Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/89/image/article-787d29a25f0fdb8c4a429cdfbd9d3ac0.jpgДмитрий Куркин2019-09-10T20:00«Мы рискнули — и правильно сделали»: как сделать фестиваль со странной музыкой в Нальчике
«Мы рискнули — и правильно сделали»: как сделать фестиваль со странной музыкой в Нальчике
Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым

«Мы рискнули — и правильно сделали»: как сделать фестиваль со странной музыкой в Нальчике

Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым

В конце августа в Нальчике состоялся фестиваль «Летняя платформа» — придуманный за два месяца до старта образовательно-музыкальный марафон. Проект стал вызовом не только для его организаторов, но и для города. Фестиваля с лекционной программой и выступлениями независимых музыкантов, играющих инди-рок, фри-джаз и экспериментальный фолк, в Кабардино-Балкарии до этого не существовало.

Мы поговорили с одним из организаторов «Летней платформы» Булатом Халиловым, чтобы узнать, как его команда сделала большое и крайне необычное городское событие с акцентом на музыке почти с нуля.

Булат Халилов. Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым

Текст: Дмитрий Куркин

Как появилась «Платформа»

«Летнюю платформу» придумали Булат Халилов и Тимур Кодзоков, создатели этнографического лейбла Ored Recordings, который специализируется на издании традиционной музыки народов Кавказа.

Друзья обратились за поддержкой к Оксане Шухостановой из Института развития города «Арт-зал Платформа», одна из целей которого — создание открытой среды для творческой молодежи. Подведомственное учреждение при администрации Нальчика выступило посредником между мэрией и организаторами фестиваля, а заодно дало событию название.

Чтобы убедить местные власти в том, что городу нужен фестиваль, рулевые Ored Recordings провели в городе две пробные вечеринки в мае и июне.

«Это были препати, на которых мы опробовали формат: днем—лекции, вечером — концерты. Мы старались создать комфортную среду, чтобы не было такого: раз пришел на лекцию, сиди до конца», — рассказал Халилов.

Эта тактика сработала.

«Формат понравился и Оксане, и администрации. Для властей это был большой эксперимент: названия групп, которые мы везли, им ничего не говорили. Но благодаря „Платформе“ чиновники поддержали нашу инициативу», — отметил Халилов.

Кто участвовал в «Платформе»

В основе «Летней платформы» лежали две идеи. Первая — показать нальчанам местных исполнителей с уклоном в электронику и этнику — Bzu, Елену Милосердову и Jrpjej.

«Когда мы говорим „местный“, кажется, что это что-то местечковое, — рассуждает Халилов. — Но нам как фестивалю приглашение нальчикского диджея RK, к примеру, обеспечивает намного больше внимания со стороны здешней публики [чем привоз неизвестных ей групп]». (Виниловый сет RK на «Летней платформе» в итоге отменился из-за организационных проблем, о чем Булат очень жалеет: «Он действительно мощный диджей».)

Во-вторых, организаторы хотели привезти в Кабардино-Балкарию музыку, которая в республике живьем ранее никогда не звучала.

«Мы старались подобрать очень разные группы. Москвичи „Бром“ играют фри-джаз, „Деревянные киты“ из Мурманска — нежную поп-музыку с бешеной энергетикой, столичные Yoga For Wine Lovers — красивую и одновременно очень мясную музыку», — отметил Халилов.

По его словам, отдельное внимание организаторы уделили группам, которые по-новому раскрывают восточную музыку.

«Москвичи Usssy подают ориентальную музыку в совершенно неожиданном ключе, со сложными красивыми мелодиями, но при этом очень шумную. Французы S’adouno совмещают в себе интеллигентность и открытость новым идеям. Они показывают нам, как можно обращаться с нашей же музыкой — с уважением и в то же время с полной свободой», — добавил Булат.

Фото: Макс Керженцев / предоставлено Булатом Халиловым
Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым

Как долго готовилась «Платформа»

Времени на подготовку четырехдневного фестиваля с десятком приглашенных музыкантов и спикеров у организаторов было мало.

«У нас был выбор: либо сделать фестиваль летом, либо не делать совсем. Мы рискнули — и правильно сделали», — рассказал Халилов.

Вместе с тем он честно признает, что цейтнот не позволил реализовать все, что планировали организаторы.

Где проходила «Платформа»

Танцевальный зал парка культуры и отдыха, выбранный в качестве площадки для проведения фестиваля, Халилов считает настоящей находкой.

«Это место может стать культовым для региона. Танцзал находится в самом центре города, в пешеходной зоне. То есть даже те, кто не знал о фестивале, а просто проходил мимо, заходили и оставались», — отметил Булат.

Тем удивительнее, что построенный еще в советское время зал до «Летней платформы» по большому счету простаивал.

«До фестиваля там проходили максимум репетиции детских ансамблей. И это тоже прекрасно, но крупных мероприятий, которые по-настоящему раскрыли бы потенциал площадки, в танцзале не проводилось», — рассказал Халилов.

Они с Кодзоковым давно присматривались к танцзалу, но были уверены, что городские власти никогда не разрешат провести там что-то неформатное по местным меркам.

«Когда мы предложили Оксане делать фестиваль, на танцзал мы даже не надеялись. Это она сказала: „Давайте его реанимируем, это прекрасная площадка“», — рассказал Халилов.

Какой звук был на «Платформе»

Собрать оборудование, хотя бы минимально отвечавшее требованиям технических райдеров приглашенных музыкантов, оказалось куда сложнее, чем найти подходящую площадку для фестиваля. Аппарат искали по всему региону.

«Что-то нашли в Нальчике, что-то во Владикавказе. По меркам Кавказа мы собрали неплохой бэклайн. Хотя в итоге мы не соблюли райдеры некоторых музыкантов (Usssy, „Брома“), они пошли навстречу и довезли свой аппарат», — поведал Халилов.

К техническим сложностям добавилась кадровая проблема.

«В Нальчике нет звукорежиссера, который работал бы с такой музыкой,— местный решил бы, что звук слишком громкий, и начал бы „обрезать“ каналы, — рассказал Халилов. — Поэтому мы привезли из Москвы звукорежиссера, которого нам посоветовали Usssy. И на том оборудовании, что мы ему представили, он отстроил звук идеально»

Фото: Макс Керженцев / предоставлено Булатом Халиловым
Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым

Бюджет «Платформы»

Оборудование и билеты для музыкантов и спикеров составили основные статьи расходов организаторов фестиваля.

«Везти музыкантов в Нальчик дорого, и это, возможно, главная причина, почему в городе не так часто играют приезжие. Значительная часть бюджета фестиваля ушла на билеты и размещение музыкантов. Играть приглашенные группы согласились без гонорара», — рассказал Халилов.

Бюджет «Платформы» (Булат не захотел назвать точные цифры) по большей части был собран благодаря частным спонсорам, администрация покрыла всего 15% расходов.

«Для нас было важно, чтобы средства администрации — то есть деньги налогоплательщиков — не были основой бюджета», — заявил Халилов.

Спонсорами фестиваля выступили IT-компания ITV Group и «Ростелеком»; кроме того, организаторов поддержали клуб «Винил» и магазин уличной одежды Showroom Queens.

Еще один принципиальный аспект финансирования пилотного фестиваля — отказ от привлечения алкогольных спонсоров.

«Для Кавказа это спорный момент: вопросам морали, нравственности в регионе уделяют особое внимание. Это связано не с религией, а скорее с обывательским отношением к спиртному», — пояснил Халилов, добавив, что со временем безалкогольная политика «Летней платформы» может измениться.

«Мы понимали, что на фестивале кому-нибудь захочется выпить пива, но на первом месте должна была быть музыка. Мы за осознанное потребление, но это следующий уровень, к нему нужно прийти», — отметил Булат.

Работа над ошибками

На следующий день после окончания фестиваля Халилов наконец смог поспать несколько часов.

Первой «Летней платформе» ощутимо не хватало рабочих рук: помимо трех организаторов, над проектом работало около десяти человек. Халилов рассчитывает, что в дальнейшем в команде появятся новые люди.

«Мы делали фестиваль, которого до этого не было ни в Нальчике, ни в соседних республиках. Теперь, когда люди узнали о „Летней платформе“, волонтеров станет больше: в последние дни перед началом фестиваля все больше людей писали нам, предлагали помощь», — рассказал один из организаторов «Платформы».

Усталость не мешает Булату честно признавать организационные ошибки.

«Были огрехи: не смогли всех довезти, не выдержали тайминг, что нас очень расстроило», — заявил Булат.

Вместе с тем Халилов уверен, что «Летняя платформа» утвердила себя как важное событие для Нальчика.

«В целом то, как живьем звучали музыканты, то, как реагировали зрители, — это было очень круто, намного лучше, чем мы ожидали. Одним из приглашенных лекторов был [промоутер фестиваля „Боль“] Степан Казарьян, и он наверняка заметил множество недочетов, но сама атмосфера ему понравилась. Потом он сказал нам: „Если нужен совет, обращайтесь“. Значит, свои ошибки мы совершили не зря», — подытожил Халилов.

Фото: Макс Керженцев / предоставлено Булатом Халиловым
Фото: Макс Керженцев/предоставлено Булатом Халиловым