Что смотреть про индустрию: «Про рок», Fyre Fraud и еще 7 фильмов
Темы
Авторы
Темы
Мы попросили журналиста и музыкального менеджера Глеба Лисичкина, а также соосновательницу фестиваля Beat Film Алену Бочарову рассказать о любимых тематических фильмах.
Подготовила: Виктория Базоева
Глеб Лисичкин
Маркетинговый директор цифровой платформы ONErpm
«PressPausePlay» (2011)
Фильм без особых откровений, но важный как «вводный образовательный материал» — музыканты и креаторы размышляют о том, как изменилось потребление музыки в цифровую эру. Фильм вышел в 2011 году и тогда, наверное, казался пророческим: Spotify уже был популярен, но музыканты не были довольны отчислениями, а до появления Apple Music оставалось еще 4 года.
«Вопящие шедевры» («Gargandi snilld», 2005)
Фильм о сильнейшей локальной сцене Исландии. «Вопящие шедевры» открыли для широкого зрителя многих прекрасных артистов (лично я с тех пор плотно подсел на Mugison). Но для российского зрителя в этой ленте важна именно история о содружестве — о том, как в маленьком городе, в практически полной изоляции можно создать удивительное культурное явление. Исландская сцена кладет на лопатки всех скептиков: путь настоящей музыкальной красоты к слушателю не может быть ограничен ни языковыми, ни визовыми барьерами.
«Про рок» (2017)
Важный фильм про современную гитарную музыку — но не про уральскую сцену и даже не про рок. Это история о том, что мечты стать успешным артистом часто рушатся и забываются, а семейные и рабочие дела с возрастом становятся важнее песен. Это очень честный и живой фильм. Он до сих пор недоступен в сети, но несколько раз в год показывается в кинотеатрах — стоит следить за новостями проекта.
«Битва за украинскую музыку: между зрадой и перемогой»(«Битва за українську музику: між зрадою та перемогою», 2019)
«Битву» можно назвать документальным фильмом лишь из-за хронометража, но разговор об эволюции музыкальной индустрии, который поднял украинский музыкальный журнал «Слух», очень важен. Российские музыканты, кажется, уже наконец отказались от «имперских амбиций», первый шаг к оздоровлению сделан, и теперь надо лишь постараться взять пример с ближайших соседей и научиться создавать самобытную поп-музыку.
«Дьявол и Дэниел Джонстон» («The Devil and Daniel Johnston», 2005)
Драматичная биография Дэниела Дейла Джонстона — музыканта-аутсайдера, который мог бы стать большим артистом в 1990-е, а стал транзитным клиентом психбольницы. Это не просто талантливо сделанный документальный фильм, но и хороший повод послушать сольные записи Джонстона. Большинство его песен известны в исполнении сиэтлских гранж-небожителей, но и в лоу-файных домотканых записях Дэниела есть свое больное очарование. Это еще и хороший повод подумать о том, как изменился музыкальный ландшафт за двадцать лет: то, что раньше называлось аутсайдерством и было обречено на забвение, теперь гордо именуется «бедрум-попом» и вполне себе неплохо монетизируется.
Алена Бочарова
Соосновательница фестиваля Beat Film
Supermensch: The Legend of Shep Gordon («Суперменш — Легенда Шепа Гордона», 2013)
Невероятно смешной фильм про Шепа Гордона, антрепренера и деятеля голливудского масштаба, менеджера Элиса Купера, Blondie и ещё десятка артистов. Многое из того, что он придумывал для продвижения своих артистов, сегодня входит в списки наиболее громких инцидентов в истории рок-музыки. Например, именно Гордону пришла в голову идея выпустить на сцену живую курицу во время концерта Элиса Купера (фанаты разорвали несчастную птицу на куски, о чем с удовольствием написали местные СМИ).
«Fyre Fraud», 2019
История эпического провала музыкального фестиваля Fyre на Багамах в 2017 году, где были заявлены звезды вроде Blink-182 и Major Lazer, а в итоге не выступил никто (и это оказалось не самой большой проблемой). Среди героев фильма
— основатель фестиваля Билли Макфарланд, получивший шесть лет тюрьмы и штраф в 26 миллионов долларов. «Fyre Fraud» рассказывает историю фестивального провала через призму зацикленного на инфлюэнсерстве поколения миллениалов,
которых сожрала запущенная ими же хайп-машина.
Woodstock («Вудсток: три дня, изменившие поколение», 2019)
Трогательная история одного из самых знаменитых фестивалей в истории, рассказанная с первых минут его появления на свет, буквально с крохотного рекламного объявления в подвале New York Times с номером телефона для покупки билетов. У фестиваля было не меньше шансов провалиться, чем у Fyre Festival: проблемы с площадкой, кейтерингом, застройкой сцены и погодой. И несмотря на то, что исход дела известен заранее, фильм смотрится как детектив, сотканный из переживаний организаторов и музыкантов.
Смотрите также:
The Defiant Ones (Непокорные, 2017)
Документальный сериал HBO, рассказывающий историю сколь успешного, столь и невероятного бизнес-партнерства двух непохожих антрепренеров и продюсеров, Джимми Айовина и Доктора Дре. В девяностые они собрали под своим крылом десяток артистов, определивших звучание поп-музыки 1990-х, от Тупака Шакура и Мэрилина Мэнсона до Эминема и No Doubt. В нулевые Дре и Айовин ушли из Interscope и создали всемирно известный бренд наушников Beats.