последний вагон. Ровно то же самое произошло в Краснодаре, где 12 марта прошел концерт, а 13-го губернатор запретил все массовые мероприятия. 

Даже если предположить, что до конца мая мы разберемся с этим вирусом, очевидно, что в начале июня никто не побежит на концерты. Привыкание публики к новым реалиям займет какое-то время. Как минимум до осени мы ставим на паузу нашу деятельность. Что делать с фестивалями, запланированными у нас на лето, договорились принять решение 1 апреля.

Наверняка в этом шторме кто-то из игроков утонет — но это, как говорится, эволюция. Это было в 1998 году, в 2008-м, в 2014-м — это очередной этап естественного отбора. Выживет сильнейший. Какой вывод? Надо думать о переносе части своего бизнеса в онлайн, максимальной диджитализации и поиске способа монетизировать эти процессы. 

Финансовая цепочка нашей жизни сводится к тому, что есть организатор, который инициирует проект: договаривается с артистом и площадкой, разрабатывает рекламную кампанию и билетную программу. Вторая структура занимается продажей билетов. 

Неважно, через кого они реализуются — через площадку или через агента. Как правило, билетные агенты авансируют организаторов. То есть из общего оборота билетной компании есть какая-то часть аванса. И вот тут начинаются нюансы. 

Простая схема без авансов выглядит так: продал билет — положил на счет деньги — концерт прошел. Второй вариант: деньги выплачены организатору, концерт не состоялся, и деньги вернули зрителю. Но если билетная компания авансирует организатора, то возникает сложность: у них нет всех денег, чтобы вернуть зрителю. И вот здесь основная точка риска, которая в ближайшее время однозначно себя проявит. Просто не все люди смогут получить деньги.

Я недавно виделся с одним знакомым, руководителем известного государственного театра. Задал вопрос: «Как у вас дела?» На что он ответил: «Все прекрасно!» Понятно, что госучреждения из этого вынырнут. У них другая точка риска: бюджет, казначейство и так далее. А весь энтертейнмент-бизнес построен на рисках предпринимателей. Мы сами за себя.

Дмитрий Зарецкий, Pop Farm

Существует два вида страхования концертов: гражданская ответственность и отмена.  Страхование от отмены работает только в случае болезни или смерти артиста, погодных условий или решения органов власти (например, национального траура) и покрывает фактически понесенные и документально подтвержденные невозвратные расходы. Вину организатора или необоснованное решение артиста отменить концерт страхование не покрывает. К сожалению, риски, связанные с коронавирусом, страхование тоже не покрывает. 

Ни один артист не хочет отменять свои концерты просто так, поэтому в первую очередь промоутер всегда обсуждает с ним перенос дат. В случае, если артист сам решил отменить концерт, неустойку он не получает. Часто отмены концертов идут по принципу домино. Например, отменился азиатский тур, доход с которого позволял артисту профинансировать европейский или американский, — соответственно, отменилось все сразу.

Фото: Peter Feghali / Unsplash

Эдуард Ратников, TCI

Страховые компании всегда жирно подчеркивают, что такие вещи, как пандемия, инфекции, карантины, не попадают под страхование. Если артист решает отменить тот или иной концерт, чтобы не подвергать опасности себя или публику, он возвращает деньги. Но он не должен возвращать невозвратные расходы промоутера. Это аренда площадки, затраты на рекламную кампанию, затраты на получение виз и разрешений, предоплаты контрагентам, потери от комиссионного сбора за покупку билетов. 

Поэтому в случае, когда артист отменяет часть тура, в частности в связи с коронавирусом, в большей степени страдает промоутер. Это тот самый случай, который мы, TCI, не можем предусмотреть заранее и страдаем вместе со всеми. Сейчас, если мы не можем провести концерт, потому что артист отменил его в связи с вирусом, есть две опции: либо он отменен полностью, либо он переносится. Но в любом случае люди смогут сдать билет, и мы обязаны вернуть деньги. Сдача билетов должна регулироваться организатором с каждым из продавцов билетов, поскольку люди должны сдавать билеты по месту приобретения.

Многие молодые артисты не всегда работают как с нами — на гарантию. Многие артисты, еще непривлекательные для глобальных корпораций типа Live Nation, делают свои концерты сами. Для того чтобы делать концерты самим (я сейчас не о нашей территории, а прежде всего о Штатах), надо предоплачивать все. И только потом, после продаж билетов, через какое-то время, они получают деньги. 

В этом случае артистам нужно иметь какую-то жировую финансовую прослойку, чтобы иметь возможность предоплачивать. Если же промоутеры все-таки заранее оплачивают тур, а не артист его сам финансирует, промоутеры не все деньги посылают вперед. Есть график платежей. А у музыкантов есть определенные расходы, связанные с арендой оборудования, наймом персонала — в общем, связанные с их ответственностью. На это все нужны деньги. Вот в этом случае помогает финансирование от предыдущих концертов. Если они отменяются — тогда да, эффект домино может все испортить. 

Нам 25 лет, за это время мы пережили все кризисные периоды. В каждом отдельно взятом случае мы справлялись с ситуацией индивидуально. В 2015 году мы попали на страшный обвал, когда доллар и евро были по 100 и выше — с тем же Робби Уильямсом. Тогда мы старались не индексировать цены на билеты: это очень опасная вещь. Пытались найти взаимопонимание с артистом — и в этом случае нашли его. Артист и его очень мудрый старый менеджер, который дружил еще с менеджером Queen, пошли нам навстречу и вернули часть гонорара. Это крайне редкий случай, которого удалось достичь только благодаря взаимоотношениям с промоутером, степени взаимного доверия, уважению, перспективе дальнейшей совместной работы.

Про долгую перспективу говорить не будем: нам бы день простоять да ночь продержаться. Жизнь часто находит решение, и все выживают вопреки сложившейся обстановке.

Павел Камакин, «16 тонн»

Ресторанам в Москве не поступало никаких рекомендаций от Роспотребнадзора и управ. Оба наших ресторана пока работают. У нас не отменен ни один концерт, все концерты перенесены на июнь-июль. До 10 апреля все концерты проходят при закрытых дверях для интернет-трансляции.

У нас в клубе мы усилили гигиену на производстве, наблюдаем за состоянием здоровья персонала: перед сменой штатная медсестра осматривает сотрудников. Наблюдаем и за гостями.

Мы и раньше сталкивались — не с запретами, а с рекомендациями перенести концерт. Иногда переносили — но это было связано скорее с гражданской позицией, чем с какими-то рекомендациями. Я имею в виду какие-то трагические события московского или федерального масштаба — ну и знаменитые хулиганства телефонных придурков еще иногда очень мешали жить и нам, и властям.

Со страховкой лично я дела не имел. Когда я делал большие мероприятия, Scissor Sisters и The White Stripes в 2004 и 2005 году, то интересовался этим вопросом, но было очень дорого и нецелесообразно. Публика доверяет нам уже 20 лет и при переносе готова не сдавать билеты — мы много раз это проходили. Даже если мы переносим концерт на полгода, билеты сдают всего процентов 10 покупателей. Я очень благодарен нашей аудитории за доверие.

Фото: Andrea Junqueira / Unsplash

Виталий Зимин, концертное агентство Stop The Silence!

В последний момент нам удалось провести четыре концерта российского тура американского электронного проекта Arms and Sleepers, после чего музыкантам необходимо было успеть покинуть Россию до закрытия границ, отменив два оставшихся шоу. Из весенних мероприятий под отмену (перенос) попали Oval, Pan American, Greg Fox, Jojo Mayer / Nerve и Exxasens. И это еще не конец. Мы уже начали переносить концерты на осень. Все билеты остаются действительными, многие не спешат их сдавать, входят в положение и с нетерпением ждут новых дат. Остается только надеяться, что пандемия сойдет на нет в самое ближайшее время, ведь у нас есть еще и летние мероприятия, статус которых пока находится в подвешенном состоянии.

Мы работаем на этом рынке около 20 лет, поэтому неоднократно переживали кризис. Каждый раз это очень сложно, ведь ты не знаешь заранее, когда это случится. Хорошо, если к этому моменту у тебя уже закрыты все финансовые вопросы с артистом, оплачены перелеты с визами и остается только провести мероприятие. А если вдруг бюджет концерта внезапно увеличивается на 30–50%, ты ведь не можешь резко взять и пропорционально повысить цены на билеты. Тем более что кризис касается не только организатора, но и большинства зрителей. 

Несмотря на это, мы никогда не отменяли концерты из-за финансовых трудностей и всегда старались сохранить уже анонсированные мероприятия. Я бы даже сказал, нам удавалось это сделать почти в 100% случаев. Но несколько раз мы сталкивались с иными обстоятельствами, которые препятствовали проведению концерта — например, с отменой рейса или отказом в визе. Но даже такие случаи всегда составляли самый малый процент в нашей практике. 

Пока же, к сожалению, 2020 год бьет все антирекорды. Мы находимся в постоянном контакте с площадками, музыкантами и другими организаторами. Пока никто особо не паникует, скорее все пытаются вместе найти оптимальные пути решения проблемы, не ущемляя при этом ничьих интересов. Насколько мне известно, некоторые арендодатели сейчас даже входят в положение и временно снижают арендную ставку за помещения, которые в ближайшие месяц-два, скорее всего, простоят без дела. Это очень гуманно с их стороны.

Онлайн-концерты? Если честно, такой мысли у нас сначала не было, но сейчас это кажется интересным, ведь большинство людей теперь сидит дома и охотится за интересным контентом.

Егор Гусев, независимый промоутер

Как чувствуют себя промоутеры в 2020 году? Так же хреново, как и во всех предыдущих. На самом деле все зависит от того, насколько широки были планы на этот сезон. У меня, к счастью, не сильно много всего было запланировано. Так что я, наоборот, радуюсь: отдохну. Есть, конечно, у меня коллеги, которые очень сильно попали. А у меня, наоборот, положение поправится. У меня есть основная работа, на которой я деньги зарабатываю, а потом их сливаю на концерты. Сейчас буду только работать — хорошо.

За последнее время у нас отменилось несколько выступлений. Мы, конечно, разговаривали о переносах, но что-то из них, мне кажется, уже не получится. Вот на минувших выходных было мероприятие в клубе Mutabor — вечеринка «Нейронный Лом». На него не доехало больше половины артистов. Некоторые из них должны были приехать специально под это мероприятие. 

Я думаю, артистам намного хуже, чем промоутерам. Я живу с артисткой. У нее отменился тур по Европе — перспективы двух-трех ближайших месяцев неясны.

Тем, кто сейчас проводит онлайн-концерты, я симпатизирую, но я решил взять паузу и позаниматься своей основной работой. Есть оптимистические планы по проведению мероприятий в мае и в июне.


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram | YouTube

Поделиться
Читайте также