Инстасамка, Катя Адушкина и Мари Сенн — о музыкальной карьере
Авторы
За последний год в чартах российских стримингов стали появляться имена, до этого известные лишь пользователям YouTube и Instagram: Моргенштерн, Инстасамка, Марьяна Ро, Катя Адушкина, Мари Сенн и другие. «ИМИ.Журнал» узнал у популярных блогеров, почему они начали заниматься музыкой и как видят свою карьеру в будущем.
Блогеры в музыке — мировой тренд
Склонность всерьез заниматься музыкой появилась у популярных блогеров в первой половине 2010-х годов, причем это относится не только к российскому сегменту интернета. Один из нашумевших недавних примеров такой трансформации — британский ютубер Оладжиде Олатунджи, известный во всем англоговорящем мире как KSI. Его синглы попадают в престижные европейские чарты, а клипы набирают сотни миллионов просмотров. В недавнем интервью The Guardian 26-летний Олатунджи заявил, что собирается забросить деятельность интернет-шутника и геймера, прославившую его на весь мир, и посвящать все больше времени созданию рэп-композиций.
«Многие люди не видят во мне настоящего музыканта. Они видят человека, который набрал большую аудиторию и пользуется этим. Но знаете что? Это несправедливо. Я работаю ничуть не меньше, чем любой другой артист. Скорее наоборот — мне нужно проявить себя даже больше, чтобы доказать свой талант», — рассказывал Олатунджи журналистам. Кроме того, блогер, уже успевший выпустить совместные треки с Lil Pump, Rick Ross, Offset и другими хип-хоп-звездами, сообщил прессе, что готовится выпустить первый альбом. По данным The Sunday Times, состояние KSI составляет около £12 миллионов (1 миллиард рублей) и было сделано на рекламе. Его суммарная аудитория на всех площадках превышает 44 миллиона подписчиков.
Олатунджи далеко не единственный сверхпопулярный зарубежный блогер, всерьез занявшийся музыкой: такой же дорогой пошли американцы Gabbie Hanna, Annie LeBlanc, Conan Gray, Quadeca, индиец Bhuvan Bam и многие другие. Тем не менее в рейтингах наиболее перспективных западных музыкантов вы вряд ли найдете их имена. Например, в последнем списке Forbes «30 самых перспективных американцев до 30» нет ни одного участника, который пришел бы в музыку из ютуба или инстаграма. То же самое касается последнего международного списка наиболее влиятельных молодых музыкантов по мнению Billboard — хоть в предисловии к нему и говорится о том, как соцсети оказывают все большее влияние на число стримов и популярность артистов.
В России дело обстоит иначе: блогеров все чаще воспринимают как серьезных музыкантов. Так, в финальной части списка самых перспективных музыкантов младше 30 от российского Forbes, опубликованного в мае 2020-го, оказались сразу двое выходцев из соцсетей: Алишер Моргенштерн, прославившийся благодаря своему ютуб-каналу, а также Катя Кищук, которая еще до попадания в группу «Серебро», в 2016 году, успела стать звездой инстаграма. Так или иначе, авторы аккаунтов с миллионами подписчиков продолжают следовать глобальному тренду и увлекаться новым для себя видом творчества. И как выясняется, на этот шаг их чаще всего провоцирует ближайшее окружение.
В музыку блогеров приводят менеджеры
«Оксимирон — это старый непонятный мне дядька, который остался там где-то, в „Версусах“», — рассуждает 20-летняя Дарья Зотеева, более известная как Инстасамка. К большинству российских исполнителей она относится скептически — в основном слушает рэп-альбомы друзей и своего бойфренда Олега Еропкина (Kenfckyou). Зотеева начала музыкальную карьеру в 2019 году, когда на ее профиль в инстаграме было подписано более 1,5 миллиона пользователей.
Как пояснила «ИМИ.Журналу» сама Инстасамка, попробовать силы в музыке предложил ее менеджер — Максим Столяров: «Помню, что первый раз мы гоняли на студию год назад на мой день рождения 11 мая. Макс спросил: „Гоу?“ Ну и я такая: „Гоу!“ Тогда я в этом не разбиралась и не понимала, что нужно делать, стеснялась, было очень непривычно». При этом начинающая рэп-исполнительница не стала обращаться за помощью к педагогам — она училась всему сама: «Я в серьезность никакую не ухожу. На вокал никогда не ходила и пока что не собираюсь», — говорит она.
Дебютный альбом Зотеевой «Born to Flex» вышел в июне 2019 года. К сегодняшнему дню он набрал на стримингах более 6 миллионов прослушиваний и принес исполнительнице 750 тысяч рублей. Все композиции записывались и сводились на московской студии Anikrecords, где работали над своими альбомами многие известные российские рэп-исполнители, включая группу Centr.
Создание каждого трека на первом альбоме обходилось Зотеевой в 36 тысяч рублей: «Мы отдавали 15 тысяч за запись и еще 15 за сведение и мастеринг. На рекламу ничего не было потрачено, просто попросила друзей, у которых в инстаграме там лям подписчиков и чуть меньше, поддержать мой релиз», — рассказывает исполнительница. Биты и тексты для своих композиций Зотеева заказывала у знакомых по цене 6 тысяч рублей за трек. В итоге суммарная стоимость дебютной пластинки из 10 песен составила 360 тысяч рублей.
Сейчас Инстасамка уверена, что во время записи «Born to Flex» допустила множество ошибок: «Мой первый альбом по интонации и подаче — это провал. Но это сейчас мне так кажется, а тогда я просто делала то, о чем меня попросили. Такая типа: „Ладно, если вы в этом что-то видите, то окей“». По ее словам, в дебюте подкачали и биты, и тексты, и качество исполнения. Так или иначе, за последний год Зотеева выпустила 3 сольных альбома и 1 совместный альбом c рэпером Moneyken. На данный момент Инстасамка уверена в том, что она «единственная девочка в России, которая делает рэп действительно круто».
Другая юная интернет-звезда, чьи релизы не раз возглавляли чарты российских стримингов, 16-летняя Катя Адушкина, пришла в музыку схожим c Зотеевой образом — по совету менеджера. Первый сингл начинающая певица выпустила в марте 2018 года, когда на ее YouTube-канал было подписано более 3 миллионов пользователей. «Все началось с предложения Кирилла (PR-директор Адушкиной Кирилл Диденок. — Прим. «ИМИ.Журнала»). На тот момент это было очень модно — блогерам пробовать себя в подобном творчестве. Кирилл тоже предложил попытаться. И вот так, шаг за шагом, мы пришли к альбомам», — пояснила Адушкина «ИМИ.Журналу».
Как рассказывает Кирилл Диденок, музыка показалась ему новым перспективным форматом, который Катя могла интегрировать в свой блог: «Ролик ты один раз посмотрел и забыл, а с песней можно долгие месяцы гулять в плеере. На старте мы рассматривали музыку больше как видеоконтент на ютубе, поэтому каждый новый сингл обязательно сопровождали съемкой клипа. А первый клип на песню „Лимонад“ снимали вместе с Musical.ly — сейчас это TikTok».
Запись дебютного трека проходила долго и сложно, поскольку у Адушкиной не было опыта в звукозаписи. «На момент создания первого сингла в 2018 году я вообще не понимала, что пению нужно учиться, — признается интернет-звезда. — Когда мы работали над „Лимонадом“, то даже не думали, что потом выйдут еще какие-то песни. Это просто был способ увидеть и попробовать что-то новое».
Позже Адушкина начала заниматься вокалом и сольфеджио, а также подбирать для себя композиции в удобной тональности. Как в самом начале карьеры, так и сейчас все треки для нее пишутся на заказ. Первый альбом певицы, «Малэнкий», вышел в 2020 году. Как пояснили ее представители, суммарные расходы на его производство превысили 3 миллиона рублей. Вложения в продакшен удалось окупить за счет стриминга и концертов.
Несмотря на явную востребованность своего творчества, Адушкина скромно относится к собственным музыкальным опытам: «Для меня музыка — это не способ проявить и показать всему миру мои супер вокальные данные, которых нет. Я это делаю не потому, что у меня талант льется через край. Это просто способ дальше поддерживать моих подписчиков и делать для них что-то крутое».
Наконец, еще одна российская ютуб-звезда, 26-летняя Мари Сенн, рассказала ИМИ, что начала строить карьеру певицы еще до того, как запустила свой YouTube-канал, однако на протяжении первых шести лет блогерской деятельности не успевала уделять музыке внимание. В результате Сенн выпустила первые синглы, когда у ее страницы уже набралось 3 миллиона подписчиков. «У нас есть такая тема, что если ты блогер, то все сразу начинают возмущаться, что ты лезешь в музыку. Из-за того что у меня был блог, мне было сложно перестроиться», — рассказывает артистка.
Сенн вспоминает, что начинала учиться вокалу еще в школе, затем участвовала в городских конкурсах, а потом, в 17 лет, стала участницей украинской группы «Чернобривцы», с которой ей удалось выступить перед одним из матчей Евро-2012. Однако после переезда в Москву все в том же 2012 году она прервала карьеру, поскольку на этом настаивал ее молодой человек: «Получается, что на 6 лет я оставила музыку после того, как мой парень сказал, что мне этим не стоит заниматься. И я просто забила, честно. Но потом стала популярным блогером и думаю: окей, надо поверить в себя». В 2018 году музыкант и продюсер Тревон Ли посоветовал Мари вновь заняться музыкой и помог записать первые синглы.
«Мы создавали все эти песни, находясь дома. Мы — это я, Тревон и мой бывший парень Герман, он умеет играть на гитаре. Студию полностью сделали сами — приклеили поролон, поставили микрофоны; короче, все было как нужно. Оборудование тоже выбирали сами», — рассказывает Сенн. Сведение и мастеринг делали в Германии и США — по словам певицы, это обходилось ей в $200 за композицию. Артистка объяснила, что на старте не пользовалась услугами сторонних композиторов и продюсеров, поэтому себестоимость всех треков выходила низкой. В период с 2018 по 2020 год Сенн выпускала музыку лишь эпизодически — всерьез заниматься творчеством она стала с начала 2020 года.
Продюсеры, которых нельзя называть, и лейблы, которые
не нужны
Второй альбом Инстасамки «Трипл Малыш» вышел в августе 2019 года. На этот раз певица создавала треки при поддержке опытных продюсеров. «Не могу говорить, как зовут людей, которые помогали мне с написанием второго альбома, но они делали тексты для очень серьезных артистов. Короче, мы нашли человека, который был как подушка безопасности и написал парочку треков. Но все остальное мутили сами — и с битами, и с текстами», — рассказывает Зотеева. Также она подчеркнула, что значительное влияние на творческие и технические процессы при записи альбома оказал ее молодой человек Олег Еропкин, с которым она познакомилась во время релиза дебютного LP. По подсчетам Зотеевой, на производство пластинки «Трипл Малыш» было потрачено более 420 тысяч рублей, которые целиком окупились стримингом.
После выхода второй пластинки Инстасамка отправилась в тур по России и в период с конца августа по конец декабря 2019 года побывала в 36 городах. «К тому моменту у меня был опыт публичных выступлений в качестве блогера, так что аудитории я не боялась и выходить на сцену было, в принципе, легко», — рассказывает она. При этом рэп-исполнительница признает, что испытывала проблемы с голосом: к концу каждого выступления он сильно садился. В будущем Зотеева хотела бы научиться петь, не напрягая связки до предела, как сейчас: «Обычно на выступлениях я просто ору, кричу и по-другому пока не могу. По крайней мере, в туре 2019 года не смогла. Но вокалом все равно сейчас не хочу заниматься, не вижу в этом необходимости. Честно — мне пофиг. Я выступаю, людям нравится, все по кайфу».
В апреле Инстасамка выпустила третий альбом —«Mamacita», после чего должна была отправиться в тур по России и Европе. «Вот из-за коронавируса подстава получилась: Таллин, Рига, Варшава, Прага, Берлин, Вильнюс — все слетело. Вместо этого ходили на студию, синглы записывали и работали с Олегом над совместным альбомом. Еще на карантине два клипа сняли», — сообщила Зотеева.
При этом рэп-исполнительница решила и дальше работать без поддержки лейблов: «Максу [менеджеру] я сказала — если будут приходить предложения, то лучше отказываться, мы двигаемся только своей компанией. Я боюсь лейблов как огня. Мне кажется, что они выжимают людей как лимон и выбрасывают на обочину жизни». Всех необходимых специалистов команда Инстасамки находит самостоятельно.
Другие блогеры, запустившие музыкальную карьеру, тоже решили полностью отказаться от сотрудничества с лейблами. Мари Сенн пояснила «ИМИ.Журналу», что после выхода ее первого и пока единственного мини-альбома «Сияй» она рассталась со своими бизнес-партнерами: «Я выпустила EP „Сияй“ совместно с Sony Music, но после этого мы попрощались. Сейчас мы друг другу не интересны, и я не хочу ни с кем сотрудничать, потому что в будущем думаю открыть свой лейбл». Помимо EP, Сенн к настоящему моменту самостоятельно выпустила 12 синглов.
При этом артистка уточнила, что собирается повысить уровень продакшена и отказаться от работы в домашней студии: «Могу вам признаться, что нашла профессионалов. Если до этого у нас все было любительское, то сейчас мне помогают создавать музыку... Не могу назвать имена, но они известные и пишут песни очень популярным артистам. Люди заметят, что это будет совсем другой уровень». Также она возобновила занятия вокалом и начала брать уроки игры на фортепиано.
В сольные музыкальные туры 26-летняя интернет-звезда пока не ездила, однако проводила серию выступлений в разных городах России вместе с героями шоу XO life, которое выходит на ее YouTube-канале. «Мы объездили 13 городов, а в Москве собрали тысячу человек. Но это было уже год назад, и отмечу, что для людей мы все равно прежде всего были блогеры. А сейчас я серьезно занимаюсь музыкой, поэтому все будет совсем по-другому», — рассказывает Сенн. Также она исполняла свои синглы на фестивалях «Видеожара», KFC BATTLE FEST и «Маёвка лайв». «Сейчас я только вкладываю деньги в свою музыку, но рассчитываю на то, что со временем она начнет приносить мне доход», — пояснила певица.
Катя Адушкина рассказала «ИМИ.Журналу», что на данном этапе карьеры разрабатывает каждый трек совместно с опытными продюсерами. За два года начинающая певица успела поработать со специалистами с Украины, из Белоруссии и Казахстана, но в последнее время чаще прибегает к услугам московских экспертов. Имена специалистов Адушкина не раскрыла. «Мне кажется, у нас никогда не было камерного и домашнего подхода. Мы не боимся вкладывать деньги в качество, если можно так сказать», — пояснила она.
По словам менеджера артистки Кирилла Диденка, пока процесс селекции композиций обходится дорого и проходит сложно: «На выбор песен, которые реально подходят и нравятся Кате, уходит масса времени. Она всегда сама решает, что у нее будет на альбоме и как это звучит, какая идея в песне заложена. Для нас концепция очень важна, поэтому в итоге получается недешево». К отдельным композициям команда Адушкиной также выпускает специальный мерч.
Все предложения звукозаписывающих компаний пока что кажутся Адушкиной неактуальными. «У нас нет необходимости получать какой-то большой аванс, а кроме аванса, особой поддержки никто не может оказать, — утверждает менеджер Адушкиной. — У нас есть музыкальное издательство, внутри него мы и работаем».
В марте 2020 года у певицы стартовал первый тур в поддержку дебютного альбома, однако из-за пандемии она успела выступить только в трех городах: Екатеринбурге, Воронеже и Санкт-Петербурге. Еще три концерта — в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Москве — были отменены. «Пока что выступления отнимают больше денег, чем приносят. Потому что там шоу очень мощное. В любом случае тут вопрос творчества, а не денег», — считает Диденок. Все затраты на производство музыки и выступления Адушкиной на этом этапе покрывают доходы от рекламных проектов в социальных сетях и в ютубе.
Почему музыка перспективнее влогов
«Я, наверное, отойду от смешных видосов и блогерства. Недавно архивнула у себя всю эту историю. Сейчас отношусь к тому, что было, как к детскому саду. Мне это уже не интересно, я с этого свою монету забрала, — рассказывает о планах Инстасамка. — Теперь я больше интересуюсь музыкой и клипами и хочу развиваться в эту сторону». За первую половину 2020-го рэп-исполнительница успела выпустить два альбома — «Mamacita» и «Спасибо папаша» (второй — совместно со своим молодым человеком Олегом), а также издать совместный трек с бельгийским электронным музыкантом Apashe. Эту композицию отрецензировали авторитетные журналы, в том числе Billboard. Кроме того, юная исполнительница выпустила две совместные композиции с блогером и рэп-исполнителем CMH, и еще одну — в коллаборации с CMH и Пашей Техником.
«Важной частью карьеры мне кажутся клипы. Вот как раз вместо смешных видосиков в инстаграм мы ими и занимаемся», — объясняет Зотеева. На вопрос о том, какие российские клипы, выходившие за последний год, понравились ей больше всего, она не задумываясь называет «Колеса» Скриптонита, а также «респектует» творчеству Big Baby Tape.
К другим инстаграм-знаменитостям, которые пробуют себя в музыке, Зотеева относится скептически: «Мне кажется, после меня очень много народу из инстаграма захотели читать рэп, но ничего удачного я там не видела — что мальчики, что девочки. Это смех. Я просто вовремя поняла все свои ошибки, а они остались на уровне моего первого альбома».
Всерьез связать свое будущее с музыкой намерена и Катя Адушкина: «В этом году хочется делать как можно больше музыкальных релизов и концертов». Особое внимание она планирует уделять и клипам: съемки одного из них на песню «Делай дела» должны были начаться весной, но сорвались из-за пандемии. На вопрос о том, кто из российских музыкантов, по ее мнению, выпускает наиболее запоминающиеся видеопроекты, интернет-звезда назвала группу Little Big, а среди других блогеров, решивших заняться музыкой, особо отметила успехи Алишера Моргенштерна. Тем не менее Адушкина говорит, что приоритетным направлением для нее пока все же останутся разговорные проекты на ютубе.
К другим интернет-звездам, которые пробуют себя в музыке, она относится с уважением — при одном условии: «Когда это идет от души, то это заметно. Но есть и такие проекты и песни, которые явно делались для того, чтобы поднять хайп и заработать денег и подписчиков».
Сама же певица надеется, что до конца года сможет закончить оборвавшийся тур: «У нас в планах стоит большой концерт на мое 17-летие в октябре этого года. Мы, конечно, начинаем его обдумывать, появляются мысли насчет самой концертной программы и шоу. Надеюсь, все получится. Хотелось бы отработать и большой концерт, и отправиться потом в тур. Начнем с городов, в которые не успели заехать из-за пандемии», — рассказывает она. Выступление в честь своего дня рождения Адушкина собирается провести в московском «Главклубе».
Мари Сенн, в свою очередь, рассказала «ИМИ.Журналу», что отныне намерена в первую очередь заниматься именно музыкальной карьерой, а блог отодвинуть на задний план. «Я сейчас осознаю, что все это время занималась не тем, чем надо. Да, я сделала многое в сфере блогинга, вошла в историю в то время, когда ютуб набирал обороты. Но вообще, конечно же, я хочу оставить след в музыке, — пояснила Сенн. — Сейчас я продолжаю снимать видео для канала, но уже не вижу там себя».
Кроме того, 26-летняя интернет-знаменитость планирует чаще выпускать музыкальные клипы — она считает видеоконтент важной частью карьеры: «Совместно с режиссером Элизой Мартиросян мы сейчас разрабатываем клипы, которые у меня будут выходить в ближайшее время. Снимать будем на Украине, потому что там есть возможность это сделать круче».
Сенн надеется разработать масштабную концертную программу и отправиться в тур по России: «У меня планка почти такая же, как у американских звезд, которые делают офигенные шоу. Мое идеальное будущее — это когда я смогу делать офигенные программы. Как у Арианы Гранде. Ну то есть чтобы 70% — вокал, 30% — танцы и чтобы все красивенько было». Самым интересным российским исполнителем собеседница назвала Светлану Лободу.
Певица пояснила, что редко смотрит клипы, снятые другими блогерами, но убеждена, что каждый из них может заниматься всем, что придется ему по душе. «Если они делают это искренне и любят музыку, то, блин, каждый человек может пойти и спеть песню. Потому что он человек! И он может делать все, что он хочет», — заключила она.