Инструкция
Подробности
Я музыкант.
Что делать?

В шумном зале ресторана. Как правильно озвучить бары и кафе

Гид по легальному подбору фоновой музыки

Вместе с постепенным снятием ограничений на посещение общественных мест в России начали заново открываться кафе и бары. «ИМИ.Журнал» рассказывает, как легально использовать фоновую музыку в своем бизнесе и как составляют плейлисты владельцы баров, кофеен и клубов.


Почему владельцы кафе и баров должны платить за фоновую музыку

Согласно главе 70 Гражданского кодекса РФ, за любое воспроизведение трека в общественном месте авторам как самой песни или композиции, так и конкретной записи полагается вознаграждение. А значит, владельцы бизнесов должны платить отчисления правообладателям. 
 

Кому платить?

В России сборами авторских отчислений занимаются две организации по коллективному управлению правами (ОКУПы) — Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Подробнее об ОКУПах вы можете прочитать в нашем материале об авторском праве.

РАО занимается сбором отчислений для владельцев авторских прав — авторов песен и композиций, а ВОИС — для владельцев смежных прав, то есть создателей фонограмм, а также исполнителей, чьи исполнения зафиксированы в фонограмме.

На практике обе организации функционируют как одна и работают по принципу «одного окна», а их тарифы, за некоторыми исключениями, полностью совпадают и дублируют друг друга. 

Для заключения договора одновременно с РАО и ВОИС можно обратиться в Управление сборов вознаграждения.

Если владелец бизнеса решает работать с ОКУПами напрямую, а не идти к представителям сервисов, которые сделают это за него (о таких фирмах читайте ниже), предприниматель должен ежемесячно предоставлять в ВОИС и РАО отчеты обо всех треках, которые исполнялись на территории его предприятия.

На основе этих документов ОКУПы распределяют вознаграждения между владельцами прав в зависимости от того, как часто их треки играли в публичных местах.
 

Сколько нужно платить в РАО и ВОИС?

Размер отчислений в РАО и ВОИС зависит не от количества музыки, которое вы использовали, а от площади, на которой она играла. Размер ставки варьируется от типа бизнеса и площади залов: от 25 рублей в месяц за 1 квадратный метр в предприятиях быстрого обслуживания до 54 рублей в ресторанах с площадью до 70 квадратных метров (подробные расценки можно найти на сайтах РАО и ВОИС). 

Для ускорения процесса заключения договора с ОКУПами стоит заранее подготовить документы, подтверждающие озвучиваемую площадь (план БТИ, схему помещения из договора аренды и другие), а также реквизиты организации или ИП.

Если в вашем баре или клубе иногда выступают музыканты, но вы не берете плату за вход с клиентов, расценки несколько повышаются, но это касается только отчислений для РАО. Также в расчет выплат в ОКУПы не входят кухни и подсобные помещения. Однако такие места, как уборные и коридоры, если в них играет музыка, учитываются по пониженной ставке — 5 рублей за квадратный метр. 

Размер выплат в ОКУПы также не зависит от того, какую музыку вы играете в своем баре или кафе — будь то Тейлор Свифт или локальная инди-рок-группа. 

Также ставками предусмотрена система скидок в зависимости от региона, где находится ваш ресторан или кафе, а также скидка за самостоятельное обращение представителя бизнеса в РАО и ВОИС. Иными словами, ОКУПы поощряют предпринимателей за то, что представители Обществ не тратят силы на погоню за бизнесменами и убеждение их в необходимости оформить договор. Подробнее о скидках можно прочитать тут.
 

Как на практике рассчитываются выплаты в РАО и ВОИС? 
 

Томас Пурас

советник руководителя управления сборов вознаграждения РАО и ВОИС

Пример: у вас бар с площадью озвучивания 200 квадратных метров, и музыка звучит из ноутбука, телефона или другого технического средства.

Расчет будет такой:
РАО: 200 квадратных метров Х 34 рубля = 6800 рублей в месяц.
ВОИС: 200 квадратных метров Х 34 рубля = 6800 рублей в месяц.
Общая выплата в месяц — 13 600 рублей.

Еще пример: у вас бар с площадью озвучивания 200 квадратных метров, где иногда выступают музыканты, билеты не продаются.

Расчет будет такой:
РАО: 200 квадратных метров Х 44 рубля = 8800 рублей в месяц.
ВОИС: 200 квадратных метров Х 34 рубля = 800 рублей в месяц.
Общая выплата в месяц — 15 600 рублей.

И последний пример: у вас бар с площадью озвучивания 200 квадратных метров, музыка звучит из ноутбука, телефона. А еще вы иногда организовываете у себя платные концерты (с продажей билетов на входе).

Расчет будет такой:
РАО: 200 квадратных метров Х 34 рубля = 6800 рублей в месяц + 5% от валового сбора с продажи билетов на каждое платное событие, которое состоялось в отчетном месяце.
ВОИС: 200 квадратных метров Х 34 рубля = 6800 рублей в месяц;
Выплата в месяц всего — 13 600 рублей + 5% от валового сбора с продажи билетов на каждое платное событие.
 

picography.com

Если вы не хотите платить ОКУПам

В исключительных случаях вы можете договориться с авторами напрямую и не платить РАО, но в этом случае вам необходимо убедиться, что автор изъял свои права из этого ОКУПа (в Управлении РАО и ВОИС по умолчанию находится весь мировой репертуар музыки).

Список изъятых произведений можно проверить на сайте РАО. При этом практики изъятия прав на фонограммы из ВОИС на сегодняшний день нет (но это не значит, что она не может появиться  в будущем).

Некоторые авторы добровольно отказываются от услуг ОКУПов — им РАО отчисления не выплачивает, и требовать с вас выплат за использование их музыки представители этого ОКУПа не могут. Сборами в таком случае занимаются правообладатели — самостоятельно либо через другие организации по управлению правами. 

В случае, если правообладатели исполняют живьем собственные произведения, а на концерт продаются билеты, вы можете попросить музыкантов подписать форму отказа от авторского вознаграждения и таким образом избежать отчислений в РАО.


Чем грозят невыплаты в РАО и ВОИС?

Закон дает ОКУПам полномочия собирать отчисления и выступать в судах со стороны правообладателей. Игнорирование уведомлений о необходимости заключить договор с РАО и ВОИС может обернуться для владельца кафе или ресторана судом.

В случае незаконного использования музыки, защищенной авторским и смежным правом, владелец бизнеса может быть привлечен к суду по статье 7.12 КоАП РФ (от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения) и по статье 146 УК РФ (наказание — штраф в размере до 200 000 рублей или исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок). В гражданском праве вопрос о нарушении прав на музыку регулируется статьями 1301 и 1311 ГК РФ (истец может затребовать компенсацию в размере до 5 миллионов рублей). 


Где брать музыку для ресторанов
и кафе


Бесплатные решения

Распределенные по жанрам и настроениям плейлисты с бесплатной музыкой можно найти на сервисах Mixcloud и SoundСloud. Эти сайты не требуют регистрации, их важное отличие друга от друга в том, что количество прослушиваний треков на SoundCloud не ограничено, а в бесплатной версии Mixcloud нельзя перематывать микс назад (подписка на сервис стоит 15 долларов). Впрочем, для фоновой музыки в кафе и ресторане функцией перематывания музыки вполне можно пренебречь (о том, какая музыка лучше всего подходит для кафе и ресторанов, читайте ниже).

Кроме того, бесплатные архивы музыкальных передач самой разной направленности — от тяжелого рока до чиллаута можно найти на сайтах популярных интернет-радиостанций NTS, Worldwide FM и Dublab. Шоу распределены по жанрам или категориям («вечеринка», «тренировка», «музыка для учебы» и другие), что позволяет легко найти плейлист, подходящий к атмосфере вашего пространства.

Другая полезная особенность таких радиостанций — авторы большинства шоу публикуют полные треклисты своих передач, это сильно поможет при составлении отчетностей для РАО и ВОИС. 

Для любителей экзотической музыки есть Underground Radio Directory — коллекция из более 90 интернет-радиостанций со всего мира. На них крутят малоизвестных локальных исполнителей.

Отметим, что бесплатные тематические плейлисты есть в большинстве популярных стриминг-сервисов, но чтобы слушать их без рекламы, необходимо оформить подписку.

Republica / isorepublic.com


Платные сервисы

Если вы не хотите самостоятельно составлять плейлисты для своих кафе и ресторанов, а также заниматься связанной с этим бумажной работой, возможно, имеет смысл обратиться в компании, которые профессионально подбирают фоновую музыку для общественных пространств. Cервисы «Музлаб», «Волна-Медиа», «Дело Звука», Bubuka, Market Music, Fonmix (у последней есть агентские отношения с РАО и ВОИС) предлагают собственные каталоги из сотен тысяч треков. 

Компании берут на себя заботу о взаимодействии с РАО и ВОИС — клиенту не требуется заполнять отчетности, обращаться в ОКУПы или отдельно платить авторские отчисления. Таким образом, все, что нужно сделать владельцу бизнеса, — это заключить договор с поставщиком музыки и установить приложение, в котором можно будет выбирать треки и плейлисты. Сервисы могут сами составлять отчеты для ОКУПов за клиентов, но чаще предпочитают заключать прямые договоры с правообладателями, тем самым избегая контактов с РАО и ВОИС. По словам создателя «Бубуки» Дмитрия Пангаева, все авторы и правообладатели могут получать доскональную информацию о том, как и где звучит их трек, в режиме онлайн. По принципу прямых договоров «Бубука» работает и с артистами, а также музыкальными лейблами.

Цены на услуги компаний, которые подбирают фоновую музыку для общественных пространств, считаются в основном исходя из площади, типа площадки (например, кафе, бар или боулинг), количества посадочных мест и филиалов вашего бизнеса. За счет прямых договоров с правообладателями работа с сервисами зачастую оказывается заметно дешевле непосредственного сотрудничества с РАО и ВОИС. Обычно тарифы фирм по подбору фоновой музыки начинаются с 600–700 рублей в месяц. Базовые тарифы указанных выше компаний отличаются друг от друга несильно — в пределах 300 рублей.

По словам создателя сервиса «Бубука» Дмитрия Пангаева, стоимость подписки для ресторана площадью 500 квадратных метров обойдется примерно в 2500 рублей в месяц. Для ресторана в 200 квадратных метров подписка на сервис «Музлаб» будет стоить около 1500 рублей, на «Волна-Медиа» — 1750. 

Цена на услуги саунд-дизайн-компаний может повыситься, если вы хотите использовать музыку, чьи правообладатели пользуются услугами РАО — к примеру, стоимость подписки на «Музлаб» в этом случае может вырасти в два-три раза по сравнению со стандартными тарифами. 

Большинство перечисленных выше сервисов работает с готовыми плейлистами. При покупке некоторых тарифов клиент может самостоятельно составлять плейлисты из треков, которые находятся в базах сервисов. 

Предлагаемые компаниями треклисты, как правило, распределены не только по жанрам, но и по настроению музыки, времени суток, когда она должна звучать, желаемой атмосфере пространства, которое вы хотите озвучить, а также его типу. 

Victor / picjumbo.com

Например, «Музлаб» предлагает интеграцию с «Яндекс.Погодой». 

«Представим булочную, которая наполняется посетителями из-за дождя. Они немного продрогли, суетливы и взвинченны. Музыка автоматически сменяется на уютную и релаксовую, гости поддаются настроению, расслабляются, садятся за столики и покупают еду», — рассказал «ИМИ.Журналу» директор «Музлаба» Виктор Христенко.

Куратор аудиобрендингового агентства «Дело Звука» Иван Фомин считает, что единых гайдлайнов по тому, как подбирать музыку для общественных пространств, нет — все зависит от специфики конкретного заведения. 

«Мы контролируем весь материал, чтобы в нем не было скачков громкости, долгих интерлюдий и других раздражающих моментов. Главный совет, который я могу дать, — прислушивайтесь к фидбэку от ваших посетителей и сотрудников», — заявил Фомин «ИМИ.Журналу».


Как составляют плейлисты представители клубов, кафе
и ресторанов
 

Павел Камакин

арт-директор клуба «16 тонн» (Москва)

Уже 20 лет каждый месяц я добавляю в каталог несколько пластинок, которые покупаю в магазинах. За 20 лет накопилось порядка трех тысяч альбомов. Сумма выплат в РАО и ВОИС получается, может, и большая, но вполне посильная. Мы делаем отчеты, но нам не приходится каждый месяц составлять их заново: просто добавляем новое, что появляется. Принципы, по которым мы отбираем музыку, опираются на мой профессионально модифицированный музыкальный вкус. 

В клубе „16 Тонн“ фоновая музыка подбирается согласно нескольким критериям. Во-первых, я стараюсь не добавлять туда однозначные хиты: они отвлекают людей от общения. Второе — стараюсь, чтобы исполнители, которые попадают к нам в ротацию, играли какую-то роль в мировой культуре.

Не может быть каких-то универсальных советов по тому, как следует отбирать музыку. Это всегда творческое отражение художественного руководителя, готового взять на себя смелость и совершить какую-то работу по сбору музыки. Главный совет, который я могу дать, — прислушайтесь к своему сердцу. Что на вас влияет? Если вы являетесь репрезентативным с точки зрения вашей целевой аудитории — опирайтесь на свой вкус. 

Представитель московского ресторана
«Дом Культур»

Составляя плейлист, я руководствуюсь своим вкусом, стараюсь избегать „долбежки“. Можем включать что-то странно-попсово-чилловое. Аудитория „Дома“ — наполовину студенты 20+, а может, и на все 70%, и мы стараемся это учитывать. У нас точно не будет играть рэп — это музыка не для ресторанов, — но можем включить ненапряжный олдскульный хип-хоп. Меняем плейлист в течение дня: начинаем с чего-то расслабленного, а ближе к вечеру ставим что-нибудь пободрее.

Матвей Вершигоров

совладелец «Лебединого озера» (Москва)

«Все диджеи и музыканты — это наши знакомые, друзья или друзья друзей. Раньше мы использовали интернет-радиостанции Groove Salad на Soma FM и прочие, а в последние пару лет просим друзей записать многочасовые миксы. Нет четкого подхода или расчета по категориям людей. Все спонтанно».

Даша Гумбург

PR-менеджер «Брикет Маркета» (Москва)

Главный принцип подбора музыки вытекает из общей концепции „Брикета“: мы хотели создать чистое (во всех смыслах) комфортное пространство, где гость может сфокусироваться на вкусной еде и спокойном общении. Подбором музыки с самого запуска „Брикета“ занимается наш добрый друг Влад Микеев — музыкальный директор фестиваля Пикник „Афиши“, автор телеграм-канала „Радио Тигр“ и бывший программный директор радиостанции „Серебряный дождь“.

В звучащей у нас музыке главное — ее „фоновость“, то, что деликатно дополняет происходящее вокруг. Мы сделали акцент на indie pop, chillwave, future R&B и легком хаусе. Но проще сказать, какой фоновая музыка быть не может: любой жанр с агрессивными повторяющимися мотивами и раздражающими звуками.

Изначально мы прорабатывали отдельные плейлисты на утро, день и вечер, но в итоге остановились на последних двух категориях. Чем больше времени за полдень, тем больше ускоряем — добавляем легкую динамичную электронику.

Андрей Оид

музыкальный директор бара Noor (Москва)

Мы отбираем музыку по стилю и настроению. В целом мы ближе к разному фанку, диско, даунтемпо и трип-хопу. Плейлисты составляю обычно я сам. Чаще всего два типа — на день и на вечер. После карантина мы решили некоторое время не устраивать шумных танцев, чтобы наши посетители могли чувствовать себя комфортнее, поэтому вечерняя музыка сейчас у нас более спокойная, чем обычно. Также у нас играют миксы, записанные разными диджеями. Это подчеркивает аутентичность. У нас есть своя публика, и мы знаем ее вкусы. Поэтому в наших плейлистах вряд ли будет совсем молодежная музыка, тяжелая музыка, русская эстрада и русский шансон. 

Фоновой может быть самая разная музыка, от эмбиента до техно. Важен контекст. Важно, чтобы весь плейлист или микс имели некую целую историю, в которой могут происходить разные сюжетные повороты.

Георгий Топуридзе

музыкальный директор сети московских ресторанов Ильи Тютенкова (Ugolёk, PINCH, «Северяне»)

Я целиком ориентируюсь на свои вкусовые предпочтения. Мы пропагандируем свой лайфстайл, людям это нравится, некоторые влюбляются в нашу музыку. У нас есть свой лейбл — Leveldva, в основном берем треки с него. Чаще всего что-то неизданное. Может быть и классическое звучание — 1960-е, 1970-е, барокко, Эйнауди, — но это уже зависит от ресторана. Жестких музыкальных табу у нас нет: иногда у нас можно услышать и жесткое немецкое техно 1990-х. Это зависит от ситуации, главное — все стоит делать в нужное время.

Разделение на время суток у нас есть, но оно формально. Я выбираю официанта или менеджера, который углубляется в музыкальную историю. Они учатся, изучают, втягиваются, а позже сами контролируют ситуацию. С большой долей вероятности то, что играет вечером, будет играть и ночью. Если человек уже понял, о чем идет речь, он сам подруливает плейлист — все происходит в живом режиме. Кнопка „утро — день — вечер“ работает только на первом этапе, когда человек еще не понимает, что к чему. Если человек уже влился в музыкальный вайб, он может ориентироваться на людей, на погоду. Для этого надо много работать с командой.

У нас есть официант, который днем ставит музыку в „Северянах“, а вечером играет в Leveldva. Я ему доверяю, это снимает с меня вечную напряженность по поводу того, что у меня в ресторане будет играть что-то не то.

Екатерина Ахтырская

соосновательница кафе «Хитрые люди» (Москва)

Мы ставим музыку, ориентируясь на собственный вкус. При этом мы работаем с компанией, которая предоставляет музыку, на ее основе мы составляем плейлисты. Мы знаем свою аудиторию, но не стремимся подстраиваться под ее вкусы. Время суток на выбор музыки не влияет. 

Анна Костюнёва

PR-специалист, делала плейлисты для московского кафе Eggsellent

Проект Eggsellent.Moscow, для которого я делала несколько плейлистов, специализируется на завтраках из яиц в течение всего дня. Завтрак — это начало дня, и поэтому музыка для завтрака должна иметь определенную тональность. Она не должна напрягать, не должна быть очень громкой или агрессивной, но при этом должна задавать тон на день, не быть унылой. Угодить всем гостям невозможно, поэтому в плейлисте должно быть что-то нейтральное, мой фокус часто бывает на фанке или соуле, какой-нибудь приятной электронной музыке. Такие мотивы всегда настраивают на позитивный лад, а это то, что нужно для завтрака. 

Составление плейлистов — это мое хобби, ориентируюсь всегда на свой вкус. Задаю себе вопрос: а я бы осталась в заведении с такой музыкой? Я слушаю много хорошей музыки и всегда обращаю внимание на фоновую музыку в заведениях и даже магазинах. Если играет радио, делаю вывод, что на детали здесь не обращают внимания, если в классном мясном ресторане с изысканной посудой играет лютая попса, тоже возникают вопросики. Мне кажется, все должно быть органично. 

Не ленитесь просить людей с музыкальным вкусом вам помочь — по дружбе или за деньги. Правильно подобранная музыка, как и хороший официант, создают впечатление о вашем заведении, а иногда даже о кухне. Люди приходят в ресторан за впечатлениями в не меньшей степени, чем за едой. Мне кажется, что у всего в мире должен быть правильный саундтрек. 
 

На свой же вкус при составлении плейлиста опирается и Андрей Алгоритмик, основатель  клуба Powerhouse Moscow. Основной источник музыки в Powerhouse — радио New New World, которым также занимается Андрей. Треки Алгоритмик и его коллеги выбирают из более 1200 архивных эфиров, доступных на странице New New Word в Mixcloud

Все собеседники «ИМИ.Журнала» платят отчисления в РАО и ВОИС или работают с фирмами-посредниками


Кто профессионально составляет музыку для ресторанов

 

Саша Розет

составлял плейлисты для московского клуба «Солянка» и других кафе и ресторанов

В „Солянке“ для ресторана, на день и вечер, я подбирал что-то спокойное и разнообразное, чтобы не повторялось часто. Мы с коллегами собрали ненапряжные миксы и плейлисты, даунтемпо, эмбиент, что-то околоджазовое, и все это негромко включали утром, днем и вечером. Под каждое время суток у нас была отдельная папка. Утром мы включали что-то совсем спокойное, даже полусонное, днем — музыку поактивнее, а вечером — уже с намеками на танцы, типа хаус, итало. В других заведениях, для которых я составлял плейлисты, подход был схожий, правда, музыка могла чуть отличаться от того, что мы составили в „Солянке“. Что не стоит включать фоном в кафе? Громкий коммерческий хаус, русский рэп и ужасные каверы; что-то отпугивающее. Совет дам один — если у вас нет музыкального бэкграунда, доверьте подбор фоновой музыки специалисту.

Артем Грислис

диджей, администратор телеграм-канала «My pet spider», делал плейлисты для ростовских баров «Колючка» и «Линия»

Основные факторы, от которых, пожалуй, стоит отталкиваться, — это тематика заведения, формат и аудитория. Со спецификой, на мой взгляд, важно не переборщить. Если ваш ресторан специализируется на малоизвестной кухне, стоит постараться подобрать треки, которые, с одной стороны, подчеркнут эту тематику, а с другой, все же будут понятны местным. Важно учитывать формат — как много времени у вас проводят гости и с какой целью они приходят. Например, в ваш ресторан в обеденное время может приходить немного людей, в основном офисные работники, чтобы передохнуть. Вечером к вам могут приходить для того, чтобы быстро перекусить и обсудить новости с друзьями. В таком случае имеет смысл составлять разные плейлисты для разного времени суток. Не стоит слишком сильно увлекаться малоизвестной и необычной музыкой. Клиенту может быть интересно зашазамить незнакомый трек, но некоторая предсказуемость плейлиста поможет создать ощущение уюта. Главное — обязательно наблюдайте за реакцией посетителей после запуска плейлиста.

Владельцы некоторых бизнесов просят своих друзей-диджеев записывать готовые миксы. Необходимо прикладывать их сет-листы к отчетности для РАО и ВОИС.

Наталья Хромочкина (Natty Lee)

диджей, делала плейлисты для музея «Гараж», концепт-сторов Yashina Jewelry и Astore

Соулфул-хаус, джаз и фанк отлично подходят для фоновой музыки благодаря своему теплому обволакивающему звучанию. Например, соулфул-хаус хорошо подходит для дневного плейлиста: он расслабляет и напоминает о лете. 

Я учитываю специфику публики. Например, для женской аудитории стараюсь ставить что-то более мелодичное, легкое, романтичное, желательно с вокалом. Если среди посетителей больше мужчин — подбираю что-то более фанковое, с выраженным грувом и басом.

Учитывать возраст тоже важно: молодым ставим что-то поновее, для посетителей постарше что-то более олдскульное. Молодые лучше воспринимают что-то новаторское и трендовое.

Петр Дмитриев

диджей, автор канала о музыке «Быстрее послушать», участвовал в отборе музыки для парков Москвы и метрополитена

Сегодня делить музыку на определенные жанры достаточно странно. Все сильно перемешалось. В плейлистах могут совершенно гармонично сочетаться разные направления. Поэтому я бы не цеплялся за жанры при выборе музыки. Фоновая музыка (если вы хотите, чтобы она оставалась фоновой) должна привлекать к себе внимание мелодичностью, общей красотой, но не громкостью и внезапными звуками. Зачастую фоновая музыка отлично работает, если в ней нет вокала — особенно это касается музыки для кафе, в которое люди приходят поработать. Голос может мешать сконцентрироваться. Поэтому поп-музыку с ярким вокалом и активной ритм-секцией сложно назвать фоновой. Другой важный момент при выборе плейлиста — возраст целевой аудитории. Часто это можно понять даже по ценникам и тому, сколько стоит бутылка воды в баре или кафе. Есть такое правило, которое мне очень нравится: чтобы попасть в аудиторию, надо просчитать, какая музыка была популярна, когда вашим слушателям было 18 лет.

 

Поделиться материалом:Поделиться:
Подпишитесь на рассылку ИМИ, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии
Читайте также